Статистика:

Search

  • 27Фев

    Ю. В. ГЛИНА, кандидат технических наук

    ПРАКТИКЕ строительства зданий и О сооружений из монолитного бетона и железобетона расширяется применение переставных опалубок с несущими эле­ментами из алюминиевых сплавов. Это вызвано тем, что они по сравнению со стальными обладают большим соотноше­нием между несущей способностью и со­бственным весом (оно достигает 100 про­тив 36 у стали); высокой коррозиестойкостью (на поверхности алюминиевых эле­ментов под воздействием внешней среды образуется тонкая пленка окислов, предо­храняющая их от дальнейшей коррозии и снимающая, таким образом, необходи­мость окраски); легкостью и удобством при транспортировке; относительной про­стотой в ремонте, или, иначе, более высо­кой ремонтоспособностью.

    Перечисленные преимущества предо­пределили интерес к опалубочным систе­мам с алюминиевыми конструкциями со стороны фирм как американских, так и ев­ропейских. К числу последних можно от­нести, например, немецкую «НОЕ». Но бесспорным лидером среди них по уровню конструктивных решений и объемам про­изводства таких опалубок является канад­ская фирма «Алума Системе Интернейшнл», приступившая к их использова­нию почти 20 лет назад. Она является од­ной из фирм, входящих в канадскую кор­порацию «Трайдел», каждая из которых специализируется на одном из видов про­дукции — опалубках и вспомогательных устройствах, оборудовании, строительных или герметизирующих материалах и т. д.

    Система переставных опалубок «Алу­ма Системе» включает щиты с несущими элементами из алюминиевых сплавов и па­лубой из многослойной водостойкой фане­ры для возведения монолитных стен, «сто­лы» аналогичной конструкции для формо­вания перекрытий, а также поддерживаю­щие и вспомогательные элементы. Она по­зволяет возводить монолитные и сборно- монолитные жилые дома каркасной и бес­каркасной конструктивных систем любой этажности (от одноэтажных коттеджей и комплексов малоэтажной высокоплотной застройки до высотных), здания обще­ственного назначения, промышленные, инженерные и транспортные сооружения. С помощью этой опалубки можно строить здания с высотой этажа от 1,8 до 4,5 м и более.

    Опалубка дает возможность формо­вать такие монолитные конструкции как несущие и ненесущие стены, однослойные и слоистые, любой конфигурации в плане, в том числе стены шахт лифтов, эркеров и лоджий; перекрытия плоские, ребристые и кессонные; плиты лоджий и балконов; ко­лонны, ригели и пилоны любого сечения. Кроме того, она обладает и технологичес­кими достоинствами — мобильностью, вы­сокой оборачиваемостью (многократнос­тью повторного использования), легкос­тью, простотой сборки и эксплуатации.

    Основными несущими конструктив­ными элементами опалубочного щита яв­ляются второстепенные балки развитого сечения, сочетающие особенности широ­кополочного двутавра и железнодорожно­го рельса (рис. 1) и имеющие широкую нижнюю полку с пазом, в который входят при сборке головки болтов, скрепляющих их с главными балками. Верхняя часть профиля корытообразная, в нее вставляет­ся деревянный брусок, к которому при сборке щита крепится винтами палуба. Во время транспортировки брусок предохра­няет верхнюю часть профиля от деформи­рования при внешних механических воз­действиях.

    В опалубочных щитах стен, установ­ленных в проектное положение, второсте­пенные балки располагаются горизонталь­но, а главные (одиночные или спаренные) — вертикально (рис. 2). Щиты рихтуются и фиксируются в проектном положении с помощью подкосов с винто­выми ручными домкратами.

    При строительстве малоэтажных до­мов стеновые опалубочные щиты могут иметь небольшие размеры, что позволяет в таких случаях устанавливать их с помо­щью легкого кранового оборудования (на­пример, кранов на автомобильном шасси) или вручную. При возведении многоэтаж­ных зданий применяются крупноразмер­ные опалубочные панели высотой на этаж и длиной, равной длине стены конструк­тивной ячейки, которые подаются в про­ектное положение башенным или самопо­дъемным краном (рис. 3). Использование крупноразмерных опалубочных панелей сводит к минимуму протяженность швов между соседними щитами и снижает коли­чество отходов фанеры от обрезки, по­вреждений и т. п.

    Обеспечение проектной толщины стен, а также воспринятие распора от бо­кового давления бетонной смеси осущест­вляются с помощью металлических инвен­тарных стяжек с фиксаторами. Количе­ство их по вертикали в пределах каждого этажа зависит от его высоты: для обычных жилых помещений достаточно двух, при высоте этажа 3,3 или 3,5 м — трех, при высоте 4,5 м устанавливается четыре стяжки.

