Статистика:

Search

Канал Москва—Волга
Трасса канала
Объемы канала Москва —Волга
Длина канала и его размеры
Водохранилища
Плотины
Шлюзы
Энергетика канала
Насосные станции
Пересечения канала с путями сообщений
Прочие сооружения канала

Иллюстрации

Канал Москва—Волга

Строительство канала Москва — Волга является вторым звеном в деле осуществления гениальной идеи вождя народов товарища Сталина — коренной реконструкции водных путей советской страны.

Первым звеном этого исторического плана соединения советских морей внутренними глубоководными путями, призванными укрепить политическую, экономическую и оборонную мощь нашей родины, был Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина.

Строительство второго канала Партией и Правительством было поручено Народному Комиссариату Внутренних Дел СССР.

Канал Москва — Волга — гигантская стройка второй сталинской пятилетки, крупнейшее гидротехническое строительство в мире, разрешает три задачи:

создается глубоководный судоходный путь, соединяющий Москва-реку с Волгой;

обеспечивается полное и бесперебойное снабжение питьевой водой трудящихся столицы и одновременное образцовое водоснабжение ее промышленности;

Москва-река в пределах города из мелководной превращается в -глубокую реку.

После окончания стройки волжских плотин у Рыбинска и Углича и сооружения канала Волга — Дон, канал Москва — Волга соединит столицу СССР с пятью советскими морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным.

При полном развитии московского водопровода к 1945 г. по каналу будет подаваться на водоснабжение, обводнение и судоходство 580 млн. ведер воды в сутки, из них:

на водоснабжение  -  100 млн. ведер

на обводнение — 270 млн. ведер

на судоходство — 120 млн. ведер

потери в канале — 90 млн. ведер

При таком водоснабжении суточное потребление воды на одного жителя Москвы, с учетом собственного водоснабжения промышленности, составит около 600 л, превысив современные нормы европейских столиц и Нью-Йорка.

На одного жителя в сутки имеют:

Нью-Йорк (1933    г.) — 484 л.

Париж (1932 г.) — 460 л.

Вена (1933 г.) — 148 л.

Берлин (1933 г.) — 126 л.

Завершение стройки канала    открывает дешевый    водный путь — хлебу и углю юга, рыбе и нефти Каспия, лесу, строительному камню и рудам севера.

Путь водой канал Москва — Волга сокращает:

от Москвы до Ленинграда на 1 100 км

с 2 600 км до 1 500

от Москвы до Горького на 110

с 960 км до 850

Канал Москва — Волга расчитан на плавание трехпалубных волжских паротеплоходов и стальных волжских барж грузоподъемностью до 18 000 г. Размеры его допускают прохождение судов с осадкой до 4,5 м.

Пропускная способность канала за год в одну сторону— 15 млн. т.

Пройдя образованными подпором рек водохранилищами, — Икшинским, Пестовским, Пяловским, Клязьминским и Химкинским, канал Москва — Волга двумя двухкамерными шлюзами опускается на 36 м и возле села Щукино впадает в Москва-реку в черте реконструируемой столицы.

Необходимое для судоходства повышение уровня- Москва-реки в пределах города достигается сооружением двух бетонных плотин со шлюзами у с. Перерва и с. Карамышево.

Трасса канала

Канал начинается на правом берегу Волги, на восемь километров выше впадения в нее р. Дубны, недалеко от г. Кимр.

Здесь расположен головной узел сооружений: аванпорт, шлюз для пропуска судов вниз и вверх по Волге, большая бетонная плотина, земляная плотина и восьмикилометровая дамба, образующие Волжское водохранилище, питающее канал.

Направляясь на юг к г. Дмитрову, с небольшим отклонением к юго-востоку и юго-западу, канал, преодолевая возвышенность, поднимается к водоразделу, считая с нижнего течения Волги — шестью однокамерными шлюзами.

