Статистика:

Search

  • 10Май

    Л. М. Букалова, А. С. Смолицкий

    Сталинец является одним из крупнейших индустриальных центров Кузбасса. В ближайшем будущем он приобретет также значение административно-хозяйственного и культурного центра района, с количеством населения до 225 тыс.

    Основным фактором образования города является Кузнецкий металлургический комбинат. Большой грузооборот вызывает интенсивное развитие транспортных устройств и новых магистральных выходов из района. Таким образом, Сталинск приобретает также значение большого железнодорожного транспортного узла.

    Территория, отведенная для строительства металлургического комбината, определила собою месторасположение города. Район строительства города и промышленности характеризуется следующими особенностями:

    Территория находится на левом берегу реки Томь, которая является фактически единственной водной артерией Кузбасса. Часть территории, расположенная вдоль пойменной части реки Томь, характеризуется спокойным рельефом местности и ограничена с юга и юго-запада горой.

    Спокойная часть территории имеет чрезвычайно сложную гидрогеологическую характеристику (высокий уровень стояния грунтовых вод, наличие заболоченных территорий с залеганием торфа). Кроме того, территория в некоторой своей части изрезана староречьем и заливается в весенние паводки. Западная часть территории в районе Араличево содержит угленосные отложения.

    По климатическим особенностям район характеризуется западными и юго-западными господствующими ветрами, большим количеством осадков и резко континентальным климатом.

    Проектирование г. Сталинска началось с 1928 г. Но благодаря слабой технико-экономической изученности района, не установившимся наметкам развития промышленности в районе и отсутствию (до последнего времени) достаточных изысканий для составления геологической и гидрогеологической характеристики территории, проект планировки г. Сталинска ежегодно нуждался в коренной переработке.

    Последний проект планировки (ниже описываемый) составлен на основании наиболее полно разработанных материалов технико-экономического обоснования и инженерногеологической и гидрогеологической изученности района строительства города 1

    ____

    1 Авторы проекта: гл. арх. И. С. Гуревич, Л. М. Букалова, А.  С. Смолицкий; соавторы: ерх. Т. Н. Дружинина, Л. М. Гершкович.

     

    Определившаяся сложность архитектурно-планировочной среды обусловила необходимость предварительной проработки шести вариантов схем распределения территории для выбора оптимального решения.

    Таким решением явилось использование под селитьбу лучших частей северной равнинной территории (расположенной вдоль поймы рек Томь и Аба), имеющих наиболее благоприятную геологическую и гидрогеологическую характеристику, а также части нагорного района, имеющей благоприятную санитарно-гигиеническую характеристику и в сочетании с северной площадкой города представляющей большой архитектурный интерес решения города в разных уровнях (южная — нагорная и северная — низменная).

    Удобные земли, входящие в городскую черту, расчленяются проектом планировки на следующие основные зоны: промышленную, защитную, транспортную, зоны зеленых насаждений и сооружений технического оборудования.

    Селитебная зона размещается параллельно промышленной зоне и разделяется транспортной магистралью и южным промхозяйственным районом на две городские части — северную и южную.

    Такое расположение селитебной территории обусловливается естественными условиями местности и обеспечивает хорошую связь с существующими местами труда и резервной территорией промышленных предприятий первоочередного освоения. Связь между двумя жилыми массивами достигается устройством двух путепроводов, идущих над железнодорожными путями.

    Таким образом, вся городская территория представлена в проекте з виде двух основных районов, емкостью: северный район —100 тыс. чел. населения, южный—80 тыс.

    Северный и южный районы города разделяют Сталинск на два административных района.

    Помимо этого, проектом предусмотрено более дробное районирование в части культурно-бытовых и коммунальных устройств.

    Городские районы расчленяются -а жилые кварталы с первичным сетьевым обслуживанием. Количество населения отдельных кварталов 5—6 тыс. человек.

    Зона зеленых насаждений включает защитную зелень, отделяющую селитебную территорию от промышленности и железнодорожных путей, охранную зелень, идущую по периферии города, и парни культуры и отдыха.

    В центральном парке культуры и отдыха, расположенном у реки Кондомы, используется водное пространство, находящееся в стороне от движения по реке Томь.

    Это место в отличие от остальной прибрежной полосы заливается лишь в периоды критического паводка. Местоположение центрального парка культуры и отдыха на этой территории дает возможность хорошей внутренней его организации и связи как с северным, так и с южным районами города.

    Районный парк северной части города расположен на берегу реки Томь. Этот парк соединяется с центральным парком зеленой зоной, оформляющей набережную реки Томь.
    Третий партерный парк расположен в центральном районе на территории Мохового болота. Этот парк связан с административно-культурным центром и привокзальной площадью и оформляет собой магистраль города, идущую по границе Мохового болота.

    Наконец, проект предусматривает устройство районного парка верхней колонии и районного парка нагорной части города, расположенного в больничной долине в глубине жилого массива.

    Помимо этих парков намечается озеленение набережной реки Абы, зелень по магистралям, ряд скверов и внутриквартальные зеленые насаждения.

    Направление основных магистралей обусловилось необходимостью создания наиболее простой и четкой связи мест труда с селитебной территорией и отдельных районов между собой. Ежегодно в прошлом пересоставлявшиеся проекты, частично осущевлявшиеся в натуре, сильно осложнили для авторов последнего проекта задачу создания полноценного социалистического города. К настоящему моменту почти закончена сортировочная станция и начата строительством пассажирская станция (прорезающие селитебную территорию по границе нагорного района); осуществлены в натуре шесть жилых кварталов по проекту арх. Э. Май, в общей сложности составляющие довольно большой район унылой строчной застройки. Все это наложило, понятно, известный отпечаток как на зонирование территории, так и на построение сеток магистралей и площадей.

