Статистика:

Search

Статья — 1990г.

Необычайно притягательным выглядит этот небольшой островок, затерявшийся среди морских просторов. Кий-остров расположен в Онежском заливе Белого моря, в 15 км от города Онеги. Он вытянут с севера на юг, его длина составляет 2 км. А ширина не превышает 800 метров. Попасть на Кий-остров можно только во время максимального прилива воды.

Остров представляет собой естественный выступ большой каменной плиты, выходящей из моря. Высота острова увеличивается к центральной части. Отдельные скалы достигают 25 метров над уровнем моря.

Остров разделен на две части проливом — переймой. Пройти из одной в другую можно только дважды в сутки: во время полного отлива по песчаному дну.

Берега Кий-острова исключительно разнообразны. Есть широкие песчаные пляжи, крутые скалистые уступы, пологие каменистые берега. В юго-восточной части находится небольшой полуостров. Во время отлива он соединяется с близлежащими мелкими островками, так как вода уходит далеко от берега, иногда на несколько километров.

Большая часть острова покрыта лесом. Это преимущественно целебные сосновые боры, разреженные кое-где можжевельником, рябиной. Летом в лесу растут грибы, созревают северные ягоды: морошка, черника, голубика, вороника.

Водоемов на острове мало. Вблизи монастырских построек располагается небольшое озерко, котлован которого был углублен в XVII веке.

История Кий-острова связана с именем широко известного в истории русской церкви патриарха Никона. Патриарх Никон — крупный религиозный деятель XVII века. Он был инициатором реформы русской церкви. Восхождение Никона к патриаршему сану начиналось на Севере: он постригся в монахи в Соловецком монастыре, прожив там три года на острове Анзер. Позже был игуменом Коже-озерского монастыря, располагавшегося недалеко от устья реки Онеги,в лесах.

По преданию, в 1638 году Никон во время шторма спасся на Кий-острове. Как было принято у поморов, он поставил в память о своем спасении деревянный крест. Название острова трактуется многими исследователями как производное от вопроса, заданного Никоном, увидевшим спасительную землю: „Кий (какой) остров?» Есть и другое предположение. На языке саамов, в древности заселявших Поморье, слово „кий» означает след зверя или дикого оленя.

Никон не забыл заброшенного в море маленького островка. Он еще дважды приезжал на остров. Будучи патриархом, в 1656 году он добивается от царя Алексея Михайловича дозволения построить на острове монастырь. Царская грамота гласила: „… а тот де остров пуст и ничьих никаких угодий на нем нет… Мы Великий Государь пожаловали велели ему (Никону) по обещанию на том острове церковь поставить и монастырь со-градить, именуемый Ставрос…»

Крестный монастырь на Кий-острове был один из трех монастырей, основанных по личной инициативе патриарха, еще два -Иверский на Валдае создан в 1653 году, Воскресенский (Новый Иерусалим) под Москвой — в 1656 году.

Эти монастыри были оплотом власти Никона, последовательными проводниками идей его реформы.

Желая поднять значение строительства нового северного монастыря в глазах верующих, патриарх торжественно отправляет из Москвы специально заказанный в Палестине кипарисовый крест, который должен стать главной святыней будущей обители. Никон „под звон колоколов всей Москвы» сам провожал святыню в далекий путь.

Благодаря поддержке царя и покровительству Никона, Крестный монастырь вскоре становится одним из крупнейших землевладельцев на Русском Севере. Ему были переданы в качестве вотчинных земель большие территории в Поморье, по реке Онеге. Уже через год после основания, в 1657 году, к Крестному монастырю были приписаны деревни, а с ними 4537 душ крестьян. В то же время монахов было немного, в конце XVII века их числилось лишь 80 человек.

Монастырь располагал на материке обширной хозяйственной базой. Вотчины были известны своими соляными варницами, рыболовным и зверобойным промыслами, смолокурением, лесозаготовками, землепашеством и скотоводством. Монастырь строит свои подворья в Онеге и в Архангельске, а также имеет свои „дворы» в Москве, Каргополе.

После низложения Никона в 1666 году монастырь теряет своего властительного покровителя и вынужден расстаться с некоторыми вотчинами и привилегиями.

Во второй половине XVIII века, после секуляризации, когда все русские монастыри по указу Екатерины II лишились своих земель, благосостояние Крестного монастыря резко падает.

Именно в это время земли по реке Онеге, необычайно богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев. На рейде у Кий-острова, как наиболее удобном месте, была определена стоянка и погрузка судов с лесоматериалами. В 1760 году английским купцом Гомом в юго-восточной части острова была выстроена лесная биржа. Остров стал местом временного хранения лесоматериалов.

