Статистика:

Search

  • 14Фев

    Великая Октябрьская социалистическая революция сделала общенародным достоянием все сокровища искусства, ранее принадлежавшие господствующей верхушке. Мало того, буквально с первых дней существования Советской власти Коммунистическая партия уже заботилась о создании нового искусства, которое служило бы делу построения социалистического общества путем пропаганды революционных идеи среди широчайших народных масс.

    Придавая большое значение роли монументального искусства в деле свершения культурной революции и пропаганды идей коммунизма, еще в начале 1918 г., в период громадных трудностей, испытываемых страной, В. И. Ленин выдвинул исторический План монументальной пропаганды. Идеи и принципы этого плана имеют до сего времени основополагающее и непреходящее значение для развития советского искусства.

     

    Основная идея ленинского плана состояла в том, чтобы «двинуть вперед искусство как агитационное средством1., используя в первую очередь монументальное искусство. В. И. Лениным был выдвинут самый термин «монументальная пропаганда», лаконично и образно характеризующий цели этого плана, а также средства его реализации.

    ___

    1 А. В. Луначарский. Ленин и искусство. Сборник «Ленин о культуре и искусстве», М.. 1956, стр. 525.

     

    Ленинский план монументальной пропаганды до сих пор еще достаточно не изучен, несмотря на его исключительную важность.

    План монументальной пропаганды часто отождествляется со списком памятников, которые было намечено соорудить в Москве и Петрограде в первые годы Советской власти и значительная часть которых была осуществлена в 1913—1919 гг., в большинстве случаев как временные сооружения. Но программа постановки памятников по специально подготовленному списку являлась лишь частью более широкого плана монументальной пропаганды, включающего наряду с этими и другие конкретные мероприятия. Главная и непреходящая ценность этого гениального плана для нашего времени заключается в тех общих идеях и принципах, которые были положены В. И. Лениным в его основу. Эти идеи не получили должного развития в последующие годы и были почти полностью преданы забвению в период культа личности Сталина.

    Многообразие выдвинутых В. И. Лениным задач и форм монументальной пропаганды было фактически сведено к прижизненному прославлению личности Сталина. В значительной степени была утрачена та животворная связь искусства с жизнью народа и задачами коммунистического строительства, на которой особенно настаивал Владимир Ильич и которая усилиями нашей партии стала восстанавливаться лишь после XX съезда КПСС. Восстановление ленинских принципов руководства, норм партийной и общественной жизни имело огромное значение и для развития советского искусства и архитектуры. Принципы и идеи ленинского плане монументальной пропаганды никогда не утратят своего программного значения, они должны быть тщательно изучены и положены в основу деятельности советских художников и зодчих в борьбе за осуществление величественных задач, выдвинутых перед ними партией и народом в современный период развернутого строительства коммунизма.

    ***

    В конце 1917 — начале 1918 г. В. И. Ленин изложил идею «монументальной пропаганды» народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому. «Владимир Ильич Ленин в конце 1917 г. 1 позвал меня и заявил: «Мобилизуйте художников для пропаганды!». Тогда предполагалось ставить во многих местах доски не только с надписями, но и с барельефами, а также и отдельные памятники с соответствующими надписями … Владимир Ильич придавал этому делу большое

    ____

    1 В других статьях Луначарский пишет «начало 1918 г.» и отмечает, что точную дату, вероятно, легко установить по архивным данным. См. А. В. Луначарский, «Ленин о монументальной пропаганде», Литературная газета, 29 января 1933 г. № 4-5.

