Статистика:

Search

Xарактеристика жилого микрорайона английских городов будет неполной, если не остановиться хотя бы вкратце на зданиях, входящих в систему обслуживания населения. Одним из важнейших элементов этой системы, в значительной мере влияющим на планировочные приемы, являются школьные здания с их участками. Кроме того, новые английские школы сами по себе представляют несомненный интерес.

Следует сказать, что после окончания войны вплоть до 1954 г. школы занимали основное место в английском строительстве, наряду с жилыми домами и промышленными сооружениями.

Начиная с 1954 г., когда пришедшие к власти консерваторы отказались от политики лицензий и начали усиленно поощрять частное предпринимательство, наряду с постройкой дорогих частных домов, множится строительство коммерчески наиболее выгодных зданий: магазинов, кинотеатров, фирм и т. д. Тем не менее школьные здания продолжают занимать значительное место в общем объеме строительства, так как обеспечение детей удовлетворительными помещениями для учебных занятий по-прежнему остается чрезвычайно острой проблемой.

 

Более трех миллионов детей обучается в классах, которые в сравнении даже с нормами министерства образования Англии слишком переполнены. Однако финансирование школьного строительства столь же недостаточно, как и строительства жилищ, и масштабы его далеко отстают от потребностей. Но тем не менее многие вновь создаваемые школьные здания обеспечивают хорошие условия для обучения и заслуживают серьезного внимания.

Функциональная организация и характер архитектуры школьных зданий в Англии во многом определяются существующей системой образования. Ребенок поступает в начальную школу в возрасте пяти лет, и в ней он находится до одиннадцатилетнего возраста. Младшие классы фактически представляют собой старшие группы детского сада, в которых элементы обучения постепенно включаются в игры. Лишь начиная с восьми лет, дети переходят к регулярным занятиям. В соответствии с характером занятий организуются и помещения школы.

Для первой возрастной группы классы оборудуются столиками на четырех детей каждый, свободно расставленными в помещении. Это позволяет создать для детей постепенный переход от привычной обстановки к школьной дисциплине. Для второй возрастной группы, когда классы становятся местом регулярных занятий, они оборудуются уже партами или парными столиками, установленными в ряды.

Классы начальных школ проектируются на сорок учащихся. Минимальная площадь установлена строительными нормами в 520 кв. футов (48,3 м2). Высота помещений для младшей возрастной группы от 8 футов до 8 футов 6 дюймов (2,43—2,58 м), для старшей группы—до 9 футов 6 дюймов (2,89 м).

Начальные школы располагаются в одноэтажных или двухэтажных зданиях. Важным требованием, предъявляемым к их внутренней планировке, является четкое разделение на обособленные группы помещений для старших и младших. Эти группы, в свою очередь, обычно складываются из самостоятельных ячеек — классов или пар классов, имеющих свой санузел, гардероб и отдельный выход на улицу; общий гардероб с обслуживанием не устраивается. Благодаря такой структуре школьный участок круглый год заменяет рекреацию. Значительная роль участка во всей жизни школы обусловливает тщательность его благоустройства.

При расположении начальной школы в двухэтажном здании второй этаж отводится для детей старшей возрастной группы, младшим обеспечивается более непосредственная связь с дворовым участком.

Специальные рекреационные помещения внутри начальных школ, как правило, не предусматриваются. Наиболее крупным помещением в здании является зал, площадь которого регламентирована нормами 1951 г. из расчета 6 кв. футов (0,56 м2) на одного ребенка. Школьный зал используется как актовый и гимнастический и служит также для занятий музыкой. В крупных школах (на 600 учащихся) устраиваются два зала, раздельно для старших и младших. Каждый из них располагается в связи с помещениями своей возрастной группы.

Если система начального образования в Англии является однородной, то среднее образование дифференцировано.

Основная масса детей по окончании начальной школы попадает в так называемые «модерн скул» — новые школы или технические школы и учится там до 15 лет. «Новые школы» имеют сокращенную теоретическую программу, наибольшее место здесь занимает обучение домоводству, ремеслам и производственным навыкам. Технические школы дают определенную специальность, профиль которой зависит от производства, преобладающего в том районе, где расположена школа.

