Статистика:

Search

Ленинград близок и дорог сердцу каждого советского человека,простым людям всего мира. В этом городе жил и работал вождь трудящихся Владимир Ильич Ленин. Здесь он создал Коммунистическую партию, поднявшую рабочий класс на революционную борьбу. Здесь была провозглашена Советская власть — власть рабочих и крестьян.Отсюда начала победоносное шествие пролетарская революция. Неувядаемая слава Ленинграда, города-героя, выдержавшего девятисот дневную блокаду, отогнавшего от своих стен и разгромившего врага.

Город Ленина — один из крупнейших центров промышленности, науки и культуры нашей страны.

Ленинград — один из красивейших городов мира. Он вызывает подлинное восхищение у каждого, кто хоть раз побывал в нем, увидел его исторические достопримечательности, памятники монументальной скульптуры, изумительные дворцы — творения гениальных русских зодчих, во- шедшие в золотой фонд отечественного и мирового искусства.

Но представление о Ленинграде было бы неполным без знакомства с его пригородами. Окрестности города с их дворцами, парками и фонтанами известны далеко за пределами нашей страны как памятники русской национальной культуры. Они дополняют и развивают величавые темы архитектурных симфоний из камня, гранита и металла, которыми так богат город на Неве. В его окрестностях архитектурные ансамбли и памятники XVIII — начала XX века гармонично сочетаются с живописными лиственными и хвойными лесами, с приморскими озерными, холмистыми и равнинными ландшафтами.

История пригородов и история города на Неве тесно связаны. После побед в ходе Северной войны, которую Россия вела со Швецией за возвращение исконно русских земель, за жизненно необходимый государству выход к Балтийскому морю, в 1703 году Петром I в дельте Невы был основан город Санкт-Питербурх. В его окрестностях начали возводиться царские резиденции, вокруг которых в дальнейшем выросли крупные населенные пункты. Для освоения земель вблизи новой столицы царь дарил их своим приближенным. Так в XVIII веке, появились Петергоф (ныне Петродворец), Ораниенбаум (ныне Ломоносов), Царское Село (ныне Пушкин), Павловск, Гатчина… Одновременно с резиденциями формировались поселения, которые в дальнейшем превратились в небольшие города. Строилось множество кирпичных заводов и лесопильных мельниц. Самые значительные промышленные постройки петровского времени появились на притоке Невы Ижоре и на реке Сестре.

Создание города на Неве и населенных пунктов в его предместье отвечало потребностям исторического развития России. Оно стало возможным в результате торжества русского народа в его борьбе с агрессорами. Это нашло художественное отображение в оформлении загородных дворцов и парков и особенно ярко выражено в убранстве петергофской резиденции — грандиозного триумфального памятника победоносной молодой России.

В середине XVIII столетия дворцово-парковые ансамбли были значительно расширены и обогащены новыми постройками. Они обрели еще более пышный облик, характерный для стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью.

Парки этого времени устраивались в регулярном стиле с характерной симметричной композицией, прямолинейными аллеями, геометрически подстриженными деревьями, затейливыми трельяжами, фигурными бассейнами, многоводными фонтанами и обилием скульптуры. Среди многих резиденций первой половины XVIII столетия выделялись ансамбли Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Царского Села. Они создавались по проектам И. Браунштейна, А. Леблона, Г. Шеделя, Д. Фонтана, Н. Микетти, М. Земцова, А. Квасова, И. Бланка, С. Чевакинского,Б. Ф. Растрелли.

В 60-х годах XVIII века в русской архитектуре начал формироваться стиль классицизма, черпавший вдохновение в образцах античного зодчества. На смену строгим регулярным паркам пришли парки пейзажного стиля, композиция которых строилась на подражании первозданной природе. С этим периодом связано появление дворцово-парковых ансамблей в Ораниенбауме и Гатчине, автором которых был А. Ринальди. Уникальный дворцово-парковый ансамбль классицизма создали в конце XVIII века в Павловске Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго.Значительное место в пригородах занимают сооружения, возведенные в 1770—1800 годах по проектам А. Ринальди, Ю. Фельтена, Дж. Кваренги, В. Неелова, Н. Львова, А. Захарова, А. Воронихина, Тома деТомона, В. Бренны, К. Росси, В. Стасова, А. Менеласа.