К XIX веку Крестный монастырь совсем запустел. Во время Крымской войны 9 июля 1854 года на остров высадились английские интервенты и разорили монастырь. Строения монастыря, уцелевшие от интервентов, сильно пострадали на следующий год от пожара, истребившего „почти все деревянные постройки и попортившего каменные». В это время монастырь не обладал средствами для самостоятельного восстановления и поэтому длительное время находился в руинах. Монастырское начальство обращалось в Синод с просьбой о выделении средств. Только в 1870 году правительством была выделена сумма 9000 рублей, и монастырь был восстановлен.

Писатель С. В. Максимов, посетивший Кий-остров в 1856 году, писал, что монастырь беден „по незначительности рыбной ловли и бесплодности островного гранита» и существует „весьма незначительными и редкими вкладами соловецких богомольцев». Число монашествующих во второй половине XIX — начале XX века не превышало десяти человек. В состоянии постепенного запустения монастырь просуществовал до 1922 года, когда был упразднен.

Подобно Соловецкому и другим монастырям, Крестный был местом ссылки и заточения людей, неугодных духовным и светским властям. Наиболее известным ссыльным был воронежский епископ Лев (Юрлов), которого сослали в монастырь в 1730 году на 12 лет. В XIX веке в монастыре находились раскольники. В конце XIX — начале XX века на Кий-острове бывали политические ссыльные, проживавшие в Онеге и в Онежском уезде.

Среди редких богомольцев, останавливавшихся в монастырской гостинице на Кий-острове в начале XX века, был художник А. Е. Архипов.

Крестный монастырь являлся хранилищем культурных ценностей. В ризнице, в церквах, в соборе хранились произведения древнерусской живописи, декоратив-но-прикладного искусства, письменности. Над созданием иконостасов трудились онежские иконописцы и резчики по дереву. В монастыре собраны библиотека, архив. Среди реликвий и раритетов были кипарисовый крест XVII века и рукописная псалтырь XIV века.

Архитектурный ансамбль Кий-ского Крестного монастыря необычайно интересен. Он занимает небольшую по площади территорию, организованную очень рационально. Ансамбль представлен разнообразными по характеру памятниками XVII-XIX веков: каменными и деревянными, культовыми и гражданскими.

Сведений о зодчих Крестного монастыря не сохранилось, но, видимо, сам патриарх Никон не только выбирал место для строительства, но был автором многих архитектурных замыслов. Это подтверждают его указы об „учинении чертежей» острову. Среди строителей были жители вотчин Крестного монастыря, которые славились плотницким, кузнечным ремеслом. Кроме них, были приглашены каменщики и кирпичники из Каргополя, Кириллова, Белозер-ска.

Трудности с дальними и морскими перевозками, экономические соображения диктовали необходимость использования местных строительных материалов: камня, дерева, глины. Из каменных пород брали темно-серый гранит и известняк. Выходы гранита образуют поверхность Кий-острова. А каменоломни известняка находились в среднем течении реки Онеги, в районе Бирючевских порогов. Только в 1659 году запасы белого камня (известняка) в монастыре составляли „9539 каменей».

1600-1661 годы — период наиболее активного строительства на Кий-острове. Это связывается с пребыванием в монастыре Никона. Он прожил здесь почти год и сам непосредственно руководил строительными работами. Биограф патриарха Н. К. Шушерин пишет: „И тамо поживе мало не годишное время и сотвориша вновь соборную церковь велику каменную во имя Воздвижения».

Первоначальная церковь Воздвижения с трапезной, построенная на острове в 1657 году, была деревянной. Но Никон замыслил главный храм монастыря каменным, долговечным. Он был заложен тогда же, в 1657 году, а закончен и освящен самим патриархом 4 сентября 1661 года. (Вскоре после этого события, 16 сентября, Никон покидает остров, куда уже никогда не возвращается.)

Крестовоздвиженский собор заметно возвышается над окружающим лесным массивом острова. Он стоит на мощной гранитной плите, которая является своеобразным естественным фундаментом. Прямоугольный в плане объем собора с тремя массивными апсидами первоначально завершался пятью главами, покрытыми деревянным лемехом. После неоднократных пожаров монастыря в XVIII и в XIX веках, боковые (малые) барабаны с главами на соборе не всегда восстанавливались. И сейчас его венчает лишь одна глава на граненом барабане.

Белокаменные перспективные порталы красивой килевидной формы ведут в собор с трех сторон. Необычно организовано внутреннее пространство. С западной стороны, между столбами, устроены хоры (на них были приделы собора). Еще одни хоры находятся на самом верху, на внутреннем выступе центрального барабана, они ограждены деревянными перилами. На хоры ведет узкая внутристенная лестница.

Собор необычайно просторный и светлый благодаря широким оконным проемам. Первоначально и центральный барабан храма был световым.

Крестовоздвиженский собор является уникальным памятником русской архитектуры XVII века. При его строительстве использован опыт возведения культовых сооружений на Русском Севере, накопившийся к этому времени.