В соответствии с профилем таких школ здесь нет специализированных кабинетов и лабораторий, но, кроме обычных классов, предусматриваются производственные мастерские, специальные комнаты для занятий ремеслами, прикладным искусством и домоводством. Технические школы отличаются развитием комплекса мастерских и чертежных классов.

Лишь около 15% учащихся попадают в так называемые «граммар скул», после окончания восьмилетнего курса которых можно поступить в университет. В соответствии с программой теоретического обучения в этих привилегированных заведениях устраиваются, кроме обычных классов и аудиторий, хорошо оборудованные лаборатории и специализированные кабинеты.

По английским нормам средние школы должны иметь весьма значительные участки. Так, при распространенном типе четырехкомплектной школы на 600 детей предусматривается двор площадью 3,75 акра (1,51 га) и игровые площадки в 13,5 акров (5,41 га). С расширением школы на один комплект классов площадь двора должна увеличиваться на 0,75 акра (0,3 га), а площадь для игр на 3 акра (1,21 га).

Средние школы не включаются в систему жилого комплекса — микрорайона, а являются учреждениями межрайонного обслуживания. Это связано как с дифференцированностью среднего образования, так и со сложностью размещения большого школьного участка внутри жилого района. Здания средних школ, как правило, гораздо крупнее начальных; вместимость некоторых из них достигает двух тысяч учащихся. Такие размеры зданий позволяют создавать развитые комплексы мастерских и лабораторий.

Количество учеников в одном классе средней школы должно составлять 30 человек. Минимальная площадь класса 480 кв. футов (44,6 м2). Этот минимальный размер, однако, считается нежелательным, так как затрудняет проведение групповых занятий, которые часто практикуются в Англии.

В больших школах (на 600 и более учеников) предусматриваются два или несколько залов. Иногда залы располагаются группой и при необходимости могут быть объединены с помощью раздвижных перегородок. В первом этаже к группе залов, как правило, примыкает общий вестибюль.

В средних школах, в отличие от начальных, устраиваются отдельные гимнастические залы размером 70X40 футов (21X12 м) с комплексами душевых и раздевалок при них.

В школьных зданиях всех типов большое внимание уделяется освещенности помещений; архитекторы стремятся не только обеспечить максимальное количество света, но и его равномерное распределение. Одним из приемов для достижения такой равномерности в одно- и двухэтажных зданиях является двустороннее освещение, при котором световые проемы устраиваются как в наружной стене классной комнаты, так и в верхней части стены, примыкающей к коридору, за счет разницы высот коридора и класса. Второй этаж имеет бескоридорную планировку, каждая пара классов в нем обслуживается отдельной лестницей. Прием этот, первоначально разработанный в Швейцарии, нашел широкое применение в Англии.

Довольно распространен также «пилообразный» план здания, в котором классы расположены со сдвигом по отношению друг к другу для обеспечения углового освещения. Применяется и дополнительное освещение классов и аудиторий посредством светового фонаря, которое, как показал опыт, дает значительную равномерность в распределении света, но способствует выхолаживанию здания и требует защиты от попадания прямых солнечных лучей.

Организация двустороннего или углового освещения особенно важна для классов начальных школ.

При одностороннем освещении, неизбежном в многоэтажных школьных зданиях, максимально увеличивается застекленная поверхность фасада. Устранение простенков позволяет избежать утомляющих глаз контрастов яркого света и тени на наружной стене. Для предохранения от ослепляющих солнечных дучей верхняя часть окон заполняется стеклом, рассеивающим свет.

Равномерному рассеиванию света должна способствовать и отделка помещений: матовая клеевая окраска стен и потолков в спокойные светлые колера. Чтобы избежать перегрева и излишне яркого, слепящего освещения в солнечные летние дни, окна классных комнат иногда обращаются на север; западная и юго-западная ориентация считается наихудшей.

Большое внимание уделяется цветовому решению интерьеров, которое, наряду с организацией естественного освещения, является основным средством их художественной выразительности. Классы решаются в спокойной, мягкой цветовой гамме. Боковые стены иногда окрашиваются темнее и несколько интенсивнее, чем стены против окон. При удачном соотношении колеров это усиливает впечатление освещенности, создает иллюзию постоянного солнечного света. В светлые тона окрашены и все предметы оборудования. Классные доски делаются из цветного матового стекла.

