Статистика:

Search

  • 09Апр

    Камень — великолепный материал, созданный самой природой,— является древнейшим строительным материалом на земле. Почти во все великие эпохи расцвета он определял и конструктивные системы и архитектурные формы зданий. Вспомним Египет, Индию, античную Грецию, романскую и готическую архитектуру. Прочность, долговечность и красота природного камня, разнообразие цветовых оттенков, богатство его рисунка и фактуры позволили архитекторам создать подлинные шедевры, которыми до сих пор гордится человечество.

    И в эпоху Ренессанса, когда камень стал преимущественно отделочным материалом, его влияние на архитектуру не уменьшилось. Для Руси издавна было характерно традиционное сочетание деталей из белого известняка с кирпичной кладкой стен, особенно нарядное в произведениях московского барокко XVII в. Этот прием использовал А. В. Щусев в здании Казанского вокзала в Москве. Затем из камня делали колонны, стилобаты и цоколи. В зданиях русского классицизма белый камень уже сочетали с цветной штукатуркой стен.

    Появление высокопроизводительных машин и механизмов в камнедобывающей и обрабатывающей промышленности дает возможность в настоящее время более эффективно использовать камень в строительстве, тем более что по запасам ценных пород строительного и облицовочного камня наша страна занимает первое место в мире: за последние 25 лет выпуск облицовочного камня увеличился более чем в 12 раз. Он применяется для тонких плиток и крупных стеновых блоков, изящной декоративной резьбы и грубой брусчатки мостовых, монументов и элементов благоустройства.

    Облицовочный камень, особенно из
    высокодекоративных пород, имеет большой спрос на международном рынке. Этому способствует изменение характера архитектуры, отходящей от упрощенных геометрических объемов 60-х гг. Архитектура стала более пластичной. Стремление придать сооружениям монументальность является своеобразной реакцией на нематериальный характер остекленных, плоских зданий.

    Фактурная обработка камня способствует выявлению его декоративных качеств, особенно это характерно для наружной облицовки из гранита, лабрадорита и цветного мрамора. При рельефной фактуре скрадывается текстура камня, но увеличивается его визуальная мощь и надежность. Тонкая обработка, дающая лощеную и зеркальную фактуру, позволяет наиболее четко выявить его рисунок и цвет. Например, темное габбро при полировке имеет глубокий черный цвет, а при обработке ударными инструментами — серый. Если цокольный этаж здания облицован грубооколотым гранитом, то порталы входов могут быть выделены при помощи полировки того же гранита — они будут иметь более темный цвет и выделяться на фоне стены.

    В нашей стране для отделки интерьеров используют в основном различные карбонатные породы (мрамор и травертин), в меньшей степени применяют силикатные породы, среди которых предпочтение отдается вулканическим туфам. Основной фактурой облицовочных плит для стен и колонн в интерьерах остается полировка, хотя все чаще используют колотые поверхности и другие виды рельефов, а для полов, ступеней и площадок внутренних лестниц в общественных зданиях — силикатные и карбонатные породы плотностью более 2,3 г/см3. Выбор их определяется интенсивностью людских
    потоков: при больших истирающих нагрузках применяют гранит, при меньших — мрамор или плотный известняк. Употребляют в основном шлифованную фактуру плиток, иногда — лощеную, что связано как с безопасностью хождения по слишком скользким каменным полам, так и с экономическими соображениями.

    Во всем мире полы из гранита и лабрадорита укладывают в многолюдных зданиях типа станций метрополитена, залов аэропортов и вокзалов, а полы из цельных плит мрамора настилают в фойе театров, гостиниц, ресторанов, дворцов культуры. В помещении пол укладывают из камня одной породы (или близких по прочности и истираемости) из квадратных или прямоугольных плит. В отечественном строительстве применяют каменные полы по ГОСТ 9480-77, по которому толщина плит не может быть меньше 20 мм. Для менее значительных зданий (магазинов, учреждений, учебных заведений) применяют мозаично-художественные полы из мелких плиток или обломков мрамора, которые составляют в виде сложного узора или орнамента. Применяют и плиты с неправильными кромками, которые используют для полов типа «брекчия».

    Возросший интерес архитекторов к применению в интерьерах натуральных материалов способствует более широкому использованию природного камня для отделки внутренних стен, тем более что камень для интерьеров имеет более богатый ассортимент пород, чем для наружной облицовки. В интерьерах важнейшим критерием является декоративность, поэтому могут использоваться нестойкие к агрессивным воздействиям цветной мрамор и травертин. Облицовочные пиленые плитки для интерьеров более тонкие, чем для фасадов. Они имеют толщину 6, 8, 10 и 20 мм, к тому же при толщине 20 мм плиты получаются практически любых размеров, которые зависят лишь от величины самого распиливаемого блока и возможностей распиловочных станков. Плиты толщиной 10 мм и меньше не могут превышать размеров 400—800 мм.

    Примером разнообразного применения природного камня является строительство станций метрополитена. Только на облицовку московских станций к началу 70-х гг. использовано более 225 тыс. м2 природного камня, в том числе мрамора, гранита, кварцита, родонита (орлеца), лабрадорита и известняка. «Подземные дворцы» своим великолепием обязаны в основном именно природному камню. Разнообразие примененных пород позволило создать богатую цветовую гамму интерьеров, спроектированную на дополняющие друг друга сочетания и контрасты.

    Применение камня в нашем строительстве во многом зависит от экономики, вернее, оно сдерживается односторонним пониманием экономической эффективности, когда учитываются лишь влияние индустриальности и сокращение построечных трудозатрат. Но эксплуатационные расходы каменной облицовки фасада, зависящие от ее долговечности и атмос-феростойкости, при сопоставлении с остальными отделочными материалами во много раз ниже, что позволяет покрывать высокие первоначальные затраты.

    Причем изделия из камня огнестойки и гигиеничны (никаких токсичных выделений и запахов, никакого статического электричества), легки в уходе и удобны для очистки, ремонтопригодны. А это немаловажные социально-экономические факторы, которые в совокупности с эстетическими (у камня они индивидуальны и неповторимы) дают убедительные аргументы в пользу применения изделий из природного камня, с которыми большинство архитекторов связывает свои надежды в борьбе с однообразием и серостью в сегодняшней архитектуре.

    Однако нельзя забывать в то же время, что дары природы небезграничны, так что человечество должно поумнеть и перестать такие изумительные природные материалы использовать в массовом строительстве (фундаментах, толще стен, а подчас в виде щебня). Поэтому задача архитекторов — способствовать не более широкому применению камня в нашем строительстве, а более целесообразному, более обоснованному, грамотному.

    Раздел ведет архитектор Виктор ГИНЗБУРГ

    Posted by admin @ 12:38 пп

Comments are closed.