    значение. Он говорил, что это самое прямое служение искусству, что здесь искусство сливается нынешним творчеством с настроениями будущего, что здесь искусство сливается с массами, получая благородные идеи. Владимир Ильич говорил, что если бы какой-нибудь художник и стал на это фыркать, то его подозревали бы, что он не художник, а испорченный салонным окружением человек. Благоустроенный город, говорил он, должен иметь много такой скульптуры. Я на это возразил, что это будет дорого стоить, и получил ответ, что надо в самых дешевых и прочных материалах выразить несколько художественных идей»

    В этой беседе с Луначарским Лениным были названы два конкретных проекта, которые стали составными частями всего плана: пропаганда монументальными надписями и постановке памятников великим людям. В первом декрете, непосредственно касающемся монументальной пропаганды, — «Декрете о памятниках Республики», — изданном 12 апреля 1918 г.,2 — дополнительно намечался ряд мероприятий: снос

    ____

    1    А. В. Луначарский. Речь на совещании в Мособлисполкоме по вопросу об архитектурно-художественном совете в 1931 г. «Строительство Москвы», 1934, № 6, стр. 32.

    2    Декреты Советской власти, т. II, 1959 г., стр. 95—97.

    антинародных, не имеющих художественной ценности памятников царям и их слугам, замена старых надписей, гербов и названий улиц, декорирование городов к революционным праздникам. В процессе дальнейшего осуществления плана монументальной пропаганды возникли и такие ее новые формы, как, например, организация массовых театрализованных действ, создание подвижных средств в виде агитпоездов, агитпароходов, у которых на стенах вагонов и кают были нарисованы тематические панно, написаны лозунги и т. д.

    Разработка и осуществление плана монументальной пропаганды были возложены на орган Советской власти в области культуры — Народный Комиссариат просвещения и на его главу — наркома А. В. Луначарского.

    Последующие ленинские документы, связанные с планом, носят характер утверждения и корректирования мероприятий Наркомпроса, организационной помощи и контроля за исполнением, и, наконец, непосредственного участия в конкретных мероприятиях по осуществлению плана1. Это соответствовало стилю государственной деятельности В. И. Ленина и его личным качествам. Он всегда считал, что любое решение должно быть обеспечено необходимыми организационно-политическими и материальными условиями. Проверку исполнения Ленин всегда сочетал с поощрением творче

    ___

    1 Основные документы изданы в Ленинских сборниках XXI (М., 1933) и XXXV (М., 1946).

    ской инициативы. Свои субъективные эмоции, связанные С восприятием произведений искусства, Ленин умел отделять от общественной деятельности. «Повторяю. — пишет по этому поводу А. Луначарский, — из своих эстетических симпатий и антипатий Владимир Ильич никогда не делал руководящих идей»1.

    Таким образом, самое активное, а в ответственные моменты, буквально повседневное, руководство и участие В. И Ленина в разработке и реализации плана монументальной пропаганды отнюдь не означало собственноручного письменного изложения им вопросов, в которых Ленин, как он сам всегда подчеркивал, не являлся специалистом. Характерна хронологическая последовательность некоторых организационных документов, подписанных Лениным, и изложения взглядов Ленина, сделанного Луначарским. В июне или в самые первые дни июля 1918 г. Ленин пишет письмо, в котором возмущается отсутствием работы по монументальной пропаганде. 8 июля он составляет проект решения СНК по этому вопросу, в частности, требуя дважды в неделю докладывать ему о состоянии дела2 3. А 14 августа 1918 г. в журнале «Пламя» появляется первая информация о плане — статья Луначарского «Монументальная агитация», содержавшая изложение принципов и форм осуществления ленинской идеи.

    Все лето 1918 г. Ленин настойчиво направляет работы по созданию первых памятников революции, открыть которые намечалось к первой годовщине Октября. Хозяйственные трудности, организационные неполадки в Наркомпросе, Моссовете и других учреждениях сильно тормозили это дело. В августе Ленин предлагает соорудить перед зданием Моссовета памятник с текстом первой советской конституции.

    30 августа было совершено злодейское покушение на жизнь В. И. Ленина. До 15 сентября Владимир Ильич был прикован к постели, а 18 сентября он уже выслушивает доклад архитектора Н. Д. Виноградова о деле создания памятников и сразу же шлет гневную телеграмму Луначарскому с выговором за бездеятельность?