Окраска вестибюлей, залов и коридоров, наоборот, контрастна и насыщена. Яркий теплый колер — красный или оранжевый — в торце коридора, контрастирующий с окраской боковых стен, зрительно сокращает его длину. Яркая, пестрая окраска стен лестничной клетки, развлекая ребенка, должна облегчить ему подъем по лестнице.

В некоторых школах (как, например, в начальной школе в Ист-Барнет) произведены интересные опыты декоративной росписи учебно-познавательного характера в проходных помещениях.

В той же мере, как об освещенности, проявляется забота об акустических качествах помещений. Обработка звукопоглощающими материалами — перфорированными древесно-волокнистыми или гипсовыми плитами — потолка и задней стены классов помогает лучшему восприятию голоса учителя. Мягкие резиновые или пластмассовые покрытия полов проходных помещений не только гигиеничны, но и глушат шум. Этому же способствует звукопоглощающая отделка потолков в коридорах.

Объемно-планировочные решения английских школ чрезвычайно разнообразны. Здесь не существует общепринятых приемов: в каждом случае здание строится с учетом конкретной местной ситуации, правда, как правило, с широким использованием стандартных элементов заводского изготовления. К причинам, препятствующим внедрению общепринятых решений, кроме отсутствия реальной базы для комплексной сборности строительства, относится чрезвычайное разнообразие типов школ, их программ и требований, предъявляемых к зданиям.

В конце прошлого века господствующим типом композиционного решения школы было расположение всех классных комнат вокруг центрального зала. Освещение и вентиляция помещений были недостаточными, что заставило перейти к более открытой планировке.

Начали строиться здания небольшой этажности, со свободной планировкой. Позднее приобрели популярность школьные здания в виде компактного прямоугольника корпусов, окружающих один или два внутренних двора. Такие школы были удобны в условиях городской застройки и создавали хорошие условия для наблюдения за детьми. Получив широкое распространение в двадцатые — начале тридцатых годов, они находили применение вплоть до начала войны.

В первые послевоенные годы, когда потребовалось увеличить объем школьного строительства, начались активные поиски новых типов зданий.

Создается ряд школ, где требования наилучшей освещенности и вентиляции помещений стремились удовлетворить за счет строительства одно-, двухэтажных зданий с узкими корпусами и усложненным планом, дававшим большой периметр наружных стен. Планировочное выделение групп функционально однородных помещений приводило к разбросанности неоправданному увеличению площади застройки; коммуникации растягивались. Эти недостатки особенно сказывались в более крупных зданиях средних школ.

Внешний облик подобных построек отличается утилитаризмом, даже несколько подчеркнутым, плохо вяжущимся с назначением здания.

В 1949 г. тяжелые финансовые затруднения и недостаток земельных участков побудили к поискам более экономичных и компактных решений. Вновь возрождаются композиции с внутренними двориками (школа в Хан-стэнтон) или с обстройкой зала (школа в Хаунслоу).

Во втором случае учебные помещения группируются на уровне второго этажа вокруг актового и спортивного залов и фойе. В здании выделены пять групп помещений со своими гардеробами, что обеспечивает принятое в английской практике деление средних школ на «хаузы» — группы классов для детей разных возрастов.

Компактность здесь сочетается с открытым планом, обеспечивающим свободную связь между помещениями. Рациональная планировка обеспечила экономию циркуляционных площадей на 25 % по сравнению с обычными до этого типами. Периметр наружных стен был сокращен на 57°/о, длина труб водяного отопления — на 50%, а площадь участка под зданием — более чем на три четверти.

Компактный план с двумя внутренними двориками, окруженными галереями, и группой крупных помещений в центре позволил свести к минимуму циркуляционные площади начальной школы на 560 детей в Кенсингтоне (Лондон, архитекторы Чемберлен, Пауэлл и Бон). Все классы при этом имеют окна, выходящие по крайней мере на две стороны, что обеспечивает хорошую освещенность.

Начальная школа в Ист-Барнет на 280 детей (архитектор Куббит) совершенно лишена коридоров. Общий вестибюль здесь также отсутствует. Каждый класс имеет свой наружный вход и отдельный гардероб. Связь между группами старших и младших классов и между ними и административными помещениями осуществляется через зал, часть которого может быть выделена и используется как столовая.

