Статистика:

Search

Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить 3 части: материковую ( около 1/2 площади), полуостровную ( Апеннинский полуостров )  и островную ( острова Сицилия,  Сардиния и ряд мелких ). Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных.  Даже самые глубинные районы страны отстоят от побережья не более чем на 200 — 300 километров. Экономико-географическое положение  в  центре  Средиземноморского бассейна издавна  благоприятствовало развитию связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Европы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопутные границы с Францией,  Швейцарией и Австирией,  а отчасти и с бывшей Югославией проходят  по Альпам.  Северная Италия находится в более вы- годном чем Южная положении,  так как  имеет  возможность  осуществлять внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам.  Через Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии.

Население.

Италия занимает второе место в Европе ( после Германии ) по числу жителей. Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция.  Ежегодно ее покидают десятки тысяч человек.  Это происходит вследствие  тяжелых условий жизни  крестьянства,  безработицы  и низкой заработанной платы рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся — один из самых низких в развитых капиталистических странах Европы. Раньше для Италии была характерна эмиграция за океан.  В послевоенное время усилилась временная и сезонная эмиграция в страны «Общего рынка»,  особенно в ФРГ и во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное. Италия — одна из густонаселенных стран Европы.  На размещение на- селения влияет интенсивно протекающий  процесс  урбанизации.  Основная часть городского населения сосредоточена в Северной Италии.  Большинство городов Италии возникло в древние и средние века.  Они  пользуются мировой известностью как своеобразные исторические музеи с архитектурными памятниками старины и произведениями искусства. Среди них выделяются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Геную, Болонья. Национальный состав населения  однороден  -  98%  его  составляют итальянцы. По  вероисповеданию  итальянцы  — католики.  Хотя церковь в Италии отделена от государства, она активно вмешивается в политическую жизнь страны и оказывает большое влияние на широкие круги населения. В западной части Рима один квартал занимает государство Ватикан -  теократическая монархия.  Его глава — папа римский — одновременно является главой всей католической церкви. Для классового  состава населения характерен большой удельный вес городского и сельского пролетариата,  крестьян-бедняков, ремесленников и кустарей. Господствующее положение занимает небольшая по численности промышленная, торговая и сельскохозяйственная буржуазия. По государственному  строю  Италия — парламентарная республика во главе с президентом.

Общая характеристика хозяйства.

До второй мировой войны по темпам роста  и  уровню  промышленного производства Италия  заметно  отставала от других главных капиталистических стран.  Причины такого отставания заключались в слабости  сырьевой базы,  узости  внутреннего рынка.  С середины 50-х и в 60-х годах произошел подъем  промышленного  производства.  Аграрно-индустриальная страна стала  индустриально-аграрной.  Большую роль в этом сыграло активное вмешательство государства в экономику.  После войны государство стало собственником железных дорог,  средств связи,  большой части металлургических заводов и многих других предприятий.  Оно предоставляет различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Итальянские монополии усиливают свои позиции путем слияния  и  установления связей с  транснациональными  компаниями.  Особенно  большое участие в промышленности Италии принимает капитал США,  Германии и Швейцарии. На основе новейших  технических достижений обновились крупные предприятия машиностроения и химической промышленности  и  ряда  других  отраслей, построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современными заводами для Италии характерно наличие множества мелких  слабомеханизированных предприятий. Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее,  чем в других капиталистических станах.

Это объясняется тем, что в системе  1землевладения и землепользования в Италии  сохранились  более  сильные  1пережитки феодальных  отношений; 0  все еще значительная доля сельскохозяйственного производства приходится на мелкие,  раздробленные хозяйства крестьян с отсталой агротехникой. Характерная особенность размещения хозяйства - 1 резкая  территориальная диспропорция между Северной и Южной Италией. 0  Еще до политического объединения страны в 70-х гг.  XIX в. в Северной Италии существо- вали богатые торговые республики с разнообразными связями,  с большими центрами ремесленного и фабричного производства.  Теперь Северная Италия не  уступает  по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государствам, как  Греция  и Португалия.  Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию.  На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор,  особенно на Севере.

Промышленность.

Италия плохо обеспечена основными видами  полезных  ископаемых  — углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного га- за, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора.  Среди  других  стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. 1 Промышленность Италии сильно  1зависит от импорта сырья и топлива. Энергетика страны базируется на импортных нефти,  коксе  и  угле, своем природном газе и гидроресурсах.  По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны  Западной  Европы.  Хотя  в производстве электроэнергии  первое  место занимают ТЭЦ,  относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают  геотермические электростанции.  Построены первые АЭС.  В связи с развитием электроемких  производств  выработка  электроэнергии значительно возросла. Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров ( Италия — родина мотороллера ), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое электрооборудование  и  пишущие машинки.  3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии. В связи  с  ростом  машиностроения  увеличилась выплавка черных и цветных металлов.

