Статистика:

Search

  • 16Май

    В ЕГЕР ЕВ, секретарь правления С А СССР, заслуженный архитектор РСФСР, В. КРАСИЛЬНИКОВ, главный архитектор Гипротеатра, кандидат архитектуры
    В прошлом году Союз архитекторов СССР провел конкурс на эскиз-идею перспективного театра. Это было вызвано тем, что в последние годы все более и более ощущается необходимость определить творческую позицию и отношение наших архитекторов к объемно-пространственному выражению постановочно-сценографических идей, которые являются предметом многочисленных дискуссий в нашей стране и за рубежом.

    Целью конкурса ставилось — выявить точку зрения архитекторов на перспективу дальнейшего развития архитектуры театрального здания, обеспечивающей более широкие постановочные и архитектурнопланировочные возможности.

    Потребность в конкурсе усиливалась наблюдавшимися расхождениями между требованиями нормативных документов, которые определяют направление строительства театров в нашей стране, и личными позициями многих наших архитекторов и сценографов.
    Условия конкурса требовали, чтобы полученные решения могли быть положены в основу научных исследований и проектной практики. Это должно было способствовать совершенствованию архитектуры театров, а также служить развитию наиболее прогрессивных сценографических идей и решений.

    Поскольку конкурс не ставил задачу разработки реального проекта или объемнопространственного воплощения какой-либо одной сценографической идеи, то его участники не были ограничены жанром и вместимостью театра, а также типом и условиями эксплуатации сооружения.

    Разнообразие представленных на конкурсе архитектурных и сценографических идей, многие из которых в значительной степени не совпадали с общепринятым в нашей стране представлением о здании театра как о законченном архитектурном сооружении со зрительным залом и сценой традиционного итальянского типа, подтвердило необходимость проведения такого конкурса.

    На конкурс было представлено 94 проекта из различных городов СССР. Экспертизой, в состав которой входили архитекторы ведущих организаций Москвы, занимающиеся проектированием театральных зданий, к премированию было рекомендовано около 20 проектов.

    Жюри конкурса, составленное в основном из архитекторов и театральных работников с большим самостоятельным опытом проектирования, строительства и творческой работы в театре, исходило из сформулированной условиями конкурса главной цели — выявить идеи или главные направления архитектурных поисков на базе сце-
    нографических предложений. Это и определило выбор проектов для премирования.

    Условно воплощенные в конкурсных проектах архитектурные идеи можно разбить на следующие сценографические, образные или постановочные типы: театры в определенной, главным образом исторической среде (город, парк и т. д.); театры универсальные с трансформирующимся театральным пространством; театры универсальные с различными видами театральных площадок; театры традиционного типа со сценой-коробкой в различных модификациях; театры в приспособленных зданиях; мобильные театры (плавающие, передвижные и т. д.); театры с использованием новейших технических достижений (голография и т. д.); театры нового жанра (на воде и т. п.).

    Премированные проекты, особенно шесть из них, получивших первую, вторую и третью премии, не имеют, на наш взгляд, друг перед другом резких преимуществ. Интересные и разнообразные идеи были единодушно одобрены на конкурсе. А давать оценку идеям, расставляя их в оценочном порядке, вряд ли возможно. Поэтому жюри было вынуждено отобрать наиболее интересные и разнообразные идеи, расставить их довольно условно в определенном порядке, главным образом, исходя из новизны, степени разработки идей и реальности воплощения.

    В информацию об этом первом в истории Союза архитекторов СССР конкурсе, проведенном только самим нашим творческим союзом, хотелось бы включить характеристики 10 премированных проектов, имеющихся в протоколах жюри, и высказанные самими авторами проектов.

    Posted by admin @ 5:50 пп

Comments are closed.