Статистика:

Search

  • 10Сен

    П. КРАСИЛЬНИКОВ

    Гидро-геологические особенности грунта на площадках, отведенных под строительство корпусов А и Б, сильно разнятся.

    На участке корпуса А под мощным пластом культурных отложений на глубине заложения фундаментов находится грунт—песок, среднезернистый, естественной влажности с допускаемым напряжением в 3 нг/см1. Грунтовые воды находятся ниже уровня полов подвалов. На участке корпуса Б под такими же мощными пластами насыпного грунта находится песок иной, мелкозернистый, притом глинистый и водонасыщенный, с допускаемым напряжением в 2 кг/см2. Уровень грунтовых вод здесь сравнительно высок, особенно у проезда Художественного театра, что вынуждало в этом месте отказаться от устройства подвалов.

    По всей трассе норпусов еще в проекте предусматривалась возможность нахождения большого количества старых выгребных ям, отстойных колодцев и т. п. В процессе строительства это предположение полностью подтвердилось. Исходя из этих условий, проектировались ленточные фундаменты как под наружные стены, так и под внутренние опоры-колонны (для опор в подвалах были введены две продольные и внутренние стены, на которые и ставились несущие колонны). Правильность выбора именно такой системы фундаментов, а не фундаментов в виде отдельных опор-башмаков, вполне подтвердилась на опыте строительства. Множество ям и колодцев, встречавшихся при закладке ленточных фундаментов, не могло им повредить, в то время как если бы иа такой колодец пришлась отдельная опора колонны, это могло бы привести к очень опасным деформациям и даже авариям. Все земляные работы по рытью котлованов производились экскаваторами типа «Комсомолец», и лишь зачистка и рытье траншей для фундаментов шли вручную с выкидкой земли транспортерами. Для корпуса А были запроектированы бетонные фундаменты на кирпичном щебне, полученном от разборки старых строений. Гидроизоляция стен и подвалов нормальная. Осадочные швы делят корпус на четыре части.

    Фундаменты корпуса Б более сложны. На участке осей 56—77 фундамент представляет собой железобетонные продольные и поперечные ленты, на которых основываются бетонные стены подвала и колонны бесподвальной части (чертежи 1 и 2). На участке осей 77—96 фундаменты располагаются на месте передвинутого дома № 24.

    Следует сказать, что существовавший ранее на месте строительства дом № 24 имел двухэтажные подвалы неравномерной заглубленности.

    Перед передвижкой здания до отметки его среза (151°°) все подвалы были засыпаны кирпичным щебнем с плотной утрамбовкой. На этом щебеночном слое, достигавшем местами 3,5 м, а в среднем имевшем толщину в 1,5 м, были уложены рельсы и шпалы. Для того чтобы дойти до проектной отметки заложения фундаментов новых корпусов, надо было после передвижки здания удалить всю массу сильно спрессованной щебенки. Это было явно нерационально. Пришлось отказаться на данном участке от строительства подвалов и поставить здание на кирпичную щебенку, сделав в нее в местах будущих стен и колонн ин’ек-цию цементного раствора.

    Перед началом работ, когда участок уже был освобожден от рельс и шпал, по которым передвигался дом, для точного определения качества грунта, подстилающего щебеночную подсыпку, было заложено несколько шурфов. Шурфование дало тревожный результат: под щебеночной засыпкой местами оказался насыпной грунт с явными следами перегноя. Темпы строительства и его подготовленность к работам обязывали к быстрому решению. После серьезного анализа на участке осей 96—87, где глубина щебенки в среднем была небольшая, решено было устроить ростверк из бетонной ленты, армированной пакетами металлических балок. На участке осей 87—77 решение еще более усложнялось: часть новых стен здесь основывалась на старых фундаментах, часть — на щебеночной проин’ектированной щебенке, часть — на материковом грунте (чертежи 3 и 4). На участке осей 96—114 фундамент представлял обычные бутовые ленты. Как уже отмечалось, при рытье котлована было обнаружено множество старых колодцев, ямит:п, В этих местах работа значительно усложнялась: колодцы приходилось или забивать бетоном (если было возможно дойти до их дна), или они обходились путем устройства над ними разгрузочных перемычек и усиления прилегающих участков фундаментов. В широкие и глубокие колодцы забивались деревянные сваи на расстоянии 0,5 — 0,6 м.

    Все работы по устройству фундаментов, за исключением выведения железобетонных лент на участке корпуса Б, были произведены в летнее время. Бетон для фундаментов корпуса А частично готовился на месте, частично подвозился в самосвалах с бетонного завода, расположенного во дворе гостиницы «Москва». Изготовленный на стройке бетон развозился тачками или доставлялся к месту назначения бетононасосом марки Краматорского завода. Наиболее эффективным из средств транспортировки бетона, примененных на стройке по улице Горького, следует признать самосвалы.