    Последняя проектировка, учитывая общую форму селитебного пятна, в целях создания в ней гармоничной сетки магистралей и расположения площадей, избегала по возможности случайности как направления, так и формы магистралей и площадей.

    Строгой прямолинейности улиц и магистралей в северной части города противопоставляется умеренная изломанность и частичная криволинейность улиц нагорного района (в соответствии с топографической характеристикой местности этой территории), что в то же время обеспечивает наиболее простую работу коммунального транспорта.

    Межквартальные улицы и проезды построены с учетом обслуживания жителей квартала (не превышая 600 м. расстояния от любой точки квартала до оси механического транспорта).

    В части решения ансамбля об’емно — пространственными средствами генеральный проект планировки фиксирует форму площади, характер оформляющих ее сооружений, направленность осей, расположение основных акцентирующих моментов на магистрали (выявление входов в квартал, выявление перекрестков, застройку открытую или закрытую, характер ритма — размер здания, этажность и пр.).

    Главные магистрали северного района города оформляются линейной застройкой. В архитерктурной трактовке магистрали учитывается ее значение как отрезка между двумя узловыми пунктами и то архитектурно-художественное впечатление, которое должен получить зритель от каждой отдельной части этого отрезка при движении по улице,

    Наиболее полно выражается этот принцип в оформлении широтной магистрали. Эта магистраль, пролегающая на протяжении трех равновеликих кварталов, оканчивающихся с обеих сторон двумя архитектурно-значительными раскрытиями — площадями, оформляется по единому архитектурному замыслу с осью посредине.

    Архитектурные об’екты, размещаемые на отрезках магистрали между вливающимися в нее проездами, представляют собой отдельную «малую» композицию, хотя и подчиненную общей «большой». Каждый отдельный строительный об’ем, подчиняясь, в свою очередь, общей архитектуре квартала, представляет собой в то же время целостный архитектурный образ.

    На пересечениях магистрали с проездами мыслятся архитектурно-об’емные подчеркивания, дающие ответственным местам магистрали особую выразительность. Предполагаемая здесь этажность — шесть и частью семь этажей.

    Для диагональной магистрали северной части города в ответственном месте перехода ее на мост через реку Абу применяется архитектурный прием, подчеркивающий этот участок магистрали, как конечный при подходе со стороны центра и как начало города при подходе со стороны заводоуправления.

    В этом месте жилые здания, выступающие симметрично по обе стороны магистрали, на всю ширину тротуара, с особо подчеркнутой на подобие пилонов) высотой их, в соединении с архитектурой ворот, проектируемых на оси магистрали, зают замкнутую перспективу — архитектурно-художественный образ завершения магистрали.

    Эти же сильно повышенные выступы зданий, имеющие характер монументов, с открывающейся за ними перспективой магистрали со стороны моста, дают величественное впечатление раскрывающегося города.

    Проектом планировки предусматривается также частичная реконструкция выстроенных ранее кварталов строчной застройки, с целью изменения характера застройки хотя бы по внешнему периметру проездов и улиц.
    При решении магистралей южной части города принималась во внимание специфичность ее расположения на склоне горы, благодаря чему оформление ее отдельных частей читается не только изнутри, но и с магистралей и кварталов северной части города. Отсюда особая ответственность в решении силуэта магистралей, идущих по северным склонам южной части города.

    Принятые приемы строчной системы используют естественный рельеф местности. В условиях освоения нагорной территории этот тип застройки приобретает совершенно иной архитектурно — художественный характер организации пространства. Падение рельефа (благодаря которому в комплексе строчки каждое здание поднимается выше другого на 4 м) открывает для зрителя, двигающегося по магистрали и внутриквартальному пространству, фасады зданий, а при соответствующей обработке верхних этажей и крыш трельяжами и галлереями —открывает для населения этих домов очень интересную перспективу с видом на площадь и центральный парк культуры и отдыха. Таким образом, главная магистраль нагорной части города начинается строчной застройкой по внешней своей стороне, открывающей перспективы на внутренние ансамбли квартала и на северную часть города.

    Развивая этот мотив, застройка переходит в пилообразную, выявляющую самую высокую точку на магистрали, и сбегает вниз к восточной площади группами скульптурных ансамблей жилья, открывая парк и вид на окрестности Сталинска.

    Общественные сооружения расположены главным образом на площадях и в транспортных узлах, где открытые пространства создают возможность их фронтальной ориентации по отношению к зрителю.

    Административно — культурный центр Сталинска располагается в северной части города на пересечении диагональной и широтной магистралей и решается двумя связанными между собою площадями.

    Центральная общегородская площадь, в соответствии с ее значением, решена в симметрично-монументальных формах.

    Западная сторона оформляется величественным зданием горсовета. По обе стороны его идут от площади широкие, короткие магистрали, соединяющие административную часть центра с его культурно — просветительной частью.

    Северная и южная стороны центральной площади оформляются отвечающими друг другу об’емно-архитектурными массивами зданий гостиницы и хозяйственных организаций.

    Против здания горсовета устанавливается монумент-обелиск.

    Противоположная горсовету сторона площади застраивается домом промышленности с подчеркнутой высотностью. Горсовет и дворец культуры об’единяются одним участком, который оформляется обширным бассейном с фонтанами, скульптурными группами, колоннадами и зелеными насаждениями.

    Работа по проектированию г. Сталинска в настоящее время вступает в новый проектировочный этап, в связи с решением правительства о строительстве на правом берегу реки Томь паровозо-вагоностроительного завода, вызывающего к жизни новый городской организм с количеством населения около 100 тыс. человек.

    Posted by admin @ 7:51 пп

Comments are closed.