Статистика:

Search

  • 21Фев

    Надпись на титульном листе проекта о том, что он соответствует всем санитар­ным и противопожарным нормам, под которой расписывается главный инженер проекта,—это и есть заявление о соответ­ствии.

    Сегодняшняя задача и состоит в том, чтобы создать работоспособную систему, собрав в ней и уже имеющиеся нара­ботки, и позаимствованный за рубежом опыт.

    Принципы, на которых может стоять система сертификации, просты. Их всего четыре.

    Первый. Обеспечение максималь­ной свободы деятельности предприятий при одновременной защите интересов потребителя.

    Второй. Основополагающие пара­метры, процедура, органы управления системы сертификации должны обеспе­чить признание и вхождение ее в общеев­ропейскую систему сертификации.

    Третий. Юрисдикция системы должна распространяться на всех лиц, осуществляющих деятельность в строи­тельстве, вне зависимости от вида соб­ственности,          организационно-правовой формы, времени учреждения и других характеристик.

    Четвертый. Преобладающей фор­мой сертификации признается доброволь­ная. Обязательной сертификации подле­жат юридические и физические лица, осу­ществляющие деятельность, процессы или результаты которой непосредственно свя­заны с тремя критериями:

    —  безопасность;

    —  охрана здоровья;

    —  защита окружающей среды.

    — Александр Михайлович, все, что вы рассказываете, звучит убедительно. Причины создания системы серьезны, цели внушительны, притягательны, прин­ципы фундаментальны. Но создается ощущение чего-то огромного, подавляю­щего. Нет ли опасности этой системой воссоздать прежний механизм государ­ственного подавления, лабиринт бюро­кратических тупиков и канцелярских барьеров для инициативы, предприимчи­вости?

    —  Вы глубоко правы, Игорь Викторо­вич. Ваша обеспокоенность мне понятна, и я ее разделяю. Для того чтобы не поро­дить очередного монстра, мешающего развитию производства, надо следовать при создании системы сертификации нес­кольким простым истинам, являющимся продуктом долгого и горького опыта, накопленного в процессе овладения при­емами эффективного управления.

    Система сертификации (а ее сущ­ность можно упрощенно писать двумя понятиями — наличие органов и проце­дуры) должна обладать следующими характеристиками:

    1. ПОНЯТНОСТЬ.

    Нормативные документы, регулирую­щие процедуру сертификации и опреде­ляющие структуру системы сертифика­ции, должны быть доступны для понимания без специальной подготовки и по возмож­ности кратки.

    2. УДОБСТВО.

    Процедура сертификации и других связанных с ней действий должна быть доступна и удобна для объекта сертифи­кации не должна вызывать ощущения вмешательства в его хозяйственную дея­тельность и занимать много времени.

    3. РАВЕНСТВО.

    Все предприятия, подпадающие под обязательную сертификацию, должны ее пройти, невзирая на форму собствен­ности, длительность существования и любые другие параметры.

    4.   РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРОСТОТА.

    Процедура сертификации и надзора должна быть рациональна, проста, макси­мально формализована. Процесс серти­фикации и надзора должен сводиться, как правило, к сверке соответствия представ­ляемых объектом сертификации докумен­тов с эталонными по четко определенным и заранее известным критериям.

    Такая схема также поможет обеспе­чить достаточную объективность.

    5. ДОВЕРИЕ.

    Ни один объект сертификации не дол­жен быть определен как умышляющий нарушить законодательство или право пот­ребителя на доброкачественную продук­цию и услуги, пока не будет доказано обратное.

    6. ДЕШЕВИЗНА.

    Процедура сертификации, надзора и получения сертификационного свиде­тельства должна быть достаточно дешева для объекта сертификации, чтобы не про­воцировать желания заниматься незареги­стрированной деятельностью, укрывать доходы от налогообложения, нарушать законодательство иным образом и не понуждать его к уходу в теневую эконо­мику.

    7. САМООКУПАЕМОСТЬ.

    Процедура сертификации должна быть платной, а ее цена должна покрывать издержки органа сертификации и обеспе­чивать развитие системы сертификации.

    Стоимость сертификации должна определяться по калькуляции. По накопле­нии опыта проведения сертификации может быть выработана вспомогательная система тарифов.

    8. ГЛАСНОСТЬ.

    Система сертификации, порядок ее функционирования, результаты ее дея­тельности должны быть широко известны населению через средства массовой информации.

    Обладая перечисленными характе­ристиками, система может рассчитывать на общественное признание и повседнев­ное использование.

    —  Красиво получается, но как нам уже точно известно на опыте законотвор­чества высших органов власти, мало сочи­нить закон, даже хороший. Нужны усло­вия и стимулы для его выполнения.

    Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы система сертификации работала?

    —  Историческая практика показала нежизнеспособность систем жесткого принуждения и продемонстрировала хоро­шую эффективность стимулирующих сис­тем.

    Кроме соблюдения характеристик, кратко описанных в восьми тезисах, необ­ходимо выполнение вот каких трех глав­нейших условий:

    Первое. Признание и поддержка системы производителями товаров и услуг, то есть контингентом самих объек­тов сертификации.

    Второе. Благоприятное отношение к системе потребителей товаров и услуг.

    Третье. Соответствие и удобоукла- дываемость системы сертификации в рамки действующих законов и обычаев.

    — А как эти условия выполнить? В постановке грандиозных целей и рож­дении великих идей мы всегда были впе­реди. А спотыкаемся все время на техно­логии выполнения, на организационных, финансовых и других проблемах, кото­рые мы привыкли считать рутинными, скучными и так далее. Что может заста­вить тех же производителей признать и поддерживать предлагаемую вами сис­тему? Жесткое принуждение вы сами признали неэффективным. Что вместо?

    —  С вами, Игорь Викторович, нельзя не согласиться. Коренным грехом многих систем, создаваемых в разных областях человеческой деятельности, было отсут­ствие механизма их работы.

    Давайте попробуем определить побу­дительные мотивы, которые могут тол­кнуть любого производителя товаров и услуг стать объектом сертификации.

    Опыт развития нашей страны и других стран достаточно четко выявил эти мотивы. Их всего три:

    Первый. Получение признания органов государственного управления.

    Второй. Получение признания пот­ребителя.

    Третий. Возможности расширения рынка сбыта, в том числе выход на между­народный рынок.

    Только влияя на эти области воздей­ствия, можно добиться от производителя достижения общественно значимых целей в области качества.

    Система сертификации является удобным инструментом для этого.

    Posted by admin @ 2:33 пп

Comments are closed.