В 1830—1850 годах в Петергофе, Царском Селе с большим успехом трудились архитекторы А. Штакеншнейдер, И. Монигетти, П. Садовников, Г. Боссе.

Замыслы знаменитых зодчих, скульпторов, живописцев претворяли в жизнь тысячи замечательных мастеров, искусных умельцев, строителей. Это были крепостные работные люди, согнанные из разных уголков России. Терпя холод, недоедание, болезни, они трудились от зари до зари. Многие погибали. Имена их почти не дошли до наших дней. Но сегодня, восхищаясь первоклассными ансамблями пригородов Ленинграда, мы с признательностью вспоминаем создавших их талантливых русских мастеров.

Великая Октябрьская социалистическая революция вписала новую страницу в историю загородных дворцов и парков. Творения народного гения стали достоянием народа. В программе Коммунистической партии, принятой в 1919 году, говорилось: «…необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров…» Все загородные дворцы и парки, представляющие большую художественную ценность, были взяты под охрану государства и превращены в историко-художественные музеи. Начались работы по их изучению и реставрации. На высокий профессиональный уровень были поставлены учет, хранение и популяризация художественных ценностей.

Во время Великой Отечественной войны делалось все возможное,чтобы сохранить выдающиеся произведения искусства. Когда враги рвались к Ленинграду, советские люди самоотверженно спасали музейные ценности. Под непрерывной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами они вывозили из дворцов уникальные картины, мебель, зарывали в землю скульптуру.

Гатчина, Пушкин, Павловск, Петродворец, Стрельна и значительная часть Карельского перешейка были временно оккупированы гитлеровцами, которые нанесли всемирно известным ансамблям огромный ущерб.Враги разрушили дворцы и павильоны, вырубили парки, взорвали фонтаны, плотины, мосты. Были превращены в развалины города и поселки,уничтожены художественные сокровища русского народа, создававшиеся на протяжении столетий. Казалось, сюда уже никогда не вернется жизнь. Но еще не закончилась война, как здесь начались восстановительные работы. Рабочие, студенты, воины Советской Армии расчищали парки от лесных завалов и колючей проволоки, высаживали деревья и кустарники. Советское правительство выделило значительные суммы на восстановление, привлекло к делу лучших специалистов. Самоотверженность народа, его творческая энергия позволили совершить невероятное. В послевоенные годы были в значительной мере возрождены и открыты для обозрения крупнейшие дворцы-музеи, восстановлены парки, фонтаны, павильоны, дома отдыха, санатории.

РАЗЛИВ • ИЛЬИЧЕВО

Фотографии — РАЗЛИВ • ИЛЬИЧЕВО

Разлив. Въезд со стороны Приморского шоссе

Разлив. Въезд со стороны Приморского шоссе

Всему миру известны поселки Разлив и Ильичево Они хранят память о вожде мирового пролетариата, основателе Коммунистической партии и Советского государства Владимире Ильиче Ленине. Здесьв июле — августе 1917 года В. И. Ленин скрывался от преследования контрреволюционного Временного правительства.

В начале июля 1917 года Временное правительство перешло к открытому террору против большевистской партии и ее вождя. В обстановке жестоких репрессий Центральный Комитет партии принял решение укрыть В. И. Ленина в подполье.

10 июля 1917 года Владимир Ильич приехал в поселок Разлив к рабочему Сестрорецкого завода Н. А. Емельянову. В то лето семья Емельяновых ремонтировала дом и жила в сарае. На чердаке этого сарая Ленину оборудовали временное жилье. Поставили для работы небольшой стол и устроили на сене постель. Однако оставаться долго здесь было небезопасно, и вскоре Ленина переправили на лодке за озеро Сестрорецкий Разлив, в более надежное место — на сенокосный участок, арендованный Емельяновым. Здесь в шалаше из ветвей и сена под видом рабочего косца Ленин жил до 8 августа 1917 года. Неподалеку от шалаша в густом кустарнике была расчищена площадка, стояли два чурбана, служившие письменным столом и табуреткой.

