Статистика:

Search

  • 14Мар

    В. СМИРНОВ, директор ЛенНИИПградостроительства, Э. МИЛЕНИНА, экономист-географ, архитектор К. МОРОЗОВА
    XXV съезд КПСС значительное внимание уделил дальнейшему освоению территорий Крайнего Севера и, особенно, нефтегазоносных районов Западной Сибири. Современный этап развития этого региона характеризуется дальнейшим наращиванием темпов и масштабов освоения и формированием взаимосвязанной сети населенных мест на уровне систем расселения. В последние годы выросли новые города нефтяников (Урай, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск). В связи с разработкой газовых месторождений должны получить развитие новые поселения.газовиков (Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Тазовское, Хара-савей и др.) в Ямало-Ненецком национальном округе.

    Сложность задачи освоения создает необходимость научного подхода к решению проблем, связанных с формированием новых городов и значительным ростом существующих в этом районе, их значением в хозяйственном развитии и системообразующей роли.

    В ЛенНИИПградостроительства с 1968 г, проводились научные разработки под руководством  канд. архитектуры В. Кадникова,  основная цель которых — определение общих тенденций и закономерностей градостроительного освоения нефтегазоносных районов Западной Сибири, изучение особенностей и взаимосвязей формирования систем расселения и планировочной организации населенных мест.

    Специфика градостроительного освоения обусловливается народнохозяйственным значением этих районов в общесоюзном территориальном разделении труда, бурным развитием производительных сил,
    интенсификацией процесса урбанизации и сложными региональными условиями освоения (особые условия добычи нефти и газа, масштабы и темпы освоения, природно-климатические и социально-демографические факторы).

    В территориальном разделении труда Западной Сибири северные районы характеризуются общностью содержания основных народнохозяйственных проблем на территории в 1,5 млн. км2 и выступают с ресурсной специализацией (добыча, первичная переработка и транспортировка нефти и газа в другие районы СССР). Здесь формируются новые территориально-производственные комплексы (ТПК) разных рангов. Они отличаются друг от друга определенной производственной специализацией, уровнем развития, влиянием комплекса природных факторов, несоответствием между расселением и новым промышленным освоением. Это определяет необходимость комплексного подхода к решению промышленных и градостроительных проблем как в общем по северным районам Западной Сибири, так и по его отдельным ТПК.

    В ЛенНИИПградостроительства проведены исследования по формированию ТПК и систем расселения в их взаимосвязи для районов Западной Сибири с учетом общих закономерностей формирования ТПК и систем расселения, освещенных в специальных работах многих авторов. Опыт научных исследований на уровне прогнозирования перспективной сети населенных мест подтвердил необходимость рассмотрения вопросов нового промышленного освоения отдельных районов с учетом развития единой системы расселения на территории всей страны, региональных и межрегиональных систем в пределах крупных экономических районов. Было также установлено, что в северных районах Западной Сибири специфика формирования ТПК и зон влияния их центров получила отражение в определенном соответствии таксономических систем ТПК и расселения, а именно: элементарным микрокомплексам соответствуют отдельные поселения, центральным микрокомплексам — централизованные системы расселения. Локальные микрокомплексы создают предпосылки для формирования и дальнейшего развития групповых систем расселения, а сочетания промышленных узлов с их зонами влияния (локальный сложный микрокомплекс) — межгрупповых систем расселения. ТПК более высокого таксономического ранга (мезокомплексы) создают условия для развития региональных, а макрокомплексы — межрегиональных систем расселения.

    Общие черты формирования систем расселения на современном этапе характеризуются наметившимся переходом к организации промышленных узлов, которые являются основой для развития групповых систем расселения.

    Основными системообразующими центрами разных ТПК являются отдельные промпункты, промцентры и промышленные узлы, в системах расселения соответственно — поселки, организационно-хозяйственные центры, базовые и опорные города.

    Усложнение производственной структуры ТПК до уровня мезокомплекса (1980— 1990) приведут к формированию региональной системы, которая определяется как совокупность групповых и межгрупповых систем расселения.

