Статистика:

Search

  • 11Сен

    К семидесятилетию со дня рождения

    В ЛЕБЕДЕВ, действительный член Академии художеств СССР, Н. ПЕКАРЕВА, кандидат архитектурыТворческое кредо выдающегося мастера архитектуры Михаила Васильевича Посохина особенно ясно можно представить, читая его книгу «Город для человека». В ней раскрывается стройная система принципиальных взглядов автора на актуальные проблемы архитектурного творчества, даются обобщающие выводы о качественно новых возможностях градостроительства и о возросшей роли архитектора в условиях нашего социального строя. «Архитектура обрела градостроительную сущность,— пишет Посохин, — в ней находят выражение социальное устройство общества и его идеалы. Сегодня необходимо практически использовать научные основы архитектуры при строительстве городов и установлении гармоничного единства между городом и окружающей его природной средой. …Развитие идеи от общего к частному означает взаимодействие градостроительного замысла и конкретного объемно-пространственного решения. Это взаимодействие становится основой творческого метода архитектора».

     

    Надо полагать, что к столь четким выводам и определению градостроительной сущности архитектуры Посохин пришел далеко не сразу. Его творческий метод явился результатом большой многолетней практической деятельности в области искусства архитектуры. И, быть может, путь формирования самого зодчего лежал от «частных», относительно малых архитектурных задач к «общим», крупномасштабным градостроительным проблемам. Именно этот путь, пройденный в непрерывном творческом труде на самых сложных передовых позициях развития социалистического зодчества, привел Михаила Васильевича к тому уровню мастерства, который отражает многие отрасли знаний. И неслучайно он считает, что в условиях научно-технического прогресса необходима новая форма синтеза искусства, науки и техники. «Сейчас важна способность управлять единым процессом интеграции и специализации знаний, — пишет он. — Умение управлять этим процессом является необходимым качеством архитектора-градостроителя… В СССР ведущая роль в градостроительстве принадлежит архитектору. Он становится не только творческим, но и в определенном смысле и государственным деятелем, так как активное участие в реализации градостроительной политики и творчество архитектора неразрывны… Архитектор — специалист широкого профиля. Сфера его знаний постоянно расширяется. Он обязан объединять в единый комплекс искусство, передовую технику, науку и экономику… Архитектор должен управлять сложными процессами проектирования и строительства…» Эти разносторонние качества в большой степени присущи самому автору книги.

    С именем Посохина связано представление о крупном зодчем-градостроителе и одновременно государственном и общественном деятеле. Если окинуть взглядом все созданные по его проектам жилые и общественные здания, градостроительные комплексы, если к этому прибавить его деятельность в качестве главного архитектора Москвы, все сделанное им в годы работы председателем Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и начальника ГлавАПУ, его деятельность как депутата Верховного Совета РСФСР и СССР и, наконец, его выступления в печати по актуальным вопросам градостроительства,— раскроется поразительная по многообразию картина напряженного, упорного труда и большого профессионального дарования. Коммунист Михаил Васильевич Посохин был делегатом XXII, XXIII, XXIV, XXV съездов КПСС. Он является также членом Советского Комитета защиты мира, Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, членом правлений Союза архитекторов СССР и Московской организации Союза архитекторов.

    Михаил Васильевич Посохин проделал большой путь от строительного рабочего до народного архитектора СССР. В этом смысле его биография характерна для того поколения советской молодежи, которое прошло суровую трудовую школу первых пятилеток и стало участником великих свершений в истории нашего государства. Он родился 13 декабря 1910 г. в Томске. Свою трудовую деятельность начал после окончания средней школы, став рабочим на строительстве Кузнецкого металлургического комбината. Здесь же без отрыва от производства он заканчивает учебный комбинат и получает специальность гражданского инженера.

    Однако молодого человека властно влекла архитектура. С детства он имел явное призвание к искусству, занимался рисунком и живописью. И даже в бытность рабочим после тяжелого трудового дня он умудрялся регулярно рисовать, упорно совершенствуя свое мастерство. Первые шаги в архитектуре Посохин делает в проектном отделе Кузнецкстроя, затем в 1935 г. переезжает в Москву и поступает в мастерскую академика А. В. Щусева. Именно благодаря своим акварелям, чистым и прозрачным по цвету, Посохин был принят на работу маститым зодчим, который разглядел в никому не известном сибиряке большие творческие возможности. С этих пор деятельность Посохина неразрывно связывается с развитием и реконструкцией столицы.

