Статистика:

Search

  • 10Май

    Вяч. К. Олтаржевский

    В осуществление постановления правительства об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1937 г. выставочный комитет привлек к составлению генеральных планов выставки ряд архитектурных мастерских Моссовета и Всесоюзную академию архитектуры. Из мастерских были привлечены: мастерская N° 1 (руководитель акад. Жолтовский), мастерская № 2 (руководитель акад. Щусев) и мастерская № 4 (руководитель проф. Бархин). Академия архитектуры поручила эту работу шести группам аспирантов, представивших самостоятельные проекты. Кроме того выставочный комитет поручил архитектурной мастерской выставкома представить особый проект с точным учетом всех заданий, естественных условий отведенной территории и возможности практического осуществления в пределах установок, данных правительством.

    Одним из главных затруднений при проектировании явились естественные условия отведенной под выставку территории. Предназначенная для застройки территория отрезана от входной части выставки со стороны Ярославского шоссе лесным массивом в 225—250 м, который необходимо было пройти, по возможности, с минимальной вырубкой. Как видно из прилагаемых проектов, это обстоятельство в некоторых случаях вызвало необходимость устройства переходной соединительной аллеи, в других же было совершенно игнорировано авторами.

    Особенности площади, предназначенной для застройки, таковы, что значительная часть ее представляет собой пониженную и сильно заболоченную поверхность с незначительным под’емом в сторону прудов и более резким в направлении северо запада. Верхний или первый со стороны парка пруд совершенно отрезан от выставочной территории лесным массивом, второй пруд лишь незначительной частью выходит из-за этого массива, но уровень его на 5 м, ниже уровня площадки. Эти условия местности не были учтены многими авторами, которые ориентировались на перспективу, замыкаемую прудами и раскрывающую перед зрителем заниженные части территории.

     

    Переходя к оценке проектов, необходимо отметить, что аспиранты Академии архитектуры имели в своем распоряжении для работы исключительно короткий срок, значительно меньший, чем мастерские Моссовета, и, несмотря на это, ими представлен ценный и богатый материал.

    Основной идеей проекта № 1 является создание системы площадей, переходящих одна в другую и последовательно раскрывающих ансамбли выставки.

    Пройдя первую площадь вводных павильонов, посетитель попадает на вторую площадь, завершающуюся стеной, на  которой средствами скульптуры и живописи, а также общей  архитектурной трактовкой плоскостей и масс, раскрываются ИС’ торические этапы с 1917 по 1937 г,

    С левой стороны площади расположена колонна, являющаяся осью поворота на третью площадь, по оси которой у  ее начала  расположен колоссальный монумент.

    Площадь представляет собой аллею достижений и побед народов СССР и замыкается монументальным павильоном    механизации    и электрификации сельского хозяйства. За павильоном открывается четвертая пло-иадь, ограниченная с трех сторон. Со стороны, примыкающей к павильону механизации, расположены гигантские модели сельскохозяйственных машин, которые связывают павильон механизации с расположенным по другую сторону площади павильоном совхозов и колхозов.

    Эти два павильона являются как бы пропилеями и вводят посетителя на территорию новой деревни.

    Дальше, по той же стороне площади, следует павильон переработки сельскохозяйственного сырья. Третья площадь ограничена павильоном животноводства.

    По аллее побед с одной стороны располагается серия павильонов республик, краев и областей, а с другой — открытый парк.

    Заключительным моментом плана, по идее авторов, является павильон «Кто-кого».

    Основным принципом плана было желание связать выставку с окружающей природой и противопоставить ее городской застройке. Однако авторы проекта в недостаточной мере учли масштаб предложенных ими площадей. Поэтому архитектурные элементы, которые должны оформлять площади, совершенно теряются в колоссальном масштабе открывающихся перспектив. Кроме того, у посетителя, после того как он миновал павильон механизации, прерывается руководящая нить дальнейшего следования. Такой ответственный павильон, как павильон растениеводства, отнесен авторами на второстепенный план, совершенно о сторону от общего графика движения посетителей.

    Авторы проекта № 2 вводят посетителя на территорию выставки широкими пропилеями, расположенными фронтально оси подводящего шоссе. Пропилеи ведут в просторный атриум с кассами, располагаемыми по обеим сторонам. Выставка начинается группой вводных павильонов, административного павильона и павильона связи, об’единенных колоннадой перистиля и образующих замкнутую площадь, через портики которой открывается перспектива на выставку.

    По выходе посетителя на главную аллею выставки, перед ним с правой стороны развертывается перспектива павильонов республик, областей и краев, связанных в отдельные группировки и об’единенных со стороны аллеи общей колоннадой. С левой стороны аллеи расположен цветочный партер. За ним открывается парк.