Вторым каменным строением Крестного монастыря была церковь Происхождения Честных Древ Христовых (1661 год), или иначе Надкладезная церковь. Последнее название объясняется тем, что она построена над колодцем, единственным источником питьевой воды для проживающих на острове. Уже упоминавшийся Н. К. Шушерин написал об этом: „Ископаша кладезь великий из ка-мени дикого, и на том кладези по-строиша церковь каменную во имя Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха…»

Церковь необычайно мала по размерам, одноглавая. Стены ее сложены из валунного камня и кирпича. С внешней стороны алтарной апсиды укреплена белокаменная плита в форме четырехконечного креста. На нем надпись об основании монастыря.

С западной стороны к церкви примыкает двухэтажный каменный корпус XVII—XVIII веков. В его первом ярусе находились поварня, квасоварня, просфорня и погреба для хозяйственных нужд монастыря, построенные в 1693 году. С тяжелыми каменными сводами они имеют загадочный вид. В середине XVIII века над ними был построен второй этаж, где разместились кельи монахов, в том числе и настоятельские. До этого жилые помещения монастыря были исключительно деревянными.

Третий и последний комплекс каменных построек Крестного монастыря — это церковь Рождества Богородицы с трапезной и келар-ской (1689 год), с примыкающими к ним колокольней и усыпальницей настоятелей монастыря. Церковь Рождества Богородицы двухъярусная с высокой мощной апсидой. С западной стороны к церкви вплотную примыкает двухэтажная трапезная. Из последней можно было попасть в ке-ларскую палату, а также в архив и библиотеку. Службы первого яруса имели подсобное назначение: поварня, погреба. Верхняя и нижняя одностолпные палаты трапезной помещены одна над другой и связаны внутренней лестницей.

С северо-запада к церкви пристроена каменная колокольня. В ее северной стене есть вертикальное углубление для часов, установленных в монастыре: „часы заводные стан и одиннадцать колес больших и малых железныя который и минуты являют». В XVIII — XIX веках на колокольне было 10 колоколов. Сейчас колокольня сильно видоизменена, частично разрушена. Верхняя, шатровая часть колокольни разобрана после закрытия монастыря.

Основные каменные здания на Кий-острове были возведены в короткий промежуток времени: формирование ансамбля монастыря завершено уже к концу XVII века. Вблизи каменных зданий было построено много деревянных хозяйственных и жилых сооружений. Это неотъемлемые элементы планировки ансамбля Крестного монастыря. У северных плотников богатая практика возведения деревянных зданий, они почитали „плотницкое дело за обычай». Ввиду недолговечности дерева и частых пожаров древние деревянные сооружения в монастыре практически не сохранились.

В глубине острова, завершая живописную лесную аллею, стоит маленькая деревянная церковь Всех Святых (1661 год). Она построена на монастырском кладбище — „для погребения мертвых». Это была церковь клетского типа, одноглавая. Сейчас она неузнаваемо перестроена, используется как жилое помещение. Вблизи церкви просматриваются кое-где кладбищенские холмы, намогильные плиты.

Самый большой интерес среди деревянных построек Крестного монастыря привлекает деревянная монастырская ограда (1871″ год). Первая деревянная ограда на Кий-острове была срублена плотниками вотчин Крестного монастыря в 1658 году: „…да в том городе в стенах и по углам семь башен рубленые, а внутри по стене городовой от башни до башни переходы, в стенах и в башнях бойницы, а тот город и башни покрыты тесом с зубцами, да в тех башнях и под башнями оружие восемь пушек железных в станках». Древняя деревянная ограда неоднократно перестраивалась и подновлялась, а при пожаре монастыря в 1855 году сгорела. Но в 1871 году была восстановлена на старом фундаменте и в старых размерах. Сейчас сохранился лишь небольшой участок этой монастырской ограды с четырехгранной башней. Он расположен к юго-западу от каменных сооружений. Это уникальный памятник, практически не имеющий аналогов на обширных территориях Русского Севера.

Из поздних деревянных жилых построек монастыря сохранились настоятельский дом (1871 год) и братский корпус (1903 год). Ансамбль архитектурных памятников Кийского Крестного монастыря составляет единое целое с самобытной природой Кий-острова, которая создает необходимое окружение, среду для памятников.

После закрытия Крестного монастыря в 1920-е годы помещения его используются как база для детского интерната. Позднее на его территории разместился Кий-ский дом отдыха, который ежегодно принимает отдыхающих в летнее время.

Сейчас ведутся реставрацион-но-восстановительные работы по памятникам Кийского Крестного монастыря.

Уникальные памятники архитектуры, замечательная самобытная природа Кий-острова привлекают многочисленных отдыхающих и туристов. Онежское бюро путешествий и экскурсий приглашает вас в увлекательную морскую прогулку по Белому морю с посещением Кий-острова. Продол жительность экскурсии — 12 час.