    Вначале Посохин совмещает работу с занятиями в Московском архитектурном институте, который заканчивает экстерном в 1938 г. Сочетание инженерного и архитектурного образований, как нельзя более отвечающее характерному для Посохина стремлению к слиянию художественного и конструктивного начал в архитектуре, а также опыт, накопленный еще на Кузнецкстрое, помогли ему стать полноценным зодчим, способным не только решать современные творческие задачи, но и прокладывать новые пути развития архитектуры в органической связи с техническим прогрессом в строительстве.

    В мастерской Щусева зарождается содружество Посохина с архитектором Ашотом Ашотовичем Мндоянцем, длившееся более 30 лет. Люди одного возраста, но совершенно разные по характеру, они поразительно дополняли друг друга и были связаны общностью художественных взглядов, взаимопониманием и дружбой. Работая в соавторстве, эти два одаренных мастера участвовали в наиболее значительных событиях архитектурной жизни страны. Их первым совместным успехом был проект театра в Комсомольске, удостоенный второй премии на конкурсе имени академика И. А. Фомина (1939 г.). В предвоенные годы Михаил Васильевич выступал в ряде конкурсов. Вообще широкие творческие соревнования всегда привлекали Посохина, и неслучайно для конкурсов им выполнены проекты самых значительных сооружений.

    Во время Великой Отечественной войны деятельность Посохина была целиком связана с Москвой. Работая по маскировке города и в составе роты инженерной разведки штаба МПВО, он занимался ликвидацией очагов поражения, восстановлением пострадавших от бомбежки зданий, строительством сооружений, связанных с защитой столицы. Как и многие советские зодчие, Посохин и Мндоянц уже тогда начинают поиски художественных средств для увековечения памяти героев Великой Отечественной войны, в 1942 г. принимают участие в конкурсе на проекты монументов советским воинам.

    С 1943 г. Посохин включается в работу по застройке столицы. Сначала он участвует в реконструкции дома Моссовета на улице Горького, затем совместно с Мндоянцем проводит перестройку административного здания на улице Фрунзе (1943 — 1946 гг.). Это была первая крупная самостоятельная работа молодых архитекторов, осуществленная в натуре, И следует сказать, что они с успехом справились с нелегкой задачей. Это сооружение выдержало проверку временем и убедительно вошло в застройку городского центра.

    Художественная одаренность Михаила Васильевича, огромная энергия, реалистичность и практическая ценность его проектных предложений в сочетании с большими организаторскими способностями предоп-
    ределили выдвижение его на руководящую работу. В 1946 г. ему поручают возглавить архитектурно-проектную мастерскую № 3 Моссовета. В 1948 г. он в числе наиболее видных московских зодчих — участников строительства первых высотных зданий столицы. Выполненный совместно с Мндоянцем конкурсный проект высотного жилого дома на площади Восстания осуществлен в натуре. За эту работу авторы удостоены Государственной премии СССР 1949 г.

    Во всем блеске здесь проявилось мастерство двух архитекторов, которые искусно решили и вопросы реконструкции окружающего района, и композицию самого высотного дома. Запроектированный в единстве с площадью, он стал мощным элементом, архитектурно организующим важный градостроительный узел. Создавая здание, авторы сумели творчески претворить такие особенности древнерусского зодчества, как ярусность объемного построения, выразительность силуэта, полноценность его облика, открывающегося со всех сторон, полихромию. Ясность общей объемно-пространственной структуры, хорошо угаданные пропорциональные соотношения основных массивов и их венчаний, четкость и относительная сдержанность пластики фасадов, органическое включение в архитектурный строй здания скульптуры выдвигают это сооружение в число лучших высотных домов послевоенной Москвы.

    В начале 50-х годов Посохин строит еще несколько зданий в центре города. Наиболее значительное среди них административное здание на Большой Садовой улице. Несомненный интерес представляет также 10-этажный жилой дом на улице Чайковского.

    Список произведений Посохина обширен. Ему довелось испытать самую высокую радость, которая может выпасть на долю архитектора, — большинство его творческих замыслов осуществлено в натуре. Плодом его деятельности являются крупнейшие градостроительные комплексы и общественные здания. Однако к разработке столь заманчивых уникальных тем он приступил далеко не сразу, а уже проделав огромную, кропотливую работу в сфере массового жилищного строительства, в этой «будничной», но жизненно наиболее важной области зодчества.