    Следует предполагать, что межрегиональные системы расселения будут развиваться на основе взаимосвязи с югом Тюменской области, Коми АССР и северными районами Восточной Сибири.

    Своеобразие территориального разделения труда и различие в производственной специализации новых комплексов объективно определяют необходимость научного управления процессом развития систем расселения в этих условиях. Существующие методики основываются на эмпирическом и экспериментальном изучении закономерностей формирования сложившихся систем расселения, что дает основания использовать методы интерполяции и экстраполяции, позволяющие определять перспективу развития на период 5—8 лет. В то же время период прогнозирования развития ТПК может достигать 30 лет. Это означает, что исследование тесной взаимосвязи производственного и градостроительного комплексов позволит регулировать процесс формирования перспективных систем расселения.

    Основной принцип соответствия позволяет при оценке существующих систем расселения установить их ареалы, тип по отраслевой специализации, выявить целесообразность степени концентрации населения, а также типы населенных мест, их место в системе расселения, зоны влияния. Кроме того, появляется возможность обеспечения таких показателей, как численность населения, структура занятости, удельный вес градообразующей группы городов на длительную перспективу. Это особенно важно в связи с необходимостью устранения таких явлений, как многократная корректировка генеральных планов городов.

    Открытие новых месторождений и вовлечение в эксплуатацию уже разведанных, увеличение темпов развития нефтегазодобывающей промышленности привели к значительному росту существующих и к возникновению новых поселений, к созданию предпосылок для преобразования исторически сложившейся сети поселений. На современном этапе важной проблемой является развитие расселения с учетом динамичности и мобильности процесса освоения и прогнозирование перспективных систем расселения.

    Современная система расселения северных районов Западной Сибири характеризуется следующими особенностями: быстрой сменой центров освоения (в период с 1960 по 1975 г. центр освоения перемещался пять раз); ограниченностью сроков существования населенных мест из-за краткости отработки природных ресурсов (газовых ,5—20 лет, нефтяных 20—35 лет); тенденцией к дробности типов населенных пунктов; дисперсностью расположения мест проживания и приложения труда; очаговым и очагово-площадным характером освоения; переходом от изолированных поселений к формированию групповых систем расселения.

    Учитывая, что главной предпосылкой развития района исследования нВ всех этапах прогнозирования будет промышленное освоение, возможно дать классификацию зон влияния базовых городов — системообразующих центров групповых систем расселения по таким зонам, как: трудового тяготения; внутригородского трудового тяготения; непосредственного производственного влияния с радиусом трудовых поездок до 40 км; ближнего влияния с вахтенной организацией труда и радиусом трудовых поездок до 150 км; дальнего влияния с вахтенно-экспедиционной организацией труда и радиусом трудовых поездок до 400 км.

    Большие размеры зон производственного тяготения определяются необходимостью обеспечения следующих условий освоения;

    концентрации функций производства и расселения;

    предотвращения возникновения небольших малоперспективных населенных мест;

    развития высокоурбанизированных поселений в районах с благоприятными природно-климатическими условиями для формирования постоянного населения.

    Для нижних звеньев расселения (временные, мобильные, вахтенные и постоянные поселки), как правило, характерны зоны непосредственного производственного влияния; для городов — организационно-хозяйственных центров — характерны зоны внутригородского тяготения, непосредственного и ближнего влияния; для опорных и базовых городов будут характерны все вышеприведенные зоны.

    Представляется, что в условиях таких больших территорий и размещения производства система расселения должна иметь линейно-узловой характер. В связи с этим необходимо выявление системообразующей роли коммуникаций. К градоформирующим коммуникациям района относятся водные пути, железные дороги, магистральные нефте- и газопроводы, автодороги, линии электропередач. Наибольшей градоформирующей способностью обладают железные дороги.