Тенденция к сокращению коммуникационных площадей, достигавших в зданиях первых послевоенных лет 30—35%, привела к почти полному отказу от них. В значительной мере это объясняется мягкостью английского климата, которая позволила часть внутренних коммуникаций фактически вынести на открытый воздух. Экономическая эффективность этих экспериментов бесспорна, однако степень удобства зданий нового типа для учебной работы требует тщательной проверки на практике.

Требования экономии побудили к поискам методов многократного и многообразного использования площадей. В первую очередь это отразилось на характере школьного зала. Прежняя концепция зала-аудитории, имитирующего маленький театр со сценой и порталом, постепенно изменяется. Зал приспосабливается для общих игр и музыкальных занятий, частично используется как столовая (место для обеда выделяется раздвижной стеклянной перегородкой). Такой зал более тесно связан с общей жизнью школы, отпадает необходимость в его изоляции.

Тенденция к сокращению проходов за счет вынесения части коммуникаций на открытый воздух находит свое выражение и в разделении школы на несколько компактных павильонов, каждый из которых объединяет близкую по функции группу помещений. Связь между ними осуществляется по открытым галереям-навесам или просто через территорию участка.

Типичным примером такого приема может служить четырехкомплектная (на 600 детей) школа в Руислип (архитекторы Йорк, Розенберг и Мэрдалл). В главном блоке здания размещен вестибюль с общим гардеробом, административные помещения, актовый зал; на втором этаже — классы и лаборатории. Блок группируется вокруг небольшого внутреннего дворика. Расположение классов на втором этаже позволяет обеспечить дополнительный верхний свет через фонари на кровле. Внутренние коммуникации сокращены до минимума, частично для них используются открытые галереи и балконы дворика.

Открытая галерея связывает этот блок со спортивным павильоном, производственными мастерскими, столовой.

Подобный тип планировки особенно удобен для больших школ и был использован архитектором Шепердом при создании средней школы на 1800 детей в районе Лондона Вест-Бромвич. Павильонная система позволила разделить большую массу детей на отдельные группы. Каждый павильон включает шесть классов с помещениями, необходимыми для обслуживания 180 детей. Объединение двух классных комнат с раздвижной перегородкой позволяет создать зал или столовую.

Помещения для практических занятий, специальные кабинеты и лаборатории группируются в отдельных зданиях. Большой центральный корпус объединяет комплекс залов, обслуживающих всю школу.

Группы павильонов, расположенные на большом участке, расчленяют его территорию на ряд живописных полузамкнутых пространств, связанных в единую систему. Четырехэтажный корпус лабораторий является доминирующим по высоте объемом, контрастируя с расположенным в центре комплекса распластанным блоком залов.

Важным преимуществом такой системы является возможность строить и вводить здания в эксплуатацию очередями, поскольку каждый из павильонов может быть самостоятельно использован для организации учебного процесса.

Из-за земельного кризиса во внутренних районах Лондона строительство новых школ превратилось в проблему чрезвычайной сложности. Это заставило отказаться от обычной для Англии этажности. По проекту архитектора Р. Мэтью в 1956 г. закончена постройка школы на Тулс-хилл, близ центра Лондона. Основные учебные помещения здесь расположены В девятиэтажном блоке вокруг четырех лестниц с тремя лифтами у каждой. Вертикальные коммуникации имеют основное значение; горизонтальные связи (коридоры) устроены только на втором, пятом и шестом этажах. Первый этаж занят вестибюлями и гардеробами. Актовый зал, используемый также как столовая, расположен в одноэтажной пристройке. Пять спортивных залов, мастерские и административные помещения расположены в отдельных корпусах.

Решение, принятое в данном случае, является вынужденным. Вряд ли такое сооружение может быть удобно для организации учебного процесса. Осуществление всех внутренних связей при помощи механического вертикального транспорта связано как с серьезными неудобствами, так и с большими эксплуатационными расходами.

Мероприятия последних лет позволили снизить среднюю стоимость ученического места на 55% по сравнению с 1949 г. Однако этого результата не удалось бы достичь одной лишь рационализацией планировочных решений. Огромную роль сыграло внедрение индустриальных элементов, в том числе сборного железобетона, стандартизация отдельных узлов зданий и применение легких эффективных конструкций для наружных стен.

