Статистика:

Search

  • 11Сен

    М. ИЛЬИНА

    Высоко над городом Тбилиси, на горе Давида, раскинулся новый пари культуры и отдыха им. Сталина. Все здесь чудесно изменилось за последние годы. На голом, с трудом осваиваемом, каменистом участке в два сезона разбит обширный парк с газонами, цветниками и фонтанами. Аллеи обсажены деревьями, в зелени которых рисуются изящные киоски, здание кинотеатра, раковина оркестра и т. д. В центре композиции находится главное здание со станцией. Парк и особенно главное здание воспринимаются радостно.

    Городской совет и тбилисский комитет партии, предприняв строительство нового парка, совершенно правильно оценили выдающиеся достоинства и специфику плато горы Давида. Ближайшее участие и большая инициатива в этом деле принадлежала руководителю партийных организаций Грузии — Л. П. Берия.

    Гора Давида — высшая точка в ряду окружающих Тбилиси возвышенностей (250—300 м). Здесь даже при самой удушливой жаре — прохлада, ветерон; разность температур на вершине горы и в котловине доходит до 6—8°. Вторым достоинством избранного участка являлось наличие ряда видовых площадок, с которых раскрываются волшебные перспективы на город и окрестности.

    Все эти естественные условия следовало учесть в архитектурном решении. Наличие на плато постоянных ветров обязывала к такой расстановке и композиции зданий, которые обеспечивали бы максимальную аэрацию помещений в душные летние дни. Одновременно надо было особо позаботиться о местах, которым угрожала сильная заветренность.

    Тбилиси очень живописно расположен амфитеатром по склонам окаймляющих его с трех сторон возвышенностей. Среди этих возвышенностей — гора Давида служит ярким архитектурным акцентом, вписываясь в город как его пластический фон и об’емно-высотная доминанта, видимая со всех точек. Архитектурное завершение горы должна было слиться с ее силуэтом в органическое целое. Художественные традиции Грузии изобилуют примерами замечательного синтеза архитектуры с природой.

    Таким образом первая задача касалась планировки самого парка, характера его строений и вида сверху на город.

    Второй, более сложной задачей и отчасти противоречащей первой являлось включение горы Давида в качестве одного из значительнейших пластических элементов в композицию самого города.

    Задание Горсовета четко определяло все эти основные требования, Проектирование прошло через две стадии. Первый проект был представлен проф. М. Я. Гинзбургом 1.

    ____

    1 См. «Архитектура СССР», № 9 за 1935 г., стр, 35,

    В своей разработке автор стремился разрешить обе упомянутые задачи. Основным формообразующим принципом в его проекте служило стремление сохранить строгий лаконичный силуэт горы. Поэтому М. Я. Гинзбург сводит архитектурное завершение горы к минимальному количеству элементов. На гребне он ставит небольшое кубовидное здание вокзала под’емной дороги, а рядом — вертикаль статуи Руставели. По той же горизонтали, ниже уровня гребня, в выемке горы размещаются кафе-ресторан, причем здание как бы «врезается в профиль».

    На первый взгляд это весьма заманчивое решение, художественно оправданное, если учитывать только вид снизу. Однако в целом оно практически не считалось с рядом местных условий. Нецелесообразно было заглубление ресторана на 10 м и превращение его в дворик-колодец на подобие типичного для Тбилиси погребка.

    В городе погребки дают прохладу; в местности же, постоянно овеваемой ветром, ресторан должен занимать открытое место.

    Отодвигая парковую зону вглубь, автор, кроме того, нерационально использовал лучшую часть плато — его передний план, превратив его в асфальтированную площадку. И, наконец, в трактовке архитектурных масс и форм автор не отразил национальный колорит.

    Одновременно с проектом М. Я. Гинзбурга свой проект представили местные молодые архитекторы — 3. А. Курдиани и Н. М. Хмельницкая.

    Основное различие между двумя проектами заключается в архитектурной трактовке переднего плана на гребне горы. Молодые архитекторы сконцентрировали главные архитектурные элементы парка (ресторан, кафе, читальни, станцию и др.) в центре на вершине горы, максимально используя существовавшее ранее здание станции. Это привело как положительным, так и к отрицательным результатам. Растянутая горизонталь здания прикрыла вершину и как бы срезала ее. К тому же здание, хотя и небольшое само по себе, по отношению к горе немасштабно и выглядит снизу несколько грузным.

    Плавность и четкость силуэта горы нарушены длинным белым пятном здания и подпорной стены. Но с точки зрения организации видовых площадок и выразительности архитектурного решения парка и зданий, взятых сами по себе, задача решена очень удачно. Архитектуре как главного здания, так и отдельных киосков придана легкость и ажурность; в композиции и архитектурных формах отдельных об’ектов чувствуется свежесть творческой мысли и умелое использование местного колорита.

