Статистика:

Search

  • 27Фев

    В этом номере журнала мы продолжаем публикацию ответов строителей на 3 вопроса редакции (начало — в № 8, 1992 г.).

    По-прежнему приглашаем всех читателей к участию в разговоре. Напоминаем вопросы.

    1. Назовите, пожалуйста, пять основных характеристик со­стояния строительно­го комплекса сегодня.

    2. Какие конкретные действия в связи с этим Вы намерены предпринять завтра, а также до конца 1992 года?

    3. Назовите, пожалуйста, пять главных мер, которые нужно осуществить, чтобы решить жилищную проблему.

     

    С. А. МИХЕЕВ, начальник Управления экономики строительства Минстроя России

    1

    Разрушена управленческая верти­каль. При этом концерны, ассоциации, корпорации в лучшем случае координи­руют выполнение отдельных вопросов, но практически не управляют строительными организациями на местах,

    Определен перечень объектов феде­ральной собственности. Централизован­ное материально-техническое снабжение перестало существовать, нарушились хо­зяйственные связи. Вместо прежней систе­мы обеспечения установилась практика прямых связей и контактов на бартерной основе, что вряд ли можно признать эле­ментом нормальной рыночной экономики.

    Резкое сокращение бюджетных ас­сигнований, средств предприятий, направ­ляемых на капитальное строительство, ли­берализация цен, в т. ч., естественно, и на производственно-техническую продук­цию, потребляемую нашей отраслью, при­вели к свертыванию в 1992 г. инвести­ционной активности. Объемы централи­зованных источников финансирования и средств предприятий сократились практи­чески в 2 раза против 1991 г. В первом по­лугодии цены по сравнению со сложивши­мися в 1991 г. выросли по металлу, напри­мер, более чем в 40 раз, пиломате­риалам -—в 25 раз. В результате стои­мость строительства увеличилась в 8—10 раз, средняя стоимость 1 кв. м общей пло­щади жилья в Российской Федерации воз­росла до 10 тыс. рублей. Частичный от­пуск цен на энергоносители даст новый скачок стоимости строительства.

    Министерство разработало и довело до организаций строительного комплекса рекомендации по формированию в 1992 г. цен на строительную продукцию, что по­зволило несколько сдержать рост стоимос­ти строительства. Но одновременно это приводит и к снижению прибыли в подряд­ных организациях. По данным Госкомста­та России, за 5 мес. текущего года по сравнению с соответствующим периодом

    1991 г. прибыль в целом по народному хо­зяйству республики увеличилась в 8,8 ра­за, в т. ч. в промышленности в 9,6 раза, тогда как в подрядных строительно-мон­тажных организациях лишь в 5,2 раза.

    Строительство оказалось в фокусе негативных явлений, развившихся в на­родном хозяйстве, поскольку у него высо­кая степень зависимости от других отрас­лей. Сложилось совершенно нетерпимое финансовое положение из-за системати­ческих неплатежей за выполненные рабо­ты. По состоянию на 1 июля т. г., задол­женность заказчиков только организациям пяти строительных концернов и корпора­ций (Росуралсибстрой, Россевзапстрой, Росюгстрой, Росвостокстрой и Транс­строй) составляет более 50 млрд. рублей. По этой причине парализована работа многих строительных коллективов.

    2

    Минстрой России в целях регулирова­ния вхождения организаций и предприятий строительного комплекса в рыночную эко­номику разработал Программу действий, которая включает вопросы совершенство­вания ценообразования, строительных норм и стандартов, управления строитель­ством, ускорения научно-технического прогресса, ресурсосбережения, разгосу­дарствления и приватизации государ­ственных организаций и предприятий, проведения подрядных торгов, продажи незавершенных объектов.

    При всех принимаемых мерах необхо­димо все же решение правительства о го­сударственной поддержке отраслей строи­тельного комплекса, т. к. выход из кризи­са невозможен без широкого развертыва­ния строительства.

    В чем могла бы выразиться эта под­держка? Прежде всего в корректировке режима налогообложения в целях оживле­ния инвестиционной активности. Как от­расль, производящая конечный продукт, строительство наиболее остро ощущает негативные последствия введения налога на добавленную стоимость. Следовало бы отменить этот налог при сооружении объектов за счет бюджетных средств. Це­лесообразно уменьшить налоги на при­быль, направляемую на техническое пере­вооружение и реконструкцию производ­ства, строительство жилых домов, объек­тов здравоохранения, соцкультбыта и коммунального хозяйства; создать льгот­ный режим налогообложения для инвести­ционных компаний, банков и других фи­нансовых институтов, аккумулирующих свободные финансовые средства, при ус­ловии направления их на реализацию ин­вестиционных проектов.

    Нужен внебюджетный инвестицион­ный фонд, как государственный, так и от­раслевой, чтобы помочь решить вопросы развития народного хозяйства.

    Иными словами, должен быть разра­ботан комплекс экономических мер, на­правленных на поддержку отрасли.

    Из всех видов строительства, пожа­луй, наиболее уязвимо сегодня жилищно- гражданское. Резкое повышение цены 1 м2 жилой площади привело к тому, что для большинства людей индивидуальное и кооперативное строительство стало прак­тически недоступным. Стоимость коттед­жей сегодня — 1 — 1,5 млн. рублей и более. На местах есть некоторый опыт решения этого вопроса. В Волгоградской области, например, администрация сдерживает це­ны на строительные материалы (дает льго­ты за счет продукции топливно-энергети- ческого комплекса). Таким образом и цена строительства сдерживается. То есть, бе­зусловно, надо идти путем создания опре­деленных льгот производителям продук­ции. И не бояться слова «регулировать». В данном случае оно уместно.

    Есть много различных предложений на этот счет (ипотечный кредит и т. д.), но я остаюсь при своем мнении, что на фоне такой высокой стоимости поможет дота­ция производителям и увеличение сроков погашения кредитов.

    Posted by admin @ 2:26 пп

Comments are closed.