Статистика:

Search

Объемы выполненных строительством работ
Подсобные работы
Техническая вооруженность строительства
Электромеханическое оборудование, металлоконструкции и механизмы
Кадры строительства
Производственные рекорды
Научная мысль на строительстве
Изобретательство и рационализация
Печать на стройке

Иллюстрации

Объемы выполненных строительством работ

Строительство канала Москва — Волга началось в 1933 г. и закончится к лету 1937 г.

На 1 ноября 1936 г. строительством выполнены следующие основные работы (включая Хорошевское спрямление, Сталинскую станцию и дноуглубительные работы).

Наименование работ Единицаизмерения Выполнено на 1.11— 36 г.
ЗемляБетон гидротехнических сооруже- млн. м3 136,0
ний тыс. м3 2 716,6
Бетон архитектурный тыс. м3 33,6
Мощение дорогКрепление откосов камнем и бе- тыс. м3 586,4
тонными плитами тыс. м3 678,7
Одерновка откосов тыс. м3 1 525,8
Забивка свай шт. 70 798
Забивка шпунта деревянного . . пог. м
по гребню 18 587
Забивка металлического шпунта . т 2095,93
Монтаж металлоконструкций . . Высоковольтные линии электро- т 20529
передачЛинии постоянной связи (телефон км 232
и телеграф) км 250
Перенос строений дворов 5386
Очистка зон затопления: 9
а) без корчевки  га 6 464
б) с корчевкой 893

 

По отдельным годам земляные и бетонные работы выполнялись следующим образом:

Земля Бетон
В тыс. м3 В тыс. м3
1933 8 000,9 34,3
1934 34482,1 277,3
1935 47998,7 1 152,7
1936 (на 1 ноября) 45 537,0 1 252,3

 

Подсобные работы

Для выполнения основных работ строительство произвело на 1 ноября 1936 г. значительное количество подсобных работ. Важнейшие из них: добыча гравия, камня и песка, заготовка лесоматериалов, строительство совхозов и подсобных хозяйств, временное поселковое строительство и устройство внутристроительных дорог.

На тридцати одном карьере добыто:

гравия    4 417,9 тыс. м3

камня     403,1 тыс. м3

песка     1565,6 тыс. м3

Кроме того, строительством закуплено на стороне для мощения откосов канала и прочих нужд 993 тыс. м3 камня.

Заготовлено и вывезено 1 889 672 ф/м деловой древесины и 2 496 734 рауметров дров.

Для заготовки этого количества лесоматериалов потребовалась вырубка леса на площади 25 тыс. га.

По временному поселковому строительству выполнено 6566,0 тыс. м1 построек.

Построен ряд железнодорожных веток постоянного назначения протяжением в 125 км.

Помимо того, на сооружениях и карьерах построены 375 км производственных железнодорожных ширококолейных путей и 274 к„к узкоколейных.

Построено 690 к.« шоссейных и грунтовых дорог.

В подсобных хозяйствах строительства — Кесовогорском, Талдомском и Ермолинском совхозах — 2 228 га пахотной земли и, кроме того, по сельхозам строительства 397 га.

Направление хозяйств — животноводческое. За 1936 г. совхозы дали четыре с половиной миллиона литров молока, 830 г свинины и 9 г птицы.

Хозяйства участвуют в производстве посадочного материала для озеленения канала. В 1936 г. они вырастили полтора миллиона многолетников и три миллиона однолетников.

Техническая вооруженность строительства

Мощная индустрия социализма вооружила строителей канала Москва — Волга всем богатством современной строительной техники. Для механизации основных работ строительство располагало следующим оборудованием и механизмами:

