Статистика:

Search

  • 27Фев

    Д. Е. ИПАТОВ, архитектор

    ПЕТЕРБУРГСКИЙ архитектор Татьяна Хрущёва принадлежала к поколе­нию зодчих, чье профессиональное ста­новление оказалось связано с роковой для профессии «перестройкой» 50-х гг. К се­редине 50-х относятся ее первые живопис­ные работы, вошедшие в антологии дет­ского творчества. 1956 год — поступление на архитектурный факультет Ленинград­ской Академии художеств. 1962 год — ра­спределение в далекий Красноярск. По возвращении в Ленинград Татьяна посту­пает на работу в ЛенНИИпроект.

    В середине 60-х гг. появляются ее первые проектные разработки — многоэ­тажные и малоэтажные жилые дома. А следом за ними — здание детской спортив­ной школы на Васильевском острове в Ле­нинграде — объект, принесший авторам, архитекторам Т. Хрущёвой (ей в то время было тридцать с небольшйм), С. Евдоки­мову (посмертно) и инженеру Г. Лейбовичу Государственную премию РСФСР 1973 г. В этой постройке явственно ощущается неудовлетворенность скудным словарным запасом прямоугольно-прямолинейной ар­хитектуры конца 50-х — начала 60-х гг., стремление привнести в эту эстетику скорбного беззвучия живую, человеческую ноту. Здесь — несмотря на кажущие­ся сегодня наивными средства обогащения художественного языка: от использования складчатого покрытия до контрастного со­поставления стеклянных и бетонных плос­костей — фактически задан основной век­тор дальнейшего творчества, прочерчены линии поисков 70-х и 80-х годов.

    Пластическая самодостаточность 70-х находит отражение в игре объемов — глу­хих, тяжеловесных, и расчерченных сет­кой оконных проемов (общежитие Ленин­градского университета), в придании «ко­роне», венчающей здание, ведущей фор­мообразующей роли (клуб энергетиков в Ленинграде), в ориентации на силуэтность формы (плавательный бассейн ВМФ в Ле­нинграде). Практически во всех этих объектах отправной точкой композицион­ного замысла является большая форма, как бы олицетворяющая изначальную скульптурность авторского видения. Про­странственная же мощь оказывается про­изводной от этой монументально-пласти­ческой установки. Тяга к чувственности крупномасштабных пластически артику­лированных форм, созвучная творческим исканиям П. Рудолфа, раннего Дж. Стирлинга, бруталистов — определяющая чер­та творчества Татьяны Хрущёвой, отли­чавшая ее от других архитекторов ленин­градской школы.

    В 80-е эта формально-композицион­ная насыщенность получает подкрепление в виде активно привлекаемых цитат, ссылок, перекличек с архитектурой про­шлого — от классицистических планиро­вочных схем и упрощенных ордерных ком­позиций до полуциркульных проемов и де­коративных башенок. Эта двухадресность, взаимопереплетение двух разнородных на­чал — абстрактно-пластического и постмодернистско-традиционалистского, при ведущей роли первого, присуща боль­шинству проектов последних лет — Шко­ле искусств и комплексу жилых домов в Ломоносове, зданию сельскохозяйствен­ного института в Пушкине, комплексу ЛИТМО в Ленинграде и др. Часть из них уже строится, другие — пока в рабочих чертежах.

    В декабре 1990 г. Татьяной Федоров­ной Хрущёвой получена лицензия на от­крытие персональной творческой мастер­ской. Первый заказ — интерьер столовой ЛСХИ — остался в эскизах…

    Posted by admin @ 3:24 пп

Comments are closed.