В нелегких условиях подполья Ленин продолжал неутомимо работать. В Разливе им написаны: «К лозунгам», «Ответ», тезисы «Политическое положение», а также другие статьи и письма. Здесь же он начал писать свой бессмертный труд «Государство и революция». Отсюда через своих соратников вождь руководил работой VI съезда партии, взявшего курс на подготовку вооруженного восстания.

Когда в конце июля усилились полицейские розыски Ленина, Центральный Комитет решил направить Владимира Ильича в Финляндию.По пути в Гельсингфорс (ныне Хельсинки) в августе 1917 года Ленин сделал короткую остановку в деревне Ялкала (теперь поселок Ильичево близ Зеленогорска). Здесь, в доме финского рабочего П. Г. Парвиайнена он прожил несколько дней. Как и везде, в Ялкале время его было заполнено напряженной работой. Владимир Ильич писал начатую в Разливе книгу «Государство и революция», а в минуты короткого отдыха уходил в лес с детьми хозяев дома, собирал грибы, купался в озере.

При содействии финских социал-демократов В. И. Ленин переехал отсюда в столицу Финляндии.

В память о пребывании Владимира Ильича деревня Ялкала переименована в Ильичеве, а в доме П. Г. Парвиайнена открыт мемориальный музей. Все места на Карельском перешейке, связанные с именем В. И. Ленина, отмечены мемориалами. В 1925 году сарай в Разливе, где несколько дней жил В. И. Ленин, превращен в музей. За озером Разлив стоит шалаш из сена, а рядом — гранитный монумент. На нем высечено: «На месте, где в июле и в августе в шалаше из ветвей скрывался от преследования буржуазии вождь мирового Октября и писал свою книгу «Государство и революция»,— на память об этом поставили мы шалаш из гранита. Рабочие города Ленина. 1927 год». Автор памятника А. Гегелло в строгих и четких формах монумента сумел передать величие и героику событий, связанных с этим историческим местом. В 1964 году по проекту ленинградских архитекторов В. Кирхоглани, В. Норина и В. Кондратьева здесь построен музейный павильон. В экспозиции представлены работы, написанные В. И. Лениным в Разливе, документы и предметы, дающие представление о деятельности и жизни вождя в тот период.

Во время Великой Отечественной войны в нескольких километрах от «Шалаша» проходила линия фронта. У памятника В. И. Ленину советские воины давали клятву на верность Родине. Здесь награждались солдаты и офицеры, проявившие отвагу в борьбе с врагом.

В наши дни сотни тысяч советских людей и гостей из-за рубежа посещают Разлив и Ильичево, где все напоминает о волнующих страницах жизни В. И. Ленина в канун социалистической революции.

ПЕТРОДВОРЕЦ

Фотографии — ПЕТРОДВОРЕЦ

Панорама Большого дворца

Панорама Большого дворца

На южном берегу Финского залива, в 29 километрах от Ленинграда, расположен город Петродворец (в прошлом Петергоф) — один из самых старых и самых блистательных пригородов. А. В. Луначарский не случайно назвал его «жемчужиной искусств». Это — памятник огромной художественной ценности. Он входит в сокровищницу искусства как одно из самых высоких достижений мировой культуры, как яркое воплощение творческого гения и созидательного труда русского народа.

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа явился своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю в первой четверти XVIII века. Регулярные парки, 189 фонтанов и 3 каскада, золоченые статуи, парадные залы дворцов — все это выражало идею торжества России.

Начало строительства ансамбля Петергофа относится к 1714 году.Замысел его создания на берегу залива и первоначальная планировка принадлежат самому Петру I. За десять лет были созданы регулярный Нижний парк и Верхний сад, прорыт канал, построены на гребне естественного склона Верхние палаты. Большой каскад, дворцы Монплезири Марли, павильоны Эрмитаж, Марлинский каскад, фонтаны «Адам»,«Пирамида», Менажерные, «Сноп», «Колокола», Большие.

Замыслы Петра воплощали архитекторы А. Леблон, И. Браунштейн,Н. Микетти, М. Земцов, садовые мастера Л. Гарнихфельт и А. Борисов, скульпторы Б. К. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер. Первый русский инженер-гидравлик В. Туволков проложил уникальный 22-километровый самотечный водовод, который уже более 250 лет питает фонтаны и каскады Петергофа.

