Статистика:

Search

  • 21Фев

    Среди московских мостов этот наиболее известен. Он в центре города, рядом с Кремлем. Его проезд постоянно заполнен транспортным потоком двух направлений. По мосту проезжают все, кто направляется из центра на Ленинский проспект, к Центральному парку культуры и отдыха, в другие районы Замоскворечья, он на пути от трех вокзалов Каланчевской площади к Внуковскому аэропорту. По месту и движению транспорта его правомерно считать главным мостом столицы.

    Построен мост в 1938 г. по проекту инженера Николая Яковлевича Калмыкова взамен старого трехпролетного, пересекавшего реку напротив улицы Ленивки. Современный мост всю ширину реки Москвы перешагнул одной пологой аркой — металлической конструкции пролетом 105 метров. Автопроезды набережных перекрыты железобетонными сводами.

    Итак, мост металлический. Но почему его называют Большим Каменным? Имя дано в память о бывшем на этом месте первом постоянном мосте на р. Москве, построенном в XVII в. (1692 г.), вызывавшем удивление иноземцев,
    горячо почитавшемся и любимом москвичами, прозванном в народе «восьмым чудом света». До того мосты из камня были только «малые» — на Неглинной, на рву у кремлевской стены, а на р. Москве устраивали только деревянные на сваях (на летнее время) либо наводили наплавные мосты, связанные из плотов. Исследование исторических событий, уцелевших документов, а также приемов каменного строительства того времени позволили впервые воспроизвести достоверный облик замечательного инженерного сооружения древности, единственного за всю историю Москвы каменного моста через р. Москву в пределах города, прослужившего людям и конному транспорту на протяжении ста шестидесяти семи лет.

    Первоначально для его строительства в Москву из Страсбурга был вызван в 1643 г. палатный мастер Яган Кристлер. Выполненную по его указаниям дворцовыми плотниками деревянную модель моста рассмотрел посольский приказ и утвердил царь Михаил Федорович. Началась подготовка материалов, но преждевременная смерть в 1645 г. царя Михаила Федоровича и мастера
    Кристлера помешала строительству. Оно было возобновлено только в 1687 г. и завершено в 1692 г. Строительство вел чернец-монах, который не оставил истории своего именй, но, безусловно, был опытным и мудрым строителем. Он радикально изменил проект Кристлера: ради прочности уменьшил задуманные размеры пролетов; учитывая особенности московского климата (опасность скольжения на дорогах в зимнее время), сделал минимальными уклоны проезда на мосту; достиг плавных и спокойных соотношений в очертаниях фасада.

    Работая над проектом фасадов современного Большого Каменного моста, архитекторы В. Шуко, В. Гельфрейх и М. Минкус в характере тяжелых монументальных перил, устоев, подпорных стенок и лестничных сходов, облицованных блоками грубооколотого серого гранита, выразили образ, заложенный в названии сооружения.

    Б. НАДЕЖИН,

    кандидат архитектуры

    Posted by admin @ 12:38 пп

Comments are closed.