    Железобетонные фундаментные ленты корпуса Б бетонировались в зимнее время. 8 этих целях были сконструированы особые передвижные фанерные тепляки, которые отапливались паром из котельной близлежащего дома. Эта ответственная работа была выполнена вполне хорошо. Ин’ектирование щебеночной подсыпки на участие дома № 24 производилось трубами, в которые подавалось растворонасосом цементное тесто состава 1:3. Следует сказать, что фильтрационная способность щебенки была очень высока: на скважину уходило до 1,5 м3 раствора.

    Вся кладка стен корпуса А и примерно одна треть кладки корпуса Б проводились в зимних условиях. Несущими конструкциями в обоих зданиях являются кирпичные стены фасадов, стены лестничных клеток, поперечные стены жесткости, внутренние и наружные колонны, в частности колонны внутри магазинов. Все колонны здания были запроектированы в металле. В металле же решены и конструкции, развязывающие колонны, — прогоны и связи. Металлические колонны главного фасада, несущие стены жилых этажей рассчитаны на полную нагрузку, а внутренние металлические колонны — на монтажную нагрузку от веса перекрытий вчерне и нагрузки на лесах. Колонны эти для придания им необходимой проектной мощности бетонировались на месте. Расчетная нагрузка металлических колонн равнялась примерно 50% всей нагрузки на колонну. Сечение металлической колонны подбиралось из условия Нж = 800 кг/см2 на площадь нетто.

    В обетонированных колоннах металл должен был дополнительно получить напряжение Нж= 450 кг/см2, а бетон—45 кг/см2, что и соответствует отношению модулей упругости железа и бетона — Н = 10. Колонны изготовлялись наружные—из 2 двутавров №    33, внутренние — из 2 швеллеров от № 20 и ниже. Колонны сварные с горизонтальными планками по расчету (чертежи 5 и 6).

    Идея применения металлического каркаса отвечала методам скоростного строительства и заключалась в следующем: металлические колонны устанавливаются на расчалках, обгоняя на 1—2 этажа кирпичную кладку. Как только каменщики подходили к уровням перекрытий, колонны развязывались с кирпичными стенами и связями (см. чертеж № 7). На эти прогоны-связи устанавливались леса каменщиков—подмостки Артеменко, и работа переносилась выше. Эффективность этого метода чрезвычайно велика: достаточно сказать, что на корпусе А наши славные стахановцы под руководством известного мастера орденоносца Орлова уложили в зимних условиях 7 000 000 кирпича в 59 дней, закончив кладку дома кубатурою более 100 000 м3.

    Сами кирпичные стены здания были рассчитаны на применение обычного красного кирпича марки 75 кг/см2 на сложных растворах, холодных для нижних трех этажей и теплых для верхних четырех этажей, где толщина наружных стен—2 кирпича. При кладке в зимних условиях были предусмотрены анкера для крепления углов перевязки стен.

    Приготовление раствора в зимнее время требовало постоянной подачи в больших количествах горячей воды. Это было обеспечено своевременным монтажом котельной с водогрейными котлами.

    На строительстве улицы Горького котельная, таким образом, была пущена «в эксплоатацию» еще перед началом кирпичной кладки.

    Под’ем кирпича, колонн, балок и раствора на нужную высоту производился следующим образом: на корпусе А кирпич поднимался в контейнерах укосинами и краном Вольфа, раствор — шахтопод’емнинами, колонны и балки — краном Вольфа. На корпусе Б — кирпич в контейнерах и балки подавались по канатной дороге, перекинутой вдоль корпуса на высоте 40 м. Раствор доставлялся растворонасосом и шахтопод’емником. Частично на корпусе Б работал и кран Вольфа, зарекомендовавший себя с лучшей стороны. При его высоте в 32 м и выносе стрелы на 20 м он всегда открывал возможность удобной и надежной доставки материалов.

    Как уже было сказано выше, скелет перекрытий представляет собой металлический каркас, все части которого изготовлялись на заводах. Весь монтаж металлоконструкций шел исключительно на электросварке, что обеспечивало быстрые темпы проведения работ и давало экономию металла. На установленный каркас монтировались несгораемые и деревянные перекрытия. Несгораемые перекрытия были запроектированы над подвалами и магазинами, перекрытия промежуточные — в двухэтажных магазинах и на чердаке; в центральной повышенной части корпуса Б дополнительно несгораемое перекрытие еще над четвертым этажом. Все несгораемые перекрытия, за исключением перекрытий, расположенных над помещениями газоубежищ, запроектированы и осуществлены в сборном железобетоне. Проектировщики стремились свести к минимуму число типов плит и балок. Модуль (расстояние между осями здания) строго соблюдался. Модуль вдоль здания был принят в 4,2 м,

    модуль поперек здания — 5,4, 2,8 и 4,5 м; поэтому все разнообразие типов плит и балок сведено к четырем. Первым типом являются сборные ребристые плиты (см. чертеж № 8), примененные в перекрытиях над подвалами и над первым этажом магазинов. Эти плиты имеют расчетный пролет 2,12 м и рассчитаны на полезную нагрузку в 600 кг/м3 плюс собственный вес перекрытия. Для удобства монтажа и большей жесткости перекрытия опоры плиты получили специальное устройство (см. чертеж № 8). Вес плиты — 250 кг. Ребро плиты обращено книзу. При этом учитывалось, что потолок в подвалах штукатуриться не будет, а в первом этаже магазинов будут кессонные потолки, для производства которых придется пользоваться подвесной сеткой Рабитц.

