Статистика:

Search

  • 27Фев

    Программа «Сетлмента» включала в себя организацию мастерских, детского сада, а главное — детских клубов по инте­ресам. Каждый клуб, насчитывавший при­мерно 12 мальчиков и девочек, имел свои определенные виды занятий, которые устраивались два раза в неделю, и жил по правилам, разработанным самими детьми. Помимо клубных занятий были и другие, объединяющие — хор, экскурсии и пр. Все это требовало соответствующих помеще­ний. Поэтому было принято решение по­строить свое здание. Действовать стали без проволочек. Уже в феврале 1907 г. со­брали около сорока тысяч рублей и приоб­рели участок в Вадковском переулке. Зе­ленко безвозмездно разработал проект и руководил строительством. Возводили здание методом «народной стройки», то есть, своими руками. Это позволяло не только экономить средства, но и создавать драгоценную атмосферу совместного за­интересованного труда. Здание даже не строилось, а «лепилось» руками сотрудни­ков и детей, их родителей и знакомых, да и просто добровольцев «с улицы». Вдохно­вение рождало высокие темпы. Поздней осенью 1907 г. дом-скульптура был уже готов.

    Метод строительства безусловно по­влиял и на его внешний облик, на принци­пиальный характер архитектуры — безде­корной, мягко-пластичной. Некоторая таинственность, отдаленная перекличка со средневековьем рождены знанием детской психологии и, видимо, «детскостью» само­го Зеленко. Непредсказуемость простран­ственной логики фасадов и внутренних пространств (все помещения различны, все на разных уровнях, на бесчисленных разнообразных лестницах) таит в себе не­исчислимое богатство ассоциаций — необ­ходимое питание для детского воображе­ния. Это была сознательная установка Зе­ленко, который считал, что архитектура для детей должна содержать «во всяком случае что-нибудь не очень сладкое, не символизирующее туманную для детей от­влеченность, представляющее науку, ра­зум, мораль, где к прекрасным дамам, изображающим эти высокие понятия, можно приклеить любые названия. Красо­та дома должна быть понятна прежде все­го самим детям»3.

    В построенном доме разместились детский сад, театр, общедоступная школа, обсерватория, множество мастерских. Нам, привыкшим к натужной официаль­ной заорганизованности всего на свете, эта «легкость» осуществления идеи (реши­ли — построили) кажется просто сказоч­ной. И при этом все сразу стало работать — коммуна, мастерские, все сра­зу стало приносить пользу и удоволь­ствие. И все это меньше чем за год. Тако­ва раскрепощающая сила свободы, окры­ленной к тому же демократическим подъе­мом того времени.

    …Но пиршество свободного жизнестроительства продолжалось недолго. Об­становка в стране круто стала изменяться в сторону, противоположную демократиз­му, любое социальное экспериментатор­ство, естественно, стало относиться к дей­ствиям, «подрывающим устои». Началась травля «Сетлемента». В газете «Москов­ские ведомости» появилась статья, в кото­рой деятельность Зеленко и Шацкого оце­нивалась как революционная. Об этом же был прочитан доклад в Русском монархи­ческом обществе. В «Сетлементе» был произведен обыск, и педагоги-новаторы несколько дней провели под арестом. Ко­миссия, созданная московским генерал-гу­бернатором, установила, что «общество «Сетлемент» имеет целью привлечь под свое влияние детей раннего возраста и с малолетства воспитывать их в сознании необходимости достигнуть самоуправле­ния путем объединения при полной общ­ности имущества и без малейшего подчи­нения какой-либо власти или авторитету старших»4. 1 мая 1908 года общество было официально запрещено и закрыто за по­пытку привить детям «сознание необходи­мости нового социального строя». Потря­сенный Зеленко уезжает за границу, где пробудет почти два года.

    Но Шацкий продолжал бороться за общество. В 1909 г. ему удалось добиться разрешения возобновить прерванную дея­тельность. Для этого пришлось чисто фор­мально изменить название. Теперь обще­ство стало называться «Детский труд и от­дых». Дом в Вадковском опять ожил. Воз­вратившийся Зеленко с головой ушел в его кипучую жизнь. Эксперимент продол­жался, даже когда Шацкий был вынужден уехать из Москвы. Затем дом-замок стал детдомом.

    А потом была революция… Есть све­дения, что в двадцатые годы Зеленко сно­ва в Америке. Затем он окончательно по­свящает себя педагогике: был сотрудни­ком Института внешкольной работы, заве­довал кафедрой политехнического обуче­ния в Институте повышения квалифика­ции учителей. Последние годы жизни (умер он в июле 1953 г.) занимался иссле­дованиями в НИИ художественного вос­питания АПН РСФСР.

    А что же дом в Вадковском? После революции в нем разместился Дом пионе­ров. Долгие годы находясь на балансе ни­щей организации — райотдела народного образования, постепенно старел, ветшал, отчуждался видом своим от наполнявшего его молодого гомона. В 1978 г. было реше­но все же провести реконструкцию и раз­местить в доме студенческий клуб Сверд­ловского района Москвы. Бригада МАрхИ под руководством О. Мамлеева разработа­ла интересный проект приспособления. Но ведомство-арендатор так и не нашло средств на реализацию проекта и в конце- концов совсем отказалось от чудо-замка. И теперь в отреставрированном, помоло­девшем доме скучнейшая организация — СМУ-80 треста Промэлектромонтаж. Дом, рожденный для детства, отторгнут от дет­ства, стал конторой. Рожденный эйфорией свободы и для свободы, замкнулся в себе за пропускной системой с охраной. Как уныло точно все это отражает свершив­шееся перерождение наших идеалов! Ка­ким нагляднейшим образом демонстри­руется ханжеская сущность нарядного ло­зунга «Все лучшее детям!» И как грустно еще раз убедиться в том, сколь хрупка и недолговечна чаще всего бывает у нас по­беда свободного жизнетворчества и как легко она превращается в фарс.

    В Вадковском переулке тихо. Дом- оболочка, дом-призрак живет лишь воспо­минаниями.

    ПРИМЕЧАНИЯ:

    1. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. М., 1962, т. 1, с. 272.

    2. Дети — работники будущего. М., 1922, с. 34.

    3. Зеленко А. Детские музеи в Северной Америке. М., 1926, с. 223.

    4. Черепанове. Шацкий в его педагогических вы­сказываниях. M., 1928, с. 38.

    Posted by admin @ 2:51 пп

Comments are closed.