    Посохин был одним из зачинателей сборного домостроения. Когда в нашу архитектуру широко входит индустриализация, он с присущей ему энергией включается в проектирование типовых жилых зданий заводского изготовления. Сооруженный по проекту, выполненному им совместно с архитектором А. Мндоянцем и инженером В. Лагутенко, квартал 4-этажных каркаснопанельных домов на Хорошевском шоссе, был, по существу, первой попыткой комплексной застройки панельными зданиями (1948—1952 гг.). Следующий этап творческого поиска в этом направлении — возведение каркасно-панельных 6—10-этажных жилых домов на улице Куусинена (1955—1957 гг.). Эти первые многоэтажные здания из сборного железобетона привлекли всеобщее внимание и стали заметной вехой на пути развития индустриального домостроения.

    Имя Посохина мы находим среди первых мастеров архитектуры, включившихся в решение новых градостроительных задач, связанных с переходом в Москве на комплексное строительство крупных жилых массивов на свободных периферийных землях. В то время он уже возглавлял магистральную мастерскую № 9 Моспроекта, занимающуюся развитием и реконструкцией района Красной Пресни. Под его руководством коллектив мастерской разработал проект планировки и застройки жилого района Хорошево-Мневники.

    Михаил Васильевич внес значительный вклад в социалистическое зодчество. Многие из его произведений стали определенными вехами на пути развития советской архитектуры. В этой связи надо прежде всего назвать самое значительное общественное сооружение страны — Кремлевский Дворец съездов, на проектирование которого в 1959 г. состоялся закрытый конкурс. К осуществлению было принято предложение, разработанное под руководством Посохина. В числе других авторов проекта он удостоен Ленинской премии 1962 г.

    Дворец создавался в период большой творческой перестройки нашей архитектуры и, широко воплотив современные, прогрессивные творческие принципы, сыграл значительную роль в определении стилевой направленности советского зодчества.

    В проекте смело разрешены трудные, во многом новаторские задачи. Здесь удалось не только создать общественное здание качественно нового типа, но и добиться, чтобы оно стало органической частью исторического окружения и сочетало черты современной архитектуры с традициями русского зодчества. Удачно определив масштаб и композицию Дворца, авторы с большим художественным тактом вписали его в живописную панораму Кремля. При этом они не встали на легкий путь стилизаторства, а ответили на поставленную задачу в духе творческих устремлений нашего времени. Поиски архитектурного единства велись на основе противопоставления современного сооружения его исторически сложившемуся окружению при сохранении всего своеобразия существующих памятников старины и развитии основных закономерностей живописного построения кремлевского ансамбля.

    Архитектурный образ Дворца монументален. Его идейное содержание выражено простыми, ясными художественными средствами. Цельность композиционного замысла, единство спокойного ритма и крупный масштаб четких, геометрических форм, гармоничность светлой цветовой гаммы — все это в сочетании с широко раскрытым внутренним пространством придает зданию подобающую его назначению торжественность и подчеркивает его большую общественную значимость. Дворец явился в известной мере программным произведением и оказал ощутимое влияние на методы проектирования культурно-просветительных зданий многоцелевого назначения и большой вместимости.

    Начиная с 60-х годов деятельность Михаила Васильевича приобретает особенный градостроительный размах и большое государственное значение. Глубокое понимание социальных задач зодчества, широта архитектурного мышления, организаторский талант и огромный практический опыт стали основой для выдвижения его на руководящую государственную работу в области архитектуры. В 1960 г. Посохин становится главным архитектором Москвы и начальником ГлавАПУ. С тех пор вот уже 20 лет он отдает свой талант и профессиональные знания исканию путей и перспектив дальнейшего формирования столицы.

    Работа Посохина на посту главного архитектора города совпала по времени с новым этапом формирования столицы, начавшимся в 1960 г., когда было вынесено решение о разработке технико-экономических основ нового генерального плана развития Москвы. В составлении этого важнейшего документа участвовал большой коллектив специалистов НИИПИ Генплана ГлавАПУ. На базе ТЭО московские проектные и научно-исследовательские организации разработали новый генеральный план развития Москвы, одобренный ЦК КПСС и Советским правительством в июне 1971 г. Творческое руководство обеими этими работами осуществляется Посохиным.

