Статистика:

Search

Речная гавань и вокзал
Водопроводный канал и Сталинская станция
Хорошевское спрямление канала
Архитектура канала
Истринский узел
Северный канал и реконструкция р. Яузы
Южная гавань Московского порта
Стоимость канала
Сооружения строительства, законченные и подготовляемые к сдаче
Механизация строительных работ

Иллюстрации

Речная гавань и вокзал

В южной части Химкинского водохранилища, на левом берегу, против с. Никольского расположена Северная речная гавань Московского порта. Она состоит из грузовой гавани и Центрального пассажирского вокзала.

Гавань образуется:

набережной — железобетонной стенкой грузовых причалов полезной длиной в 700 м, с глубиной у причала 4,60 м;

служебной катерной пристанью — железобетонной стенкой длиной в 50 м, с глубиной у причала 3,60 м.

Территория порта, кроме служебных, складочных и жилых помещений, оборудована погрузочной механизацией: портальным и гусеничным кранами и транспортерами.

Центральный речной вокзал состоит из: железобетонной набережной стенки пассажирских причалов полезной длиной 421 м, с глубиной у причала 3,60 м; стенка облицовывается гранитом;

катерной пристани речного трамвая длиной 67 м, с глубиной воды у причала 2,70 м. Облицовка — гранит;

двухэтажного, с башней и шпилем, здания пассажирского вокзала общей высотой в 69 .и. Здание отделывается гранитом, мрамором, диоритом.

Водопроводный канал и Сталинская станция

Акуловская, Пестовская и Пяловская плотины, общим протяжением до 3 км, образуют в восточной части водораздела гигантскую чашу «отстойного» водохранилища, предназначенного для водоснабжения столицы.

Особый, Водопроводный, канал, длиной 28,15 км, подает воду к Сталинской водопроводной станции на. северо-востоке Москвы. Он будет подавать 75 млн. ведер воды в сутки и позволяет увеличить это количество до 125 млн. По санитарным соображениям в густо населенной местности и при пересечениях с железными и шоссейными дорогами двойная нитка Водопроводного канала 9,23 км проходит в железобетонных трубах с внутренним диаметром в 3,5 м.

На остальном протяжении канал идет двойной ниткой в открытом ложе с бетонной облицовкой.

Вода поступает в Водопроводный канал из Акуловского водохранилища и самотеком идет до д. Щитниково, откуда насосными установками подается на фильтры Сталинской станции.

Сталинская водонасосная станция очищает и подает воду из канала в водопроводную сеть Москвы. К 1 мая 1937 г. она будет давать ежесуточно 12,5 млн. ведер, а к концу 1937 г. — 25 млн. ведер.

Водопроводная Сталинская станция представляет собою сложный технически комбинат. Это громадная «фабрика питьевой воды», проектная мощность которой — в 50 млн. ведер в сутки — превышает мощность всех водопроводных станций столицы, дающих вместе 44 миллиона ведер ежесуточно.

Сооружения станции занимают площадь в 142 га. Вода из Водопроводного канала, через специальный регулятор, поступает в «ковш», в подковообразной формы открытый отстойный бассейн, емкостью в 12,5 млн. ведер.

Насосы первого машинного подъема подают воду на очистные сооружения станции.

В здании «смесителя» к воде прибавляются, поступающие из здания «коагулирования», примеси растворов извести или коалина, — «коагулянты» — химические осадители взвешенного в воде грунта. Здесь же происходит предварительное хлорирование.

Вода отстаивается затем в четырех бетонных отстойниках и идет в здание «скорых фильтров». Очищенная, она поступает’ в «хлораторную», обеззараживается там и заполняет резервуары для чистой воды.

Насосы второго машинного подъема будут подавать чистую воду в водопроводную сеть Москвы.

Вода пойдет к столице специальными водоводами, в металлических трубах диаметром в 1,20 м. Направление канала — с севера на юг. В северной входной части его расположены заградительные ворота. Назначение их — преграждать вход в канал при отсутствии судоходства, направляя воды Москва-реки полностью в старое русло.

На Хорошевском спрямлении, в месте пересечения шоссе на Серебряный бор, будет сооружен большой железобетонный мост.

Архитектура канала

С окончанием стройки гидротехническая часть сооружений канала в значительной мере будет скрыта водой. Ее грандиозность и техническая мощь, цель и содержание должно выявить и подчеркнуть архитектурное оформление надводной части сооружений и эксплоатационных зданий.