    Выявлена и обоснована целесообразность совмещенной прокладки коммуникаций («коридор», или «пучок» коммуникаций). Наличие мощных транспортных магистралей, или «пучка» коммуникаций, дает основание для выделения вдоль них зоны стабильного расселения. Для нее характерны населенные места с постоянным населением. Ширина зоны зависит от регио-
    нальных условий и колеблется в пределах от 5 до 40 км. В северных районах Западной Сибири «пучок коммуникаций» рассматривается как композиционная ось В зоне «коридора коммуникаций» могут возникнуть следующие системообразующие центры:    организационно-хозяйственные центры и постоянные поселки. Пересечения «пучков коммуникаций» создают возможности для развития опорных зон расселения, где формируются системообразующие центры — опорные и базовые города.

    Все остальные территории по совокупности региональных факторов могут быть отнесены к зонам мобильного расселения В зонах мобильного расселения формируются низовые звенья систем — населенные места с временным населением — мобильные и вахтенные поселения.

    Для каждой зоны расселения будут характерны свои показатели степени урбанизации (плотности населения, населенных мест, транспортных коммуникаций, соотношение городского и сельского населения, социально-демографическая структура, условия труда, быта и отдыха населения).

    Значение зон расселения в групповых системах неравнозначно. В районах Среднеобья в связи со значительной степенью хозяйственного освоения и более благоприятными природно-климатическими условиями наибольшее значение получили зоны стабильного и опорного расселения. Взаимосвязь поселений осуществляется по типу базовый или опорный город-вахта.

    С продвижением границ освоения на север при начальной стадии формирования групповых систем наибольшее значение приобретают мобильные зоны расселения, в которых формируются мобильные поселения различного типа. Их развитие зависит от региональных факторов, важнейшими из которых являются природно-климатические условия и уровень экономической базы. На начальных этапах освоения мобильный элемент может найти применение в стабильной и опорной зонах в виде мобильных жилых комплексов при постоянных поселениях. Пример этому — начальный этап развития городов Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска.

    В мобильной зоне мобильное поселение может приобрести функцию системообразующего центра. Региональная ситуация этой зоны создает условия для возникновения мобильных базовых городов, организационно-хозяйственных центров и поселков. Системы расселения, возникающие на основе этих центров, являются тоже мобильными, в чем и отражается динамичность и мобильность промышленного и градостроительного освоения северных районов Западной Сибири.

    Многообразие условий формирования систем расселения в исследуемом районе вызывает необходимость выбора методов промышленного и градостроительного освоения.

    Для районов нового промышленного освоения, особенно с ресурсной специализацией и краткими сроками отработки ресурсов и нецелесообразностью строительства постоянных поселений на каждом месторождении, многими организациями обосновано применение двух методов освоения: вахтенного и экспедиционного.

    Сущность вахтенного метода заключается в строительстве вахтенного поселка непосредственно на месторождении. В поселке создается жилой фонд гостиничного типа, предназначенный для временного проживания только сменного состава, работающего в течение кратковременного срока (продолжительности вахты) с последующим отдыхом в базовом населенном пункте, при
    условии регулярной транспортной связи между ними.

    Исследованиями ряда организаций (ВНИИСТ, Орггазстрой, ЛенЗНИИЭП и др.) выявлен существенный экономический эффект применения вахтенного метода при разработке месторождений в районах нового промышленного освоения Тюменской области по сравнению с традиционным.

    При вахтенной организации работ создаются возможности использования зданий повышенной сборности из эффективных материалов, что снижает транспортные расходы, себестоимость объектов индустриального изготовления и трудозатраты на монтаж.

    Сущность экспедиционного метода заключается в создании экспедиционных поселков на наиболее удаленных от населенных мест месторождениях с эпизодической сменой персонала. Они бывают, как правило, кратковременного цикла (от 0,1 до 2 лет), в них работают и проживают без семей в основном геологи, буровики разведчики, т. е. кадры, занятые на разведке и обустройстве месторождений.