    Трудно переоценить значение, которое имел для развития теории и практики советского градостроительства новый генеральный план Москвы. Решая большие проблемы, которые под силу лишь столице социалистического государства, этот документ был призван не только оказывать влияние на архитектурное формирование Москвы, но и способствовать превращению ее в образцовый коммунистический город. При этом нельзя не напомнить, что Москва — город необычной исторической судьбы, город древний и одновременно столица первого в мире социалистического государства и это накладывает на его развитие особый отпечаток.

    Отмечая творческий вклад, который внес в разработку генерального плана развития Москвы Михаил Васильевич, как творческий руководитель авторского коллектива, надо подчеркнуть его постоянное участие в реализации и дальнейшей разработке плана. Это сказалось в том, что принципиальным отличием нового генерального плана стали такие основополагающие идеи, как членение городской территории на комплексно организованные планировочные зоны и переход от моноцентрической к полицентри-ческой структуре города при сохранении ведущего значения Кремля. Много сил вложено Посохиным в создание комплексных схем озеленения Москвы, развития транспорта, художественного оформления столицы, использования подземного пространства. Рассматривая город как единый архитектурный организм, он стремится к тому, чтобы каждый отдельный строящийся объект, отражая творческую индивидуальность автора его проекта, был в то же время органическим элементом всей общегородской градостроительной системы; при этом старается активно использовать зелень как компонент городской среды и добивается возрождения силуэтности — этого традиционного принципа застройки старых русских городов.

    Особенно следует выделить новый подход к проблеме сохранения и включения в жизнь города памятников архитектуры и культуры. В решении этой проблемы наметился переход от локальных охранных зон к системе заповедных зон, охватывающих не только собственно памятники, но и окружающую, исторически сложившуюся застройку.

    Необходимо сказать также и о той работе, которую Посохин ведет в качестве председателя градостроительного совета. Реализация генерального плана — процесс кропотливый и трудный, он требует повседневного внимания со стороны партийных, советских и общественных организаций города и их руководителей. Несомненно активное творческое влияние на этот процесс и главного архитектора города. Можно безошибочно сказать, что большинство московских архитекторов в той или иной мере ощущают на своем творчестве влияние градостроительного совета и его председателя. Прежде всего это касается работы над темами, имеющими наиболее важное градостроительное значение.

    Для Посохина как председателя градостроительного совета характерен объективный профессиональный подход к оценке архитектурных произведений с позиций, определяемых градостроительными требованиями и отвечающих принципам, заложенным в генеральном плане Москвы. Широкая эрудиция, тонкий вкус художника, принципиальность в выборе решений, тактичность руководителя и, наконец, личный пример первоклассного мастера, неутомимого труженика — все это определяет тот огромный авторитет, которым Посохин пользуется среди архитекторов и представителей смежных специальностей. Влияние его на архитектуру современной Москвы настолько велико, что можно говорить о формировании определенной школы мастера. Так или иначе вокруг Посохина сгруппировалась целая плеяда архитекторов, работающих как в руководимой им мастерской № 1 Моспроекта-2, так и в других московских проектных мастерских.

    Когда в 1963 г. создается Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, организация его поручается Посохину. Оставаясь главным архитектором города, он одновременно становится председателем Госкомитета. Проработав на этом посту четыре года, он оказал значительное влияние на разработку генеральных планов городов и формирование городских центров. При этом немалое место в его деятельности занимали проблемы включения памятников зодчества в структуру современного города. Так, например, большую инициативу Посохин проявил для того, чтсбь сохранить и сделать доступным для изучения уникальный памятник отечественной градостроительной культуры — город Суздаль. Разработанные под руководством Михаила Васильевича и архитектора М. Орлова проектные предложения легли в основу работы по созданию в Суздале благоустроенного туристского центра.

    Знакомясь с биографией Посохина, отчетливо ощущаешь примат творческого начала в его деятельности на всех жизненных этапах. Характерно, что даже в моменты наивысшего напряжения в работе на руководящих постах Михаил Васильевич не порывал с архитектурным проектированием. Оно служило для него родником, откуда си черпал новые творческие силы, помогавшие ему профессионально решать вопросы государственного значения. В то же время руководящая административная работа в свою очередь обогащала его, раздвигала кругозор. Она приобщила его к широкому пониманию роли зодчего, открьла градостроительную сущность архитектуры, многогранность ее проблем. И если первым «университетом» мастера был Кузнецкстрой, где он узнал строительство и получил трудовую закалку, то в дальнейшем серьезными «университетами» для него послужили также ГлавАПУ города и Госкомитет. Работа в этих учреждениях способствовала формированию в нем зодчего в самом всеобъемлющем значении этого слова, способного полноценно отвечать своим творчеством на разносторонние запросы нашего времени и представляющего собой не только творческого, но и государственного деятеля.