    В сентябре 1918 г. начали открывать памятники Первым был открыт бюст Радищеву (22 сентября в Петрограде, а 6 октября в Москве) работы скульптора Л. Шервуда. В Москве 3 ноября было открыто четыре памятника, а 7 ноября еще двенадцать. Кроме памятников, было установлено много мемориальных досок с агитационными надписями.

    Памятники в Москве, Петрограде и других городах открывались в течение всей зимы 1918—1919 гг., но постепенно работа по созданию и установке памятников замедлялась. Основной причиной этого было крайне трудное положение народного хозяйства страны. Имело значение и то, что е таких тяжелых условиях невозможно было не только в короткие сроки достичь высоких художественных результатов, но иногда даже технически осуществить скульптуру. Зимой 1919 г. много начатых и готовых работ было разрушено морозом в мастерских скульпторов. В 1920—1922 гг. памятники начали выполнять из твердых материалов: памятник Тимирязеву — из гранита, памятники Герцену и Огареву — из бетона, памятная доска в Леонтьевском переулке — из мрамора и т. д. Всего в течение 1918—1922 гг. в разных городах страны было открыто несколько десятков памятников.

    Планомерно и постепенно, под пристальным вниманием Ленина велось проектирование нового памятника Марксу для Москвы. Авторами проекта были скульпторы С. Алешин, С. Кольцов и архитекторы В. и А. Веснины. Проводились конкурсы на проекты монумента Освобожденному труду, памятников Я. М. Свердлову, К. Либкнехту и Р. Люксембург и других монументов. Эти работы при жизни Ленина не были завершены.
    ___

    1 А. В. Луначарский. «Ленин и искусство». Сборник «Ленин о культуре и искусстве», М., 1956, стр. 527.
    2 Ленинский сборник, XXI, стр. 208—209.
    3 Ленинский сборник, XXI, стр. 213—214.

    Несмотря на труднейшие условия осуществления памятников, по плану монументальной пропаганды был создан ряд произведений, отличающихся единством идейного содержания и художественной формы. К их числу нужно отнести: в Петрограде — памятники Жертвам революции (архитектор Л. Руднев), К. Марксу (скульптор А. Матвеев), Лассаяю (скульптор В. Синайский), Радищеву (скульптор Л. Шервуд): в Москве — памятники Герцену и Огареву, ряд памятных досок работы скульптора Н. Андреева, памятник Тимирязеву (скульптор С. Меркуров).

    На том основании, что в документах плана отсутствовали прямые требования создать высококачественные произведения искусства, некоторые исследователи приходили к выводу, что план монументальной пропаганды был ограничен пропагандистскими целями, что в нем не ставилось художественных задач. Это абсолютно неверно. Уже самый факт обращения Ленина именно к форме искусства говорит о том, что художественные качества подразумевались здесь как обязательные. Учитывая громадную силу воздействия искусства на массы, Владимир Ильич считал необходимым использовать его как союзника в борьбе за новую жизнь, сделать его достоянием всего народа. В то же время Ленин никогда не подходил к искусству только с позиций текущего момента. «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ, — говорил Ленин. Они получили право на настоящее, великое искусство»1.

    ____

    1 К. Цеткин. Воспоминания о Ленине. Гослолитиздэт, Москва. 1955, стр. 16.

    К работам, осуществляемым по плану монументальной пропаганды, предъявлялись высокие художественные требования. Об этом свидетельствуют факты организации многочисленных конкурсов (нередко проводившихся повторно на одну и ту же тему), привлечение к работе лучших профессиональных сил и т. д. Отбор произведений обязательно включал оценку их художественных качеств. Например, открытый 7 ноября 1918 г. памятник Марксу и Энгельсу работы скульптора С. Мезенцева с художественной точки зрения не удовлетворил общественность, хотя в нем и было достигнуто портретное сходство. Памятник был снят. Памятник Бакунину работы скульптора Б. Королева не был открыт, а памятник С. Перовской был снят вскоре после открытия вследствие их явно  формалистического характера. Для повторения в долговечных материалах были отобраны только лучшие из временных памятников.

