Статистика:

Search

  • 14Фев

    Московский Кремль — исторически сложившийся центр Русского государства — стал сердцем первой в мире могучей социалистической державы.
    В Кремле жил и работал основоположник Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленин.

    Здесь

    каждый камень

    Ленина знает…

    — писал В. Маяковский.

    Отсюда Ленин руководил фронтами гражданской войны, здесь он разрабатывал величественные планы электрификации России, кооперации крестьянства, культурной резолюции.

    В Кремле, думая о судьбах людей труда, Ильич вел задушевные беседы с делегатами рабочих и солдат, ходоками-крестьянами, с мудрой проникновенностью прислушивался к голосу народа.

    В наши дни Московский Кремль стал для миллионов людей всех стран и народов символом исторических социальных преобразований, борьбы за мир, за светлое будущее всего человечества. Вот почему сооружение Кремлевского Дворца съездов а Кремле имеет глубокий смысл.

    Это монументальное сооружение, построенное в невиданно короткий срок — всего за 16 месяцев, — творческий рапорт советских архитекторов и строителей XXII съезду КПСС.

    Простота и величие внешнего облика дворца, его просторные залы, вестибюли, фойе, кулуары, высокая техническая и художественная культура отделки каждой детали — наглядно демонстрируют те качественные сдвиги, которые произошли в советской архитектуре за период между XX и XXII съездами партии. В течение этого пятилетия советские архитекторы настойчиво боролись за утверждение новой творческой направленности в архитектуре, за претворение в жизнь поставленной XX съездом КПСС задачи — создания социалистического архитектурного стиля, главными критериями которого являются максимальные удобства зданий и сооружений, их техническое совершенство, экономичность и идейно-художественная выразительность.

    В своей практической работе архитекторы решительно искореняли последствия ложной направленности в архитектуре, сложившейся в период культа личности.

    Творческие результаты первого этапа этой борьбы и новаторские устремления, воплощенные в невиданном размахе массового строительства жилых и культурно-бытовых зданий, нашли свое яркое отражение в архитектуре Кремлевского Дворца съездов.

    Делегаты XXII съезда КПСС и десятки тысяч людей, побывавших во дворце на спектаклях и концертах, по-разному передают свои впечатления. Одни заметили, как быстро они свыклись с обликом нового здания в ансамбле Кремля: «словно он всегда тут и стоял»; других поражает, как удалось придать праздничность и красоту интерьерам дворца: «ни хрустальных люстр, ни лепнины, ни росписи, а залы действительно дворцовые»; третьи в восторге от зрительного зала, в котором 6000 человек находятся в одинаково удобных условиях: «с любого кресла все прекрасно видно, все слышно». Эти и другие многочисленные отзывы отмечают лишь различные стороны главного качества этого монументального сооружения — его принципиально новую, подлинно современную архитектуру. Именно поэтому так близок и понятен каждому его облик, поэтому так легко и уютно здесь всем.

    При внимательном ознакомлении с Кремлевским Дворцом съездов, за простотой форм и продуманной планировкой, точно выверенными пропорциями пилонов фасада и тщательной отделкой деталей угадываются напряженные искания проектировщиков и кропотливая работа строителей.

    Разработка проекта Кремлевского Дворца съездов была поручена авторскому коллективу, возглавляемому членом-корреспондентом АСиА СССР М. В. Посохиным. В творческом коллективе — архитекторы А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепегильников, инженеры Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев, С. Я. Школьников, Т. А. Мелик-Аракелян.

    Архитектурно-планировочное задание оказалось необычайно сложным. Предстояло создать совершенно новый тип общественного здания, универсального по своему назначению. Кремлевский Дворец съездов предназначен для проведения съездов КПСС, сессий Верховных Советов СССР и РСФСР, широко представительных совещаний, международных конгрессов и фестивалей, для театральных представлений. концертов, демонстрации широкоэкранных и большеформатных кинофильмов. Все это диктовало требования большой вместимости дворца, четкого графика движения и одновременной эвакуации огромной массы людей. Требовалось разрешить целый ряд сложных технических проблем акустики, кондиционирования воздуха, электроосвещения, вертикального транспорта и других устройств, обеспечивающих максимальные удобства для посетителей дворца.

    Но наиболее сложной оказалась градостроительная задача.