    Взаимосвязь мобильных поселков и постоянных системообразующих центров различного ранга при применении этих методов освоения обусловили необходимость разработки вариантов расселения.

    В ЛенНИИПградостроительства для северных районов Западной Сибири при прогнозировании перспективных систем расселения были предложены следующие варианты: внутрирайонный, внерайонный и смешанный.

    Внутрирайонный вариант расселения применяется при формировании групповых систем расселения. Его сущность заключается в расселении трудящихся с семьями в базовых городах или организационнохозяйственных центрах и в строительстве вахтенных поселков на расстоянии 250 и 150 км соответственно. Проживание населения в урбанизированных центрах способствует закреплению квалифицированных кадров и их стабилизации.

    Внерайонный вариант возможен в пределах региональных и межрегиональных систем расселения. Он предполагает размещение трудящихся с семьями в системообразующих центрах — опорных и базовых городах (Сургут, Тюмень, Воркута и Норильск), и строительство вахтенных и экспедиционных поселков на месторождениях, удаленных на расстояние от 400 до 700 км.

    В настоящее время имеются единичные примеры применения внерайонного варианта расселения (проектирование освоения газовых месторождений полуострова Ямал из г. Воркуты Коми АССР и освоение Мес-сояхской группы из Норильска), но разработки ЛенНИИПградостроительства и других организаций показывают возможность и целесообразность распространения этого варианта в перспективе, при высоком уровне развития региональных и межрегиональных систем расселения. Неравноценность развития отдельных ТПК и соответственно систем расселения создает необходимость применения смешанного варианта расселения, который отражает динамичность и мобильность всех процессов освоения.

    На начальной стадии формирования групповых систем Среднеобья (Сургутской и Нижневартовской) был использован интенсивное развитие этих систем в связи с тем, что Среднеобский ТПК будет иметь уже зрелую и комплексную структуру. Определились роль и взаимосвязь поселений в этих групповых системах. В результате Сургут и Нижневартовск становятся базовыми городами с наиболее развитой производственной и социальной инфраструктурой, Нефтеюганск и Пыть-Ях — организационно-хозяйственными центрами, а на отдаленных месторождениях — Прав-динском, Федоровском, Холмогорском и др. возникают вахтенные поселки.

    Интенсивное развитие газодобывающей промышленности создает предпосылки для формирования ТПК на огромных необжитых территориях с экстремальными природно-климатическими условиями и систем расселения в них. Это вызывает необходимость применения на первых этапах внерайонного варианта расселения. Например, в ЛенНИИПградостроительства был предложен такой вариант расселения трудящихся для освоения Вынгапуровского месторождения вахтенным методом из города Сургута.

    В то же время формирование групповых систем на базе ТПК и строительство железной дороги Сургут — Уренгой в значительной мере позволило определить место каждого из поселений этого района в системах расселения. Расположение Салехарда и Уренгоя в узлах пересечения «пучков» коммуникаций обусловило их роль базовых городов, наметились возможности применения внутрирайонного варианта расселения.

    Таким образом, на первых этапах формирования Уренгойской и Салехардской групповых систем расселения и интенсивного развития групповых систем Среднеобья (Сургутской и Нижневартовской) необходимо применение смешанного варианта расселения.

    Интенсивное формирование Уренгейской и Салехардской систем и при этом формирование региональной системы с центром — опорным городом Сургутом создает в дальнейшей перспективе предпосылки применения внерайонного варианта расселения на высоком уровне производственной и социальной инфраструктуры.

    Необходимо отметить, что применение того или иного варианта зависит от уровня развития системы расселения и должно рассматриваться в динамике. На примере освоения Вынгапуровского месторождения можно проследить переход от внерайонного к внутрирайонному варианту в связи с появлением в Уренгойской групповой системе стабилизирующего центра в «коридоре коммуникаций».

    Однако применение трех вариантов расселения не отражает всего многообразия условий формирования систем расселения и иерархии их системообразующих центров.