В 1730—1740 годах архитекторы М. Земцов, И. Давыдов, И. Бланк,скульпторы Б. К. Растрелли, К. Оснер значительно обогатили декор петергофских садов. Они создали новое оформление Марлинского каскада («Золотая гора»), облицевав его ступени медными золочеными листами, построили каскад Драконов (Шахматная гора), Римские фонтаны, Аллею фонтанов, фонтаны в Верхнем саду. В 1735 году перед Большим каскадом установили скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва», исполненную Б. К. Растрелли как монумент в честь 25-летия Полтавской победы.

В середине XVIII века выдающийся русский архитектор Б. Ф. Растрелли перестроил Верхние палаты, превратив их в Большой дворец. Он увеличил центральную часть здания, пристроил два боковых флигеля и соединил их с двумя боковыми корпусами — Церковным и Гербовым. Внутри дворца архитектор создал роскошную анфиладу парад ных залов и жилых покоев в стиле барокко.

В конце XVIII — начале XIX века лучшие русские скульпторы М. Козловский, Ф. Шубин, И. Мартос, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, Ж. Рашетт заменили свинцовые статуи Большого каскада бронзовыми. В эти же годы архитектор А. Воронихин создал колоннады с фонтанами, террасные фонтаны и Эрмитажный (Львиный) каскад. Спустя полвека А. Штакеншнейдер облицевал их мрамором и гранитом и устроил фонтаны Мраморные скамьи.

В 30—40-х годах XIX века дворцово-парковое строительство в Петергофе в основном закончилось. Здесь сформировался целый комплекс парковых ансамблей — великокняжеских и вельможных резиденций: Собственная дача, Английский парк, Александрия, Знаменка, дача Ольденбургского и др.

После Октября дворцы и парки Петергофа стали достоянием народа. В годы Великой Отечественной войны они подверглись варварскому разрушению. Сразу же после изгнания врагов из Петергофа здесь начались восстановительные работы. По проектам ленинградских архитекторов В. Савкова, Б. Казанской, А. Гессена и многих других выдающиеся памятники искусства были возрождены.

За большой вклад трудящихся города в восстановление дворцов- музеев и парков Петродворец в 1973 году был награжден орденом «Знак Почета».

ЛОМОНОСОВ

Фотографии — ЛОМОНОСОВ

Большой дворец

Большой дворец

Город Ломоносов — единственный из пригородов Ленинграда, который в годы Великой Отечественной войны даже в период самых тяжелых боев оставался в руках советских войск. Поэтому дворцы и парки Ломоносова более всех остальных являются подлинно сохранившимися памятниками XVIII века.

Возникновение и развитие города Ломоносова, бывшего Ораниенбаума, связано со строительством дворцово-паркового ансамбля, которое велось на протяжении всего XVIII века.

В 1707 году Петр I подарил своему сподвижнику Меншикову участок земли в 10 километрах от Петергофа. В 1710—1727 годах по проекту архитекторов Д. Фонтана и Г. Шеделя был возведен здесь Большой (Меншиковский) дворец, по размерам и богатству отделки не имевший себе равных в Петербурге и его пригородах. Одновременно создавался и регулярный Нижний сад.

В 1743 году Ораниенбаум стал летней резиденцией великого князя Петра Федоровича. С того времени более десяти лет работами руководил архитектор Б. Ф. Растрелли. Он декорировал интерьеры Большого дворца в приемах и материалах, характерных для русского барокко. Кроме того, Растрелли построил восточный служебный флигель дворца,повторив композицию западного, а также изменил декор фасадов Картинного дома.

В 50—70-е годы XVIII века началось создание Верхнего парка и дворцовых сооружений по проекту архитектора Антонио Ринальди,в творчестве которого проявились черты, свойственные стилям бароккои классицизма. По проектам Ринальди в 1762 году на высоком берегу речки Карость был создан дворцово-парковый ансамбль с крепостью Петерштадт. Единственные сохранившиеся постройки Петерштадта — Почетные ворота и дворец Петра III. Архитектурное решение дворца отличается своеобразием композиции, утонченностью пропорций, изысканностью отделки фасадов. В отделке интерьеров исключительную ценность представляют лаковые панно, выполненные талантливым русским живописцем Ф. Власовым.