    Московский Кремль занимает одно из первых мест среди творений мирового зодчества. Включение современного здания в слагавшийся веками архитектурный комплекс налагало особую ответственность на авторов проекта, требовало от них градостроительной преемственности, большого художественного такта и вместе с тем решительности новаторов. Именно этим принципам следовали выдающиеся зодчие, дополняя Кремль новыми сооружениями. Так, М Ф. Казаков, проектируя здание Сената, бережно сохранял существующие памятники и стремился найти меру органической связи новой постройки с их архитектурой. Однако великий русский зодчий остался при этом верен приемам и формам современного ему стиля русского классицизма и отнюдь не копировал форм кремлевских башен, соборов и дворцов. Купол круглого зала Сената поставлен по оси Сенатской башни, фиксирующей середину кремлевской стены между Никольской и Спасской башнями; этим подчеркивалась поперечная ось Красной площади и усиливалась силуэтная выразительность Кремля. Так новое сооружение органически вошло а древний архитектурный комплекс и стало его неотъемлемой частью.

    Блестящим примером творческого подхода советских архитекторов к проблеме ансамбля является сооружение на Красной площади Мавзолея Ленина. Автор проекта этого выдающегося, подлинно современного мемориального произведения, академик А. В Щусев, сумел с большим искусством «вписать» его в ансамбль Красной площади. Несмотря на относительно небольшие размеры, Мавзолей стал идейно-художественным центром Красной площади, и без него она для нас уже просто немыслима.

    Именно по этому пути пошли авторы проекта Кремлевского Дворца съездов. Располагая новое здание в непосредственном соседстве с памятниками архитектуры прошлого, они сознательно противопоставили их формам современную архитектуру.

    Дворец выходит фасадами на Ивановскую площадь. Каляевскую и Коммунистическую улицы Кремля. Он занимает участок, где стояли казармы и другие постройки, не имевшие исторической и архитектурной ценности. После сноса этим зданий открылись для обозрения северные фасады Патриарших палат и примыкающей к ним церкви Двенадцати апостолов, а также вид на Троицкую башню с Ивановской площади. Новое сооружение оказалось в весьма своеобразном архитектурном окружении. Патриаршие палаты — образец русской самобытной архитектуры середины XVII века. Фасады этого здания щедро украшены аркатурными поясами и нарядными наличниками небольших окон. Арсенал характерен гладью массивных стен с ритмично чередующимися парными окнами. Откосы глубоких оконных ниш, тяжелые порталы, традиционная для старых «казенных» зданий бело-желтая покраска и рустовка стен придают Арсеналу официальный облик. Ярусная композиция Троицкой башни, украшенной ажурным белокаменным убором и увенчанной высоким шатром, вносит в этот разновременный архитектурный комплекс торжественную парадность, а грузные машикули Потешного дворца еще более усиливают впечатление Тяжеловесности древней архитектуры.

    Простой лаконичный объем Кремлевского Дворца съездов создает ясный, выразительный облик сооружения. Глухим массивным стенам старинных зданий, с их обильным декором, противостоят ряды стройных беломраморных пилонов с застекленными на всю высоту проемами между нишами. Завершением пилонов служит сдержанно декорированный парапет открытой веранды, идущей вокруг верхнего этажа.

    Три фасада дворца, обращенные на площадь и улицы Кремля, архитектурно равноценны. Главным является торцовый, восточный фасад со сплошь остекленным тамбуром входа, с широким и легким консольным навесом.

    Художественно-пластические элементы фасадов дворца немногословны, но выразительны: над средним пилоном главного фасада укреплен чеканный из меди золоченый государственный герб СССР (работа скульптора А. Е. Зеленского); на плоскости пилонов верхнего этажа—смальтовые мозаичные изображения эмблем Труда, Мира и Социализма, выполненные по эскизам народного художника РСФСР А. А. Дейнеки.

    Казалось бы, этим и исчерпывается скромный перечень художественно-пластических средств, но на самом деле палитра их гораздо богаче. Каждая конструктивная деталь выполнена настолько тщательно и со вкусом, что приобретает не меньшую эстетическую выразительность, чем лепной или живописный орнамент. Так, блоки несущих пилонов имеют изящную форму призм. Белый уральский мрамор облицовки, обработанный механическим способом, радует глаз чистотой рифленой поверхности. Штампованные алюминиевые профили обвязок стеклянных дверей и оконных переплетов анодированы в золотистый и черный цвета; в сочетании с полированным витражным стеклом они выглядят как хрусталь в дорогой оправе.

