Статистика:

Search

  • 14Мар

    Партия и правительство уделяют большое внимание хозяйственному освоению Сибири и Дальнего Востока. В решениях XXV съезда КПСС предусмотрено опережающими темпами развивать хозяйство восточных районов, особенно Сибири, где промышленное производство намечено увеличить в течение десятого пятилетия почти в полтора раза.

    Меняются времена, меняются и экономико-географические понятия. Еще не так давно, к примеру, Сибирь была потребителем завозимой в нее нефти, а теперь она сама превратилась з мощного производителя этого ценного топлива и сырья. В перспективе развивающийся Западно-Сибирский комплекс будет производить значительные объемы нефти и природного газа, добываемых в стране. Ранее ничем не выделявшаяся среди мно—их других городов страны Тюмень становится одним из центров нефтеносного края. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск приобретают известность как развивающиеся города нефтепроысловиков, а Надым и Уренгой как центры, обеспечивающие 5ычу естественного газа. Этот край быстро осваивается и развивается, растут его города, появляются новые благоустроенные поселки.

    Промышленность, развиваясь, все дальше шагает в Зауралье, создается, например, мощный Братско-Усть-Илимский террито-ально-производственный комплекс. На базе потребления энергии, которую даст Саяно-Шушенская ГЭС, организуется Саян-кий территориально-производственный комплекс, в который пойдет ряд промышленных узлов, специализирующихся на меаллургии и машиностроении. Будет организован и ряд других комплексов.

    Создаваемые в Сибири и на Дальнем Востоке промышленные узлы станут основой для развития групповых систем расселения. Здесь появится немало новых благоустроенных городов, поселков. Можно, в частности, назвать такие уже складывающиеся города, как Братск, Усть-Илимск, Саяногорск, Дивно-горек и многие другие.

    Но все же огромные просторы Зауралья, особенно Север этого края, остаются малообжитыми. Поскольку согласно десятому пятилетнему плану здесь интенсивно станут развиваться >азличные виды промышленности и сельское хозяйство, то большую актуальность приобретает вопрос привлечения сюда кадров и обеспечения им необходимых жизненных условий, создания новых населенных пунктов. Поэтому большую работу предстоит выполнить проектировщикам, архитекторам, максимально использовать достижения современной градостроительной практики, обеспечить людям доступными зодчеству средствами наибольшие удобства.

    Вести строительство на Севере с его сложными природными условиями, суровым климатом, бездорожьем очень сложно и сопряжено с большими затратами государственных средств. Поэтому здесь при решении градостроительных проблем особенно возрастает роль прогнозирования, научного предвидения. И чем активнее научно-исследовательские институты включатся в эту работу, тем большую и своевременную помощь они окажут проектировщикам, строителям в практическом решении стоящих перед ними задач.

    Есть один специфический для северных условий вопрос, который нашим проектировщикам еще не приходилось решать в широких масштабах, и здесь им особенно нужна помощь ученых. Ведь система расселения на осваиваемом Севере уже приобретает свои особенности. В этих краях все шире начинает применяться вахтенный способ производства. Суть его в том, ‘то люди имеют постоянное местожительство в так называемых опорных, базовых городах, а работают определенные периоды времени в отдалении от них и живут в это время в вахтенных оселках. Но и такие поселки, рассчитанные на временное проживание в них, должны отличаться удобными жилищами, высоким уровнем благоустройства, и на их строительство государеву приходится тратить значительные средства. Поскольку эти оселки сами по себе зачастую бывают временными, то научно-исследовательским и проектным институтам следует с особенной тщательностью подходить к решению вопроса о выборе места, архитектурно-технических особенностях, экономичности строительства подобных селений, с тем чтобы государственные средства использовались как можно целесообразнее.