В 60—70-х годах XVIII века Ринальди создал для Екатерины II ансамбль Собственной дачи. В него вошли Верхний парк с Китайским дворцом и Катальной горкой. Центральное сооружение Собственной дачи, Китайский дворец (1762—1768 годы) строился как летняя увеселительная резиденция императрицы. Название его обусловлено характером отделки нескольких интерьеров. Строгий и сдержанный внешний облик дворца контрастирует с богатством и изысканностью декора семнадцати интерьеров, украшенных лепкой, резьбой и редчайшими наборными паркетами. Одновременно с Китайским дворцом сооружалась Катальная горка, которая состояла из павильона, гор и колоннады. Деревянные горы примыкали к южному фасаду павильона. Катание происходило в летнее время на специальных колясочках. Идеей для этого сооружения послужило народное развлечение — катание с ледяных гор. До наших дней сохранился только павильон — уникальный памятник русской архитектуры.

В планировке Верхнего парка Ринальди впервые в России применил принципы пейзажного парко строения, совместив в одной композиции черты регулярного и пейзажного стиля.

Архитектурные памятники Ломоносова в годы Великой Отечественной войны в основном сохранились, но убранству дворцов и насаждениям парков был нанесен серьезный ущерб артиллерийскими обстрелами. После проведения реставрационно-восстановительных работ для посетителей открылись музеи: в 1946 году — Китайского дворца, в 1953 году — дворца Петра III, в 1959 году — павильона Катальной горки. Популярность музеев города Ломоносова растет с каждым годом.

ПУШКИН

Фотографии — ПУШКИН

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Среди известных своими историко-художественными памятниками пригородов Ленинграда город Пушкин занимает особое место: в нем имеются мемориальные памятники, связанные с творческой биографией великого русского поэта. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее свои отроческие и юношеские годы. Здесь пробудился его поэтический гений и прозвучали его первые стихи.

В этом городе, расположенном в 25 километрах к югу от Ленинграда, памятные пушкинские места соседствуют с великолепными дворцово-парковыми ансамблями XVIII—XIX веков. Пушкин — одна из самых замечательных сокровищниц русской художественной культуры, уникальная по разнообразию и значимости входящих в нее памятников.

Свое современное название город получил в 1937 году — в столетнюю годовщину гибели А. С. Пушкина. На протяжении двух предшествующих веков до 1917 года он был царской резиденцией и назывался Царским Селом.

Начало формирования ансамбля Царского Села относится к 1710 году, когда Петр I подарил здесь небольшую усадьбу своей жене Екатерине Алексеевне. К 1724 году были выстроены двухэтажные каменные палаты, распланирован регулярный сад с террасами. В 1744—1751 годах архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский превратили палаты во дворец, увеличив протяженность здания, возведя церковь и полуциркульные галереи.

В 1752—1756 годах архитектор Б. Ф. Растрелли вновь перестроил дворец, создав пышное скульптурное оформление фасадов и декорировку интерьеров. Были переделаны циркумфаренции и изготовлена великолепная ограда с воротами, расширен старый сад (позднее Екатерининский парк). Использовав старую постройку, зодчий воздвиг по существу новый дворец, придав ему торжественный и величественный вид. Екатерининский дворец — одно из самых выдающихся творений Растрелли и главная архитектурная достопримечательность ансамбля.

Им были построены также павильоны Эрмитаж и Грот, распланирован Верхний сад (ныне регулярная часть Александровского парка).

С 1760-х годов и до конца XVIII века в Царском Селе работали архитекторы А. Ринальди, В. И. Неелов и И. В. Неелов, Ю. Фельтен, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. В это время велось устройство пейзажной части Екатерининского парка. Лучшие постройки данного периода: Холодные бани. Агатовый павильон, висячий сад и галерея Ч. Камерона, Палладиев (Сибирский) мост В. Неелова, а также памятники военных побед России — Чесменская и Морейская колонны, Катульский обелиск и Орловские ворота А. Ринальди. К шедеврам мирового значения относится Александровский дворец, один из самых совершенных памятников русского классицизма, созданный Дж. Кваренги.

В конце XVIII века окончательно сформировался ансамбль Екатерининского парка. В 1810—1820 годах был распланирован Александровский парк, включивший в себя регулярный Новый сад. Ведущие архитекторы этого периода А. Менелас и В. Стасов. Последнему принадлежит проект чугунных триумфальных ворот «Любезным моим сослуживцам» — памятника войне 1812 года.