Непреклонная воля рабочего класса, ведущая роль партии, гений Сталина и его смелая идея соединения Волги с Москва-рекой — таковы основные темы, которые должны найти свое отражение в архитектуре канала.

Создание архитектурного единства в оформлении цепи сооружений, расположенных от Москвы до Волги, является одной из основных задач архитекторов канала.

Вместе с тем, каждый узел должен выразить в архитектуре особые черты, подчеркивающие его назначение.

В генеральном плане реконструкции столицы Союза канал Москва—Волга занимает ответственнейшее место. Его архитектура должна гармонично войти в архитектурное целое города.

Особое внимание строительством уделяется качеству отделочных работ. Шлюзы, плотины, пристани, Северная гавань и насосные станции — сотни сооружений и зданий канала одеваются в мрамор, гранит, лабрадор и диорит, украшаются скульптурой, обрамляются парками и зелеными насаждениями.

Грандиозные статуи Ленина и Сталина воздвигаются у аванпорта на Волге.

Истринский узел

Строительством канала Москва — Волга закончены в 1934 г. сооружения Истринского узла: земляная плотина с бетонными водосбросами и донным водоспуском и гидростанция на р. Истре.

Назначение этих сооружений: создание Истринского водохранилища для дополнительного водоснабжения Москвы через Рублевскую водопроводную станцию. С весны 1936 г. Истра может давать столице 35 млн. ведер воды в сутки.

При проектировании узла немецкая фирма «Сименс-Бауунион» предложила свой проект. Фирма считала, что плотину возможно построить не менее, чем в три года, при условии закупки дорогостою-щего импортного оборудования.

Истра построена в полтора года целиком из советских материалов. Все ее механизмы — советского производства.

Площадь зеркала водохранилища Истры — 33,8 к.к!; объем водохранилища—183 млн. м3.

Длина плотины 487 высота — 25 м.

Северный канал и реконструкция р. Яузы

Историческое постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 10/VII 1935 г. о генеральном плане реконструкции Москвы предусматривает создание в черте столицы водного кольца соединением Химкинского водохранилища с Москва-рекой через Северный канал, переходящий в обводненную реконструированную Яузу.

Целью сооружения нового внутригородского водного пути Москвы является:

подача грузов водой в северо-восточную часть столицы;

создание судоходного кольца вокруг города;

обводнение и оздоровление р. Яузы и прилегающего района;

украшение столицы.

Решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 8/IX 1935 г. сооружение Север-ного канала, реконструкция и шлюзование Яузы возложено на Строительство канала Москва — Волга.

Северный канал берет начало на левом берегу Химкинского водохранилища, недалеко от плотины. Трасса его, длиной в 12,4 км, про ходит через Старое Коптево, территорию Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии, Останкинские пруды, Алексеевский студенческий городок и соединяется с водохранилищем Яузы ниже Северной железной дороги.

Важнейшие из сооружений канала: заградительные ворота, парный, в две нитки, однокамерный бетонный щлюз и, впервые применяемый в Союзе, судоподъемник, — сооружение, поднимающее и опускающее суда с одного уровня воды на другой в подвижной, наполненной водой, камере.

ширина канала по зеркалу воды 25 м.

глубина 2 м.

ширина шлюзовой камеры    11 м.

полезная длина    75м.

наименьшая глубина воды     2,5 м.

Шлюз будет опускать и поднимать суда на 6,6 я; судоподъемник— на 26,4 м.

Длина реконструируемого водного пути по р. Яузе—13,8 км. Новая трасса реки в общем совпадает со старой.

ширина Яузы  25 м

глубина     2 м.

Размеры двух шлюзов на Яузе такие же, как и у шлюза Северного канала. Высота подъема: на первом — 4 м, на втором — 5 м.

Параллельно первому шлюзу располагается «судоходный лоток», новое по идее и конструкции сооружение для быстрого пропуска судов, минуя шлюз.

Проходя через густо населенный город, пересекая много раз линии железных дорог и шоссе, Северный канал имеет 4 железнодорожных, 5 шоссейных и 1 пешеходный мост. На Яузе будут построены: 1 железнодорожный мост, 7 шоссейных и 1 пешеходный.

16 пассажирских и 6 грузовых пристаней встанут вдоль бетонных, одетых в гранит, набережных Северного канала и Яузы. Все прилегающие к водному пути городские водоемы и пруды будут обводнены чистой волжской водой.

