Статистика:

Search

  • 26Май

    В ее проекте он предусмотрел не только максимальную механизацию про­изводства, экономию сырья и высокое ка­чество продукции, но особое внимание уделил санитарно-техническому устрой­ству комбината, охране труда и здоровья рабочих. «Стены цеха изразцовые, полы керамиковые или биолит. Высота корпуса 18 футов, ватера отстоят от стены на 7 футов. Полы на ватерах будут отапли­ваться, стоки с ватеров будут в колонки, около стен должно быть абсолютно сухо, окна широкие, почти 20 футов ширины, досамого потолка»,— так писал И. Зворыкин в своей книжке «Новая льняная фабрика». Невиданным было и пневматическое уда­ление пыли, приточная и вытяжная венти­ляции, отвод ватерных вод, душ для рабо­чих, комната гигиены.

    Обилие света, чистый воздух, абсо­лютная открытость внешней среде — не­пременные условия проекта фабрики-сада. Площадь перед корпусами подлежала озеленению, ажурная решетка ограды ра­скрывала пространство в городскую сре­ду. Цветники и клумбы на территории ста­новились естественным продолжением зе­леной планировки сквера на углу двух под­ходящих улиц. Рядом — комплекс социаль­но-бытовой застройки: рабочая столовая, детские сады, ясли, жилые дома для рабо­чих и ИТР, школа ФЗО.

    В основных производственных корпу­сах, прядильном и ткацком, площадь остекленения значительно преобладала над простенками, становясь прозрачной обо­лочкой, широко раскрывающей внутрен­нее пространство производства. Прядиль­ный и ткацкий цеха имели в кровле свето­вые фонари, освещавшие ряды станков и открывавшие цех верхнему пространству, что психологически снимало ощущение тя­жести бетонных сводов. На втором этаже прядильного корпуса своды держат выра­зительные по силуэту консоли-опоры. Их ритм — одна из составляющих эстетики но­вого пространства.

    К сожалению, неумение эксплуатиро­вать здание привело к преждевременному износу фонаря верхнего света и год тому назад его закрыли жестью. Ленивая ра­ционализация уничтожила не только верх­ний свет, но и сомкнула наглухо консоли, и тяжелый потолок навис над цехом. Меч­та тихо умирает в серой обыденности буд­ней, а сражение с верхним светом на ком­бинате продолжается. Уже под угрозой ликвидации фонари ткацкого цеха — выра­зительнейший элемент его архитектурного облика, впрочем, с фасадов уже основа­тельно подпорченного пристройками.

    Вот вертикаль семиэтажной химичес­кой башни — композиционного центра ар­хитектурного ансамбля — пока держится на первоначальных формах. Ее весо­мость, кубистическая плотность массы, при нерасчлененности объема на этажи с супрематическим росчерком противопо­жарной лестницы контрастирует с гори­зонталями протяженных корпусов, почти сплошь состоящих из витражей окон.

    Конструктивизм при внешней просто­те чуток к детали и не допускает небреже­ния, красота его творений в безупречно­сти линии, чистоте ритма, выверенности масштабных соотношений. Любая подме­на диссонирует, вырывается из стилевого единства.

    Posted by admin @ 3:51 пп

Comments are closed.