За длительный период развития садово-паркового ансамбля в Царском Селе был создан комплекс, включавший здания, характерные для архитектуры барокко, классицизма и романтизма.

В 1918 году во дворцах Царского Села (в то время оно называлось Детским) открылись музеи, а парки стали местом отдыха трудящихся.

Во время Великой Отечественной войны враги подвергли город варварским разрушениям. Все послевоенные годы ведется реставрация ансамблей. По проектам А. Кедринского возрождается Екатерининский дворец-музей, где открыты для обозрения парадные залы и жилые комнаты. Восстановлены многие павильоны Екатерининского парка, Катульский обелиск, Чесменская колонна, Мраморный мост, фонтан «Девушка с кувшином». В здании Лицея открыт Всесоюзный пушкинский музей.

ПАВЛОВСК

Фотографии — ПАВЛОВСК

Большой дворец

Большой дворец

Город Павловск находится в 27 километрах от Ленинграда. Егодворцово-парковый ансамбль принадлежит к выдающимся памятникам мирового искусства конца XVIII — начала XIX века. Строительство здесь началось в 1777 году, когда Екатерина II пожаловала наследнику престола Павлу угодья на берегах реки Славянки.

Архитектурный центр Павловского ансамбля — Большой дворец.Он построен в 1782-1786 годах архитектором Ч. Камероном, а затем расширен и завершен В. Бренной. Позднее его интерьеры отделывали и перестраивали А. Воронихин и К. Росси. Несмотря на то, что в строительстве и отделке дворца участвовали несколько архитекторов, ансамбль Павловска отличается удивительным стилистическим единством и целостностью, так как создавался он в период расцвета в русском искусстве одного стиля — классицизма. Зодчие Павловска черпали вдохновение и заимствовали приемы декоративного оформления в искусстве Древней Греции и Рима, в то же время они использовали богатейший архитектурный и строительный опыт России.

Здесь работали известные архитекторы Тома де Томон, Дж. Кваренги, скульпторы И. Прокофьев, И. Мартос, М. Козловский, В. Демут-Малиновский, живописцы А. Мартынов и Д. Скотти, Я. Меттенлейтер.

Павловский парк, как и дворец, создавался многими архитекторами. Одновременно со строительством Большого дворца Ч. Камерон,В. Бренна и художник-декоратор П. Гонзаго, трудились над планировкой и художественно-декоративным решением пейзажей. Умело используя рельеф местности, группируя деревья, включая в панорамы декоративные павильоны, они мастерски подчеркивали красоту этих мест.Были созданы районы: Большая звезда, Старая и Новая Сильвия, Белая береза, Долина реки Славянки и Долина прудов, Центральный (придворцовый) район. Семь основных районов — семь поэтических образов русской природы. Ч. Камерон украсил их, построив павильоны — Храм Дружбы, Колоннаду Аполлона, Вольер, павильон трех граций, «Памятник родителям», Краснодолинный павильон, каждый из которых был задуман как центр определенного пейзажа. Один из самых парадных участков парка — Большие круги — создал зодчий В. Бренна. Он построил Большую каменную лестницу, соединившую этот район с долиной реки Славянки. По проекту В. Бренны были возведены Амфитеатр и павильон Пиль-башня.

Тонкое понимание русской природы, ее лиризма и задушевности, соединенное в павловских пейзажах с лучшими приемами отечественного и европейского парко строения, нашло здесь полное свое выражение. Это придало образу Павловского парка глубокую философскую содержательность и поэтичность.

Великий Октябрь превратил царские владения в Павловске в государственный музей.

В начале Великой Отечественной войны сотрудники павловского музея сумели вывезти тысячи уникальных произведений искусства, а часть замуровали в дворцовом подвале и зарыли в земле. Гитлеровские захватчики разграбили все, что осталось, нанесли повреждения павильонам и мостам, вырубили 70 тысяч деревьев, отступая, подожгли Большой дворец.