    Цепь павильонов народностей замьжается павильоном механизации и электрификации, и этим заканчивается главная аллея. Далее она переходит в основную площадь выставки, с правой стороны которой имеется вторая аллея, ведущая в отделы совхозов, колхозов и животноводства, а при следовании в обратном направлении — к отделам растениеводства и культуры. Эта аллея заканчивается перспективой на озеро.

    Следующая аллея служит, главным образом, целям декоративного оформления, ведя посетителя к мосту между двумя озерами и. далее на площадку атракционов. Левее от этой аллеи расположен павильон МТС и павильоны культуры и быта, перерабатывающей промышленности и промкооперации.

    Основным архитектурным элементом описанной площади является грандиозный павильон «Кто-кого», в котором будут подведены итоги 20-летней борьбы двух миров — социалистической системы и капиталистической. Это здание с прилегающими второстепенными архитектурными элементами образует доминирующий ансамбль.

    Общая идея графика движения ясна до момента осмотра посетителем павильона механизации, после чего посетитель, попав на главную площадь, имеет перед собой громадный выбор дальнейших путей. Кроме того, расположение павильона народностей по одну сторону главной аллеи вряд-ли можно признать удачным, принимая во внимание чрезмерную длину аллеи, вызываемую этим монотонность и отсутствие каких-либо элементов, ограничивающих противоположную сторону аллеи.

    Павильон МТС, неразрывно связанный в своей деятельности с работой колхозов, расположен в противоположном конце выставки.

    Главные вводные павильоны при входе на выставку разорваны входными портиками на две части. Таким образом, вместо двух, возникают четыре вводных павильона.

    Авторы проекта № 3 подчинили выставку парку. Намеченная ими планировка носит крайне расплывчатый характер и не выражает с достаточной четкостью идеи выставки. Через вводные павильоны посетитель попадает на широкую аллею, по левую сторону которой располагаются павильоны механизации, соц-культуры, группа совхозно-колхозная, затем группа животноводства и растениеводства.

    Последние две группы образуют два смежных полукруга и открываются в сторону громадного малонасыщенного пространства. В направлении озера и вблизи от него расположены разбитые на две группы павильоны народов СССР, образуя между собой значительных размеров площадь, направленную в сторону озер и ничем не оформленную. Главная аллея выставки также мало оформлена и не создает впечатления необходимой в данном случае торжественности.

    В проекте № 4 главный вход на выставку представляет собой пропилеи, заключенные между зданиями вводных павильонов. Система входных фонтанных пропилеев приводит посетителя на главную магистраль, замыкающуюся в конце второй группы гипостильных пропилеев. Левая часть главной магистрали занята вводными павильонами, расположенными на фоне местности, обработанной в виде колоссального макета СССР, с показом природных условий, флоры и фауны того или иного пояса.

    Система расположения павильонов такова:

    Вдоль магистрали расположены вводные павильоны отделов механизации, переработки, растениеводства и животноводства. Каждому из вводных павильонов отведена соответствующая площадь вглубь территории, на которой разворачивается экспозиция всего показа соответствующего отдела. Через вторую группу гипостильных пропилей посетитель попадает на площадь народов, окруженную с трех сторон павильонами народов СССР.

    Сама площадь решена водным партером, трактуемым как водяной сад, в центре которого предположена ажурная башня в 120 м вышины. Правая часть площади переходит во вторую площадь, меньшего размера, показывающую социалистический строй — совхозы, колхозы и машинотракторные станции.

    Кроме обычных сухопутных путей сообщения выставка пересекается сетью каналов.

    Освещение главного партера площади народов предполагается осуществить сквозь водное зеркало центрального бассейна, которое ночью превращается в гигантский рефлектор. Для освещения прочих мест предположено использовать самые об’емы павильонов.

    Параллельно главной магистрали с левой стороны партера запроектирована аллея, ведущая от сектора атракционов в галлерею культуры и искусства народов.

    Первая часть аллеи имеет ряд малых башен для обозревания территории. Вторая часть аллеи представляет собой площадь вытянутой формы, ограниченную с одной стороны колоннадой и большим открытым театром национальностей.

