Статистика:

Search

  • 10Сен

    (К ДВАДЦАТИЛЕТИЮ ВЛКСМ) А. ИЗАКСОН и А. АКСЕЛЬРОД

    Счастливая, здоровая, радостная советская юность смело шагает вперед под знаменем Ленина—Сталина. Воспитанная большевистской партией и комсомолом, советская молодежь жадно вооружается знаниями, завоевывает вершины науки, техники и искусства. Во всех отраслях нашей многообразной деятельности, в том числе и в архитектуре, советская молодежь заняла прочное место.
    Социалистическое строительство требует новых кадров высококвалифицированных архитекторов. Вузы Советского Союза выпускают ежегодно несколько сот молодых архитекторов, и тем не менее это требование полностью еще не удовлетворено.

    Молодой архитектор Советского Союза не знаком с преградами, которые стоят на пути его сверстников в капиталистических странах. Там молодой специалист не смеет и мечтать о самостоятельном творчестве. В лучшем случае, он обречен на многолетнюю беспросветную работу под началом архитекторов-предпринимателей, в худшем — вообще не имеет возможности приложить свои знания.

    Путь нашего молодого архитектора коренным образом отличается от того, что было в царской России и что сейчас есть в капиталистических странах.

    Десять лет назад пионер Паша Кушныр — сын рабочего — мечтал поступить в архитектурную школу. Это была «мечта номер один», Осуществив ее, комсомолец Паша — студент архитектурного института— стал мечтать о том, чтобы, после защиты диплома, принять участие в работе по проектированию Дворца Советов. Кушныр онончил институт, защитил диплом «на отлично» и осуществил «мечту номер два». В проектной группе Дворца Советов молодой архитектор Кушныр работал над интерьерами дворца, одновременно принимал участие в проектировании Советского павильона для нью-йоркской выставки. Недавно правительство командировало группу архитекторов в США. В этой группе был и Паша Кушныр. Сейчас Паша Кушныр пишет из Америки — он мечтает о том, чтобы наш павильон был самым лучшим на нью-йоркской выставке.
    Архитектурная молодежь живет у нас полнокровной, разнообразной жизнью. Сотни молодых архитекторов, юношей и девушек в начестве помощников, а многие и в качестве самостоятельных авторов работают над ответственными архитектурными заданиями. Работа и учеба, напряженное творчество, наконец, полноценная активная общественная деятельность делают жизнь нашей молодежи интересной и содержательной.

    Только что исполнилось славное двадцатилетие ленинско-сталинского комсомола, воспитательное влияние которого на архитектурную молодежь так же огромно, как и на всех других молодых людей нашей страны. На нескольких примерах мы хотим показать, как определяется творческий путь наших молодых архитекторов, как складывается их жизнь.

    В реконструкции красной столицы активное участие принимает большой отряд молодых архитекторов, окончивших вузы за последние 3—4 года. Они расставлены на всех боевых участках архитектурного фронта. Мы встречаем молодежь и в архитектурном коллективе канала Москва—Волга, и в рабочей архитектурной группе Дворца Советов, и в качестве авторов станций метро, жилых домов, школ, детских садов, яслей. Эта кипучая практическая деятельность является лучшей творческой школой для молодых архитекторов.

    Коллектив, проектировавший архитектурные сооружения канала Москва—Волга, по преимуществу состоял из молодых архитекторов, недавно окончивших вузы. Сразу же, покинув школьную скамью, молодые архитекторы получили возможность принять участие в грандиозной, захватывающей своими темами и масштабами стройке. Под руководством опытных архитекторов на строительстве работала спаянная творческая
    группа молодежи: Перлин, Нильпе, Сущевская, Бутузова, Шпекторов, Щипакин, Бирюков, Федорова, Морозов, Бурназян, Старостин, Галаджева, Грингаут и другие. Все они почти одновременно окончили архитектурный вуз. Руководители грандиозной стройки оказали большое доверие молодежи, поручив ей ответственные архитектурные задания. Молодежная группа блестяще с ними справилась. Об этом свидетельствует высокая оценка их работы общественностью; об этом свидетельствует высокая награда, которую получили строители и архитекторы канала от нашего правительства: четыре молодых архитектора: Перлин, Сущевская, Нильпе и Бирюков за ударную работу награждены орденами Советского Союза.

    Жизненный и творческий путь этих товарищей типичен. Бывший ученик пекаря — В. Перлин, сын бакинского бурового мастера— Нильпе, бывшая работница — Аня Сущевская и бывший ученик ФЭУ слесарь Бирюков, так же как и тысячи молодых людей Советской страны, вместе с Октябрьской революцией познали счастье полноценной жизни. Они учились без отрыва от производства, упорно преодолевали трудность архитектурного мастерства, стали архитекторами и сразу же нашли блестящее применение своим знаниям. В практической работе пригодились организаторские способности архитектора Перлина, который быстро выдвинулся как один из руководителей архитектурной мастерской канала. Реальное воплощение получили мечты архитектора-планировщика Ани Сущевской, давшей проект плакировки участка Химкинского вокзала. Комсомолец Бирюков стал помощником архитектора Рухлядева. В лице этих товарищей правительство высоко оценило преданность родине, знания, энтузиазм и ударную работу архитектурной молодежи.