Первые сборные сооружения были созданы в 1946—1947 гг. фирмой Хиллс по проектам архитектурного департамента местного управления Хер-фордшира. Одно-, двухэтажные здания имели легкий стальной каркас со стойками из мелких прокатных профилей и решетчатыми балками. Наружные стены и плоские бесчердачные кровли монтировались из ребристых бетонных плит, отделываемых изнутри сухой древесно-волокнистой штукатуркой.

Планы и конструктивные схемы зданий создавались на основе модуля 8 футов 3 дюйма (2,5 м), что равнялось 7з стандартной длины класса. Для обеспечения более гибких планировок модульный размер в дальнейшем был уменьшен до 3 футов 4 дюймов (1 лс).

Подобные конструкции получили широкое распространение и применяются поныне. В качестве стенового заполнения теперь, наряду с ребристыми, применяются панели типа «сэндвич», имеющие внутренний слой легкого теплоизолирующего материала между двумя тонкими бетонными плитами. В строительстве нескольких зданий для стен и кровель использованы панели «холопласт» из пластмассовых листов, связанных диафрагмами в ячеистую конструкцию. Пустоты панелей заполняются стеклянной ватой. Поверхности пластмассы может быть придана любая фактура и окраска. Материал устойчив к атмосферным воздействиям и очень легок.

Однако материалом для наружных стен каркасных зданий, получающим наиболее широкое распространение, становится стекло. Конструкция стеклянной стены была подсказана опытом промышленного строительства и прекрасно оправдывает себя в эксплуатации. Она становится возможной при восприятии всех весовых нагрузок внутренними опорами.

Стекло толщиной в 6—8 мм в обрамлении из тонких стальных или алюминиевых прокатных профилей крепится к металлическим импостам, подвешенным на перекрытиях. В подоконной части позади стекла устанавливаются отепляющие щиты из древесно-волокнистых плит или легкого бетона. Остекление на этом уровне выполняется из непрозрачного цветного или рифленого стекла, что обеспечивает нарядность облика фасада.

Особенно широкое распространение такая конструкция нашла в зданиях, возводимых в Лондоне (школа в Льюисхэме, упоминавшиеся уже школы в Кенсингтоне, Тулс-хилл и другие).

Ведутся испытания и других материалов. Так, стены школы в Белпере имеют наружную поверхность из асбоцементных щитов высотой в полэтажа, крепящихся на алюминиевых болтах к стальному каркасу. Внутренняя поверхность стены образована гипсоволокнистыми плитами толщиной в 3 дюйма (7,5 см). Наконец, применяются и деревянные стеновые заполнения с вертикальной обшивкой наружной поверхности досками тикового дерева или шинглсом.

Кроме каркасных, применяются и постройки с поперечными несущими стенками из кирпича или бетона в сочетании с легким заполнением наружных стен.

Заслуживают внимания и опыты с конструкциями, полностью монтируемыми из сборных железобетонных элементов. К ним относится система «интергрид», основа которой — легкий напряженно армированный каркас. Большим достоинством системы является ее гибкость: из одних и тех же стандартных элементов при помощи армирования с последующим напряжением создаются перекрытия различных пролетов до 10 м (при условии кратности горизонтальному модулю в 1 м). Частая решетка главных и второстепенных балок каркаса позволяет отказаться от введения арматуры в плоские бетонные плиты перекрытия, опертые по контуру.

Наружные стены состоят из ребристых панелей, крепящихся к стойкам на конических железобетонных штырях. Изнутри стены отделываются гипсоволокнистыми плитами.

Соединение новых приемов планировки, конструкций и материалов дало и новые факторы эстетической выразительности. Первые послевоенные школы страдали нарочитой усложненностью объемов, сухостью форм. В постройках последних лет компактные и павильонные приемы планировки в равной мере дают хорошую основу для интересных композиций. Изящество конструкций ненесущих стен в соединении с нарядным цветовым решением и контрастом фактур бетона, стекла и металла сообщает облику ряда зданий жизнерадостность и легкость.

Наряду с постройками, в композиции которых сочетаются простота и выразительность, по-прежнему создаются и сооружения угрюмые, подчеркнуто утилитарные и отмеченные влиянием формалистической эстетики. Но при всей противоречивости опыта школьного строительства Англии нельзя не отметить, что проводимые здесь эксперименты представляют значительный интерес; их изучение может оказаться особенно полезным при проектировании построек в районах с мягким климатом.


А. В. Иконников — Современная архитектура Англии