Статистика:

Search

  • 10Сен

    Теперь, когда видишь часть реконструируемой улицы Горького, невольно забываешь, в каких условиях строительство осуществлялось и что ему предшествовало. Для учета опыта этого строительства небезынтересно вспомнить его историю.

    На участке, занятом в настоящее время новыми домами, было расположено большое количество мелких зданий с маленькими двориками, имевшими каждый свое хозяйство. Для того, чтобы не нарушать нормальной жизни жильцов, решено было строительство вести позади существующих уличных домов, переложив имеющуюся коммуникацию (водопровод, канализация, электричество и т. д.) по другой трассе.

    Строительная площадка корпуса А (от Охотного ряда до проезда Художественного театра) представляла собою узкую полосу длиной около 250 м. Здесь еле-еле размещался габарит нового дома, и оставалась свободная полоска в 8—10 м, обеспечивавшая, по (существу, только проезд.

    В еще более стесненных условиях расположен корпус Б, Свободное пространство на участке от проезда Художественного театра до Советской площади в некоторых случаях не превышало 1,5—2 м, местами новый дом примыкал к другим строениям вплотную. При таких предпосылках и чрезвычайно коротких сроках строительства естественно возникал вопрос о максимальной механизации и индустриализации строительных работ.

    Работы по корпусу А были начаты глубокой осенью 1937 года, в конце октября. К строительству корпуса Б приступили, по существу, в начале 1938 года. Несмотря на осенние условия, земляные работы по корпусу А (выемка) были выполнены в месячный срок. Применялись экскаваторы типа «Комсомолец» с об’емом ковша в 0,35 м2, которые при очень стесненной площадке, по существу, и предрешили успех земляных работ. Выемка 20 000 м3 грунта кустарными методами, если учесть, что приходилось считаться с необходимостью удаления остатков старых стен и фундаментов, потребовала бы большого числа землекопов и не давала бы
    возможности нормально наладить поточную работу транспорта.

    Поэтому организация земляных работ была построена так, что основную массу земли экскаваторы вынимали «вчерне», обратными лопатами, находясь вне котлована; зачистку же земли производил экскаватор с прямой лопатой, опущенной в котлован.

    Укладка фундаментов велась параллельно с земляными работами. Полученный от разборки старых зданий щебень был использован для фундаментов нового здания. Бетон частью привозился на постройку в готовом виде, частью изготовлялся на самой площадке. На укладке бетона был испытан бетононасос, качавший готовый бетон в установленную разборную опалубку. В связи с наступившим похолоданием, бетононасос не был использован |в полной мере, однако целесообразность его применения при индустриальных методах строительства была на опы те доказана.

    В двухмесячный срок при использовании ограниченного числа каменщиков на корпусе А было уложено 7 млн. кирпичей. В день укладывалось до 120 000 шт. кирпичей. Кирпичная кладка велась с под’емных подлесков типа Артеменко. На подаче кирпича и раствора работали отсечные и шахтные под’ем-ники. Установленный для сборки конструкций катучий полноповоротный башенный кран был, кроме того, испытан на подачу кирпича в контейнерах и в этой части также себя полностью оправдал.

    Такие трудоемкие работы, как установка элементов сборных металлических конструкций весом до 1,5 — 2 т, производились краном быстро и легко. Все металлические части (колонны, прогоны и т. д.) завозились на постройку в готовом виде.

    Все железобетонные перекрытия (сборные плиты и балки Рапид) изготовлялись также заводским путем. Деревянные перегородки заготовлялись в виде щитов и доставлялись с заводов уже обитые рогожей и дранью. Столярные изделия поступали уже навешенные на петли, оставалось только установить их в проемы.

    Штукатурка потолков и карнизов осуществлялась литым способом, а деревянные перекрытия представляли собой балки стандартного размера с шлако-алебастровым литым накатом. Системы центрального отопления, водопровода, канализации, газа и горячего водоснабжения монтировались на месте из деталей, заранее заготовленных на специальном заводе, так что, несмотря на большой об’ем этого вида работ, на постройке было занято немного слесарей.

    Впервые в Москве в широком масштабе на всем корпусе А была применена литая штукатурка потолков и карнизов. Способ этот полностью себя оправдал и, несмотря на ряд первоначальных неполадок, намного ускорил производство штукатурных работ.

    Весь необходимый для штукатурных работ раствор подавался растворомешалками с помощью растворонасосов. Насосом же при помощи воздушных компрессоров и сопла штукатурный слой наносился на стены.

    Большие успехи были достигнуты и в области малярных работ. Все механизированное приготовление шпаклевки, купоросного раствора и колеров было сосредоточено в одном «колерном хозяйстве». Далее материалы уже в готовом виде с помощью насосов доставлялись к местам потребления. Шпаклевочный слой наносился на стены при помощи специально сконструированной «удочки-сопла», работавшей сжатым воздухом. Производительность по этому виду работ возросла почти в 20 раз.

    Вся покраска потолков и стен была выполнена при помощи удочек, пистолетов и покрасочных агрегатов «КАУ-100». Паркетные полы строгались и циклевались специальными машинами.

    Особо следует остановиться на работах, связанных с оформлением фасада. На фасаде впервые в широком масштабе была применена искусственная цементная облицовочная плита. Заводским путем были изготовлены, кроме того, все тяги, карнизы, пилястры и т. д.

    Особые трудности представляла доставка на стройку материалов заводского изготовления. Транспортные потоки регулировали специальные диспетчеры, что обеспечило бесперебойное снабжение строительства материалами при полном отсутствии площадей для их хранения.

    Кроме механизмов, уже испытанных при строительстве корпуса А, для корпуса Б был использован кабель-кран, который подавал материал через существующий 6-этаж-ный дом, так как никакого под’езда для подачи материалов непосредственно к этой части корпуса не было.

    Значительной проблемой являлся снос старых строений. Техника взрывных работ показала, что даже на стесненных участках этот метод наиболее эффективен, экономичен и целесообразен при условии использования для бетонов полученного от разборки щебня.

    Строительство корпусов А и Б было осуществлено основным строительным трестом Мосжилгосстрой и рядом специализированных трестов и контор: земляные работы выполнены Мосжилмеханизацией, каменные — конторой каменных работ треста Мосжилстрой, штукатурные, малярные и паркетные — Мосжилспецстроем, сантехнические — Мосгорсантехстроем, электроработы — Мосэлектромонтажом, работы по оформлению фасада — Трестом скульптуры и облицовки, разборка и передвижка домов — Трестом передвижки и разборки.

    Привлечение к работе специализированных трестов и контор, в которых индустриализация и механизация прививаются легче, является бесспорной заслугой руководителей стройки.

    Необходимо добиться, чтобы, учитывая опыт строительства по улице Горького, все наши стройки превратились в «монтажные площадки, на которые вместо необработанных материалов поступали готовые детали. На самых постройках с помощью кранов должен производиться только монтаж изделий. Важно также, чтобы ручной механизированный инструмент получил всеобщее признание. При смелом введении стандартизации и механизации в строительстве наши постройки, даже с минимальным количеством занятых рабочих, будут строиться быстро, дерево и хорошо.

    Posted by admin @ 9:49 пп

Comments are closed.