    В процессе реализации плана монументальной пропаганды наметилось своеобразное «разделение обязанностей»: идеологическая и организационная сторона определялась официальными органами, художественная — общественными организациями художников и народом, включая сюда и мнение руководителей, но уже а числе мнений всех граждан.

    Неудачи в реализации плана монументальной пропаганды известны. Не следует, кстати, забывать, что практическими результатами работ по монументальной пропаганде в целом Ленин остался неудовлетворен. «Владимир Ильич… как-то с неудовольствием сказал мне, что из монументальной пропаганды ничего не вышло», — вспоминал позднее Луначарский1. Но эти неудачи нисколько не снижают принципиального значения положений ленинского плана.

    В истории советского искусства план монументальной пропаганды обычно оценивался как важный и яркий этап, но этап, который был превзойден в последующем развитии со-

    ___

    1 А. В. Луначарский. Ленин и искусство. Сборник «Ленин о культуре и искусстве», М., 1956, стр. 526.

    циалистической культуры и искусства. Однако те принципы и идеи, которые были положены Лениным в основу его плана, до сих пор имеют огромное значение для современного развития монументального искусства в нашей стране, тем более, что в годы культа личности Сталина они были преданы забвению. Глубокое изучение материалов ленинского плана должно стать актуальной задачей советской теории искусства и архитектуры.

    ***

    Первейшим и обязательным требованием, которое предъявлялось В. И. Лениным к монументальным произведениям, было их глубокое идейное содержание. Планом предусматривалась пропаганда большого комплекса политических и познавательных идей среди широких народных масс. Важнейшей задачей было сообщить народу «… наиболее длительные, коренные принципы и лозунги марксизма»1, показать историю революционных битв, отметить память погибших в этой борьбе, указать перспективы развития общества.

    Общеизвестно, что свой план Ленин связывал с идеями итальянского социалиста-утописта XVI—XVII ев. Томмазо Кампанеллы, который в синтезе искусств видел, прежде всего, средство приобщить народ к высотам культуры 2.

    Ленин напоминал: «… Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком естествознания, истории, возбуждают гражданское чувство, словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известными изменениями могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же»3.

    Собственно познавательную сторону пропаганды Ленин всегда тесно связывал с задачей повышения культурного уровня всего народа. Эта познавательная сторона была охвачена планом в известной степени энциклопедически. Список людей «великих в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, наук и искусств»4, которым было намечено сооружение памятников, включал множество имен революционеров, писателей, ученых, художников, композиторов и артистов. При всей энциклопедичности познавательной стороны план носил глубоко партийный характер. Об этом свидетельствуют, например, те уточнения и изменения, которые вносил Ленин в список намеченных к постановке памятников: на первое мес«о он выдвинул сооружение памятников К. Марксу и Ф. Энгельсу; к списку им были добавлены памятники Э. Бауману и А. Ухтомскому, а реакционный философ В. Соловьев исключен из списка.

    Очень важной чертой содержания плана является последовательно проводимый принцип интернационализма. Предусматривалось сооружение памятников революционерам без различия национальностей: Спартаку, Марату, Гарибальди, Оуэну, Бебелю и другим. Во время упоминавшегося уточнения перечня и количества памятников было решено «внести в список писателей и поэтов наиболее великих иностранцев»5, что и получило отражение в осуществленных произведениях.

    Пропагандировались идеи сохранения мира между народами, ленинские принципы мирного сосуществования различных стран. Как пример, напомним один из написанных Луначарским текстов для памятника Жертвам революции на Марсовом поле в Ленинграде:

    ___

    1 А. В. Луначарский. «Ленин о монументальной пропаганде». «Литературная газета», 29 января 1933 г., № 4—5.

    2    Камланелла. Город Солнца. М.—Л., 1947, стр. 28—30, 32— 36, 41—51.

    3    А. В. Луначарский. «Ленин о монументальной пропаганде». «Литературная газета», 29 января 1933 г., № 4—5.

    4    Журнал «Искусство», Москва, 1918 г., август, № 2{6), стр. 15.

