Статистика:

Search

  • 14Фев

    На побережье Черного моря, в одном из самых живописных уголков Крыма, между горой Аю-Даг и Гурзуфом раскинулся -всемирно известный пионерский лагерь «Артек» имени В. И. Ленина.
    Этот первый в мире пионерский городок здоровья и радости был создан по инициативе и замыслу Владимира Ильича.

    В ближайшем будущем «Артек» неузнаваемо преобразится. Здесь возникнут новые комплексы пионерских лагерей, над проектированием которых работает коллектив проектного института № 5 Министерства строительства РСФСР.

    Минувшим летом открылся первый из шести новых комплексов «Большого Артека» — Международный пионерский лагерь «Морской», созданный по проекту архитекторов А. Т. Полянского (руководитель), Д. С. Витухина, Н. Е. Ги-говской и инженера Ю. В, Рацкевича.

     

    Создание комплекса лагеря «Морской» — значительное творческое достижение этого авторского коллектива.

    Авторы проекта сумели достигнуть в архитектурно-пространственной организации территории лагеря, в планировке зданий и сооружений необходимых удобств, передовых инженерно-технических решений и высоких художественных качеств. Но не только зрелое профессиональное мастерство определяет их творческую удачу. Главное состоит в том, что в самой планировке лагеря, в архитектуре всех его сооружений воплощены прекрасные черты нашей советской действительности— гуманизм, дружба, жизнерадостность. Побывав в пионерском лагере «Морской», зримо ощущаешь черты нашего коммунистического завтра.

    Лагерь «Морской» разместился на площади 14 гектаров у самого подножья горы на вытянутой вдоль берега узкой полосе, защищенной от северных ветров горами. Перепад рельефа достигает здесь около 20 метров.

    Архитектурный облик зданий и сооружений хорошо гармонирует с окружающей природой; во всем здесь ощущаемся слитность архитектуры с природой. И это — одно из самых примечательных качеств всего комплекса лагеря «Морской».

    Авторы проекта проявили много творческой находчивости, чтобы органически включить в архитектурно-пространственную композицию лагеря благодатную природу Артека — безбрежные просторы моря, живописную цепь прибрежных гор, вечнозеленые субтропические растения, кипарисовые и оливковые рощи. Солнце и морской воздух как бы вливаются в спальные комнаты через остекленные, легко раздвигающиеся наружные стены.

    Большинство спальных комнат обращено одной стороной к морю, другой — на галерею, выходящую а парк. Для защиты комнат от солнечного перегрева предусмотрены горизонтальные алюминиевые жалюзи.

    Легкие открытые лестницы вынесены наружу. Они связывают галереи и спальные комнаты, ведут на плоские кровли спальных корпусов. превращенные в солярии. Отдельные марши лестниц очутились под кронами деревьев.

    Четыре двухэтажных спальных корпуса, на 42 места каждый, и один корпус, предназначенный для гостей лагеря, сооружены над самой набережной. Разрывы между ними в 50 и более метров обеспечивают свободный приток морского воздуха на территорию лагеря и открывают вид на море из двух других спальных корпусов, на 125 мест каждый, расположенных в глубине амфитеатра на склоне горы, где находится площадь Дружбы.

    Во всех спальных корпусах не каждом этаже имеются общая гостиная, комната для пионервожатого и все необходимые бытовые помещения, в которых устроены индивидуальные шкафчики для хранения одежды и обуви, что создает наилучшие гигиенические условия в спальных комнатах. Используя рельеф местности и железобетонные стойки, на которые опираются спальные корпуса, проектировщики устроили под первыми этажами открытые затененные площадки. Частично затенены навесами также плоские кровли, выложенные цветными бетонными плитками. Здесь проводятся сборы отрядов, линейки, беседы, игры, танцы.

    Своеобразно решен обеденный зал столовой, перекрытый грибовидными сборными железобетонными конструкциями, окрашенными о желтый и красный цвета.

    Перекрытия сгруппированы с таким расчетом, чтобы остались отверстия для стволов и крон растущих здесь кипарисов и маслин, которые таким образом удалось сохранить

    Интересно задумано решение приемного корпуса, размещенного над верхней набережной. Войдя в сквозную лоджию, прибывшие в лагерь дети сдают свои вещи, принимают душ и надевают новую форму артековцев. С площадки приемного корпуса хорошо обозревается весь лагерь. Легкие здания с открытыми галереями и плоскими кровлями, обращенными к морю, создают впечатление, что находишься на корабле, стремительно несущемся в открытое море,

    Ясная и четкая планировка лагеря помогает вновь прибывшим быстро и легко ориентироваться. Они сразу же узнают свои спальные корпуса по цвету их окраски, которая соответствует их наименованиям «Изумрудный», «Оранжевый» и другие.

