Статистика:

Search

  • 14Мар

    Архитектор К. БОРИСОВ

    В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» подчеркнута необходимость завершения в основном формирования Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса, обеспечив ввод в действие на полную мощность ГЭС и сооружаемого с участием стран—членов СЭВ целлюлозного завода.

    В 1966 г. у Толстого мыса на р. Ангаре в Иркутской области началось строительство Усть-Илимской ГЭС мощностью 4400 тыс. кВт. На левом берегу возник поселок гидростроителей Усть-Илимск, а на правом — поселок Железнодорожный (северный). В верхнем бьефе Усть-Илимского водохранилища на правом берегу была выбрана территория для строительства города.

    Ближайший от Усть-Илимска крупный город Братск, расположенный от него по автодороге в 250 км, по р. Ангаре в 300 км, по железной дороге (через станцию Хребтовая) в 450 км.

    В 1973 г. ЛенНИИПградостроительства разработал генеральный план Усть-Илимска, который в августе 1974 г. был утвержден.

    Наличие сырьевых ресурсов (запасы леса занимают площадь 35 тыс. км 2), энергетической базы и удобных транспортных связей явились основными предпосылками для строительства здесь крупнейшего лесопромышленного комплекса и нового города Усть-Илимска.

    В перспективе промышленная база города будет представлена следующими отраслями: целлюлозно-бумажной, лесной, деревообрабатывающей, энергетической, легкой, пищевой, предприятиями строительных материалов.

    В настоящее время в Усть-Илимске и прилегающих поселках живет около 300 тыс. человек.

    Учитывая большие перспективы развития Братско-Усть-Илимского производственного комплекса, здесь возможно размещение новых промышленных предприятий, а следовательно, и дальнейшего роста численности населения города.

    В структуре генерального плана Усть-Илимска четко выделены четыре планировочных района: поселок Гидростроителей на левом берегу р. Ангары, а на правом — Северный промрайон (целлюлозно-бумажный комбинат), основной селитебный район (площадка нового города, состоящая из четырех районов), существующий деревянный поселок Северный в районе железнодорожной станции Усть-Илимская.

    В основу решения генерального плана положено детальное изучение перспектив развития Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса. В проекте даются также прогнозы развития города за пределами расчетного срока.

    Главная задача генплана — создание максимально комфортных условий жизни, труда и отдыха населения города. В планировочных решениях учтены конкретные природные факторы (рельеф, микроклимат, существующие лесные массивы, гидрология).

    Селитебная территория расположена на достаточном расстоянии (8 км) от основной промплощадки, что исключает вредное влияние промышленных предприятий на жилые районы.

    Размещение жилой зоны в верхнем бьефе гидроузла позволяет использовать водохранилище для отдыха и водного спорта, а также исключает вредное влияние туманов, образующихся в нижнем бьефе при низких зимних температурах.

    Для размещения жилых районов используются наилучшие в медико-географическом отношении территории правобережья с живописным рельефом и лесными массивами. В проекте предусмотрены меры по охране окружающей среды.

    Конкретные приемы застройки продиктованы комплексным учетом влияния факторов внешней среды (инсоляция, аэрация, шум) на жилые территории.

    По генеральному плану город раскрыт на водохранилище.

    В зоне общегородского центра создается главная улица города, объединяющая все зоны центра в единый ансамбль.

    Городской центр через прибрежный парк связан также с общегородским спортивным комплексом.

    В проекте предусматривается создание системы зеленых насаждений общего пользования, в состав которой входят центральный парк культуры и отдыха и прибрежный парк с водно-спортивным комплексом. Общегородская система дополняется системой районных садов и скверов. Расположенный вдоль всей береговой полосы прибрежный парк несет двойную функцию: как зоны отдыха, так и ветрозащитной полосы для города. В основу создания парковых ансамблей положено бережное сохранение и использование тайги.

    Компактное решение плана города обеспечивает удобные транспортные связи селитебных территорий с центрами обслуживания, массового отдыха, а также с местами приложения труда. Основной вид общественного транспорта — автобус.