Черная металлургия основывается на импорте  лома  и чугуна, кокса,  железной руды,  легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на структуре и размещении предприятий  этой  отрасли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна.  Крупнейшие комбинаты расположены в портах Таранто,  Генуя, Неаполь. Предприятия передельной  металлургии  построены при больших машиностроительны заводах ( в Милане,  Турине ).  Электрометаллургия — выплавка стали  и алюминия — возникла вблизи альпийских ГЭС. Химическая промышленность базируется на привозных нефти и  фосфоритах, ан природном  газе,  сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается нефтехимия,  особенно увеличилось производство пласт- масс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть химических заводов расположена в Северной  Италии,  но  новые  комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии. Текстильная промышленность  Италии   производит   преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна.  Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его  пригородах.  Экономические кризисы  и спады производства середины 70-х — начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии  на  судо-  и  автомобилестроении, текстильной промышленности.

 Сельское хозяйство.

Природные условия  Италии  позволяют выращивать все культуры умеренного климата,  но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений  и  винограда.  В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии — По,  широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый,  узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий.  Преобладают каменистые,  бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых,  оливковых, миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда. Для аграрного строя Италии характерны 1 три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи  и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства,  дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии.

Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного  труда.  Преобладает денежная форма аренды земли.  Для Южной Италии типично сочетание крупного  помещичьего  землевладения  ( латифундии ) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды. Сельское хозяйство Италии многоотраслевое,  как и во Франции,  но  уступает ему по интенсивности и уровню  развития.   Важнейшее  значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе ( после Испании ) — по сбору маслин и  цитрусовых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову.  Побережье Сицилии  выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев.  Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры — пшеница, кукуруза и рис, технические — сахарная свекла и конопля. Животноводство развито  сравнительно слабо.  Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных  районах  Апеннин,  Сицилии  и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря.

Транспорт.

Во внутренних  перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт,  на втором месте — железнодорожный. По уровню электрификации железных  дорог  страна  занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает  города Северной Италии.

Экономико-географические различия.

Лишь в  немногих  капиталистических странах можно встретить такие  1резкие различия в уровнях экономического  развития,  какие  существуют  1между Севером и Югом Италии. В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Турин и Генуя,  представляет собой район наиболее высокоразвитой промышленности. 2 Милан 0 — второй по населению город  Италии.  По  развитию  же промышленности, торговой  и  финансовой  функциям  этот город занимает первое место,  поэтому его нередко называют деловой  столицей  страны. Милан окружен  городами-спутниками,  многие из которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим оперным театром Ла Скала. Лицо 2 Турина 0 определяют автомобильные заводы концерна «Фиат».

С ними связаны предприятия других фирм,  специализирующиеся на  производстве автопокрышек,  шарикоподшипников и электрокабеля.  Большую индустрию Севера обслуживает  Генуя 0 ( 900 тыс.  жителей  )  -  крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, рас положено много промышленных предприятий.  Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение. Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Севера, где  выделяется  своей  индустрией Венеция .  Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и коммунального хозяйства,  загрязняющие Венецианскую лагуну,  частые наводнения и постепенное опускание города  создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения.

Особое место в Италии,  как и во всех странах мира, занимает сто лица.  Рим  расположен в центральной части  Апенинского  полуострова,  в стороне от моря. Это главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, химическая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное зна чение невелико.  Город получил всемирную известность благодаря  много численным историческим  и архитектурным памятникам и не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире.

Отсталость Южной  Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат  в  Таранто,  несколько  нефтехимических комбинатов, атомные электростанции,  но это лишь весьма незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии -  Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его окрестностях расположены известные курорты. Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями.

В то время как часть помещичьей земли пустует или служит  для выпаса скота,  крестьяне страдают от малоземелья.  Они используют каждый клочок земли,  а в горных районах  проводят  сложные работы по устройству террас,  опорных стен,  предохраняющих из участки от эрозии. Юг дает основную часть эмигрантов. В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь  были  разрушены многие населенные пункты.  Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии.

Внешние экономические связи.

И импорте Италии преобладают топливо ( нефть,  уголь,  кокс  )  и промышленное сырье ( металлолом,  хлопок );  она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия ( машины, оборудование, ткани ) и фрукты ( апельсины, лимоны ).

Наиболее велик товарооборот со странами «Общего рынка», Швейцарией и США. Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире.  Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн.  иностранных туристов.  Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.