Объемы канала Москза —Волга в сравнении с другими каналами

Название каналов Длина пути в км Земляныеработы Бетонныеработы
Беломорско-Балтийский имени
товарища Сталина 227 21 мил. М3 390 тыс. М3
Москва—Волга 128 154,4 мил. М3 3112 тыс. М3
Панамский 80 160 мил. М3 3 860 тыс. М3
Северо-германский 99 78 мил. М3
Средне-германский …. 120 80 мил. М3

Длина канала и его размеры

Общее протяжение канала от Волги до впадения в Москва-реку — 128 к.и. Москва — Волга является целиком искусственным водным путем. Около шестой части его длины пролегает водохранилищами. На остальном протяжении канал проложен в выемках и насыпях:

в выемке    32,5 км

в насыпях     8 км

в полувыемке-полунасыпи    68 км

по водохранилищам    19,5 км

Размеры канала следующие:

ширина по зеркалу.     85,5 м

ширина по дну          46    „

глубина     5,5 „

Сооружения на канале

шлюзов  11

плотин железобетонных   3

плотин земляных   8

водоспусков бетонных при  земляных  плотинах  6

водосбросов  бетонных при земляных    плотинах 4

водосбросов  бетонных на канале  3

дамб земляных 6

насосных станций  5

электроподстанций при    насосных    станциях .  5

гидростанций 8

электроподстанций при ГЭС    2

линия стокиловольтной электропередачи (на 293 километра)  1

 

Сталинская водопроводная Станция с водоприемником, отстойниками, фильтрами, оборудованием машинного подъема воды, железобетонными трубопроводами, железными

водоводами и т. п  1

аванпорт   1

речная грузовая гавань со всем портовым оборудованием      1

заградительных ворот типа деревянных разборных плотин      5

заградительные ворота пловучие      1

аварийных ворот откатных металлических .    2

дюкеров железобетонных    10

труб бетонных и железобетонных    13

лотков    11

мостов железнодорожных      7

мостов шоссейных    12

тоннелей     2

путепроводов      2

пересечений с путями сообщения на водопроводном канале     10

головных сооружений и регуляторов на водопроводном канале      5

переключателей на водопроводном канале  17

речной пассажирский вокзал     1

пристаней  9

остановочных пунктов 3

затон 1

волнолом  1

маяк  1

спрямлений, прокопов и отводов на канале и реках    6

очистительная насосная станция  1

паромных переправ     14

обстановка пути судоходного канала  1

Итого . . . 200 основных   сооружений

Из этого числа некоторые, как например, Сталинская водопроводная станция и северная грузовая гавань, представляют собою целые самостоятельные комплексы сооружений.

Кроме перечисленных, в строительство. входят также сооружения, обслуживающие  и подсобные, как-то: железнодорожная ветка от ст. Вербилки Савеловской ж. д. к Волжскому гидротехническому узлу, подъездные железнодорожные пути к насосным станциям, шоссейные дороги, переносы отдельных участков железной дороги и шоссе, временные перемычки и т. п., общим числом в 40 наименований

ВСЕГО на строительстве Москва—Волга     240 сооружений

Водохранилища

Преграждая долины рек плотинами, строительство создает огромные водные бассейны, которые являются резервуарами для накопления вод, обеспечивающих водоснабжение, судоходство и получение электроэнергии.

В системе канала имеется семь водохранилищ.

Волжское водохранилище — основное для канала. Оно обеспечивает подачу воды в канал, судоходство по верхней Волге до г. Калинина и энергию для Волжской гидроэлектростанции.

Акуловское водохранилище, лежащее на водоразделе восточнее судоходных водохранилищ Пяловского и Пестовского, является отстойным бассейном для особого водопроводного канала. Оно позволяет использовать из своего объема 2 миллиарда 916 миллионов ведер воды. Это обеспечивает водоснабжение Москвы почти на месяц даже в случае перерыва в подаче воды по каналу.

Для очищения зоны затопления всех водохранилищ и трассы канала строительство переносит на . новые места 203 селения и город Корчеву, всего 6 693 хозяйства, что составляет около сорока тысяч отдельных строений.