    Вагон фуникулера доставляет посетителя парка прямо в первый этаж, в просторный холл-ожидальню с зеленоватого тона стенами, колоннами и нишами искусственного темносерого мрамора. В холле расставлена мебель коричневого полированного дерева. В правом крыле — прекрасно оборудованные уютные детские комнаты, в левом — кухня с подсобными помещениями. В центре, сквозь широкие двери виден парк. Две широкие мраморные лестницы ведут во второй этаж. В центре здесь расположен обширный, почти квадратный в плане, зал ресторана. Направо от ресторана — кафе, налево — небольшой банкетный зал, за ним биллиардная.

    Из ресторана, как и из всех других помещений, выходы ведут на террасу. Это самая замечательная часть здания, которая производит исключительно сильное впечатление. Она представляет собой очень длинную, широкую галлерею с арками на высоких стройных колоннах, с узорными решетками и сквозным ажурным потолком. Особенно выразителен бесчисленный ряд колонн, в плане представляющих форму четырехлистников с капителями изысканного рисунка. Террасы охватывают здание со всех сторон, с них открываются замечательные панорамы.

    Третий этаж главного здания отведен под тихие занятия. Здесь находится просторная читальня, библиотека, комнаты тихих игр и большая терраса. В общей композиции здания и его архитектурной деталировке авторы умело сочетали мотивы грузинской архитектуры с классическими образцами ренессанса. Так, длинная терраса с колоннадой и арками напоминает итальянские галлереи, но вместе с тем местный колорит чувствуется в тянутых пропорциях и формах колонн, в композиции капители, в стрельчатости надарочной формы, в рисунках решеток, бордюров, розеток и др.

    В общей композиции здания особенно удачно отражены здоровые традиции народного зодчества — гладкий, простой по об’емам остов здания обогащается и декорируется функционально оправданными в местных условиях террасами.

    Концентрация в одном здании ряда элементов (ресторан, кафе, читальня, станция) и совмещение закрытых помещений с большими открытыми террасами вполне целесообразны в условиях тбилисского климата с его кратковременными ливнями, грозами и прохладными, почти холодными осенними вечерами. Террасы, расположенные вокруг здания, дают к тому же густую тень во все часы жаркого летнего дня.

    Снаружи здание венчается небольшим хорошо прорисованным карнизом; конструкция здания железобетонная, фасады отделаны мраморной крошкой бледносерого тона. Лестницы из шрошинского, а колонны из искусственного мрамора, полы мозаичные, мраморные.

    Во внутреннем оформлении помещений авторы стремились к предельному разнообразию — гармонично подобраны тона окраски стен, тщательно продуманы рисунки бордюров, фризов, розеток на потолках.

    Самое качество строительства вполне удовлетворительно и говорит о больших успехах строительного дела в Грузии 1.

    ____

    1 Начальник строительства ииж. Арутинов.

    Тем более досадными кажутся отдельные промахи; окна и двери на фасаде как по форме, так и по отделке не совсем гармонируют с характером архитектуры здания; боковые выступы второго этажа кажутся излишними и нарушают общую прозрачность здания. Помещенные над ними небольшие парные конструктивные колонны мешают и сбивают ритм колоннады боковых фасадов.

    По бокам от главного здания разбиты газоны с цветами и фонтанами, с левой стороны по линии длинной оси здания расположена обширная видовая площадка с барьером и киоском в центре. Принятая схема планировки парка в целом мало чем отличается от первого проекта. Удлиненной формы парк разбит вдоль длинной оси террасами. По этой же оси размещены летний театр, бассейны, стадион; по левому склону ближе к гребню горы размещается детский сектор, выше него — кино, между ними — аттракционы и в разных местах— киоски-беседки. Жизнь внесла в размещение зданий лишь незначительные изменения,

    Из 42 га общей территории парка в настоящее время обработано 45 га. От главного здания очень эффектно террасами поднимается широкая лестница, ведущая к большой площадке, в центре которой поставлена статуя товарища Сталина. Эта площадка по периметру окаймлена рядом киосков. По обеим сторонам лестницы тянутся террасами газоны, цветники, обсаженные деревьями аллеи. Налево от лестницы на спуске расположено здание летнего кино и киоски, направо здание управления парка. Извилистые тропинки по правому склону приводят, с одной стороны, к фруктовому киоску, а с другой — к детскому сектору о каруселью и спортивными площадками. Всюду разбросаны фонтаны, ручейки и стоячки с холодной натахтарской водой. К парку, помимо фуникулера посетителей доставляют автобусы, для чего устроен специальный круговой девятикилометровый под’езд; по крутым склонам горы вьется и серпантин пешеходной тропы, обсаженный деревьями и освещенный фонарями. Архитектура малых форм в парке выполнена с большим вкусом. Парк рассчитан на 20 000 посетителей. Обычно средняя посещаемость-5000 — 10 000, в выходные дни — до 30 000 человек.

    Вновь созданный парк, являющийся ценным вкладом в советскую архитектуру, свидетельствует о быстром творческом росте национальных кадров Грузии.

    Posted by admin @ 6:36 пп

Comments are closed.