    Большую роль о архитектурно-пространственной организации всего комплекса играет двухъярусная широкая набережная протянувшаяся вдоль всего лагеря. Набережная выложена цветными плитками. На уровне нижней набережной устроены теневые площадки для отдыха детей после возвращения их с пляжа. На нижней набережной проводятся утренние зарядки и линейки.

    Особое место в композиции лагеря занимает центральная площадь Дружбы, раскрытая к морю. Здесь расположен павильон с Ленинской комнатой, где устраиваются выставки, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. В этой комнате проводятся советы пионерских дружин.

    На фасаде Ленинской комнаты, обращенном к площади Дружбы, находится большое мозаичное панно, посвященное теме интернациональной дружбы детей всего земного шара. Мозаика выполнена на белом инкерманском камне из цветных камней, собранных здесь же, на крымском побережье. Эго панно—большая творческая удача художников Д. Мер-перта и Я. Скоипкова Этими же художниками в Ленинской комнате выполнены из мрамора мозаичный портрет В. И. Ленина и надпись—известные ленинские слова, обращенные к советской молодежи: «Учиться, учиться и учиться».

    Творческое осуществление синтеза архитектуры с мону ментальным декоративным искусством ярко проявилось и в других объектах лагеря. Большую радость доставляют детям и взрослым цветные витражи «стекло по стеклу» на темы «Игры детей нашей планеты», искусно выполненные для столовой художниками Г. Бочаровой, И. Егоркиной, О. Куранской, Ю. Подогозой. Мозаичные орнаменты из цветов применены для большого декоративного бассейна на площади Дружбы.

    В лагере «Морской» нашли широкое распространение малые архитектурные формы, выполненные из валунов, гальки, цветных камней. Из этих природных материалов сложены сиденья, скамьи или просто живописные композиции из камней.

    Асфальт применяется только там, где без него нельзя обойтись, но и здесь вкраплены цветные камни.

    Бережно сохраненные деревья и рельеф придают еще большую живописность территории лагеря «Морской». Таким образом, и в благоустройстве территории сказалось стремление архитекторов умело использовать дары природы.

    Авторы проекта активно применили цвет в архитектуре зданий и сооружений. Основные конструкции окрашены в светло-серые тона, свойственные железобетону, а фасады корпусов в яркие цвета — изумрудный, оранжевый, синий, красный, желтый, зеленый. В сочетании с окружающей субтропической зеленью и вечнозелеными деревьями это придает облику всего лагеря необычайную красочность, ту жизнерадостность, которая свойственна его юным обитателям.

    Для всех зданий и сооружений применены унифицированные сборные железобетонные конструкции, что позволило осуществить строительство всего комплекса в предельно сжатые сроки — за 9 месяцев. Качество строительства получило отличную оценку Государственной приемочной комиссии В застройке 13 различных по архитектурно-планировочным решениям зданий удалось применить всего 6 типов железобетонных элементов: полурамы; многопустотные пли гы настила; лестничный марш; Т-образные стойки лестницы; железобетонные стойки и грибовидные конструкции.

    Для спальных корпусов была принята единая конструктивная схема из поперечных рам.

    ____

    1 Лагерь «Морской» построен трестом «Ялтастрой» под руководством инженеров Г. Е. Эпельбаума, К. И Рысенко, А. И. Чупрыны, А. А. Бутырского.

    Поперечные однолролетные рамы с двумя консолями воспринимают вертикальные и сейсмические нагрузки. Перекрытие из многопустотного настила свободно опирается на ригели поперечных рам. В качестве антисейсмического и антиополозневого мероприятий были применены столбчато-каркасные фундаменты, что позволило полностью сохранить рельеф участка, на котором воздвигались спальные корпуса.

    В строительстве и отделке зданий и сооружений лагеря применены сборный железобетон, асбестоцемент, алюминий, цветные пластики, перхлорвиниловые и силикатные лаки и красители.

    Опыт проектирования и строительства пионерского лагеря «Морской» во многом поучителен. Он, прежде всего, показал, как много можно достигнуть, органически сочетая окружаю щую природу с композицией всего ансамбля.

    Большой практический интерес представляет цветовое решение фасадов зданий, творческое осуществление синтеза архитектуры с монументально-декоративным искусством. Особое значение имеют применение прогрессивных конструкций и материалов, унификация сборных элементов, обеспечившая индустриализацию строительства.

    Хочется пожелать, чтобы творческий опыт содружества архитекторов, конструкторов, художников-монументалистов и строителей в создании пионерского лагеря «Морской» получил широкое распространение в массовом строительстве городков здоровья и радости для подрастающего поколения нашей Родины.

    Архитектор С. ВАХТАНГОВ

    Posted by admin @ 7:57 пп

Comments are closed.