    При устройстве монолитных перекры­тий малоэтажных зданий и отсутствии кранового оборудования либо желании обойтись без него, вначале раскладывают главные балки, опирающиеся на инвентар­ные временные трубчатые стойки с ручны­ми винтовыми домкратами, по глав­ным — второстепенные, по которым затем укладывается палуба. При устройстве мо­нолитных перекрытий многоэтажных зда­ний опалубка устанавливается в виде «столов» размерами в плане на конструк­тивную ячейку.

    «Стол» состоит из палубы, второсте­пенных балок, несущих ферм и регулируе­мых стоек-опор с ручными винтовыми до­мкратами (рис. 4). К настоящему времени разработаны и внедрены подобные «сто­лы» для бетонирования не только плоских плит перекрытий жилых ячеек, но и боль­шепролетных перекрытий сложного очер­тания для помещений общественного на­значения.

    Несущие элементы опалубки стен и перекрытий транспортируются к месту строительства в виде компактных штабе­лей-пакетов, что дает возможность до­ставлять их как сухопутным или водным транспортом, гак и, при необходимости, с помощью авиации. Опалубочные панели и столы собираются на монтажной пло­щадке.

    Палуба из многослойной водостойкой фанеры при бережном обращении выдер­живает до 70 оборотов, зачем переворачи­вается и проходит еще 40—50 оборотов. Несущие элементы при умелом обращениии своевременном текущем ремонте обес­печивают несколько сот оборотов.

    Внутренняя проводка закладывается в гибких пластмассовых трубках в теле мо­нолитных конструкций либо устраивается в пластмассовых плинтусах.

    Бетонные работы, выполняемые с применением опалубки «Алума Системе», ведутся интенсивными методами, обеспе­чивающими продолжительность цикла оборачиваемости опалубки, равную одним суткам в любое время года. Обогрев свежеуложенной бетонной смеси осущест­вляется с использованием греющих прово­дов, спиралей и нагретого воздуха.

    Фирма организовала ряд совместных предприятий в различных странах, в том числе три — у нас: «Алума Системе — Мосспецмонолит» и «Алума Системе — Энергострой» (Москва) и «Алума Сис­теме — Монолитстрой» (Санкт-Петер­бург). СП, функционирующие в России, специализируются на поставке заказчикам собственно опалубки, поддерживающих устройств, крепежных деталей и строи­тельных лесов, химических материалов (герметиков и изоляционных составов фирмы «Бурке», также входящей в корпо­рацию «Трайдел») и возведении своими силами зданий и сооружений из монолит­ного бетона в странах СНГ и за их рубе­жами.

    Уже построены четырехэтажный га­раж в Москве, двадцатиэтажное общежи­тие с блоком общественного обслужива­ния в студенческом городке в Санкт-Пе­тербурге, военный городок для передисло­цируемых контингентов в Белоруссии (со­вместно с финской фирмой) и др. В стадии строительства находятся международная гостиница и коттеджи для служащих ком­пании «Макдональдс» в Москве и другие объекты.

    Опалубка «Алума Системе» через со­вместные предприятия продается и сдается в аренду другим отечественным строи­тельным организациям. Ориентировочная стоимость 1 кв. м опалубки — от 280 до 300 американских долларов. Для сравне­ния надо сказать, что немецкие фирмы предлагают свою крупнощитовую опалуб­ку с палубой из водостойкой фанеры и не­сущими элементами из стали за 200—400 долларов, а французская «Утинор» про­дает объемно-переставную опалубку из стали за 600 долларов.

    Объем и общая стоимость комплекта опалубки уточняются после ее привязки к конкретному объекту с учетом его конфи­гурации, степени сложности и намеченных сроков возведения. В настоящее время, по имеющимся сведениям, при заключении контракта возможен, кроме оплаты в ва­люте, и бартер. Привязка опалубки осу­ществляется сотрудниками СП с помощью компьютера на основании рабочей проект­ной документации дома и выполняется в течение 2—3-х дней.

    Совместные предприятия предостав­ляют потенциальным заказчикам возмож­ность ознакомления с законченными и строящимися их силами объектами в Мос­кве и Санкт-Петербурге. При заключении контракта предусматривается «ноу-хау», стажировка инженерно-технического пер­сонала подрядной организации и обучение ее рабочих на объектах, возводимых под­разделениями СП.

    Освоение опалубок с конструктивны­ми элементами из алюминиевых сплавов в отечественной и зарубежной практике расширяется. Подтверждением тому слу­жит и то, что ЦНИИОМТП и ЦНИИПИ- монолит продолжают разработку со­бственных систем таких опалубок. Как из­вестно, начало было положено еще не­сколько лет назад созданием мелкощито­вой алюминиевой опалубки, вошедшей в систему «Гражданстрой».

    Posted by admin @ 4:16 пп

Comments are closed.