Статистика:

Search

  • 26Май

    Год 1990 запомнится нам тем, что ар­хитектура конструктивизма, наконец, по­лучила реабилитацию. Почти через полве­ка о ней заговорили вновь, разрушив тем самым заговор молчания. Люди нового поколения открывают для себя еще одну забытую страницу отечественной культу­ры, дивясь таланту наших мастеров-кон­структивистов, во многом определивших направления развития современной миро­вой архитектуры.

    К радости открытия, однако, приме­шивается горечь за теперешнее состояние тех немногих произведений конструкти­визма, которые удалось довести до испол­нения в короткое десятилетие конца 20—30-х годов. Почти все эти здания, об­щественные, промышленные, жилые, нуждаются в срочном капитальном ремон­те, так как текущего, поддерживающего в их жизни, как правило, не было. Сейчас они, в большинстве своем не получившие статуса памятников, подпадают под произ­вол реконструкции. Строгая чистота этого архитектурнейшего из стилей обычно во­спринимается «отцами города» и испор­ченными типовиками «гениями» из граж­дан- и архпроектов как бедность. Поэто­му, получив задание на проектирование, они позволяют себе все — закладку окон­ных и дверных проемов, надстройки, унич­тожение балконов и даже облицовку мра­мором.

    В начале 30-х годов Ивановская про­мышленная область, в которую вошли три губернии — Владимирская, Ярославская и Костромская, активно проводила политику строительства новых по назначению зда­ний. Родина первых Советов, встав во гла­ве мощного текстильного объединения в центре России, разворот к новой жизни начала с возведения новых фабрик и заво­дов. Резкий рост потребностей в элек­троэнергии дал толчок к сооружению на местных торфяниках ГрЭС и ТЭЦ. Пробле­мами охраны труда рабочих текстильщи­ков стал заниматься специально созданный научно-исследовательский институт охра­ны труда. Для подготовки специалистов во всех крупных городах организовывались университеты и институты, поднимались новые здания и комплексы учебных корпу­сов и общежитий. Не забыта была и куль­тура — появились театры, дома культуры, кинотеатры, библиотеки, цирк и, конечно, жилье: дома-комунны, дом-корабль и т. п.

    К проектированию привлекались из­вестнейшие архитекторы-новаторы братья Веснины, И. Фомин, И. Голосов, Л. Лисиц- кий, Д. Фридман и др. Принципиальную новизну и демократизм конструктивизма активно поддерживало руководство Ива­новского промышленного региона, и общественные здания и целые комплексы в стиле конструктивизма начали формиро­вать лицо здешних городов. В Костроме в это время были возведены баня на ул. Сенной (снесена), почтамт, фабрика-кух­ня (реконструируется), железнодорожный вокзал (под угрозой сноса).

    Но лучшим памятником той поры, бесспорно, является льнокомбинат им. И. Зворыкина, в 1989 г. отметивший свое 50-летие. Инженер-текстильщик, энту­зиаст льняной промышленности России Иван Дмитриевич Зворыкин, вынашивал мечту о новой льнофабрике, разработал прядильную машину, по оценке специа­листов на 1930 год, лучшую в мире. Его изобретения высоко ценились знатоками льнопромышленности на Западе. Были и заманчивые предложения, но… ему хоте­лось построить такую фабрику, где рабо­чий имел бы максимум удобств для рабо­ты и заботу о его здоровье, именно в Рос­сии.

    Posted by admin @ 3:50 пп

Comments are closed.