www.sinolink.ru

Статистика:

Search

  • 09Апр

    Среди проектных предложений студентов можно выделить подгруппу проектов, которые, по мысли их авторов, должны быть органично вписаны в сложившуюся среду, подражая основным элементам ее объемно-планировочной ткани. Другая условная подгруппа проектов характерна использованием метода контраста, который может быть достигнут не только появлением в знакомом облике Плеса новых пластических деталей, но и крупных фрагментов фасада, задающих группе соседних зданий или всему фронту улицы новый масштаб. В некоторых проектах, характерных подчеркнутой традиционностью образа, присутствует «опознавательный знак» в виде иронической постмодернистской детали. Трудно дать однозначную оценку каким-либо из перечисленных проектов на предмет того, впишутся ли они в легкоранимую структуру Плеса, не станут ли чужеродными элементами, не войдут ли в противоречие с самим духом этого миниатюрного волжского городка. Но Плес, с его удивительным конгломератом многообразных по облику и функционально различающихся слободских планировочных систем, уже сам по себе ставит задачу, непростую даже для иного сложившегося архитектора.

    И студенческий конкурс — эксперимент в этом направлении, с ранних лет вводящий будущего зодчего в сферу неизбежных творческих проблем, следует, на наш взгляд, только приветствовать. Тема «Дом для Севера» даже многими современными специалистами воспринимается как нечто необычное и «экстремальное», хотя работы в этом направлении ведутся на кафедре уже более десяти лет. Предложение студентки Е. Строгановой — компактный трехуровневый объем, характерный для северных районов европейской части СССР. Многочисленные функциональные зоны эффектно и в то же время аккуратно собраны в единый блок, как бы оберегаемый высокой двускатной крышей. Балкон, крыльцо под навесом — выступают в этом проекте как необходимые композиционно-пластические элементы, обогащающие фасады здания. Принципиально иным — и по своему образному решению, и по архитек-турно-планировочным параметрам является проект двухэтажного двухквартирного объемно-блочного дома, также предназначенного для районов Севера (студ. А. Шуляк). Этот дом имеет автономное энергообеспечение за счет возобновляемых источников энергии. Он интересен и тем, что его экстравагантный, в некоторой степени «марсианский» внешний облик безболезненно сочетается с довольно простым, функционально удобным «земным» планировочным решением.

    Затронутый вопрос о природном энергообеспечении в данном контексте не случаен, ибо следующий проект носит название «Жилого дома с использованием солнечной энергии в качестве энергетического источника» (студ. Сыдыкова). Наклон крыши определяется с учетом размещения солнцеприемников под оптимальным углом к горизонту. Однако наклон как раз и является основным средством, определяющим своеобразие завершения объема и придающим зданию пластическую остроту.

    Даже при этом беглом обзоре нетрудно ощутить широкий спектр задач, которые ставятся перед студентами уже на втором году их обучения. От практического анализа элементов среды с традиционным, выработанным веками обликом, до изобретения современных, пока недостаточно распространенных функциональных типов, обуславливающих появление принципиально новых’ архитектурных форм,—таковы, образно говоря, «полярные тона» этого «спектра». На протяжении последних лет многие преподаватели МАрхИ, занимающиеся профессиональным проектированием, не только не избегают серьезных контактов со студентами, но и стремятся к активному сотрудничеству разных поколений, превращая многие научные и проектные разработки в интересные примеры совместной деятельности, а традиционные кафедры — как мы уже отмечали — в своеобразные научно-проектные бюро, представляющие собой одну из возможных моделей творческой организации ближайшего будущего. В результате такого подхода общеинститутская концепция воспитания конкретного студента, при которой на каждой новой стадии обучения он справедливо считается «архитектором на определенном уровне профессиональной подготовки», вовсе не противоречит частным задачам кафедры ОАП, заключающимся в выходе каждого разработанного в ее стенах проекта на уровень практического воплощения.

    Сергей МЕРЖАНОВ

    Posted by admin @ 12:19 пп

Comments are closed.