Статистика:

Search

  • 21Фев

    В первой половине XX в. возникло широ­кое международное движение за обновление архитектуры. В двадцатые годы одно из лиди­рующих положений в этой области занимала Советская Россия.

    В первые годы после революции реальное строительство велось в ограниченном объеме. Однако широко распространились архитектур­ные конкурсы. В их рамках складывались раз­личные представления о путях развития новой архитектуры, формировались архитектурные школы.

    В 1923 г. оформилась как самостоятель­ная творческая организация Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Ее вдохновителями были профессора ВХУТЕМАСа (Высших худо­жественно-технических мастерских в Москве) Н. Ладовский, Н. Докучаев и В. Кринский. Они называли себя рационалистами, поскольку стремились на научной (рациональной) основе обосновать процесс формотворчества в архи­тектуре.

    К 1925 г. относится создание Объединения современных архитекторов (ОСА). Лидерами ОСА были А. Веснин, В. Веснин и М. Гинзбург, вокруг которых группировались молодые архи­текторы: М. Барщ, А. Буров, В. Владимиров, И. Леонидов, Г. Орлов и др. Членов ОСА называли конструктивистами. В своей деятель­ности большое внимание они уделяли отраже­нию в архитектуре зданий и сооружений про­исходящих в ней функциональных процессов («форма следует за функцией»).

    В 1928 г. из АСНОВА выделилась Ассо­циация революционных урбанистов (АРУ) во главе с Н. Ладовским.

    Помимо поисков новых архитектурных форм, для этих организаций было характерно преувеличение жизнестроительной, мессионской роли архитектуры. Они совершенно искренне смотрели на свои предложения в области типологии зданий и особенно в градо­строительстве как на обязательное условие построения будущего общества.

    Деятельность АСНОВА, АРУ и ряда других объединений архитекторов была прекращена. В 1932 г. в соответствии с принятием печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке архитектурно-художествен­ных организаций», организационно закрепив­шего переход деятельности творческих союзов под полный контроль коммунистической пар­тии, их заменил единый Союз архитекторов СССР.

    Проект здания Московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924 г.,) наи­более ярко и художественно отражает харак­терные черты конструктивизма в остро индиви­дуальной трактовке братьев Весниных. На пло­щади Пушкина, где был отведен небольшой участок 6×6м, нужно было разместить дело­вое здание, во внешнем облике которого, как это было сказано в задании, следовало «выра­зить агитационный характер сооружения». Веснины запроектировали квадратное в плане пятиэтажное здание высотой 26 м. На первом этаже разместили вестибюль (гардероб и тор­говый киоск), на втором — читальный зал, на третьем — контору и в двух верхних — редак­ционные кабинеты. Композиция фасадов строится на контрастном сопоставлении отдельных элементов, различных по форме и масштабу. Здание завершалось ажурной над­стройкой с вращающимся прожектором, луч которого в вечернее время должен был прони­зывать темноту неба. Веснины удачно нашли новый образ общественного сооружения, отразив при этом динамизм газетной инфор­мации.

    По книге «История советской архитек­туры» под редакцией Н. Былинкина и А. Рябушина (М., 1985 г.)

    Posted by admin @ 3:11 пп

Comments are closed.