    5    Известия ВЦИК, 2 августа 1918 г., № 163.

    «по воле тиранов друг друга терзали народы, ты встал трудовой Петербург и первый начал войну всех угнетенных против всех угнетателей чтоб тем убить самое семя войны».

    Одним из основных принципов плана является его народность, демократизм, причем эта демократическая сущность проявлялась как в целях, так и в формах осуществления плана. Всем своим содержанием монументальная пропаганда была обращена к самым широким массам народа, служила интересам рабочих и крестьян. Государственное и партийное руководство пропагандой сочеталось с совершенно новыми демократическими формами реализации плана: поощрялась всякая полезная инициатива; работы были целиком переданы вновь созданным профессиональным организациям работников искусств; организовывались многочисленные конкурсы на самых демократических началах (например, по выбору конкурентов, один из них включался в состав жюри) и г. д. Проводились народные обсуждения новых произведений, которые первоначально выставлялись для обозрения в виде моделей. Такое сочетание форм руководства и реализации плана имело важное значение для обеспечения художественных качеств произведений.

    Огромные преимущества нового общественного строя проявились в процессе осуществления монументальной пропаганды, которое обеспечивалось плановым государственным началом. До революции произведения монументального искусства сооружались от случая к случаю, главным обратом в связи с юбилейными датами (например, 1000-летие России, 100-летие Отечественной войны 1812 г., 50-летие со дня смерти Пушкина и т. д.). Эти сооружения в зависимости от своего характера финансировались из разных источников — казной, меценатами, различными обществами, путем пожертвований, подписки и т. д.

    Рабоче-крестьянское государство взяло на себя все организационные и финансовые заботы по проектированию и сооружению произведений монументального искусства. Был составлен единый план этих работ, и в основу их очередности положены не юбилейные даты, а прежде всего — степень политического и идеологического значения памятников.

    Уже тогда предусматривалось привлечь к монументальной пропаганде все виды искусства. Это стало возможным только благодаря тому, что заказчиком стало социалистическое государство. В монументальную пропаганду, наряду с изобразительными искусствами, были включены театр, музыка, литература Особенно большую роль Ленин отводил литературе — прозаическим и поэтическим цитатам из сокровощницы мировой культуры, а также специально составленным лозунгам и текстам. Ленин предлагал привлечь к монументальной пропаганде писателей и поэтов.

    При воплощении ленинского плана были достигнуты отдельные замечательные результаты в области синтеза искусств. Так, упоминавшиеся тексты Луначарского входят важнейшей составной частью а композицию памятника Жертвам революции, превращают эти циклопические глыбы гранита в монумент огромной впечатляющей силы и глубокого идейно-политического значения.

    Интересны также примеры использования для пропаганды музыки и театра в синтезе с архитектурой. По инициативе Ленина были восстановлены кремлевские куранты. Массовые театрализованные действа революционного характера устраивались как в существующих архитектурных ансамблях (например, инсценировка взятия Зимнего дворца), так и среди специально сооруженных на открытом воздухе гигантских декораций. Одно из таких представлений было дано на Ходынском поле в Москве в честь II Конгресса Коминтерна. В его организации принимали участие режиссер В. Э. Мейерхольд и архитектор В. А. Веснин.

    Планом монументальной пропаганды были определены принципы отношения к произведениям монументального искусства, созданным до революции. Эти принципы были закреплены в ряде правительственных декретов, касающихся как снятия, так и охраны памятников прошлого. При этом основными критериями служили идейные и художественные качества произведений. Снятие ряда антихудожественных памятников царям и их слугам представляло боевую революционную традицию и было горячо одобрено народом. Сооружения, имеющие художественную ценность, сохранялись и использовались посредством превращения храмов и дворцов в клубы, музеи, детские учреждения, путем установки на памятниках новых надписей, дополнения старых сооружений новыми произведениями монументального искусства. Примеры этого очень многочисленны. Так, на здании, в котором ныне находится Центральный музей В. И. Ленина, старый герб Москвы был заменен новым, созданным на основе конкурса. Привычно вскидывая глаза на икону, помещавшуюся прежде на боковом фасаде этого же здания, старожил видел вместо нее слова К. Маркса: «Религия — опиум для народа!».