    60—70-е годы стали для Посохина особенно продуктивными. Творческая активность его проявляется в этот период с особенной силой. К этому времени относятся такие широко известные произведения, как застройка проспекта Калинина и здание СЭВ, реконструкция здания Президиума Верховного Совета СССР в Кремле, комплекс курорта Пицунда, советские павильоны на ЭКСПО-67 и ЭКСПО-70, здание по-сельс гва СССР в Бразилии. Помимо этого твор еский багаж мастера пополняется рядом проектов крупных общественных зданий; среди них ВНИИ технической эстетики, Дом мира и дружбы, Информационнокоммерческий центр.

    Постоянно Посохин уделяет большое внимание конкурсам. Он участник конкурсов на проекты панорамы «Бородинская битва», монумента в честь запуска первого искусственного спутника земли, павильона СССР на Международной выставке 1964 г. в Нью-Йорке, здания ратуши в Амстердаме, Центра современного искусства в Париже, Центрального музея В. И. Ленина в Москве. Посохиным разработан ряд конкурсных проектов в области мемориальной архитектуры: в содружестве со скульптором Н. Томским и художником 3. Церетели — монумент в ознаменование 50-летия Советской власти, совместно со скульптором Ю. Александровым и архитектором B.    Богдановым — памятник Победы, со скульптором Л. Кербелем и архитектором C.    Кулевым — монумент «В память героев международного коммунистического рабочего движения».

    В 70-е годы зодчий вновь вплотную сталкивается с проблемами индустриального массового жилищного строительства, решая при этом качественно новые задачи. Он — один из инициаторов и руководителей разработки «Единого каталога унифицированных индустриальных изделий». Заложенная в каталоге открытая система типизации освободила от ограниченности градостроительных решений, связанной с использованием законченного типового проекта, и позволила перейти к композиционному многообразию застройки, учитывающей местные условия. Этот переход стал в развитии заводского домостроения важным качественным сдвигом.

    Когда осуществление великой цели превращения столицы в образцовый коммунистический город потребовало проведения широкого социально-градостроительного эксперимента, Посохин возглавил проектирование экспериментального .жилого района (ЭЖР) Чертаново-Северное, ведущееся в специально созданном Управлении. Создаваемый на основе Единого каталога и новых организационных форм строительства, воплощающий современные виды развитого культурно-бытового обслуживания, этот район должен послужить эталоном будущей системы расселения Москвы, аккумулирующим лучший опыт как наш, так и зарубежный.

    Как главный архитектор города Михаил Васильевич много сил вложил в подготовку столицы к проведению Олимпиады-80. При этом он стал участником создания грандиозного спортивного комплекса в районе проспекта Мира, включающего универсальный крытый зал на 45 тыс. зрителей и здание плавательных бассейнов с трибунами (архитекторы М. Посохин — руководитель, Б. Тхор, инженеры Ю. Львовский, Ю. Рацкевич и др.). Комплекс задуман как развитая в пространстве и в то же время целостная архитектурная система, в которой контрастная игра объемов правдиво выражает различия их планировочного и конструктивного решений. Общая композиция строится на сочетании двух овальных в плане сооружений — крытого стадиона и здания бассейнов, которые, свободно читаясь в пространстве, объединены понизу площадью-подиумом и покоятся на грандиозном стилобате. Велика градостроительная роль спортивной зоны. Раскинувшись на месте стихийно сложившихся узких улочек и переулков старой Москвы, она преобразила обширный городской район и органично вошла в современную структуру столицы с характерным звездообразным построением городского центра.

    Сейчас главный архитектор Москвы в расцвете своего таланта, полон творческих сил и энергии. Он объединяет большой отряд московских зодчих и, как всегда, используя свои административно-организационные возможности для осуществления творческих задач, направляет их усилия на достижение гуманистической цели советской архитектуры — создание гармонического единства среды природной и среды искусственной. При этом к участию в работе над художественным обликом города, протекающей на основе генерального плана, Посохин широко привлекает художников, скульпторов, дизайнеров.