Наименование водохранилищ Площадь водного зеркала в км2 Объем воды в млн. м3
Волжское 327 1120,0
Икшинское 4,9 14,5
Акуловское 19,0 141,8
Пестовское 11,4 53,2
Пяловское 6,3 19,4
Клязьминское 15,2 85,5
Химкинское 3,5 29,2

 

Плотины

Канал Москва — Волга имеет три железобетонных и восемь земляных плотин, включая плотину Истринского водохранилища. Плотины бетонные:

Бетонная плотина на р. Волге, вместе с земляной плотиной в старом русле реки и левобережной дамбой, служит для подъема уровня Волги у входа в канал и образования Волжского водохранилища; имеет восемь пролетов и четыре донных водопропускных отверстия для сброса излишней воды.

Перервинская и Карамышевская бетонные плотины на Москва-реке предназначены для подъема уровня воды в реке ниже впадения в нее канала, между селами Перерва и Щукино. Перервинская плотина— семипролетная, Карамышевская — имеет пять пролетов.

Наименование плотины Длина Высота Напор воды Объем бетона в тыс. м8
В метрах
Волжская 216 29 17,8 250
Карамышевская 116 18,5 6 40,3
Перервинская 164 18,5 6 48,8

 

Плотины земляные:

Волжская плотина в старом русле реки.

Икшинская преграждает путь р. Икше близ одноименной станции Савеловской железной дороги на северной стороне водораздела, образует Икшинское водохранилище.

Акуловская находится на р. Уче у дер. Акулово. Создает водохранилище-отстойник, питающее водой г. Москву через водопроводный канал и Сталинскую водопроводную станцию.

Пестовская на р. Вязь у дер. Пестово и Пяловская на р. Уче у дер. Пялово ограждают отстойное водохранилище от судового пути.

Пироговская расположена на р. Клязьме при дер. Пироговэ. Замыкает водораздел с восточной стороны и обеспечивает необходимый горизонт воды в судоходном канале.

Химкинская плотина сооружена на р. Химке у села Покровское-Глебово; ограничивает водораздел с южной стороны и, поддерживая нужный для судоходства уровень в канале, образует бассейн Северной гавани Московского порта.

При земляных плотинах—Акуловской, Икшинской, Пестовской, Пироговской, Пяловской и Химкинской—сооружены донные бетонные водоспуски. Их назначение: пропуск воды для обводнения ниже расположенных участков реки; полное в необходимых случаях опорожнение водохранилищ; на плотинах Пестовской и Пяловской — обеспечение постоянного пропуска волжской воды из одного водохранилища в другое.Для поверхностного сброса паводковых вод на плотинах Акуловской, Пестовской и Пироговской устроены бетонные водосбросы. На Пироговской плотине водосброс соединен с донным водоспуском, образуя особую двухярусную бетонную плотину.

Наименование земляных плотин Длинапогребню Ширина по гребню Наиболь­шаявысота Наиболь­ший на­пор воды Объем насыпи в тысячах л3
В метрах
Волжская 350 20 24 17,8 444,3
Левобережная дамба на Волге 8 км 210 м 10 10 7 1311,6
Икшинская 545 10 17 14 289,7
Пестовская 707 10 18 15 503,5
Пяловская 682 10 16 13 181,9
Пироговская 1 100 10 20 . 17 637,1
Химкинская 1 600 12 31 28 1 106,1
Акуловская 1 850 10 24 21 986,8

Шлюзы

В гидротехнической системе искусственного водного пути Москва— Волга 11 шлюзов. Из них на р. Волге — 1, непосредственно на канале — 7, на Мооша-реке — 2 и 1 малый шлюз на Перерве.

Шлюзы — железобетонные, однокамерные и двухкамерные. Размеры их:

полезная длина камеры     290 м.

ширина    30 м.

глубина    5,5 м.

Малый Перервинский шлюз предназначен для пропуска мелких судов. Размеры его: длина 55 м, ширина—15 м, глубина — 2,5 м.

Назначение шлюзов — подъем и спуск судов с одного уровня воды на другой. Подъем судов с переустроенной ниже Иваньковской плотины Волги на водораздел канала, на 49 м, и обратный спуск с водораздела, осуществляется шестью однокамерными шлюзами.

Местоположение шлюзов северного склона канала Высота подъема или спуска судов шлюзом
На реке Волге у аванпорта 11,0 м
В 16-ти км от Волги 6,0 ,
На 64-м км канала у ст. Яхрома, Савеловской ж. д. 8,0 „
На 68-м км канала в районе ст. Влахернская . . 8,0 .
На 77-м км канала . 8,0 „
На 80-м км канала у ст. Икша 8,0 „

 

Примечание. До постройки плотины у Рыбинска и Углича высота подъема судов Волжским шлюзом равна 17,8 м.

