Статистика:

Search

  • 26Май

    Все это великолепие исчезло безвоз­вратно. В Малой кенасе служба еще про­должалась, по-видимому, до 1959 г. Боль­шая кенаса была закрыта в 1928 г. Неко­торое время в ней был антирелигиозный музей, потом краеведческий. Во время Великой Отечественной войны в зале устроили перекрытие, перегородки и раз­местили школу медсестёр. Тем самым был уничтожен единственный еще сохра­нявшийся элемент отделки интерьера — потолок. Его обрамляющий пристенный профиль и роспись сохранились кусочками в нескольких местах и могли бы стать ос­новой для реставрации.

    В настоящее время здание Малой ке­насы, полностью опустошенное, возвра­щено Крымскому караимскому обществу. Но время идет. Реставрация не начата. Хо­рошо, если не течет крыша.

    Что же касается великолепных двори­ков, то лишенные ухода, они разрушаются под атмосферными воздействиями: обру­шиваются стены, гибнет каменная резьба, надписи, кружево металлического трелья­жа. Растительность покрывает мощение, разъедает плиты.

    Как известно, благородная архитекту­ра и в руинах прекрасна. Но все же, кто спасет эти памятники Евпатории? Или эти невосполнимые материальные свидетель­ства, реликты, еще возносящие дух ушед­ших эпох над землей республики Крым так и обратятся в прах, унося с собой память об истории древних религий и народов?

    А. И. ОПОЧИНСКАЯ, кандидат архитектуры

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.  Климович Л. И. Ислам. М.( 1968, с. 156—171; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973, с. 234 и сл.

    2.  Г. Москвич, издатель многократно переиз­дававшегося Практического путеводителя по Крыму, сообщает, что в Бахчисарае можно видеть «вертящих­ся дервишей». Их «пляски» происходят в мечети два раза в неделю. Всего в Бахчисарае около двухсот дер­вишей. Они делятся на четыре ордена и живут в двух текие. Изд. 5-е. Одесса, 1896, с. 214.

    3.  Приводимые ниже возражения относятся к тексту книжки: Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида — Гёзлёв — Евпатория. Симферополь, 1977, с. 85-88. Отметим, что эта книжка, одна из не­многих, вышедших в годы застоя, где обсуждаются па­мятники крымско-татарской архитектуры.

    4.  Драчук В. Указ. соч., с. 85.

    5.Unsal   В. Turkish Jslamic Architecture in selguk and Ottoman times. 1071-1223. London, 1959, fig. 13b, S.34.

    6.  T о к a p e в С. А. Этнография народов СССР. М., 1958, с. 211.

    7.  Полканов Ю. А. Караимское вероиспове­дание: истоки, отношения с другими конфессиями в Крыму и новейшая история. Тезисы докладов научной конференции «Проблемы истории Крыма». Симферо­поль, 1991. Вып. 1, с. 94-96.

    8.  Артамонов М. И. История хазар. М., 1962, с. 266-279.

    9.  Караимский исследователь Бабаджан считает, что кыпчаки-половцы, хазары и хорезмийцы, смешав­шиеся в горных районах Крыма и образовавшие на­родность караимов, уже нашли здесь единоверцев — библистов. См. Бабаджан М. Ф. Краткая история крымских караимов и их этногенез (Исторический очерк). Ростов-на-Дону, 1956. Оттиск № 1, с. 5. Руко­пись хранится в Москве у Э. И. Чауш.

    10.  Szyszman S. Les karaTtes d’Europe. Uppsala, 1989, p. 25, 28-29.

    11.  Бейм С. Память о Чуфут-Кале. Одесса, 1862; С и н а н и И. О. История возникновения и разви­тия караимизма. Симферополь, 1888.

    12. Драчук В. С., Смирнов В. П., Челышев Ю. В. Евпатория. Симферополь, 1979, с. 126-130.

    13.   Первоисточником приводимого описания, по­вторяемого в книге Драчука и др. (Указ. соч., 1979), является брошюра Ельяшевича Б. С. Евпа­торийские караимские кенасы. Евпатория, 1928.

    Posted by admin @ 3:37 пп

Comments are closed.