Статистика:

Search

  • 20Фев

    К столетию со дня рождения

    Односторонние социально-куль­турные, а то и вовсе вульгарно- социологические интерпретации, превалировавшие в советском архитектуроведении, дали в наши дни неожиданные плоды. В качестве «переосмысления цен­ностей» превратно преподносится тот же упрощенный, однофакторный «историчес­кий анализ», только лишь с измененными идеологическими критериями. Особенно схематично звучат суждения, которые пытаются представить судьбы советской архитектуры исключительно в связи с одним или другим типом политической доминации, как это сделано в публикации д. Хмельницкого1. В последовавшем ответе архитектором д. Фесенко обосно­ванно опровергается такой подход ссыл­кой на решающую и главенствующую роль внутрипрофессиональных факторов. Толь­ко их учет может объяснить структуру и эволюцию разноречивых творческих тен­денций советской архитектуры.

    Чисто профессиональная работа над совершенствованием архитектурной фор­мы, творческий поиск ее «вечных» секре­тов и закономерностей, из которых можно вывести некие универсальные системы архитектурной композиции — вот что пре­допределяло выбор, а нередко и трудную судьбу наиболее характерных представи­телей советского зодчества. и среди них на одном из первых мест следует назвать имя Владимира Федоровича Кринского — архитектора, ученого и педагога, 50 лет развивавшего учение об основах компози­ции в Московском архитектурном инсти­туте.

    В его творчестве соединились при­верженность традиции ренессанса и рус­ской классики, увлечение живописью Сезанна и беспредметников, стремление к поискам объективных законов и принци­пов композиции. Эти разносторонние интересы нашли выражение в поразитель­ной многогранности его работ. В. Ф. Крин- ский был выдающимся педагогом, одним из лидеров АСНОВА, прекрасным графи­ком и живописцем, автором ряда по­строек и многих конкурсных проектов, получивших мировую известность и став­ших вехами истории современной архитек­туры. Весь свой творческий опыт педа­гога, художника, архитектора Кринский в течение своей жизни суммировал и обоб­щал в теоретических трудах, которые ока­зали большое влияние на развитие совет­ского архитектуроведения. На примере его творчества можно особенно ярко показать присущий мастеру поиск универ­сальности систем архитектурной компози­ции, базирующийся на широчайшем охвате различных аспектов цивилизации и художе­ственного сознания.

    В. Ф. Кринский родился 19 декабря 1890 года в Рязани. Его художественное образование проходило в Петербурге на живописном и архитектурном отделениях Академии художеств в мастерской про­фессора Л. Н. Бенуа в 1910—1917 годах.

    Первые проектные работы Кринского, выполненные в 1917—1920 годах, пропи­таны духом тех архитектурных идей, кото­рые владели им еще в предреволюцион­ные годы и источниками которых были ита­льянский ренессанс, преимущественно ранний (часто в трактовке «Мира искусств»), мастера русской классики конца XVIII и начала XIX века. Одновре­менно в них проявляются новаторские стремления. Примерами такого сложного переплетения традиционных форм с духом революционной романтики могут служить проекты Военно-исторического музея 1917—1918 годов, крематория 1919 года и Народного дома 1920 года. В этих про­ектах наглядно разворачивается процесс зарождения новой композиции в недрах системы классических форм. Наряду с традиционными темами портиков, колон­над, стен с проемами, скатных крыш про­является и романтический дух, выражен­ный в простоте и крупности форм основ­ных объемов, их контрастных пересече­ниях, асимметричных динамических сдви­гах в плане сооружений.

    Революционные события тех лет, появление новых социальных идей, возни­кновение технического мира, связанное с общей промышленной революцией и будущей индустриализацией России, увлекали в ту пору Кринского. Одновременно в этот период он был поглощен явлениями сов­ременной живописи: открытиями Сезанна, выразившего объемность природы пос­редством простых геометрических тел, идеями кубизма, беспредметной живо­писи. Эта ветвь развития изобразитель­ного искусства, по мнению В. Ф. Крин­ского, открывала новые возможности в области архитектурного формотворчества. В своих воспоминаниях он пишет: «Мы остро чувствовали необходимость по­исков новой архитектуры, которые должны быть немедленно начаты. (…) Возникали стремления осознать специфическую при­роду своего искусства и выявить истоки и корни формообразования в целях созда­ния новых целеустремленных, наполненных революционным пафосом произведений»2. Эти строки свидетельствуют о тесном взаимодействии социальных факторов с эстетическими, художественными аспек­тами формирования новых направлений в архитектуре.

    На почве поисков неизведанных путей в искусстве возникали многочисленные, но недолговечные творческие объедине­ния, такие как Живскульптарх, ИНХУК, «творческие среды» и др. В рамках этих сообществ В. Ф. Кринским был выполнен ряд экспериментальных проектов, напи­сано творческое «Кредо» и несколько тео­ретических статей. Круг явлений, занимав­ших мастера в ту пору, определил харак­тер его графических работ. В них четко проявились ритмические построения, при­сущие миру техники, ясность и простота формы сочетались с динамизмом компо­зиции. Проект трибуны, выполненный в 1920 году, стал, по словам Кринского, «неким кубистическим» претворением образов индустриального города, являясь в то же время романтической фантазией на тему «новой архитектуры будущего»3.

    Наиболее известным стал проект небоскреба на Лубянской площади, вы­полненный Кринским в 1922—1924 годах. В этой работе соединились идеи, выра­жающие «новые стилистические устремле­ния в поэзии, живописи, театре» с идеями «агитационного воздействия»4. Структур­ную основу композиции небоскреба со­ставил железобетонный рамный каркас. По мере эскизирования исчезли диаго­нальные направления конструкций.

    Однако романтический дух, присущий всему творчеству Кринского, ярко про­является и здесь. Он выражен в динамике ярусного построения, в сочетании парал­лельных прямых и косых направлений в плане и структуре здания. Эффект сильных ракурсов усиливается путем применения ритма разных масштабов: от крупного к мелкому по высоте, от массивных града­ций формы к легким.

    В те же годы во ВХУТЕМАСе велись исследования формально-композиционных средств и закономерностей архитектуры. Н. А. Ладовский, при участии В. Ф. Крин­ского и Н. В. Докучаева, разрабатывал новую методику обучения объемно-про­странственной композиции, основанную на учете объективных психофизиологичес­ких закономерностей восприятия челове­ком архитектурной формы, пространства, цвета. Главенствующая роль в процессе формообразования отводилась простран­ственному мышлению архитектора, при подчиненной роли конструкции.

    В. Ф. Кринский возглавил коллектив педагогов, воплотивших в жизнь курс ком­позиции «Пространство», разработанный Н. А. Ладовским, сначала в рамках Объе­диненных мастерских ОБМАС, а потом на Основном отделении ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа. Этот же коллектив стал ядром организованной в 1923 году Ассоциа­ции новых архитекторов АСНОВА, объ­единившей архитекторов-рационалистов. В. Ф. Кринский был секретарем этой твор­ческой группы, а затем председателем правления. АСНОВА развернула актив­ную деятельность в области архитектурной теории и проектирования, участвуя во многих конкурсах.

    Posted by admin @ 3:25 пп

Comments are closed.