    Проект представляет собой несомненно интересное, смелое решение. Это фантазия, которую, может быть, легче было бы рассказать, чем претворить в действительность. В секции сельского хозяйства, расположенной в передней части выставки, непоследовательно и случайно расположены отдельные павильоны, не говоря уже о том, что проследить какой-либо график в глубине территории, отведенной для сельского хозяйства, не представляется возможным. Предполагая устройство громадного водного бассейна на главной площади народов и вводя систему каналов, как способа сообщения по выставке, авторы совершенно не учли экономическую сторону вопроса, а также трудность и время, потребное для реализации подобного замысла. Совхозы и колхозы — новая социалистическая форма деревни, приведшая к блестящему успеху реконструкции сельского хозяйства, должны быть связаны с первой частью выставки. Авторам необходимо отдать должное в их смелых попытках найти новые приемы оформления выставки.

    В основу плана выставки, согласно проекту № 5, положена идея круга, разделенного на секторы и сопряженного с широкой аллеей, ведущей в направлении Ярославского шоссе.

    Вход на выставку оформляется административными и вводными павильонами, откуда развертывается перспектива магистрали. В начале последней, по обеим сторонам ее, распределяются павильоны национальностей. Они оформляют широкую прямоугольную площадь, заканчивающуюся большим фонтаном на площадке отдыха.

    Национальные павильоны сгруппированы в восемь отдельных групп, каждая из которых занимает половину восьмигранника. Эта форма, по мнению авторов проекта, должна дать возможность более четкого распределения национальностей по сторонам полувосьмигранника.

    За аллеей национальностей перед зрителем развертывается общая картина выставки: главное поле с группой секторов, об’единенных вводными павильонами, образующими внутренний об’емный круг, в центре которого размещен павильон «Кто-кого». Система отдельных секторов включает все отделы, заданные программой выставки.

    Между вводными павильонами, расположенными на центральной площади, намечаются открытые проходы с радиально во все стороны территории расходящимися лучами.

    Центральная площадь, по мысли авторов, отводится для массовых собраний во время торжеств и демонстраций. Площадь окружена трибунами, а центральный павильон «Кто-кого» предположено оборудовать террасами.

    Система группировки павильонов национальностей в сооружения однородного типа противоречит программе задания и кроме того носит слишком механический характер. Между тем, отказ от намеченных авторами форм и введение отдельно стоящих павильонов сильно изменили бы весь характер плана. Предполагаемая авторами четкость плана при системе концентрических кругов, разбитых на секторы, вряд-ли могла бы быть уловима в натуре, принимая во внимание колоссальный радиус этих кругов и сравнительно ровную поверхность территории выставки.

    Скорее можно предположить, что посетитель, после выхода с площади национальностей, вместо четкой логичной схемы, намеченной авторами на плане, фактически увидел бы беспорядочно разбросанные по всей территории выставки павильоны и, может быть, только с вышки павильона «Кто-кого» сумел бы оценить прекрасный замысел авторов.

    В проекте N°. 6 композиция плана построена авторами на контрасте перехода от системы замкнутых форм к раскрытому свободному пространству. Опушка леса, окружающего территорию выставки, обрамлена отдельными павильонами, образуя тем самым совершенно свободную колоссальную площадь приблизительно в 60 га.

    Помимо указанного, особенностью данного проекта является об’единение всех павильонов республик, областей и краев в один общий архитектурный ансамбль. По мысли авторов, этот общий ансамбль связан по фронту свободно стоящей колоннадой, сзади которой на фоне стены должны быть художественно иллюстрированы характерные черты народов СССР.

    При взгляде на план, даже в его графическом исполнении, бросается в глаза расплывчатость и несоответствие архитектурного оформления размерам территории, свободной от застройки. Авторы впали в крайность, уже отмеченную при анализе проекта № 3, — они увлеклись показом парка и забыли об основной идее задания — создать выставочный ансамбль, отвечающий торжественному моменту двадцатилетия советской власти.

    В проекте N°. 7 от главного входа к выставочной площади ведет основная аллея, протяжением в 1000 м. По мысли авторов, вдоль этой аллеи, по обе стороны устанавливаются ленты движущихся тротуаров.

    У главного входа на выставку, с правой стороны, размещается обширный ипподром для организации бегов и показа колхозных лошадей

    При выходе из аллеи на главную площадь выставки перед посетителем открывается фактически вся выставка, организованная в пределах этой площади.

    Ближайшей к выходу на площадь группой является группа колхозов и совхозов со всеми ее ответвлениями. Здесь помещаются павильоны культуры и быта, павильон перерабатывающей промышленности и павильон промкооперации.

    Следующая группа, расположенная в форме квадрата, включает павильоны народов и образует вторую внутреннюю площадь, в центре которой расположен импозантный павильон, включающий в себя два вводных павильона и здание администрации. По мысли автора, эти соединенные три павильона должны служить основным архитектурным центром выставки.

