Статистика:

Search

  • 20Фев

    НЕОТЪЕМЛЕМОЙ чертой пейзажа высокогорных районов Северного Кавказа являются башенные соору­жения. В них наиболее ярко проявляются черты национальной и региональной само­бытности архитектуры Северного Кавказа, и в этом отношении башни, подобно эпосу горцев, представляют собой уникальные памятники культуры народов, населявших этот регион. Башенные сооружения оста­вались здесь актуальными вплоть до сере­дины XIX века, тогда как у соседних наро­дов этот тип либо исчез, либо стал руди­ментом еще в раннем средневековье.

    Наибольшее распространение башен­ные сооружения получили на территории Чечено-Ингушетии. Их можно встретить и на скальных кручах, и на подступах к уще­льям, и в структуре селений, и вне их. Мно­гие из башен и ныне возвышаются среди полуразвалившихся жилых и хозяйствен­ных построек, придавая вайнахским селе­ниям неповторимый архитектурный облик.

    Вайнахские родовые-боевые башни являются как бы завершающим этапом в эволюции башенных сооружений Чечено- Ингушетии и относятся к наиболее значи­тельным памятникам архитектурно-строи­тельной культуры Северного Кавказа.

    Башни этого типа возвышаются, глав­ным образом, в селениях, расположенных в долинах Ингушетии, что объясняется, с одной стороны, тем, что лишь владельцы хороших земель были достаточно состоя­тельны для строительства башен, а с дру­гой—тем, что эти участки были легко дос­тупны, и жилища в этих местах требовали усиленной фортификации.

    Возводились классические родовые- боевые башни из хорошо обработанных и подогнанных камней на известковом растворе. Их нижняя часть, как правило, забутовывалась на высоту до 2—3 м. При этом самые большие камни укладывались в основание и углы башен. Разбивку плана вайнахские зодчие производили очень тщательно: углы башен прямые, а стороны основания одинаковые с точностью до сантиметров. Кладку стен вели в два ряда таким образом, что стены башни кверху постепенно сужались, в результате чего постройка приобретала и большую проч­ность и выразительный внешний облик.

    Вайнахские родовые-боевые башни имели трехчастное членение по вертикали, обусловленное функциональной разнород­ностью внутренних пространств постройки. Первым уровнем являлся ниж­ний этаж башни, предназначавшийся для хранения запасов воды и пищи, а также для содержания пленников (с этой целью в каждом углу сооружения в толще цоколя или забутованной части башни устраивали по яме); второму уровню башни соответ­ствовал ее второй этаж, который исполь­зовался для временного проживания чле­нов семьи или рода на случай осады; тре­тий уровень развивался в несколько верх­них этажей, близких по функциональному назначению, в частности, третий и четвер­тый этажи башни предназначались для защитников, тогда как пятый—для наблю­дателей и защитников.

    Трехчастность внутреннего про­странства родовой-боевой башни подчер­кивалась и в ее конструктивном решении. К примеру, междуэтажное перекрытие второго и третьего этажей возводилось в форме четырехскатного свода с высту­пающими наружу вертикальными камен­ными ребрами — «гуртами». Такого рода перекрытия возводились из камня в тех­нике «ложного свода», в то время как остальные междуэтажные перекрытия были плоскими и настилались по деревян­ным балкам, защемленным в гнездах, которые специально оставлялись в кладке стен. Возведение ложносводчатого пере­крытия из камня определялось, по-види­мому, двумя соображениями. Во-первых, мифологическими представлениями вайнахов, согласно которым каменный свод отождествлялся с формой небесного свода. Во-вторых, фортификационными соображениями. Таким образом, выбор формы перекрытия в классической родо­вой-боевой башне вайнахов определялся канонами мифотворческого мышления, а выбор материала и конструктивного реше­ния производился в соответствии с требо­ваниями обороны1. Ложносводчатое каменное перекрытие в отличие от дере­вянного нельзя было поджечь в том слу­чае, если осаждавшие врывались внутрь башни, а осажденные запирались на верх­них этажах.

    Вайнахские родовые-боевые башни отличались от аналогичных сооружений Северного Кавказа не только конструктив­ным и техническим совершенством, но и выразительными пропорциями.

    Так, при средней высоте от 18 до 25 м все вайнахские башни имеют квад­ратное основание с размерами сторон, не превышающими 5 м, но нередко размеры сторон оказывались в пределах от 3 до 4 м.

    При таких «игольчатых» пропорциях башенное сооружение как бы утрачивало свою связь с поверхностью земли и устремлялось ввысь. Особенно ярко эти черты вайнахских башен проявлялись в тех случаях, когда они возводились на верши­нах холмов или на скальных выступах.

    «Вертикализм» башенной формы классических родовых-боевых башен вай­нахов подчеркивался не только вырази­тельными пропорциями, но и абсолютной симметрией композиционного решения фасадов. Все элементы (оконные и вход­ные проемы, машикули, декоративные вставки и др.), насыщающие пластику со­оружения, располагались в вайнахских родовых-боевых башнях строго по оси каждой из граней.

    Венчание башни — ступенчато-пирами­дальное завершение. Оно представляло собой каменную крышу, выполненную в технике ложного свода. Его сооружали посредством последовательного напуска камней до тех пор, пока камни не смыка­лись в вершине, образуя небольшую квад­ратную площадку, на которую устанавли­вался венчающий шпилеобразный камень высотой в полметра.

    Многие вайнахские родовые-боевые башни украшены углубленным узором, напоминающим человеческую фигуру, у которой расставлены ноги и раскинуты руки. В некоторых башнях такой узор выполнялся в виде мозаики из светлого камня по темному фону стены.

    Такого рода декоративные изображе­ния получили название «Голгофа». По предположению некоторых исследовате­лей, источником распространения декора­тивной «Голгофы» являлась Грузия, где начиная с XII—XIII веков на фасадах хра­мов часто изображался этот символ хрис­тианства2.

    Posted by admin @ 3:09 пп

Comments are closed.