    В групповых системах расселения при применении внутрирайонного варианта расселение возможны различные схемы взаимосвязи между типами поселений. В групповых системах расселения Среднеобья возможна взаимосвязь поселений: базовый город — вахта, базовый город, организационно-хозяйственный центр, поселок на пучке коммуникаций — вахта.

    Для Уренгойской и Салехардской групповых систем, кроме перечисленных, возможно применение взаимосвязи мобильный базовый город или мобильный поселок-вахта. В схеме районной планировки (Гипрогор, М., 1975) предлагается решение проблемы расселения в нефтегазоносных районах по трем вариантам, где наиболее экономичным является вариант: базовый город-вахта с зоной влияния свыше 150 км

    Разработки ЛенНИИПградостроительства показали возможность применения этой схемы только на стадии стабилизации групповой системы при достижении комплексности ТПК, развитии регулярных связей и высокого уровня научно-технического прогресса. В настоящее время при применении внутрирайонного варианта расселения целесообразен выбор схем: базовый город — организационно-хозяйственный центр (или поселок) на пучке коммуникаций — вахта вдоль железной дороги, проходящей между Сургутом — Уренгой. А взаимосвязь мобильный базовый город или мобильный поселок-вахта целесообразно применять в мобильных зонах (Гыданский полуостров и Ямал). Преимущество этой схемы заключается в появлении стабилизирующего центра в мобильной зоне, позволяющего регулировать процессы мобильности и динамичности освоения, в сокращении радиусов доступности до мест приложения труда, в возможности применения существующих технических средств доставки.

    После достижения «пика» в численности населения и последующего спада в связи с краткими сроками отработки ресурсов на месторождениях необходимость в таком центре отпадает и возможно применение схемы базовый город—вахта. В случае появления замещающих отраслей (что должно быть учтено при прогнозировании) этот промежуточный тип поселения сохраняется как постоянный организационнохозяйственный центр или переходит в другой ранг.

    Этапы формирования перспективных систем расселения обусловливает особый характер типологии населенных мест.

    Структура любого типа поселения зависит от места его в системе расселения, чем определяется насыщенность элементами производственной структуры, производственной и социальной инфраструктуры.

    Для современных систем расселения характерно многообразие типов населенных мест (всего около 20 типов). В дальнейшем может произойти сокращение их числа вдвое: межрегиональные и региональные опорные центры расселения, базовые города, организационно-хозяйственные центры, многофункциональные поселки, технические поселки экспедиций, мобильные города, мобильные и вахтенные поселки,

    В качестве межрегиональных опорных центров расселения могут быть рассмотрены Тюмень, Норильск и Воркута с зонами влияния более 500 км. Город Сургут получит функции регионального опорного центра с зоной влияния до 500 км.

    Основная задача базовых городов (Нижневартовск, Урай, Уренгой) — обеспечение благоприятных условий для проживания трудящихся, а также обслуживания групп месторождений в радиусе 150—300 км.

    Организационно-хозяйственные центры (Нефтеюганск, Надым, Тарно-Селе) будут являться наиболее типичными поселениями, обслуживающими группы месторождений в радиусе 80—150 км. Остальные постоянные поселения рассматриваются на уровне поселков разного типа, обеспечивающих условия для труда, быта и отдыха населения.

    Строительство временных поселков диктуется технологическими особенностями организаций первичных точек приложения труда.

    В соответствии с производственной специализацией, величиной населенного места и его ролью в системе расселения рассматриваются состав функциональных зон и их взаимное размещение.

    Опыт проектирования городов Средне-обья и учет региональной ситуации позволили выявить следующие особенности их функционально-планировочной структуры: территориальная общность и технологическое кооперирование промышленных и коммунально-складских зон с зонами внешнего транспорта; возможность появления внегородской промышленной зоны на месторождениях и объектах строительства с вахтенными поселениями на удаленных месторождениях; тесная взаимосвязь жилой зоны с общегородским центром.

