Статистика:

Search

  • 26Май

    Государственный музей архитектуры провел выставку «101 архитектурный чертеж русского авангарда: 1917— 1935». Это лишь небольшая часть кол­лекции графики советского периода из фондов музея. Архитектурные чертежи, отобранные для выставки, выполнены признанными классиками архитектуры. Достаточно назвать имена: Веснины, К. Мельников, И. Леонидов, А. Щусев, И. Жолтовский, Н. Ладовский, В. Кринский, М. Гинзбург, Б. Иофан. Репродук­ции этих работ обошли многие архитек­турные издания и широко известны.

    Творческой лабораторией для мно­гих мастеров архитектуры стал ВХУТЕ­МАС (Высшие художественно-техничес­кие мастерские)— основное учебное за­ведение, готовившее архитекторов. Здесь были сосредоточены основные преподавательские силы, сюда стекались наиболее талантливые студенты. Здесь рождались самые невероятные идеи, та­кие как «Город на воздушных путях со­общения» Г. Крутикова. Учебные работы студентов ВХУТЕМАСа составляют целый пласт в поисковой архитектуре тех лет.

    В экспозицию выставки включены проекты различных по назначению по­строек — от грандиозного Дворца труда до небольших киосков, так как диапазон социальных задач, поставленных перед архитекторами, был чрезвычайно широк. Часть проектов осталась на бумаге — конкурстные проекты «Дворец труда», «АРКОС», но они оказали значительное влияние на архитектурное проектирова­ние. Некоторые сооружения были по­строены — универсальный   магазин «МОСТОРГ» бр. Весниных, мавзолей Ле­нина А. Щусева и ряд других. Здесь же многочисленнью киоски, павильоны, прославляющие достижения народного хозяйства, клубы и дворцы культуры.

    Жилые дома, спроектированные с учетом идей «социалистического обоб­ществленного быта» и скорректирован­ные реалиями жизни, представлены в ра­ботах А. Гегелло и М. Мотылева.

    Закат Авангарда ознаменовался дву­мя конкурсами — грандиозными по по­ставленным задачам и предполагаемым средствам. В 1931—1933 гг. был прове­ден конкурс на «Дворец Советов», во­плотивший в образе своем (окончатель­ный проект Б. Иофана) и истории своего создания всю суть новой власти.

    Другой не менее грандиозный кон­курс — на здание Наркомата Тяжелой Промышленности — был проведен в 1934 г. Гигантское по объему сооружение должно было быть включено в ансамбль Красной площади. На выставке экспони­руются проекты только 3-х участ­ников — К. Мельникова, И. Леонидова и братьев Весниных. Эти конкурсы вобрали идеи, поиски и размах, заложенные пер­выми революционными годами в архи­тектурное проектирование.

    Универсальность архитектора прояв­ляется и в театрально-декорационном искусстве, ведь театральная декорация тоже архитектурное сооружение. Боль­шие мастера советской архитектуры не пренебрегали работой в театре. На вы­ставке представлены эскизы декораций и костюмов бр. Весниных к спектаклю Ка­мерного театра Таирова «Человек, кото­рый был Четвергом» Г. Честертона. Кон­структивистские декорации несли пред­ставление о городе будущего — механи­зированном метрополисе.

    М. Д. ВЕЛИКАНОВ

    Posted by admin @ 3:59 пп

Comments are closed.