В течение всех послевоенных лет велась реставрация дворца нопроектам архитекторов Ф. Олейника, С. Поповой-Гунич, В. Можанской, И. Капцюга, В. Якоби. В апреле 1970 года его восстановление было завершено. Многое сделано по реставрации павильонов, мостов, скульптуры и композиции главных районов парка. В настоящее время Павловский дворец-музей, где возрождены 45 парадных залов и комнат, вновь является тем удивительным памятником архитектуры и художественного убранства, каким его знали во всем мире. В связи с двухсотлетием основания Павловска в 1977 году дворец-музей был награжден орденом«Знак Почета».

ГАТЧИНА

Фотографии — ГАТЧИНА

Вид на дворец со стороны Карпина пруда

Вид на дворец со стороны Карпина пруда

В парках Гатчины нельзя увидеть ансамблей фонтанов, которыми богат Петродворец, нет роскошного убранства, поражающего в Китайском дворце города Ломоносова, нет также обилия павильонов и скульптуры, характерного для парков Пушкина и Павловска. Но дворцово-парковый ансамбль Гатчины имеет свое особое очарование, отличающее его от других ленинградских пригородов. Парки Гатчины — самые живописные под Ленинградом. Их пейзажи со множеством озер, отмеченные суровой северной красотой, относятся к лучшим достижениям русского ландшафтного искусства второй половины XVIII века.

История этого дворцово-паркового ансамбля началась с середины 1760-х годов, когда Екатерина II подарила графу Г. Орлову Гатчину —имение, расположенное в 45 километрах от северной столицы.

В 1766—1781 годах по проекту архитектора А. Ринальди здесь был построен Большой дворец и разбит парк. В ту пору в русском парковом искусстве утверждались принципы пейзажного стиля. В его основе лежало стремление максимально приблизить искусственно создаваемые ландшафты к живой, естественной природе. В соответствии с этими принципами и была сделана планировка на берегах Белого и Серебряного озер. Парк привлекает эпическим размахом композиционного решения.Зеркало огромного водоема как бы вписано в обрамление из различных пород лиственных и хвойных деревьев. Искусно подобранные по колориту, они поражают гармоническими сочетаниями тонов и переходами красочной гаммы.

По проекту А. Ринальди вблизи дворца были построены первые парковые сооружения: Чесменский обелиск, колонна Орла, грот «Эхо» и Восьмигранный колодец, заключивший в прихотливую гранитную раму подземный ключ, бьющий рядом с Серебряным озером.

С 1783 года Гатчина стала резиденцией будущего императора Павла I. С этого времени основные работы выполнялись по проектам архитектора В. Бренны. Он частично перестроил дворец и внес новые элементы в планировку парка, разделив его на Дворцовый парк, Зверинец и Приоратский парк, а также создал четыре маленьких регулярных сада. По чертежам В. Бренны построены Каменные бастионы, Лесная и Большая дворцовая оранжереи, павильон Орла, террасы и лестницы, пристани, несколько мостов и ворот; портал Березового домика («Маска»), обелиск Коннетабль и площадь с парапетами и бастионами.

В конце XVIII века развитие гатчинского ансамбля связано с именем талантливого русского архитектора-новатора Н. Львова. Им по-строены Березовый домик, Амфитеатр, мост-руина с каскадами. Самоекрупное его сооружение — Приоратский дворец, возведенный из утрамбованной земли в 1797—1799 годах.

В гатчинском ансамбле отражено и творчество гениального русского архитектора А. Захарова. По его проекту в 1798—1801 годах построены Птичник и несколько зданий в городе. Влияние Захарова прослеживается в архитектуре комплекса зданий Фермы и планировке парка Сильвия.

Облик дворцово-паркового ансамбля окончательно сформировался к первым годам XIX века. К этому времени уже существовали четыре парка: Дворцовый, Сильвия, Зверинец, Приоратский.

Как и большинство пригородов, гатчинские ансамбли сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. В последующие годы было восстановлено большинство декоративных парковых сооружений.Возрожден художественный облик Птичника, павильона Венеры, Приоратского дворца, воссоздан Березовый домик. По проекту архитектора М. Плотникова начата реставрация парадных интерьеров Гатчинского дворца. Ведется кропотливая исследовательская работа по воссозданию планировки XVIII века в тех районах парка, где она была искажена в более позднее время.

КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК

Фотографии — КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК

Мемориал «Разорванное кольцо»

Мемориал «Разорванное кольцо»

К достопримечательностям ленинградских пригородов по праву относят красоту и разнообразие пейзажей Карельского перешейка. Вдоль северного берега Финского залива протянулись хвойные леса с голубыми озерами, высокими береговыми террасами, россыпями гранитных валунов. Необозримые лесные дали, зеленое раздолье полей, нагретые солнцем перелески… Здесь хорошо в любое время года. Но не только красотой природы привлекает Карельский перешеек.

Во время Великой Отечественной войны советские люди совершали в этих местах незабываемые подвиги. В память о тех, кто насмерть стоял под стенами Ленинграда, возведены мемориальные комплексы,вошедшие в Зеленый пояс Славы. У Лемболовских высот, дальше которых героические части 23-й армии Ленинградского фронта не пропустили врага, воздвигнут ансамбль «Лемболовская твердыня». Памятник«Сестра» увековечил подвиги героев, задержавших противника в районе Белоострова. На Дороге жизни установлены мемориалы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша». Место на берегу Ладожского озера, где начинался самый трудный участок Дороги жизни — легендарная ледовая трасса, отмечено монументом «Разорванное кольцо».

Скромные памятные знаки и торжественные монументы Карельского перешейка отличаются точностью замысла, лаконизмом и ясностью образов. Гармоничная связь мемориалов с окружающей природой придает им особую выразительность.

Карельский перешеек богат и другими памятными местами. С этим краем ленинградской земли связаны имена выдающихся деятелей литературы, искусства, науки. В первой половине XIX века в усадьбу Приютило, близ Всеволожска, хозяином которой был первый директор Публичной библиотеки А. Н. Оленин, часто приезжали поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, художники К. П. Брюллов,О. А. Кипренский, композитор А. А. Алябьев.

В поселке Куоккала (ныне Репино) прожил последние тридцать лет своей жизни замечательный русский художник И. Е. Репин. У него в доме-усадьбе «Пенаты» бывали знаменитые гости — писатели и поэты

М. Горький, В. Г. Короленко, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, ученые Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев. Сейчас в этих усадьбах — историко-художественные музеи.

Всемирную известность на перешейке обрел небольшой поселок Колтуши, где в научном городке с 1923 года работал великий физиолог И. П. Павлов.

Сравнительно мягкий климат, целебный морской и лесной воздух, богатая природа делают Карельский перешеек прекрасным местом для отдыха и лечения. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны на побережье Финского залива была создана курортная зона всесоюзного значения. Она протянулась от северо-западных окраин Ленинграда до поселка Рощино. На площади около 150 квадратных кило метров расположено более 20 санаториев, около 30 домов отдыха и более 250 летних пионерских лагерей. Ежегодно здесь отдыхают и лечатся десятки тысяч ленинградцев и жителей других городов.

Коммунистическая партия и Советское правительство выделяют большие средства на медицинское обслуживание и организацию отдыха трудящихся.

В 1966 году на берегу Финского залива открылся пансионат «Дюны». Это сооружение для отдыха, построенное в современном стиле, отмечено премией Совета Министров СССР. А неподалеку раскинулась «ребячья республика» — детский оздоровительный городок «Солнышко». Художники и архитекторы создали здесь Сказочную крепость, Морскую бухту и другие оригинальные игровые площадки. Новые санатории и дома отдыха появились в Зеленогорске, Репине, Комарове, Ушкове. Это кардиологические санатории «Северная Ривьера», «Черная речка», «Репино», дома отдыха «Ленинградец», «Энергетик», «Комарово» и имени Горького, пансионаты «Морской прибой», «Восток», «Буревестник», «Заря».

Карельский перешеек пользуется большой популярностью у любителей спорта. Здесь проходят соревнования по лыжам, академической гребле, чемпионаты по мотокроссу. Готовясь к состязаниям, трени руются яхтсмены, скалолазы, туристы.

По своему значению выделяются пригороды Ленинграда, расположенные на Карельском перешейке. В 1946 году здесь среди живописных лесов и озер была создана курортная зона города.

На Карельском перешейке находятся особенно дорогие советским людям, трудящимся всего мира места, связанные с революционной борьбой рабочего класса России и его вождя В. И. Ленина.