    Безграничные возможности, предоставляемые современной техникой архитектору, требуют от него чувства меры и реалистического подхода к решению конструктивно-художественных задач.

    В архитектуре Кремлевского Дворца съездов проектировщиками была найдена нужная мера соотношения весомости конструкций и легкости заполнителей.

    Здание дворца выглядит монументальным, но эта монументальность качественно иная, нежели внушительность соседних старинных зданий; она служит верным средством контрастной связи дворца с его архитектурным окружением.

    Характерными чертами кремлевского ансамбля являются, как известно, его выразительный контур и своеобразный ритм аертикалей. Поэтому, на первый взгляд, кажется, что всякое новое сооружение в Кремле непременно должно иметь высотное завершение. Но ведь нельзя же до бесконечности усложнять силуэт Кремля и тем более опрометчиво развивать здание по высоте рядом с вертикалью Троицкой башни. В этой связи нельзя не оценить мудрости строителей Арсенала, которые нашли единственно верное решение в данной архитектурной ситуации: противопоставить вертикалям шатров соседних башен горизонталь кровли своего сооружения. Точно так же и при возведении Кремлевского Дворца съездов наиболее разумным оказалось принятое решение—продолжить горизонталь Арсенала и по другую сторону Троицкой башни.

    Следует особо отметить усилия авторского коллектива, направленные на то, чтобы не заслонить новым сооружением панорамы кремлевского ансамбля. Преодолевая большие технические трудности, проектировщики сумели огромное по кубатуре здание (400 тыс. м ), насчитывающее 862 помещения, заключить в единый компактный объем. Заглубление здания на 15 м позволило ограничить его высоту до 32 м, что не превышает среднего уровня застройки Кремля.

    Кремлевский Дворец съездов производит особенно сильное впечатление, когда идешь к нему с Ивановской площади. Спокойный ритм его пилонов, завершенных горизонталью парапета, выразительно выступает в контрастном сочетании с вертикалью Троицкой башни. Не менее красив дворец и со стороны Троицких ворот. Отсюда в резком ракурсе предстают его фасады, выходящие на Коммунистическую и Каляевскую улицы. В солнечные и о пасмурные дни четкие грани и плоскости беломраморных призм пилонов создают ясный и пластичный рисунок. Ночью, когда интерьеры дворца залиты люминесцентным светом, ряды вертикальных световых полос проемов и цепочки ламп плафона верхнего этажа создают незабываемое феерическое зрелище.

    Объективно оценивая достоинства внешнего облика этого выдающегося сооружения нашего времени, не. нужды умалчивать и об отдельных его недостатках. Нельзя, например, не отметить неудачные пропорциональные соотношения основного объема здания и возвышающегося над ним верхнего этажа. Эти части настолько различны по абсолютным размерам и по ритму опор, что кажутся совершенно разномасштабными. Высота основного объема равна 25 м, а верхнего этажа — 7 м. Несогласованность этих столь различных по высоте частей дворца усиливается резким перебоем ритма расстановки вертикальных опор. Если внизу сравнительно узкие пилоны поставлены довольно часто, то пилоны верхнего этажа, будучи более широкими, очень далеко отстоят один от другого. В результате верхний этаж, значительно более крупный по архитектурному масштабу, снижает монументальность основного объема здания.

    Причиной этого досадного недостатка явились конструктивные затруднения при сооружении верхнего этажа непосредственно над зрительным залом. Правда, этот недоста ох заметен лишь с дальних точек обзора и пропадает при приближении к зданию. В целом же, проектировщикам удалось создать ясный, принципиально новый образ советского общественного здания.

    Все элементы фасадов дворца обусловлены архитектурной целесообразностью организации внутреннего пространства. В решении интерьеров также виден совершенно новый подход. В основу здесь положен принцип раскрытия внутреннего пространства наружу. Помещения дворца как бы сливаются с окружающим внешним пространством. Гуляя по фойе и кулуарам, поднимаясь или спускаясь по лестницам и бесшумным эскалаторам, люди не ощущают, что находятся в здании, они как бы прогуливаются по территории Кремля; перед ними через широкие проемы открывается величественная кремлевская панорама. Точно так же и с улицы отовсюду хорошо видна внутренняя жизнь дворца.

