Статистика:

Search

  • 10Май

    В А. ЩУКО, в. Г. ГЕЛЬФРЕЙХ

    Закончен строительством и открыт ростовский театр им. Горького. О грандиозности произведенных работ можно судить по тому, что на строительство пошло 7 млн. штук кирпича, 8 тыс. тонн инкерманского известняка, 3.900 тонн мрамора, 3 тыс. тонн гранита. Электрическая подстанция театра больше дореволюционной городской электростанции, питавшей светом весь город.

    Во всесоюзном конкурсе на постройку театра в Ростове мы участвовали как авторы заказного проекта. В отличие от обычной дореволюционной практики театрального строительства задание предусматривало сильно развитые помещения для обслуживания зрителя и актера, теа-музей, теа-библиотеку и малый зал концертного типа. Для артистов сцены было предусмотрено заданием большое фойе, гимнастический зал,
    прекрасно оборудованные уборные с душами и проч.

    В основу приема замысла проекта легло размещение малого зала в передней части здания над фойе главного зала и устройство входов как в большой, так и в малый зал с площади Революции, т. е. с главного фасада, соподчинив вход в малый зал входу в большой.

    Архитектурным выражением этого приема явились две отдельно стоящие застекленные лестничные клетки, соединенные перекинутыми гал-лереями-мостами с основным зданием и ведущими к фойе малого зала. Этот прием позволил решить все здание театра очень компактно, монументальным и цельным об’емом. Мы старались также внести максимальную ясность в разрешение за-сценных помещений и избежать мно-гоэтажности сценических уборных.

    Весь театр облицован белым инкер-манским камнем. Цоколь и стилобат обработаны полированным гранитом. Входы в театр оформлены пилястрами из полированного лабрадора, верхняя часть фасадной стены облицована шлифованным белым мрамором и может служить экраном для световых реклам и демонстрации кинофильмов.

    В театр зрители входят, поднимаясь по двум большим гранитным лестницам. Автомашины в’езжают по боковым пандусам, проезжая под перекинутыми через них галлереями. На уровне второго этажа, справа и слева от входа, расположены два крупных барельефа работы скульптора Королькова, изображающие наиболее яркие эпизоды революционной истории Северо-Кавказского края.

    Само здание сооружено в городском парке на границе между Нахичеванью и Ростовом. Прилегающая к нему часть парка оформляется фонтанами, скульптурами, лестницами и прочими видами садовой архитектуры. От театра к Дону спускается озелененная полоса, обработанная терассами, спускающимися к Дону.

    Главные лестницы облицованы естественным мрамором. Вестибюль обработан искусственным мрамором. Освещается он скрытым светом, помещенным внутри капителей колонн специальной формы. Фойе представляет большое двухсветное помещение на уровне партера большого зала. Оно обработано также искусственным мрамором. Передняя его стена сплошь застеклена и открывает великолепный вид на Дон и степь. По бокам фойе расположен большой буфет и гостиная тихого отдыха На плафонах главного фойе предполагается роспись. Все кресла в зрительном зале мягкие кожаные, откидные. Стены зала обработаны частично искусственным мрамором и полированным деревом. Передняя часть плафона обработана в виде большой раковины со щелью для освещения сцены прожекторами. Предусмотрена также щель для пролетов над просцениумом. Последний широко развит и ограничен с боков высокими нишами, идущими от планшета до потолка и снабженными балконом и галлереей, что дает возможность актерам появляться по ходу действия на боковых сценах и галлерее.

    Большой зал театра вместимостью в 2.250 человек производит впечатление очень небольшого и угодного помещения. Форма зала круглая. Портальная арка и занавес цилиндрической формы. По краям портала имеются две боковые сцены с вертящимися кругами. Примыкающие к боковым сценам стены зала решены рядом параллельных уступчатых плоскостей в характере постоянных кулис. Источники света скрыты от зрителя за этими кулисами, что дает возможность применять самые разнообразные световые эффекты при оформлении спектаклей.

    Размер портала сцены 19 м X 12 м. Сцена имеет два боковых кармана для быстрой смены декораций. Планшет сцены оборудован большим вращающимся кругом и вращающимся вокруг него кольцом. Обслуживающие сцену помещения, как актерские уборные, артистические фойе, репетиционные залы и различные мастерские, также широко развиты. Они расположены в двух этажах.

    Сцена рассчитана на полное механическое оборудование. За сценой имеется очень больших размеров конструкторская и декорационная мастерская. Конструкторская мастерская, которая служит для монтажа декораций, в случае надобности может быть превращена в аррьер-сцену.

    На сцену устроен непосредственный доступ из двора, дающий возможность быстрого ввода громоздких декораций и установок, необходимых по ходу спектаклей.

    Все оборудование сцены спроектировано инж. И. В. Экскузовичем.

    Малый зал специально спроектирован как концертный и для эстрадных выступлений, но и в нем могут даваться целые, правда- несложные, постановки. На эстраде будет поставлен большой орган.

    Библиотека и музей расположены в верхних галлереях, выходящих на боковые фасады, поддерживаемые колоннадой. В музее будет функционировать постоянная выставка макетов, эскизов к театральным постановкам и т. д. Пользование библиотекой предположено не только для актеров и работников театра, но и для зрителей.

    Таковы в кратких чертах детали ростовского Большого театра, своим успешным осуществлением обязанного коллективу работников строительства под руководством т. А. М. Стамблера

    Posted by admin @ 6:53 пп

Comments are closed.