Южная гавань Московского порта

По постановлению ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 8/IX 1935 г. — о строительстве канала Москва-Волга — к 1939 г. должна быть сооружена Южная речная гавань Московского порта.

Как и сооружение Северного канала и реконструкцию р. Яузы, строительство Южной гавани столицы Партия и Правительство поручили Народному Комиссариату Внутренних Дел Союза ССР.

Гавань запроектирована на левом берегу Москва-реки юго-восточнее подмосковного села Кожухова, на месте частично занятого огородами старинного «Сукина болота». Так же как и Северная речная табань Южная явится частью единого Московского порта.

Назначение ее, главным образом, принимать грузы, идущие в столицу по Москва-Окской речной системе.

В состав Южной гавани входят следующие сооружения: грузовая гавань, речной пассажирский вокзал, бункеровочный бассейн, пристань местного сообщения, станция выкачки нечистот с судов и левобережная оградительная дамба.

Грузовая гавань будет иметь специализированные причалы для различных грузов.

Для металла и машин, хлебофуража, плодоовощей, живого скота, цемента и других строительных материалов, для бутового камня, отдельно— для гравия, песка, леса, дров.

Здесь будет также специальный причал для судов с глубокой осадкой, служебный причал, и обособленный — для сливной станции.

Общая длина причальной линии грузовой гавани составит 2 160 м. Причалы у здания пассажирского вокзала будут иметь протяжение в 500 м.

Разгрузка и погрузка судов в грузовой гавани механизируется кранами, штабелеукладчиками, различными транспортерами, дровотаска-ми, автолесовозами и электрокарами.

Специальная железнодорожная ветка протяжением около пяти километров соединит Южную гавань с Окружной железной дорогой.

Ширина Москва-реки с прилегающей к причалам водной площадью в пределах Южной гавани колеблется от 350 м до одного километра.

«Сукино болото» будет осушено, Нагатинская пойма, лежащая напротив сооружений гавани на правом берегу Москва-реки будет ограждена от затопления набережной протяжением в 5 470 Jt и дамбой обвалования в 1 600 м. длины.

Сооружение Южной гавани Московского порта, так же как и внутригородского водного кольца Москвы, должно быть закончено полностью к 1939 г., в то время, как строительство канала Москва — Волга будет завершено к весенней навигации 1937 г.

Стоимость канала

Общая сметная стоимость сооружения канала составляет 1 941 млн. 300 тыс. рублей, в том числе:

Канал Москва — Волга  -  1 772 млн. 300 хыс. руб.

Сталинская насосная станция, Хорошевское спрямление Москва-реки, дноуглубительные работы на Москва-реке по сметам, внесенным на утверждение — 169 млн. руб.

Стоимость отдельных видов сооружений канала Москва — Волга следующая:

Стоимость

каналов     398,3 млн. руб.

шлюзов     284,0 млн. руб.

плотин (с водосбросами и водоспусками)    160,8 млн. руб.

дамб     38,9 млн. руб.

насосных станций . .    88,1 млн. руб.

гидроэлектростанций    68,8 млн. руб.

прочих сооружений на судоходном канале . .    39,8 млн. руб.

водопроводного канала      70,3 млн. руб.

Московского речного порта и пристаней на канале     60,1 млн. руб.

переносов существующих и постройки новых дорог, мостов и переправ     87,6 млн. руб.

прочих работ ….    415,6 млн. руб.

стройоборудования .    60,0 млн. руб.

Итого. . .1772 300000руб.

 

Стоимость важнейших видов строительных работ по каналу выражается в следующих суммах:

земляные работы     563,4 млн. руб.

бетонные     273,5 млн. руб.

металлоконструкции  76,9 млн. руб.

гидроэлектрооборудование   91,0 млн. руб.

крепление откосов камнем и бетонными плитами    105,0 млн. руб.

одерновка откосов     5,7 млн. руб.

забивка шпунтовых стен  4,6 млн. руб.

свайные работы     6,0 млн. руб.

кирпичная и бутовая кладка    3,3 млн. руб.

 

Сооружения строительства, законченные и подготовляемые к сдаче

Строительство канала Москва — Волга имеет 240 сооружений.

Работа по их возведению началась в 1933 г. К 1936 г. все они находились в стройке, а некоторые были уже закончены.

В 1934 г. закончены сооружения Истринского узла, в мае 1935 г. опробован шлюз у с. Перервы. В октябре того же года кончена стройка Перервинской плотины.