    Внутри здания, там где это возможно, применен тот же принцип — пространство одного помещения как бы сливается с другим. Это достигается с помощью перегородок и дверей из высокопрочного стекла (изготовленного Саратовским заводом стекла), которые зрительно объединяют различные кулуары Посетители уже от входа видят через стеклянные двери обширное высокое главное фойе с фризом, украшенным мозаичными изображениями гербов Союзных республик (фриз выполнен по эскизам и под руководством А. А. Дей-неки). Преобладание в мозаике фриза золотого и пурпурного цветов мерцающей смальты создает приподнятое настроение.

    В летнее время а зрительный зал можно пройти прямо через глазное фойе; зимой же из тамбура нужно спуститься на эскалаторе в гардероб, находящийся под входной площадкой, а затем через вестибюль пройти в зал.

    Архитектура огромного зрительного зала оставляет самое яркое впечатление и является несомненно наибольшей творческой удачей авторского коллектива. По своим размерам и универсальности назначения — это крупнейший зал не только в нашей стране, но и в Европе. Универсальность зала является показателем экономичности его эксплуатации. При колоссальных размерах — 55X49 м и высоте 19 м зал имеет такие удачные очертания, что самые удаленные места оказываются вдвое ближе к сцене, чем, например, последние места зала Большого Кремлевского Дворца, вмещающего 2300 человек.

    Проектировщикам удалось решить сложную задачу обеспечения оптимальной видимости и слышимости с любого места. Требования акустики продиктовали выбор облицовочных материалов и характер обработки поверхностей стен. Благоприятные акустические данные созданы путем сочетания звукорассеивающих и звукопоглощающих материалов. Конструктивная основа стен прикрыта слоем звукопоглащающей капроновой ваты поверх которого натянута анодированная алюминиевая сетка Для рассеивания звука, пс сетке, на всю высоту зала идет обшивка из полированных ясеневых реек. Натуральный цвет деревянных реек, в сочетании с блеском анодированной под бронзу сеткой, создает приятный золотистый колорит. Нижняя часть стены партера обита искусственной звукопоглощающей кожей светлого палевого тона. Пол сплошь устлан серым высоковорсным ковром, заглушающим малейший шум при движении зрителей по залу.

    Удобна и красива мебель, изготовленная предприятиями Ленинградского совнархоза. Кресла, обитые бордовой звукопоглощающей тканью, оборудованы всем необходимым для работы делегатов съездов и конференций: откидными пюпитрами, репродукторами, вмонтированными в спинку кресел, наушниками и скрытыми в подлокотниках кресел регуляторами, с помощью которых речь орэтороз можно слушать на любом из 29 языков.

    Подвесной потолок зала состоит из набегающих одна но другую дугообразных звукорассеивающих панелей из перфорированного алюминия. Панели пронизаны рядами отверстий, в которых заглублено до 500 люминесцентных ламп прямого света; в уступах плоскости панелей подсвечены цветными люминесцентными лампами. Все это придает плафону зала легкость и своеобразный рисунок, образуемый световыми точками. Наклонный плафон над сценой снабжен мощными скрытыми прожекторами для киносъемок и телепередач Портал сцены поражает своими размерами: 14 м высоты и 32 м ширины. В случае необходимости он может быть легко и быстро уменьшен до размера 10X18 м; авансцену можно изолировать от основной сцены защитным занавесом из чеканного металла. На лицевой стороне занавеса — аллегорическое изображение освещенного лучами восходящего солнца алого знамени с портретом В. И. Ленина. Стальной блеск лучей, красный цвет анодированного металла и чеканная мозаика лаконичного по рисунку портрета сливаются в необычную мерцающую цветовую гамму. Панно выполнено по эскизу художника А. А. Мыльникова бригадой рижских художников по металлу под руководством X. М. Рысина.

    Это произведение художников-монументалистов может служить образцом синтеза изобразительного искусства и архитектуры. В дни съездов и торжественных собраний, на фоне этого занавеса, на авансцене располагаются стол президиума и трибуна с рельефным государственным гербом СССР.

    Для оперных и балетных спектаклей или концертов авансцена с помощью мощных механизмов быстро трансформируется в оркестровую яму.