    Сзади ленты павильонов народностей размещен отдельно павильон Украины, затем с правой стороны выставочной площади — павильон растениеводства, химизации и мелиорации, обращенный одной стороной к выставочному центру, а другой — примыкающий к лесу. Здесь же по оси главного здания размещается павильон механизации и электрификации.

    К северу от группы павильонов народностей, вдоль берега пруда, расположен отдел животноводства со всеми вспомогательными павильонами и сооружениями.

    На продолжении оси главной аллеи за прудом запроектирован маяк, который должен замьжать перспективу этой аллеи и быть источником освещения всей выставки, включая и главную аллею (общее протяжение 2 км).

    Одним из крупных достоинств проекта нужно считать централизацию всей выставки в пределах одной площади. При данном решении группировка павильонов окружена громадным свободным пространством, дающим возможность массового движения; с другой стороны внутри самой группировки имеются отдельные добавочные площади, дающие возможность удобного осмотра всех павильонов.

    Можно сомневаться в целесообразности устройства авеню протяжением в 1 км, так как механизация его вряд ли практически осуществима.

    Пространство, окружающее основные группировки зданий на главной площади, могло бы быть без какого-либо практического ущерба значительно сокращено. Центральный павильон выставки запроектирован авторами как монументальное здание в 45 м вышины. Подобное решение ни в какой мере не соответствует временному характеру выставки. Проект дает интересную схему, но непонятен график движения по выходе из аллеи на площадь, т. к. и главный павильон и вводные, совхозов и колхозов, заключены в ленту зданий.

    Автор проекта №    8 решает

    главный вход на выставку в виде шестигранной площади, на которую посетитель попадает через ряд пилонов. Эта площадь обрамлена вводными павильонами. В центре шестигранника запроектирован водоем с фонтаном. Далее, по оси главного входа однопролетный мост-арка. В центре проспектов — статуя тов. Сталина. Павильоны народностей об’-единены в общую архитектурную композицию без какого-либо подразделения на отдельные павильоны. Приблизительно в конце этой части выставки справа за павильоном народностей расположен дом администрации. Далее, по центральной оси следуют павильоны механизации и электрификации, после чего главная аллея вливается в большую площадь, вокруг которой размещены павильоны разных отраслей сельского хозяйства.

    Центральная площадь акцентируется большим зданием культуры и быта. За озерами расположен ат-ранционный городок.

    Хотя проект и подкупает своей простотой, но к сожалению, автором мало учтены местные условия как в отношении существующих горизонтальных отметок, так и в отношении лесных насаждений.

    Размер круглой площади, при наличии окружающего кольца одноэтажных зданий, трудно признать масштабным, а сама кольцевая система без четкого подразделения секций затруднит ориентировку на участке. Не предусмотрено и развитие секций, так как сзади основного круга почти не остается места для каких-либо добавочных и вспомогательных сооружений.

    Характер композиции дорог на той же площади вряд-ли облегчит ориентировку посетителей.

    В проекте № 9 композицией входа является ряд пилонов и колонн с некоторым вводным пространством, ограниченным ахритектурными элементами.

    При входе на выставку посетитель видит перед собой площадь в форме вытянутого шестигранника, ограниченного зданиями павильонов растениеводства и химизации.

    На оси этой площади прямо против входа расположены павильоны механизации и электрификации, переработки продукции сельского хозяйства, культуры и быта.

    Далее посетитель попадает на аллею, длиной около 500 м. Эта аллея приводит на небольшую переходную площадь, с которой посетитель, идя направо, приходит к входу в отдел животноводства, а идя налево, через пропилеи, попадает на главную площадь выставки.

    Против входа на эту площадь расположен главный вводный павильон. Налево от него — павильоны совхозов, колхозов и всех зданий, связанных с их показом. Направо от входной оси по сторонам грандиозного партера расположены павильоны народов СССР. Площадь с торцовой стороны, благодаря разрывам между редко расставленными павильонами, постепенно переходит в направлении прудов в парк.

    По своим основным композиционным группировкам проект представляет большой интерес. Крупным достоинством проекта является продуманная проработка формы площадей и расстановки отдельных павильонов и их групп. Прекрасно разработан партер главной площади, дающий спокойный строгий ковер, монотонность которого оживлена разбросанными архитектурными элементами. Менее совершенна практическая сторона проекта. Первая площадь выставки с группой отделов сельскохозяйственного показа слишком оторвана от остальной части выставки; в частности отдел механизации отнесен слишком далеко от выставки совхозов; посевы растениеводства, павильон которого находится в самом начале выставки, расположены за линией прудов, т. е. на расстоянии в 2 км. Вряд ли можно считать рациональной запроектированную автором сложную систему переходов от входа к основной площади выставки.