Весной 1936 г. впервые опущены щиты водоспусков на Акулов-ской, Икшинской, Пестовской, Пяловской и Пироговской плотинах и началось накопление воды в водохранилищах. Уже весной можно было проехать катером до 30 км пути по водохранилищам от Икшинской плотины до Глубокой выемки у Хлебникова.

Из сооружений канала закончены и введены в действие:

Истринский узел

Земляная плотина на р. Истре у д. Раково, с водосбросом и донным водо спуском

Гидростанция на р. Истре

Шоссе от ст. Новый Иерусалим до Истринской плотины Перервинский узел Ветошная плотина на Москва-рске у с. Перервы Однокамерный шлюз у Перервинской плотины Подводящий канал у шлюза Перервы

Дамба на правом берегу Москва-реки у Перервинской плотины Дамба Нагатинского затона

Гравийная дорога от ст. Перерва до Перервинской плотины Мосты при пересечении канала Мост через канал на пересечении с Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково Мост через канал при пересечении с Октябрьской ;к. д. у ст. Химки Мост через р. Клязьму на отводе Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково Перенос и второй путь Савеловской ж. д. у ст. Хлебниково и ст. Лобня Мост при пересечении канала с Калининской ж. д. через двухкамерный шлюз у с. Покровско-Сгрешнева

Перенос Калининской ж. д. с трубами на р. Химке и р. Чернушке, путепроводом, перепадом и отводом русла р. Химки

Подготавливаются к сдаче закончены по основным земляным и бетонным работам, находятся в стадии монтажа металлоконструкций, силовых установок и электрооборудования следующие крупные сооружения строительства:

Бетонная плотина на р. Волге Гидростанция при Волжской плотине

8-километровая дамба по пойме левого берега р. Волги Аварийные ворота на 4-м км канала Труба для пропуска р. Сестры на 7 км

Глубокая выемка на Лесозаводском бугре (от 23 до 30 км)

Труба для пропуска р. Кухолки под канал на 40-м км

Донный сброс воды из канала на 44-м км

Мост на Рогачевском шоссе в г. Дмитрове

Перенос участка Савеловской ж. д. у ст. Влахернская

Железнодорожный мост Савеловской ж. д. через канал на 67-м км

Земляная плотина с водоспуском на р. Икше на 81-м км

Заградительные ворота на 85-м км у с. Черного

Земляная плотина с водоспуском и водосбросом на р. Вязь у с Пестова Земляная плотина с водоспуском на р. Уче у с. Пялово Земляная плотина с водоспуском и водосбросом у с. Акулова Земляная плотина с водоспуском и водосбросом на р. Клязьме у с. Пирогова Железобетонный водозабор в водопроводный канал из Акуловского водохранилища

Гидростанция у с. Листвяны

Заградительные ворота на 104-м км у с. Новосельцеве Заградительные ворота на 117-м км в начале Глубокой выемки Глубокая выемка (от 116 до 122 км)

Заградительные ворота на 122-м км в конце Глубокой выемки Мост через канал на Дмитровском шоссе у с. Хлебникове Мост через канал на Ленинградском шоссе у с. Химки

Мост на ответвлении от Волоколамского шоссе через отводящий канал в р. Сходню

Тоннель для пропуска Волоколамского шоссе под каналом Бетонная плотина на Москва-реке у с. Карамышево с гидростанцией Шлюз у с. Карамышево с железобетонным мостом Мневниковского шоссе Водопроводный канал с 11 дюкерами, 3 переключателями и 8 пересечениями с железными и шоссейными дорогами

Механизация строительных работ

Строительство канала Москва — Волга — это девять Белморстроев по земле и семь Белморстроев по бетону.

Преодолеть такие объемы основных работ в сроки, поставленные Партией и Правительством, могла только стройка, богато вооруженная механизмами.

Сооружение канала пошло путем малой и большой механизации, путем внедрения и освоения все более и более сложных и совершенных форм механизации основных работ.

Земляные работы на канале были начаты землекопами-тачечни-ками. Большую роль в этот период сыграли грабарки, вывозка лошадьми разработанной и погруженной вручную земли. Грабарками вывезено из забоев трассы до 32 млн. м3 грунта. В разгар земляных работ строительство имело конский парк в 14 тыс. лошадей.

Освоение сразу в больших масштабах столь сложных механизмов, как экскаватор, требующий хорошо обученных машинистов, стреловых, кочегаров, было затруднительно. На канале не было в начале таких кадров.