Подъем и опуск судов по южному склону на 35 м производится двумя двухкамерными шлюзами, из них:

верхний опускает и поднимает суда на 19,7 м нижний 16,3 м.

Однокамерные шлюзы на Москва-реке опускают и поднимают суда:

у Карамышева    на 6 м.

у Перервы    6 м.

Наполнение шлюзов водой со стороны подводящего канала производится опусканием особого сегментного затвора, расположенного в верхней голове шлюза.

Выпуск воды из шлюза осуществляется устроенными в устоях нижней головы шлюза водопроводными галлереями, снабженными опускающимися щитами.

Впуск и выпуск судов со стороны подводящих каналов производится через шлюзовые ворота. .

В верхней голове — ворота в виде затвора, опускающегося под дно шлюза. В нижней — двухстворчатые, раскрывающиеся на стороны.

Управление механизмами шлюза полностью электрифицировано и централизовано.

С главного щита управления один человек нажимом соответствующих кнопок может проводить все операции шлюзования.

Энергетика канала

Только первые 16 км волжская вода идет по каналу самотеком. В водохранилища на водоразделе она поднимается пятью насосными станциями, общей мощностью в 60 тыс. квт, по ступеням пяти шлюзов, начиная со второго от Волги.

Работа их требует затраты 278 млн. квт-ч электроэнергии в год.

Канал питается электроэнергией из сети Мосэнерго.

Восемь гидроэлектростанций — при плотинах и на сбросах с водораздела — используют падение воды для получения энергии.

Они возвращают в высоковольтную сеть Мосэнерго 150 млн. квт-ч электроэнергии ежегодно.

Название ГЭС Ср. ра­бочий напор волы в м Мощностьквт Годовой воз­врат энргии в млн, квт-ч. Источник питания водой
Иваньковская 12,5 28 000 89,0 Остаток расхода Волги после отбора воды в ка­нал и волжский шлюз
Сходненская . 34,7 30 000 27,8 Вода, поступающая на обводнение Москва-реки
Карамышевская 4,8 2 700 9,75 Пропуск воды из Мос­ква-реки и обводнитель­ной из канала
Перервинская 5,8 2 700 . 18,0 Тоже
Листвянская 3,0 700 15,14 Вода, поступающая в водопроводный канал
Акуловекая 18,5 280 1.7 Вода, поступающая на обводнение р. Учи
Пироговская . 15,0 280 1,7 Тоже р. Клязьмы
Истринская 18,0 840 3,5 Вода Истринского во­дохранилища, питающая Рублевский водопровод

 

Основные потребители энергии на канале — насосные станции. Механизмы шлюзов, заградительные, аварийные ворота и другие сооружения имеют мощность менее 12 тыс. кет и расходуют не более трех процентов общей потребности в энергии.

Связь сооружений канала с Мосэнерго в основном осуществляется стокиловольтной сетью с семью понизительными подстанциями мощностью по 15—30 тыс. ква (киловольт-ампер).

Управление всей системой централизовано на особом диспетчерском пункте.

Мелкие ГЭС включаются и работают автоматически, не требуя персонала. Это первые автоматические электростанции, построенные на заводах СССР.

Две мощных ГЭС — Иваньковская и Сходненская — будут работать в часы наибольшей загруженности Мосэнерго и тем самым дадут Москве новый дополнительный источник электроэнергии в часы наибольшего напряжения сети.

Насосные станции

Канал имеет пять насосных станций. Каждая оборудована четырьмя пропеллерными насосами, подающими в обход шлюза по специальному каналу 8 100 ведер воды в секунду.

Это количество в 5—6 раз превышает средний летний расход воды в секунду в Москва-реке.

Насосные станции за 14—16 часов работы покроют суточную потребность канала в воде. В остальное время суток они не работают.

Станции будут работать с тем расчетом, чтобы энергия для них поступала в часы наименьшей нагрузки Мосэнерго.