    Проект N° 10 предусматривает два основных центра: первый — площадь народов СССР и второй — площадь социалистической реконструкции сельского хозяйства.

    Через входные пилоны посетитель попадает на небольшую площадь, служащую как бы вестибюлем выставки, на которой расположены здание администрации, павильон связи и информационное бюро. Здесь посетители группируются и инструктируются по всем вопросам осмотра выставки. Эта площадь является вступительной, т. е. приготовляющей посетителя к последующим впечатлениям выставки.

    Прямо против входных пилонов расположен грандиозный фонтан. Главные элементы оформления площади—административный павильон и вертикальный скульптурно-оформленный пилон находятся с правой стороны, т. е. в части площади, откуда ведет аллея вглубь выставки, направляя таким образом посетителя по надлежащему руслу движения.

    Попадая на аллею, ведущую к первому центру, зритель ориентируется в своем продвижении на замыкающий перспективу аллеи вводный павильон.

    Вдоль аллеи, по ее сторонам располагается «сельскохозяйственная скульптура», а по ее оси предположена лента цветочного партера с серией вкрапленных в него небольших фонтанов. Все пространство по обе стороны аллеи, между вступительной площадью и площадью народов СССР, превращается в культивированный парк английского типа.

    По выходе из аллеи перед зрителем открывается вся площадь народов, на которой доминирующим архитектурным об’емом является вводный павильон.

    Размеры этой площади предусматривают массовые митинги, деМонстрации и празднества, при чем планировка ее такова, что при наличии многолюдного митинга в центральной ее части нормальное движение посетителей вдоль ленты павильонов не нарушается.

    На центральной оси площади расположен водный бассейн, на котором предположена об’емная композиция гигантского фонтана.

    Перейдя на другую сторону площади, зритель попадает на ось, ведущую ко второму центру выставки. Как и в первой аллее, перспектива данной оси замыкается вертикальным об’емом центрального здания следующей площади. В части аллеи между площадью народов и площадью реконструкции сельского хозяйства по правую сторону расположен павильон отдела совхозов, по левую сторону — павильон отдела колхозов.

    Раскрываемая перед зрителем площадь имеет форму восьмигранника, четыре ее стороны заняты вводными павильонами в отделы механизации, культуры и быта, растениеводства и животноводства.

    Из вводных павильонов перечисленных отделов идут дороги вглубь территории выставки. Остальные четыре стороны восьмигранника ограничены лишь незначительными по размеру архитектурными элементами, дающими возможность непосредственно воспринимать окружающий пейзаж парка.

    Партер этой площади занят частью декоративными цветочными насаждениями, частью же образцовыми посевами различных культур.

    По выходе с площади в направлении прудов расположены павильоны переработки сельскохозяйственных продуктов и промкооперации, по характеру своего показа связанные с прилегающими отделами животноводства и полеводства. Перспектива этой аллеи замыкается грандиозным фонтаном, расположенным в центре озера.

    Следуя далее по аллее, посетитель попадает на площадку отдыха, где на берегу озера разбросаны рестораны, кафе и проч.

    Для обратного движения публики с выставки, при нежелании ее вторично проходить через территорию выставки, предусмотрены дороги вне расположения павильонов, ведущие непосредственно к площади, расположенной за пределами выставки перед ее входом. Кроме главного входа имеется второй вход со стороны Останкинской улицы, соединенной аллеей с первой центральной площадью и другими пунктами выставки.

    В основу проекта заложена общая мысль постепенного развертывания выставки перед зрителем и поддержание в нем интереса путем непрерывной смены перспектив при продвижении по выставке.

    Само собой разумеется, что вдаваться в оценку данного проекта автор настоящей статьи не считает возможным. Этой оценки он ждет от других.

    При рассмотрении проектов для сельскохозяйственной выставки 1923 г. автор статьи был одним из членов жюри. Это обстоятельство невольно вызывает сравнение материалов, представленных в обоих случаях.

    Проекты 1923 г. за небольшим исключением характеризовали полную растерянность авторов и неумение подойти к разрешению поставленной перед ними задачи. Это были или наивные деревенские мотивы или, наоборот, «классическая» стилизация без учета реальных возможностей и характера первой советской выставки.

    Совершенно другая картина представляется теперь. Большинство авторов проявило и понимание задачи и действительное мастерство. Почти все представленные проекты можно было бы принять за основу и разработать до степени, достойной торжественного юбилея двадцатилетия советской власти.

    Posted by admin @ 5:57 пп

Comments are closed.