Переходом к «большой механизации» послужила механизация малая. Она дала трассе бремсберги, землетаски, простые и удобные подъемники — «механические крючники». Это сняло с землекопов тяжелый подъем вручную груженых тачек из котлованов.

Всего взято малыми механизмами — 9 млн. м3 грунта.

Первые мощные механизмы — экскаваторы Ковровского завода — прибыли на Глубокую выемку канала у Хлебникова. Здесь впервые на строительстве развернулась большая механизация. Это дало возможность разрешать такие задачи, как отрывка за два года Глубокой выемки общим объемом в 10 млн. кубических метров на фронте всего лишь шести километров, при глубине до 23 м.

На Глубокой выемке работали до тридцати двух экскаваторов разных типов. Грунт отвозили 43 паровоза и 1 100 платформ, для которых было проложено 64 км железнодорожных путей. Вода из вы емки откачивалась тремя центральными и тридцатью четырьмя вспомогательными насосными станциями.

Для разгрузки грунта с платформ был применен гидросмыв — напор водяной струи, вылетающий из водяной пушки, гидромонитора.

Глубокая выемка была школой механизации земляных работ; на ней начали выковываться экскаваторные кадры строительства.

Позднее были сделаны выемки Новосельцевского бугра в 2,8 млн. кубометров, при глубине в 16 м, Карамышевское спрямление с кубатурой вынутой земли до трех с половиной миллионов кубометров, при глубине до 28 .к, и вторая Глубокая выемка на 23—30-м км канала. На ней на протяжении шести километров вынуто 6 млн. кубометров грунта. Глубина выемки достигает 17 м.

Кроме того, построено несколько земляных плотин и вырыт ряд грандиозных котлованов под шлюзы, насосные станции и бетонные плотины.

Всего на канале экскаваторами сделан 51 млн. кубических метров грунта.

Строительство канала Москва—Волга обладает кадрами экскаваторщиков для обслуживания всего парка, а также механическим заводом и ремонтными средствами, необходимыми для поддержания этого экскаваторного парка в рабочем состоянии.

За 1935 г. трасса канала была насыщена механизмами. Лето 1936 г. дало на канале полное освоение экскаваторного парка. Начиная с 1935 г., строительство впервые в нашей стране в больших масштабах применяет наиболее совершенный вид механизации земляных работ — гидромеханизацию, т. е. размыв грунта, транспортирование его и намыв насыпей силой воды под напором.

Строительство собственными силами построило на центральном мехзаводе часть оборудования для гидроустановок. При помощи гидромеханизации намыты:

земляная Волжская плотина, перекрывающая русло реки, высотой до 24 м при объеме намытого грунта в полмиллиона кубических метров, и Сестрореченские дамбы — плотины, длиною более двух километров, при высоте в 18 л.

На Хорошевском спрямлении излучины Москва-реки гидромеханизацией вынут миллион кубометров грунта.

Всего на строительстве канала Москва — Волга посредством гидромеханизации взято 9 млн. кубических метров земли и гравия.

Таким образом, к 1936 г. ручные способы земляных работ постепенно вытеснились различными видами механизированных работ. Строительству удалось свести долю ручного труда в земляных рабо тах к 19 процентам.

Все бетонные работы по 219 бетонным и железобетонным сооружениям канала также механизированы, начиная с добычи гравия и песка, и кончая укладкой бетона в сооружения.

Кроме десятков небольших бетонных заводов у малых объектов строительство имеет 15 крупнейших бетонных комбинатов и заводов. Комбинат у Волжского шлюза работает десятью тысячелитровыми бетономешалками. На комбинате подле нижнего Икшинского шлюза пять советских двухтысячелитровых бетономешалок, впервые изготовленных и освоенных в Союзе.

Подача составляющих бетон материалов и готового бетона производится вагонетками по узкоколейным путям, автомашинами и прорезиненными лентами ленточных транспортеров, не применявшихся ранее на бетонных работах в СССР. Протяжение одновременно работавших транспортеров доходило до одиннадцати километров. Один только бетонный комбинат при верхнем двухкамерном шлюзе у с. По-кровско-Стрешнево имеет ленточный транспортер длиной в три километра.

Входящий в состав бетона и заменяющий часть цемента, трепел, добываемый на Тендиковском карьере строительства, подается в бетономешалки по трубам в виде раствора — «трепельного молока».

Уплотнение бетона ручными трамбовками заменено механическим уплотнением электро-вибраторами четырех типов: поверхностными, стержневыми, тисковыми и салазочными.

 

Канал Москва — Волга