    Десятки и сотни молодых архитекторов, выдвинутых народом, воспитанников комсомола, сейчас находятся на самых боевых участках архитектурного фронта. Имена многих из них уже связываются с конкретным архитектурным произведением. Детские сады Нанушьяна и Горбачева, Ламцовой и других, школы Эстрина, Векслера, Вигрушина, Арбузова, Орловой, жилые дома Федосеева. Шефердинова, Пекерова, Мильнова, Нестерова, Бушина, Чернявского проекты молодых архитекторов Князева, Марковского, Москвина, Архипова, Дермидонтова, Альтшуллера, Розенберга, Якушевой, Стрижевской свидетельствуют о неуклонном творческом росте нашей молодежи.

    Бывшие донбассовцы, активные комсомольские работники Пожидаев и Шумный, участвующие в ппани ровке социалистических городов, комсомолец Устинов, Глинка, ставшие районными архитекторами, Гурьянов и Фролов—архитекторы инспекции Наркомата тяжелой промышленности, Андриканис, Таранов, Демчин-сний, Быкова и Шагурина — проектировщики метро, комсомольцы Гуляев и Кравчук, сочетающие свою аспирантскую учебу с практической архитектурной деятельностью, и сотни других молодых архитекторов — все они гордятся своим званием строителей социалистического общества.

    Те из них, кто свои детские годы, а иногда и юношеские, провел в детском доме, может особенно много рассназать. Советский детский дом любовно выращивал будущих граждан нашей великой родины. Детский дом воспитывал в своих питомцах самые лучшие черты коллективности, честности, любви к труду. Известно, что а детском доме особой популярностью пользуются почти всегда занятия по изобразительному искусству. Для очень многих детский дом стал первой школой эстетического воспитания. Существуют детские коммуны (вроде мастерской опытно-показательной станции), которые целиком себя посвящают художественнопромышленной подготовке. В таких детских домах ребята большую часть времени занимались рисованием, живописью, лепкой, резьбой по дереву, чеканкой, гравюрным искусством, вышиванием и т. д. Здесь-то и опре-
    делилось призвание некоторых будущих архитекторов.

    Молодой архитектор Ефим Шейнин в прошлом беспризорный. Двадцатые годы он провел в детском доме. Мечтал стать художником и был уверен, что для этого надо попасть в Москву. В 1925 году Фимка попросту удрал из детского дома и известным путем беспризорнина добрался до Москвы. Здесь он после долгих скитаний, наконец, решил показать свои рисунки в Наркомпросе. Его направили в детскую опытно-показательную станцию. В детском доме Ефим прожил до 1930 года, окончив параллельно школу с уклоном строительного искусства. До 1935 года Ефим учился в архитектурном институте. Он стал активным ком сомольцем, не по летам спокойным, уравновешенным. Все его академические и практические работы отличаются тщательной прорисовкой. Ефим выработал а себе качества, которые далеко не всегда, к сожалению, характерны для молодых архитекторов, — это постоянное совершенствование графического мастерства, непрерывные упражнения, здоровое отношение к своим удачам и неудачам, чувство самокритики и отсутствие зазнайства. Дипломный проент Ефима Шейнина «Город отдыха на Истре» был одним из лучших проектов выпуска. Не случайно его приобрел Моссовет. Одновременно сам Ефим Шейнин был привлечен для участия в работе по планировке и реконструкции Москвы.

    Сейчас Шейнин аспирант и ассистент Архитектурного института. Из последней командировки на Кавказ молодой архитектор привез серию хороших анварелей. По заданию Академии он принимает участие в подборе материала для учебника по истории архитектуры.

    Албурий Алхазов — сын красного партизана, зверски убитого контрреволюционной бандой в 1924 году. Албурий — также воспитанник детского дома. Он с особой признательностью вспоминает свою воспитательницу Е. И. Мельникову, ноторая привила ребятам любовь к искусству. Албурий прошел тот же уже знакомый нам путь. Стал комсомольцем, общественником, студентом архитектурного вуза и, наконец, активным архитектором-коммунистом. По егс проекту выстроена школа Сталинградского тракторного завода, мясокомбинат им. т. Микояна, жилые дома и т. п. Алхазов также сейчас ассистент Архитектурного института.

    Приведенные здесь примеры особенно типичны. Но не мало талантливой молодежи выдвинулось и из среды трудовой интеллигенции.

    Жизнь как бы заранее предназначила Бориса Бархина к архитектурной деятельности. Сейчас ему всего лишь 25 лет, но чрезвычайно трудно определить, с какого времени началось его архитектурное ученичество. Уже с детства он принимал участив в разработке проектов своего отца. В Архитектурный институт Борис пришел с солидными знаниями. Поражала всегда в нем, помимо всего прочего, огромная усидчивость. По окончании института Борис участвовал в работе по проектированию интерьеров Центрального театра Красной армии и павильонов для сельскохозяйственной выставки. Еще раньше он проявил большой опыт при разработке ряда крупных театральных зданий: ростовского, МСПС, свердловского, минского и т. д.