Работа насосных станций неполные сутки без нарушения водоснабжения канала возможна лишь благодаря огромному объему Волжского водохранилища и запасу воды на водоразделе. Она выгодна также использованием дешевой энергии Мосэнерго в часы его недогруза.

Пересечения канала с путями сообщений

Канал Москва — Волга пролегает в центре страны. Подходя к столице, он встречается с важнейшими путями сообщений.

Канал четыре раза пересекает железную дорогу и восемь раз проходит через шоссе. В ряде таких пересечений возникают сложнейшие сооружения.

Так, при пересечении канала с Калининской железной дорогой и Волоколамским шоссе у ст. Тушино, создается особо сложный транспортный узел: шоссе в тоннеле проходит под каналом, канал в бетонном ложе под арочным железнодорожным мостом.

Пересечения с железными дорогами
Название дорог Место пересечения Вид сооружения Длина мостов в м Длина главного пролета в м
Савеловская Перегон Яхрома — Влахернская Двухпутный метал­лический мост . 380,2 158,4
У ст. Хлебниково Тоже 121,9 87,6
Октябрьская У ст. Химки Железобетонный, арочный четырех­путный мост . . 116,0 116,0
Калининская У ст. Тушино Двухпутный желе­зобетонный мост 120,0 120,0

 

Пересечения с шоссейными дорогами

Название дорог Местопересечения Вид сооружения / Пролет Длина главного пролета в м
На Волжскую плотину у Волжского шлюза Тоннель в верхней голове шлюза . . 146,0
Рогачевское
шоссе г. Дмитров Металлический мост 143,7 108,5
Дмитровское
шоссе ст. Яхрома Металлический мост 160,0 107,8
я ст.Хлебниково Металлический мост 164,0 107,8
Ленинградское
шоссе ст. Химки Металлический мост 332,2 135,0
Волоколамское
шоссе ст. Тушино Тоннель под каналом 153,0
Мневниковскоешоссе у с. Карамышево Железобетонный мост 43,0 43,0
Хорошевскоешоссе у села Хорошево Я Я 148,3 100,8

 

Все сооружений при пересечениях железных и шоссейных дорог с каналом расположены на сделанных строительством отводах этих дорог, за исключением тоннеля у Волжского шлюза и моста на Ленинградском шоссе.

Помимо этих отводов имеются: переустройство Савеловской ж. д. от ст. Хлебниково до ст. Лобня на 6,3 км, перенос Савеловской ж. д. на перегоне Икша—Влахернская на протяжении 3,8 км‘, переустройство Октябрьской ж. д. на протяжении 9,2 км между ст. Завидово и ст. Редькино, с постройкой нового моста через р. Шошу пролетом в 87,6 м; переустройство Ленинградского шоссе на протяжении 18,47 км на перегоне Клин — Калинин, с мостами через реки Шошу и Перемерку.

Прочие сооружения канала

Десятки второстепенных сооружений — дюкеров, лотков, труб, аварийных и заградительных ворот, пристаней — дополняют сложнейший гидротехнический комплекс канала.

Назначение важнейших из них следующее:

Аварийные ворота, преграждая канал, быстро выключают часть его при авариях. Состоят из двух железных полотнищ, выкатываемых из ниш береговых устоев. Основания и устои—бетонные.

Местоположение: у аванпорта и перед верхним двухкамерным шлюзом у с. Покровско-Стрешнево.

Заградительные ворота разделяют канал на изолированные участки для ремонта. Тип разборной плотины из огромных деревянных ферм, автоматически поднимаемых особой цепью со дна канала. Устои и основания — бетон. Число таких ворот — пять.

На Хорошевском спрямлении Москва-реки сооружаются плавучие заградительные ворота. Назначение их — регулировать течение воды в реке и канале.

Трубы: пропускают под судоходным и водопроводным каналами воду рек. Материал — бетон и железобетон. Наибольшие размеры имеет трех,очковая труба на р. Сестре. Длина ее 186 м. Размер очка — 7X7 м.

Дюкеры: коленчатые железобетонные трубы для пропуска вод под каналом.

Лотки принимают в канал ручьи. Делаются из бетона и железобетона.

 

Канал Москва — Волга