Статистика:

Search

  • 27Фев

    Монастырь был основан в 1748 г. в удаленном от города районе на левом берегу Невы, где река образует кру­тую излучину. Там, в глухом хвойном лесу, в стороне от дороги на Охту, в петровские времена располагался Смоль­ный двор: для нужд создаваемого российского флота варили смолу. Рядом находился загородный Смольный дворец Екатерины I, который перешел Елизавете Петровне, а после ее восшествия в 1741 г. на престол сгорел.

    Вот на этом месте по проекту В. Растрелли и началось строительство монастыря, которое продолжалось 15 лет, но закончено не было: не возвели стосорокаметровую колокольню, не выполнили полностью внутрен­нюю отделку собора. В 1760-х годах в жилых корпусах с малыми церквями разместилось «Воспитательное общество благородных девиц». В 1832—1835 гг., через 70 лет, работы в соборе возобновились под руководством архитектора В. Стасова, который оставил его фасады полностью белыми, позднее их сделали двухцветными. В начале XIX в. «смолянкам» построили рядом новое здание по проекту Д. Кваренги — Смольный дворец в духе классицизма.

    В центре монастырского комплекса возвышается грандиозный, высотой 92 м, крестообразный в плане храм. Это высоко поднятое двухэтажное здание, из которого вырастает высокий двухъярусный цилиндрический барабан. На нем покоится огромный купол с небольшим луковичным завершением. К барабану плотно прижаты четыре двухъярусные башенки, увенчанные луковичными главками.

    Окружающие собор двухэтажные жилые корпуса образуют обширный замкнутый двор также крестообразной формы. Четыре внутренних угла его акцентированы одноглавыми церквями. Вместо мощных крепостных стен, обычных для русских монастырей, здесь сделана глухая обработанная филенками ограда с декоративными ба­шенками.

    Собор поражает богатством пластического решения. В обработке его фасадов использованы пучки колонн, пилястры, лепные детали. Являясь ярким образцом стиля барокко, здание имеет замечательные пропорции. Устремленные вверх формы его удивительно гармонируют с архитектурой других построек монастыря.

    Стройность и гармония ансамбля, в котором органично соединены формы русского православного пятиглавия и европейского столпообразного храма, превращают его в шедевр. В этом произведении в полной мере прояви­лось умение зодчего сочетать пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

    Не случайно Джакомо Кваренги, представитель классицизма и ярый противник барокко, проходя мимо ге­ниального силуэта собора Смольного монастыря, всегда почтительно снимал шляпу перед этим изумительным сооружением и наиболее совершенным творением во всем творчестве Варфоломея Растрелли.

    Posted by admin @ 2:06 пп

Comments are closed.