Статистика:

Search

  • 09Апр

    В проекте «Реконструкция района улицы Волхонка» дипломант Б. Савин предлагает неожиданный «ход» в решении территории, занятой сегодня бассейном. Он отказывается от модного сегодня предложения восстановить храм Христа-спасителя и предлагает совершенно не тривиальный по содержанию и разработке архитектурный ансамбль с прямым возрождением архитектурных форм древней Москвы в зданиях общественно-культурного комплекса и воссозданием в новых формах утраченных стен Белого города и некогда существовавшего каменного моста. Сочетание «старой архитектуры» с новыми объектами позволило автору воссоздать утраченный архитектурно-художественный облик района и предложить вполне современный по своему облику градостроительный комплекс.

    Во всех проектах есть свои достоинства и полезные для столицы предложения по воссозданию своеобразной и гуманной среды центра. Жаль, что эти работы после успешной защиты, обсуждения на советах и в Союзе архитекторов, как и их предшественники, лягут на полки музея архитектурного института и хорошо, если станут достоянием историков XXI в. К сожалению, о них мало кто знает, и поэтому эти концептуальные проекты практически не влияют на практику. А могли бы повлиять и на формирование нового мышления архитекторов-практиков, и на новые подходы к восстановлению гуманной городской среды. Подтверждением могут служить слова главного архитектора института Генерального плана Москвы А. А. Кузьмина о том, что он видит в этих проектах явные находки, подтверждения различных предложений по застройке центра, о которых не прекращаются споры. Причем видит не только «выполненные с иронией неожиданные решения, но и конкретные, вполне реальные проектные предложения по важнейшим узлам столицы».

    Острота архитектурных замыслов, сложность раскрытия основных градостроительных идей сказались в некоторых случаях на упрощении подхода к проблемам экономики, транспорта, очередности реализации и так далее. Ряд предложений дипломных проектов шокировал некоторых членов Совета остротой постановки задач, но, мне кажется, главный архитектор Москвы Л. В. Вавакин верно отметил: «Многие из неожиданных предложений, которые мы видим в проектах возрождения центра, имеют безусловную ценность. Даже предложения, приводящие к отрицательным результатам, я считаю альтернативными вариантами. К этому я отношу, например, предложение убрать с Красной площади Мавзолей. Глядя на эту проработку, острее чем когда-либо, убеждаешься в гениальности Щусева, поставившего заключительный аккорд в изумительно гармонично сложенном ансамбле Красной площади, которую без Мавзолея практически нельзя себе представить».
    Оценивая проекты, J1. В. Вавакин подчеркнул, что «многие вопросы, которые затронуты в дипломных работах в той или иной редакции, действительно заставляют активнее мыслить, представлять себе плюсы и минусы различных предложений, по-другому взглянуть на проблемы реконструкции».

    Конечно, такие проекты возникают не случайно, и творческие коллективы дипломантов сложились не по воле случая, а в результате «естественного» отбора студентов вокруг ведущего педагога.

    Представляя работу творческого коллектива девяти дипломников, профессор Н. Д. Кострикин обратил внимание на то, что начал работать с ними еще на.третьем курсе, а на пятом этот коллектив выполнил комплексную работу по реконструкции кварталов Москвы в пределах Садового кольца. Выполненный бригадой дипломников проект реконструкции Курско-Октябрьского диаметра Москвы отличается тем, что его разработали авторы, стоящие на единых позициях необходимости создания открытой структуры развития столицы вдоль основных железнодорожных магистралей и вылетных автострад, которые составляют каркас гигантских «шлейфов». Основываясь на единой концепции совершенствования структуры столицы, каждый из авторов бригады предложил свой вариант формирования крупного градостроительного узла в общей системе линейного «шлейфа», в котором отражены специфические требования каждого района, будь то новый Центр информации коммерческой деятельности, предлагаемый дипломантом Н. Япринцевым в районе станции Петровско-Разумовское, или Центр культуры Останкинского телевизионного комплекса, задуманный дипломницей О. Соболевой.

    Posted by admin @ 12:11 пп

Comments are closed.