    Тип второй — это ребристые плиты перекрытия санитарных узлов (см. чертеж № 9). Эта плита имела один размер — 278X30 см—и с успехом применена для перекрытия всех санитарных узлов, расположенных между внутренними колоннами здания. Плита рассчитана под полезную нагрузку 150 кг/м3 и собственный вес перекрытия с учетом отсыпки по ним шлака.

    Тип третий — обычные железобетонные плиты толщиной в 7 см для перекрытий кухонь и санитарных узлов в одно-и двухкомнатных квартирах, выходящих на главный фасад (см. чертеж N2 10).

    Тип четвертый — балки Рапид, (см. чертеж № 11), запроектированные для чердачных перекрытий (высота балки—20 см).

    Все сборные железобетонные элементы изготовлялись из бетона марки R-is=1 Ю кг/см2 на заводах Мос-стройдетали и Павшинском заводе сборных железобетонных конструкций.

    На чертеже N2 12 мы приводим разрез по несгораемому перекрытию. Прогоны здания находятся ниже перекрытия и спрятаны в перегородках. По прогонам уложены металлические балки, а по их нижним полкам монтировались сборные плиты. По металлическим балкам в комнатах и коридорах уложены лаги, черный пол и паркет. По плиткам сделана отсыпка шлаком 6 см, в санитарных узлах отсыпка шлаком достигает 22 см; по ней — гидроизоляция, бетонная подготовка и пол из метлахских плиток. Чертеж № 14 представляет разрез по чердачному перекрытию. Здесь прогоны опущены тоже ниже потолка и спрятаны в перегородках. По прогонам из двутавров № 24 укладываются непосредственно балки Рапид, далее укладывается толь и производится засыпка шлаком толщиной в 15 см.

    Следует отметить, что монтаж сборных железобетонных элементов не был сопряжен с какими-либо особыми трудностями для строительства: вес плит не превышал 250 кг, балки Рапид — 220 кг, металлоконструкции — 600 кг. Процент боя плит был незначителен.

    Деревянные перекрытия запроектированы из деревянных балок размером 22X15 или 2X20X10. К балкам пришивались черепные бруски, и по ним укладывался накат со смазкой глиной и засыпкой по верху балок — лаги из ф — 16/2, черный пол и паркет. Накаты применялись трех видов: накат из литой штукатурки, из пластин и дощатый сборный (чертежи №№ 13 и 15).

    Как в корпусе А, так и в корпусе Ь были запроектированы и осуществлены особые проезды.

    С главного фасада эти проезды, являясь композиционными центрами здания, имеют пролеты: в корпусе А — 11 м и в корпусе Б — 8,5 м. Перекрытие проезда в корпусе А является конструктивно ответственным элементом, несущим кладку расположенных выше этажей. Архитектурно проезды были решены в виде сводов, но в условиях производства работ в зимнее время, а также во избежание большого распора на стены, пришлось их перекрыть балочными системами из пакетов двутавров № 55. Самые арки представляют собой бетонный свод, несущий лишь собственный вес плюс вес оформления.

    Проезд со стороны улицы Художественного театра имеет ширину 4,5 м и решен обычным способом. Для всех жилых помещений корпусов А и Б запроектированы двухмаршевые лестницы с переходными площадками.

    Здание имеет односкатную кровлю с отводом вод по водосточным трубам во двор. Стропила запроектированы обычной системы из ошкуренного и оструганного круглого леса диаметром в 10 см, кровля железная. Элементы стропил заготовлялись вне постройки и только монтировались на месте.

    Все жилые секции отделяются друг от друга капитальными кирпичными стенами. Квартиры в секции отделяются перегородками из шлакобетонных камней, поставленных на металлические прогоны перекрытий. Все прочие перегородки — обычные дощатые, щитовые. На корпусе Б с успехом применялись диферентные перегородки из отдельных плит, монтированных на алебастре.

    Мусоропроводы запроектированы в кирпичных стенах с каналом 40X40 см. В каналах установлены асбоцементные трубы диаметром 300 мм. В основу конструкции был положен несколько упрощенный тип, разработанный Техпроектом Отдела проектирования Моссовета. Загрузочный клапан имеет секторный затвор и плотно пригнан к фасонной железной части, одетой на ствол колонны и закрепленной хомутами. Для вентиляции мусоропровода от его ствола на чердак ведут вентиляционные шахты с установленными на них дефлекторами. В летнее время побуждение форсируется дополнительно установленным вентилятором типа ЦАГИ. Прочистка ствола мусоропровода с кровли через с’ем-ную крышку ершом из проволоки.

    Отопление запроектировано нормальное, водяное, со скрытой проводкой в комнатах. Котельные—временного характера, так как здание впоследствии предполагается присоединить к теплоцентрали.

     

    Posted by admin @ 10:10 пп

Comments are closed.