    По характеру взаимного тяготения основные функциональные зоны и элементы планировочной структуры новых городов разделяются на две группы:

    объекты, размещаемые экстенсивно и требующие значительных санитарно-защитных зон от селитебных территорий (скважины, замерные установки, дожимные станции, сеть нефтепроводов, центральные пункты сбора нефти, газа, газобензиновый завод, магистральный нефтегазопровод и его головные сооружения, аэродромы, очистные и водозаборные сооружения, магистральные железные и автомобильные дороги, высоковольтные ЛЭП).

    Функциональные зоны и объекты, требующие компактного размещения и сближения (селитебная зона, городская зона отдыха, внутригородская промышленная зона, зоны городских транспортных сооружений, а также вертодромы, водные, железнодорожные и автовокзалы).

    Функциональная организация городов должна начинаться с выбора площадки для их размещения. Именно на этой стадии определяются основные взаимосвязи жизненно важных элементов города. В условиях северных районов Западной Сибири преобладающим является периферийное размещение месторождений относительно города.

    Основу внутригородской промышленной зоны должны составлять предприятия в составе территориально объединенных групп, взаимосвязанных общей инфраструктурой.

    Для правильного определения планировочной организации селитебной зоны выделяются территориально-планировочные условия строительных площадок, в зависимости от которых возможны следующие основные варианты структуры:

    линейная, при которой селитебная зона формируется в виде компактной ленты жилой застройки длиной до 4—5 км, с одной или двумя транспортными магистралями, являющимися основными композиционными осями города (при формировании г. Сургута как опорного центра расселения);

    компактная, обеспечивающая четкое зонирование территорий селитебной зоны и пешеходную доступность до основных пунктов городского тяготения (Нефтеюганск, Урай, Мегион);

    расчлененная (островное размещение площадок), при которой селитебная зона состоит из двух или более районов, территориально обособленных, но имеющих устойчивые функциональные связи (начальные этапы развития г. Сургута). В случае значительного роста города расчлененная структура может перейти в компактную или линейную.

    Одна из основных особенностей развития населенных мест севера Тюменской области — постоянное изменение проектной численности населения, связанного с нефтегазодобычей. Наиболее стабильные и значительные изменения наблюдаются на первых этапах 5—8 тыс. чел/год. В период стабилизации численности населения в базовом городе целесообразно создавать микрорайоны на 15—20 тыс. человек, а на более поздних этапах их численность может быть уменьшена до 7—10 тыс. человек. В качестве минимальной может быть принята величина микрорайона на 6 тыс. жителей.

    Застройка таких микрорайонов формируется с применением принципов концентрации жилья и обслуживания. Микрорайоны могут входить в жилую застройку как самостоятельные жилые образования или объединяться в более крупные жилые единицы (жилые районы). Второй метод возможен при четких перспективах развития города. Представляется целесообразным прием перераспределения учреждений культурно-бытового обслуживания между общегородским центром, центрами жилых районов и микрорайонов. Этот прием использован в практике проектирования и строительства других городов (Ангарск, Череповец, Навои и др.).

    Особенности развития строительной базы и формирования кадров в нефтегазодобыче предопределяют необходимость учета этапности строительства города и применения комбинированной застройки (по этажности, стеновому материалу и степени мобильности).

    В качестве основных приемов застройки могут быть использованы периметральнозамкнутые и полузамкнутые группы и ленточная застройка на основе применения блок-секций, имеющих в плане форму трилистника.

    Исследование застройки микрорайонов с односторонним транспортным обслуживанием с применением этих приемов застройки и метода концентрации позволило увеличить плотность жилого фонда на 25—30%.

    При проектировании общегородского центра необходимо учитывать климатические условия, и, несмотря на высокую архитектурно-композиционную роль рек учреждения наиболее массового посещения должны размещаться в глубине селитебной зоны.

    Основное требование к организации общегородского центра — завершенность планировочного и архитектурно-пространственного решения на любом этапе строительства города и его последовательное развитие.

    При выборе места общегородского центра необходимо учитывать направление трудовых и культурно-бытовых передвижений трудящихся, включая внегородские места приложения труда.