    И сейчас Михаил Васильевич по-прежнему участвует в живом повседневном творчестве: руководит проектированием крупных административных зданий; участвует в конкурсе на проектирование комплекса Академии художеств СССР в Москве. Под его руководством и при его участии разрабатываются проекты заповедных зон города, в частности проект заповедной зоны «Старый Арбат» с сохранением существующей застройки как характерного уголка старой Москвы.

    В настоящее время по проектам Посохина в Москве заканчивается строительство комплексов Института международных отношений и Академии общественных наук, Международной выставки и Центра международной торговли.

    Начато возведение Дома знаний. В Пицунде продолжаются работы по развитию курорта. В Вашингтоне строится комплекс зданий советского посольства.

    Для современной советской архитектурной практики с ее грандиозным градостроительным размахом характерна совместная работа крупных проектных коллективов. Естественно, что решение сложнейших архитектурно-градостроительных задач, встававших на творческом пути Посохина, является также плодом большого коллективного труда архитекторов, инженеров-конструкторов и специалистов из различных областей архитектурно-строительного дела. Наиболее тесно он был связан в течение очень длительного времени с архитекторами Ю. Поповым, Б. Тхором, И. Покровским, В. Свирским, Н. Пышкиным, С. Егоровым, Ю. Семеновым, инженерами М. Вохомским, С. Школьниковым, В. Николаевым и др.

    Для Посохина, человека с широким кругом интересов, с богатейшим опытом, логичным продолжением его творчества являются педагогическая деятельность и выступления в печати. В течение ряда лет он вел архитектурное проектирование в Московском архитектурном институте. Его многочисленные статьи в журналах и газетах, брошюры и книги представляют собой весомый вклад в теорию архитектуры.
    Для Посохина характерна потребность, работая над очередной темой, будь то индустриальное домостроение, общественное здание или градостроительный комплекс, теоретически осмыслить связанные с ней задачи, обобщить свой опыт и ознакомить с ним широкую общественность. Этот постоянный критический анализ сделанного является неотъемлемой частью его творческого метода.

    При всем многообразии деятельности Михаила Васильевича все так же велико его увлечение графикой и живописью. Хорошо владея разнообразными графическими средствами, он создал галерею интересных рисунков и акварелей. Это наброски в путевых альбомах, передающие быстрыми, уверенными штрихами живое впечатление от виденного, это и выполненные на отдыхе уже совсем в иной живописной манере лирические картины русской природы. Проникновение в самое существо архитектурного произведения, чувство стиля, верность глаза и руки позволяют ему передавать в своих произведениях дух зодчества той или иной эпохи. Его путевые зарисовки и этюды воссоздают неповторимый облик старых русских городов, памятников отечественного и мирового зодчества.

    Есть несомненная связь между творчеством Посохина как художника и как архитектора. Стремясь донести до зрителя идейный смысл своих сооружений, он обращается к синтезу архитектуры, монументальной живописи и скульптуры. При этом силу эмоционального воздействия монументально-декоративных искусств он видит не в количественном увеличении их элементов, а в самом приеме включения этих элементов в композицию, в их взаимодействии с общим архитектурным замыслом. К решению задач синтеза искусств он привлекал таких мастеров, как Н. Томский, М. Аникушин, Н. Никогосян П. Корин, А. Дейнека, А. Мыльников В. Эльконин, 3. Церетели, Ю. Королев М. Бабурин, А. Васнецов и многие другие.

    Посохин избирался членом-корреспондентом Академии архитектуры и Академии строительства и архитектуры СССР, награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, орденом «Знак Почета медалями. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, он был среди первых зодчих, удостоенных звания народного архитектора СССР. В 1978 г. Посохин избирается почетным членом Американского института архитекторов. Когда в состазе Академии художеств СССР было образовано отделение архитектуры и монументального искусства, Михаил Васильевич стал действительным членом и членом президиума академии, а также академиком-секретарем нового отделения.

    * * *

    Поразительная, постоянная увлеченность Посохина любимым делом, его огромная воля к труду, целеустремленность в решении поставленных задач, неустанная борьба за архитектуру как искусство, искусство комплексное, которому принадлежит ведущая роль в формировании жизненной среды человека, — все это несет в себе большое жизнеутверждающее начало и учит подлинно творческому отношению к выполнению высокого долга зодчего.

    Posted by admin @ 6:28 пп

Comments are closed.