    ***

    Программные положения плана всегда сочетались с учетом реальных возможностей текущего периода. Многие черты плана имеют громадное значение и сейчас, так как они определяют ряд задач искусства в социалистическом и коммунистическом обществе. С другой стороны, учет конкретных сроков работ, материальных и технических возможностей каждого этапа является необходимым условием для последовательной реализации программных установок. В. И. Ленин придавал этому очень большое значение. Поэтому на первом этапе осуществления плана сооружались временные памятники с применением простых и дешевых материалов. В соответствии с возможностями из конкурсных проектов отбирались наиболее простые для выполнения и т. п.

    Практика работ по монументальной пропаганде, в 1918 г. и позже, свидетельствует, что наибольший успех достигался именно там, где реальные условия учитывались достаточно полно (замена текста на построенном ранее обелиске в Александровском саду; использование трех готовых статуй, выполненных Меркуровым, и т. д.). Уместно а связи с этим вспомнить слова Ленина, приведенные Кларой Цеткин в ее воспоминаниях: «Мы должны научиться хозяйничать, считать. Это относится также к области искусства и культуры»1.

    Очень большое значение Ленин придавал идеологической пропагандистской работе, связанной с выполнением самого плана. Закладка и открытие памятников, по мысли Ленина, должны быть «маленькими праздниками». И они были ими. Церемонии закладки или открытия сопровождались митингами с выступлениями руководителей партии, при открытии присутствовали делегации трудящихся со знаменами и оркестрами, проводились парады военных подразделений и ». д. Неоднократно на открытии памятников выступал и сам Ленин.

    Наркомпрос в 1918 г. выпустил свыше миллиона открыток с изображениями новых памятников и специальные брошюры. Ход работ систематически освещался в прессе. Примечательно, что декрет о постановке 50 памятников и их список были превращены в элемент монументальной пропаганды, установленный в виде текста на стене дома по Гоголевскому бульвару в Москве.

    Таким образом, по идее В. И. Ленина, монументальная пропаганда не ограничивалась самим фактом сооружения того или иного монумента. Монумент должен стать своего рода трибуной, кафедрой, которая служит для многообразных форм пропаганды, монумент должен активно участвовать а жизни общества.
    ____

    1 К. Цеткин. Воспоминания о Ленине. Госполитиэдат, 1955, стр. 14.

     

    Наша задача сегодня — претворить в новые формы и развивать в современных условиях замечательные идеи монументальной пропаганды, выдвинутые В. И. Лениным.

    Историческим актом нового этапа осуществления ленинского плана монументальной пропаганды было открытие памятника Карлу Марксу в Москве 29 октября 1961 г.

    С 1918 г. и до конца своей жизни 8. И. Ленин подготавливал сооружение памятника Марксу в Москве. В первомайский праздник 1920 г. он заложил этот памятник примерно и том же месте, где сегодня возвышается вновь созданная фагура Маркса. Образ великого борца, основоположника научного коммунизма, проникнутый глубочайшим идейным содержанием, с большим мастерством и художественным тактом воплощен в граните скульптором Л. Кербелем, архитекторами Р. Бегунцем, Н. Ковальчуком, В. Макаревичем и В. Моргулисом. Этот памятник был открыт в дни работы XXII съезда КПСС, в присутствии делегатов съезда, руководителей КПСС и коммунистических партий всего мира.

    В речи на торжественном открытии памятника товарищ Н. С. Хрущев сказал: «Открывая памятник Карлу Марксу мы с гордостью говорим, что в эти дни XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза закладывает новый величественный памятник Марксу—Энгельсу—Ленину. Этот па-маятник— новая Программа нашей партии, программа строительства коммунизма».

    Архитектор А. СТРИГАЛЕН

    Posted by admin @ 5:46 пп

Comments are closed.