    Проблемы дальнейшего освоения Сибири и Дальнего Востока огромны. Но среди них своей исключительной грандиозностью выделяется строительство Байкало-Амурской магистрали.
    В своей речи на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы 13 июня 1975 года товарищ Л, И. Брежнев назвал БАМ великой стройкой. И это емкое определение точно выражает существо дела. Трасса магистрали пересекает огромное пространство — ее протяженность превысит три тысячи километров. Трудно представить бесконечное разнообразие природых условий на ее пути, осложняющих строительство. Горы, сопки, болота, пади, вечная мерзлота, высокая сейсмичность. Большие и средние, спокойные равнинные и бурные горные реки, многочисленные речушки и ручьи — свыше четырех тысяч водотоков — пересекает трасса. Создание железнодорожной магистрали в таких условиях будет поистине событием.

    Действенное влияние Байкало-Амурской магистрали скажется на развитии народного хозяйства очень большой зоны, границы которой сейчас предвидеть трудно и наметить можно только весьма условно. Вся жизнь здесь резко изменится—появятся крупные промышленные комплексы, станет развиваться сельское хозяйство, это вызовет приток сюда рабочей силы, потребует роста существующих городов, поселков, строительства новых населенных мест.

    Поэтому исключительно острой становится проблема наиболее целесообразного и планомерного использования в зоне влияния Байкало-Амурской магистрали природных, хозяйственных и трудовых ресурсов. Чтобы найти ответ на этот вопрос коллектив института Гипрогор по заданию МПС, Минтрансстроя Госгражданстроя и Госстроя РСФСР выполнил генеральную схему районной планировки зоны влияния БАМ. Расчетами охвачено более полутора миллионов квадратных километров. Разработаны предложения по рациональной организации комплексного размещения промышленности, сельского хозяйства и соответствующей системы расселения. Намечено создать здесь несколько промышленных районов с большим числом промышленных узлов, построить более ста городов и крупных поселков

    Таким образом, зона влияния БАМа представляет собой огромный градостроительный плацдарм, перед зодчими открываются широчайшие возможности для проявления творческой инициативы.

    И проектировщиками, архитекторами уже проведена и проводится большая работа. В частности, много сделано по составлению генеральных планов городов и пристанционных поселков. Примерно, половина от общего числа генпланов уже утверждена местными Советами депутатов трудящихся, часть находится на рассмотрении и некоторые генеральные планы дорабатываются.

    БАМ смело можно назвать всесоюзной стройкой. В развитии и создании здесь городов и поселков участвуют многие республики и крупные города страны. Уже проведенную поистине громадную по своему объему работу по составлению многочисленных генеральных планов возможно было выполнить только потому, что ею занимались многие десятки проектных организаций республик и городов, шефствующих и участвующих в этом деле.

    Значительное время такая работа велась разрозненными усилиями, но практика показала, что необходим координирующий орган. С этой целью недавно была организована специальная архитектурная служба, возглавляемая главным архитектором БАМа. Назначение ее — обеспечивать определенную архитектурно-техническую направленность при застройке магистрали, при развитии и создании в зоне ее влияния населенных мест.

    Однако архитектурная служба БАМа пока еще малочисленна и настойчивое требование дня—укомплектование ее высококвалифицированными кадрами.

    Шестой съезд архитекторов, состоявшийся в прошлом году, отметил в своей резолюции, что Союз архитекторов будет всемерно развивать творческую помощь такой крупнейшей стройке страны, как Байкало-Амурская магистраль. И вот теперь наступило время во всю широту проявить свою шефскую заботу. Творческий союз, его местные организации могут помочь и в укреплении архитектурной службы БАМ, и в организации высококвалифицированной консультации при разработке проектов и в самой этой разработке.

    Необходима повседневная забота, полноценная творческая помощь со стороны архитектурной общественности проектировщикам и строителям Байкало-Амурской магистрали, всех новостроек Сибири и Дальнего Востока. Творческий вклад в освоение этого богатейшего края — ответственнейшая задача советских зодчих.

    Posted by admin @ 5:41 пп

Comments are closed.