    Дед, отец и мать архитектора Константина Афанасьевича Иванова работали на текстильной фабрике б. Морозова. 20-летний комсомолец в 1931 году окончил Ленинградский архитектурный институт, а в 1933 году — теоретический курс аспирантуры. Сейчас К. Иванов заканчивает научную диссертацию. Молодой архитектор успел пройти уже весьма солидный творческий путь. В 1931 году он участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов (проект премирован); позже первую премию получил его проект Центрального парка культуры и отдыха для Ленинграда. Кроме того, К. Иванов участвовал в работах по реконструкции Москвы и построил Дом советов для города Великие Луки.

    В архитектурном трудовом списке Иванова значатся, наконец, выполнение проекта отделочного корпуса завода «Готовальня», проект внутреннего оформления здания Мособлгорбанка и т. д. Иванов, так же как и Шейнин, с громадным воодушевлением участвует в составлении советского учебника по истории архитектуры.

    Социалистическая система воспитывает архитекторов нового типа, жаждущих знаний, теоретически грамотных, всегда стремящихся к расширению своего опыта. К таким архитекторам относится и комсомолец-архитектор Измаил Гайнудинов. Сын татарина-бедняка Гайнудинов, бывший «холодный» сапожник, прошел творческий путь. 23 лет он получил звание архитектора. Далее, будучи производителем работ на постройке, он одновременно занимался педагогической деятельностью. По проектам Гайнудинова выстроено 10 сооружений. На всесоюзных конкурсах он получил пять премий. На татарском языке вышли две его научные работы, посвященные истории татарской архитектуры. Теперь, занимаясь в Анадемии архитектуры, Гайнудинов разрабатывает проект татарского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Гайнудинов чрезвычайно бережно и любовно изучает национальные архитектурные мотивы и не без успеха использует их в своих проектах.

    Недавно он вернулся из отпуска. Об этом отпуске стоит кое-что рассказать: группа аспирантов Академии— Уманский, Гайнудинов, Рзя-нин, Прошин—поставила себе целью изучение античных памятников Крыма. В течение двух месяцев группа была занята обмерами, зарисовками и зас’емкой памятников Херсонеса, Керчи, Судака и ряда других мест крымского побережья. Молодые архитекторы привезли материал, представляющий большую научную ценность. Они приобрели вкус к научной работе, умение отбирать ценные фрагменты и, что самое важное, избежали соблазна дилетантского художничества. Они не побоялись упреков некоторых товарищей и предпочли импрессионистским наброскам более сухие, но зато более точные зарисовки и обмеры. Радостно, что эти примеры не единичны. Большинство аспирантов академии в этом году участвовало в самых разнообразных научных работах.

    Однако творческий путь нашей молодежи не всегда одинаков. Многие молодые архитекторы находятся в той стадии творческого развития, когда только формируется настоящее глубокое призвание, когда увлекательные замыслы только еще начинают основываться на знаниях и практических навыках.

    Молодой архитектор-комсомолец Наум Янпольский является представителем чрезвычайно интересной группы молодых архитекторов, которые одинаково сильно увлекаются архитектурой и живописью. И может быть вполне естественно, что в борьбе этих двух увлечений определилось его глубокое влечение к монументальной живописи. Наум Янпольский твердо решил овладеть техникой фрески и другими видами монументальной живописи. Летом, вместе с аспирантами Олейником, Константиновским и Ильиным, Янпольский провел интересную работу по восстановлению погибших частей фресок галлерей Гонзаго в Павловском дворце-музее.

    К двадцатилетнему юбилею комсомола архитектурная молодежь пришла с крупными победами. Молодое поколение архитекторов занимает свое место бок о бок со старшими мастерами. История архитектуры никогда не ставила перед архитектором более почетных заданий, чем те, которые перед ним выдвигает эпоха социализма. Новые задания могут безукоризненно выполнить лишь те архитекторы, которые наряду с высоким мастерством органически впитали в себя высокие идеи социализма. Наша молодежь, биография которой неразрывно вплетена в историю первых двух десятилетий Советской страны, стремится к самым почетным заданиям. Это поколение полноценных граждан, пламенных патриотов нашей великой родины, беззаветно преданное делу партии Ленина—Сталина, жадно осваивающее трудный путь науки, техники и искусства. Наш молодой архитектор мечтает о том, чтобы с его помощью воздвигались красивые, правдивые сооружения. Нашего молодого архитектора не увлечет стремление к «коммерческой» карьере, он не погонится за пустой славой. Сознательность сына родины побуждает его к овладению мастерством, к научной работе и активной общественной жизни советского интеллигента.

    Posted by admin @ 10:50 пп

Comments are closed.