    На арьерсцене расположен киноэкран размером 32X14м. Поверхность его изготовлена из специальной серебристой прозрачной пленки. Перед началом киносеанса экран выкатывается по подвесным направляющим к порталу сцены.

    Во время оперных, балетных спектаклей, концертов и киносеансов звукоусиление осуществляется с помощью специальной так называемой стереоамбиофонической системы, которая имеет тысячи источников звуков в потолке, полу и стенах зала. Звук как бы плывет и рассеивается над слушателями, и весь зал способен звучать подобно органу.

    Стереоамбиофоническая система регулируется с помощью электронной аппаратуры с пультов управления и способна создавать любые звуковые эффекты.

    Вокруг сцены расположены многочисленные артистические уборные, гримерные, комнаты отдыха, репетиционные и другие помещения. Интерьеры артистического корпуса отличаются высоким качеством отделки, со вкусом обставлены удобной и красивой современной мебелью.

    Над зрительным залом размещен банкетный зал высотой 7 м, предназначенный для торжественных приемов. Он рассчитан на 2500 человек. Банкетный зал расположен в двух уровнях. С трех сторон от обширной центральной его части уступами возвышаются боковые террасы. На небольшом возвышении находится эстрада. Саотовой плафон над центральной частью зала устроен в виде крупной решетки простого изящного рисунка. Перекрытие поддерживается рядами прямоугольных и эллиптических колонн, облицованных мрамором и чеканным анодированным алюминием.

    Из банкетного зала можно выйти на широкую обходную веранду, с которой открывается панорама всего Кремля, Москвы-реки и Замоскворечья. Для обслуживания банкетного зала предусмотрен пищеблок, оснащенный современным электрическим, тепловым, холодильным и механическим оборудованием.

    Технический уровень и культура отделочных работ в Кремлевском Дворце съездов, — можно смело сказать, — являются образцовыми. Само здание служит как бы экспозицией новых строительных и отделочных материалов и оборудования. Здесь широко представлены в безукоризненной обработке замечательные отечественные облицовочные материалы. Стены кулуаров зрительного зала отделаны золотистым болнисским туфом. Пол главного фойе — из различных пород мрамора. Пол и облицовка колонн гардероба выполнены из карлахтинского гранита; стены кулуаров банкетного зала облицованы азизбековским туфом и пуштулинским мрамором.

    В отделке артистических комнат, кулуаров президиума и других помещений широко использованы акустическая плита, различные пластики и моющиеся обои. В отделке помещений дворца нашли широкое применение и различные породы дерева. Стол президиума, трибуна, панели и колонны многих помещений фанерованы тихоокеанским полосатым орехом. Двери, облицованные слоистым пластиком, имеют в основе шпоноблочную плиту на смоляных клеях. Такая конструкция дверей, впервые примененная в нашем строительстве, исключает возможность коробления или других деформаций дверного полотна. Конструкция дверей выполнена на мебельных фабриках Риги. Впервые было освоено цветное анодирование алюминия. Превосходны по качеству и отделке санитарно-техническое оборудование, электрооборудование и жалюзи.

    Несмотря на отдельные недочеты, вполне естественные при сооружении такого огромного, сложного и во многом необычного здания, построенного к тому же в кроткий срок, совершенно бесспорно, что Кремлевский Дворец съездов подлинно новое, выдающееся произведение советской архитектуры.

    Большая заслуга авторов проекта состоит в том, что они создали вполне современное, монументальное сооружение, отражающее величие и гуманизм нашей эпохи, и смогли его тактично «вписать» в неповторимый архитектурный ансамбль Кремля.

    В канун XXII съезда КПСС строители, архитекторы, конструкторы, работники науки и промышленности, участвовавшие в создании Кремлевского Дворца съездов, получили приветствие от ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором была дана высокая оценка их выдающейся творческой и трудовой победы.

    Эта высокая оценка партии и правительства дополняется все новыми и новыми положительными отзывами людей, посещающими дворец.

    Каждый, кто побывал в этом чудесном дворце народных форумов, проникается чувством праздничной приподнятости и оптимизма. И в этом, пожалуй, заключается главное достоинство Кремлевского Дворца съездов.

    Архитектор В. СТУПИН

    Posted by admin @ 6:05 пп

Comments are closed.