    При разработке проектов детальной планировки и проектов застройки большое внимание уделено экономичности принимаемых решений, которая достигается благодаря эффективному использованию территорий, повышенных плотностей застройки и компактности жилых образований.

    В планировочных решениях жилых районов и микрорайонов, а также в проектах организации строительства используются приемы, способствующие органической связи застройки с окружающей средой, максимальному сохранению и активному включению в жилую застройку существующих лесных массивов. Это достигается благодаря достаточно большим размерам сохраняемых участков леса, концентрации в определенных местах игровых и физкуль-турных площадок для жителей микрорайонов и максимальным рациональным совмещением трасс инженерных коммуникаций

    В застройке города применяются прогрессивные серии жилых домов, обеспечивающие максимальный комфорт проживания в суровых условиях Восточной Сибири (в настоящее время — серия 125, в ближайшем будущем — серия 97). Жилые дома строятся по типовым (из блок-секций) и индивидуальным проектам. Все общественные здания, формирующие главные площади и магистрали города, строятся по индивидуальным проектам. Город застраивается, 5-, 9-, 12-, 14-этажными домами, что создает выразительный силуэт города.

    В разработке проектно-сметной документации по объектам города кроме ЛенНИИП-градостроительства работают еще более 30 субподрядных проектных институтов и организаций. В настоящее время выполнен уже большой объем работ. Разработаны ПДП первого жилого района на 48 тыс. жителей, общегородского центра и парковоспортивной зоны.

    Для второго жилого района выполнены технические проекты микрорайонов, улиц, инженерных сетей и сооружений, а также отдельных зданий культурно-бытового обслуживания.

    ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений разработал типовой проект общественно-культурного центра жилого района, Дома культуры; ЦНИИЭП учебных зданий — комплекс зданий учебного центра (техникум, профтехучилище и библиотека); ЦНИИПромзданий и другие институты ведут проектирование объектов промышленно-коммунальной зоны города, где размещены предприятия пищевой промышленности (хлебозавод, мясоперерабатывающий завод и др., а также базы хранения продовольственных и непродовольственных товаров).

    Строительство города сейчас ведется широким фронтом. Строятся инженерные сети и сооружения, дороги и улицы.

    В первом микрорайоне в ближайшее время будут сданы в эксплуатацию около 30 тыс. м2 общей площади и детский сад на 280 мест. Начаты работы и в четвертом микрорайоне. В текущем году строители должны сдать в эксплуатацию около 130— 150 тыс. м2.

    Инженерное обеспечение города решается следующим образом: водоснабжение как города, так и промпредприятий осуществляется от общего водозабора из верхнего бьефа водохранилища. Однако строительство водозабора еще не закончено. Сейчас водоснабжение города решается по временной схеме от подземных источников грунтового водозабора.

    Несмотря на большой объем выполненных работ, имеется ряд недостатков: низ кое качество строительных деталей и изделий и плохое качество монтажа жилых домов, некомплексная застройка микрорайонов, в связи с чем отстает строительство объектов бытового и торгового назначения. Большие отклонения по трассировке инженерных сетей. Плохо проводятся мероприятия .по сохранению существующего леса на территории микрорайонов, в результате чего неоправданно гибнет большое количество существующего леса, который вполне можно было бы сохранить и тем самым сэкономить большие затраты, связанные с благоустройством и озеленением.

    Для ликвидации недостатков, имеющихся в строительстве города, ЛенНИИПградост-роительства создал в Усть-Илимске группу рабочего проектирования, которая ведет постоянный авторский надзор за ходом строительства и решает на месте вопросы текущего проектирования, добиваясь совместно с заказчиком и горисполкомом Усть-Илимска улучшения качества как проектной документации, так и строительства непосредственно на месте.

    Перед коллективом ЛенНИИПградострои-тельства и бригадой архитекторов-проектировщиков, работающих непосредственно по Усть-Илимску, стоят большие и ответственные задачи по воплощению в жизнь решений XXV съезда КПСС.

    Posted by admin @ 7:49 пп

Comments are closed.