    В поселениях можно выделить две основные функциональные зоны: жилую зону с объектами обслуживания и отдыха и транспортно-производственную зону.

    Взаимосвязь основных элементов функциональной структуры дифференцируется в зависимости от типа мобильного поселения.

    При исследовании планировочной структуры мобильных поселений можно выделить 5 основных принципов ее организации.

    I.    Открытость планировочной структуры Мобильная градостроительная система в целях наиболее эффективного развития должна обладать планировочной структурой, способствующей созданию и функционированию максимально возможной «замкнутой» системы, т. е. устойчивой, сохраняющей свои свойства даже при изменении некоторых характеристик окружающей среды или иных условий.

    Такой планировочной структурой является открытая планировочная структура изменение части которой происходит без нарушения основных связей и учета нормального ее функционирования. Уменьшение или увеличение ее может происходить как за счет отдельных элементов, так и комплексов.

    II.    Обратимость изменения планировочной структуры, которая является основным признаком мобильности.

    III.    Мобильность коммуникаций. Эффективность функционирования обратимо изменяемых коммуникаций достигается лишь при минимальной их протяженности.

    IV.    «Жесткость» основных коммуникаций, четкая детерминированность их расположения и направления, так как коммуникации, включающие все инженерные сети, пути доставки, перемещения людей, распределения услуг и т. д., являются планировочным стержнем мобильного поселения.

    V.    Расположение систем обслуживания на основной коммуникационной оси или в центре пересечения коммуникаций.

    Планировка мобильных поселений диктуется физически выраженной структурой связей (коммуникаций и конструкций). Эти связи определяют типологию планировочных структур мобильных поселений.

    Могут быть выделены следующие планировочные структуры:

    1.    Линейная, при которой коммуникации, отходящие от элементов поселения (объемных), связываются друг с другом одной коммуникацией. При этом структура может быть односторонней, если обслуживающий центр расположен на конечной точке блока коммуникаций, или двухсторонней, когда центр обслуживания расположен по середине. Линейная планировочная структура характерна для поселков строителей, буровиков и т. д. численностью до 3 тыс.

    2.    Узловая, при которой коммуникации сходятся в одной точке, где находится центр обслуживания. При этом структура открыта по всем коммуникационным направлениям. Она преимущественно характерна для поселков геологов, строителей и т. д. кратковременного цикла (0,5—5 лет) малой численности до 500 чел.

    3.    Сетевая, при которой основные коммуникации пересекаются в нескольких точках, где и располагаются центры обслуживания. Структура открыта по всем коммуникационным направлениям. Она характерна для крупных (до 10 тыс. человек) поселков, жилых комплексов в пределах постоянных населенных мест, а также мобильных городов.

    4.    Пространственная — пересечение коммуникаций в точках, группирующихся в трех измерениях. Пространственная структура определяет четыре вида элементов, составляющих ее: конструктивный; коммуникационный; ячейка с системой подключения к коммуникациям (ячейка — понятие широкое, от блок-комнаты до надувных пространственных структур); ячейка, включающая часть коммуникационной структуры (в этом случае подключения происходят на уровне коммуникаций).

    Пространственная структура может быть в принципе рекомендована для мобильных базовых городов.

    Таким образом, исследование проблем градостроительного освоения северных районов Западной Сибири методом системного анализа с учетом формирования перспективных систем расселения в их взаимосвязи с ТПК с выходом на типологию населенных мест, выявлением особенностей их функциональных и архитектурнопланировочных структур позволяет разработать научно обоснованные рекомендации для успешного решения задач, поставленных в десятой пятилетке и для более отдаленной перспективы развития Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса.

    Рекомендации по функциональной и архитектурно-планировочной организации городов нашли свое отражение в разработанных ЛенНИИПградостроительства генеральных планах Урая, Нефтеюганска, поселка Пыть-Ях.

    Posted by admin @ 6:02 пп

Comments are closed.