экскаваторы разных типов     171

паровозы широкой колеи      123

паровозы узкой    колеи         38

мотовозы нормальной колен     11

мотовозы узкой колеи     214

платформы нормальной колеи    2113

вагонетки опрокидные      4320

грузовые автомашины (в фордо-единицах)    .    3050

тракторы ЧТЗ     210

тракторы СТЗ     65

рельсы нормальной колеи (в километрах).    340

рельсы узкой колеи (в километрах)     220

цемент-пушки     16

вибраторы      570

бетономешалки     240

гравиемойки     220

гидромониторы „Хенди»    150

гидромониторы „Гидроторф»    40

землесосы     84

насосы для гидромеханизации     163

локомобили     32

дизели     14

двигатели внутреннего сгорания др. типов     260

насосы (центробежные)      2 200

насосы глубоководные     980

компрессоры         .    93

механические крючники     130

бремсберги и землетаски      36

паровые копры (бабы и молоты)      105

транспортеры стационарные ленточные (в  метрах)    11000

транспортеры передвижные (штук) ….    330

лопаты Беккера      63

конные лопаты     260

моторные и паровые катки     15

трансформаторы силовые     530

турбо-генераторы (по 6000 киловатт)     2

электромоторы      5750

электросварочные аппараты     320

станки металлообрабатывающие     800

лесопильные рамы    15

шпалорезки     31

Для ремонта этого оборудования, а также частичного изготовления металлоконструкций для сооружений канала, на строительстве оборудован механический завод в Дмитрове, имеющий четырнадцать цехов и 2 300 рабочих. Кроме того, в районах имеется 47 механических мастерских со станочным оборудованием и 3 000 рабочих.

Строительство канала Москва — Волга является крупнейшей механизированной стройкой. Таким мощным экскаваторным парком не располагало ни одно строительство ни в СССР, ни за границей. На сооружении величайшего морского Панамского канала работало лишь 50 экскаваторов.

Потребность в стройматериалах

На весь период строительства канала Москва — Волга требуется следующее количество основных стройматериалов:

леса (в переводе на кругляк) . .    2375000 ф/м

цемента     850 000    т

кирпича   110000000     шт.

камня с карьеров строительства     460000     м3

камня привозного     1300000     м3

гравия с карьеров строительства .    5100000  м3

стекла     760    000 м3

металлоконструкций      50473     т

металлопроката      150000     т

шпунта металлического     6000 т

тросса  1 220 т

труб газовых     3    500     т

труб чугунных     9    500     т

труб железных     16    500     т

гвоздей   5    000     т

Электромеханическое оборудование, металлоконструкции и механизмы

Канал Москва—Волга не самотечный, его недаром называют «машинным» каналом. Машины — пропеллерные насосы водоподъемных станций — накачивают в него воду, машины — электролебедки — приводят в движение сегментные затворы и створчатые ворота шлюзов, поднимают и опускают щиты водопроводных галлерей.

На Иваньковской волжской плотине щиты будут поднимать четыре портальных крана, каждый грузоподъемностью по 150 т. Эти краны будут установлены на гребне плотины и начнут свою службу раньше окончания монтажа ее оборудования.

Гидроэлектростанция при плотине оборудуется двумя турбинами «Каплана» по 15 тыс. кет каждая. Поперечник рабочего колеса такой турбины — 5 м. Монтаж турбин будет произведен вне машинного зала при помощи портального крана. Кран соберет турбину и опустит детали ее на место установки.

Монтаж десятков тысяч тонн металлических конструкций и многих тысяч механизмов канала представляет собою техническую задачу исключительной сложности.

Все это оборудование исключительно советское.

По изготовлению одних только пропеллерных насосов типа «Каплана» работают четыре завода: основной — «Борец», Невский машиностроительный завод имени Ленина, отливающий стальные лопасти насоса, Ижорский, изготовляющий его валы и Кировский в Ленинграде, ведущий их последующую обработку.

Чтобы изготовить семь турбин «Каплана» и две большие турбины «Френсиса» для гидроэлектростанций канала, Ленинградский металлический завод должен был дооборудовать специальный цех.

Исследовательская работа по конструированию и освоение заводом «Борец» самого большого в мире пропеллерного насоса способствуют реконструкции завода и дали советской промышленности новый и совершенный тип насоса.

Сходненская ГЭС оборудуется двумя турбинами «Френсиса» но 15 000 квт при 188 оборотах в минуту и напоре в 35

Нанизконапорных гидростанциях на Москва-реке — Карамышевской и Перервинской — монтируются по две турбины «Каплана» с диаметром рабочего колеса в 3 .м.

Листвянская ГЭС будет оборудована меньшей турбиной того же типа. Поперечник ее колеса — 2,1 .и. Эта станция явится водозаборным сооружением Водопроводного канала.

На небольших ГЭС у Пироговской, Акуловской и Истринской плотин встанут одноколесные турбины «Френсиса», мощностью от 320 до 835 л. с.

Заводы «Электросила» и XЭM3 изготовляют для канала генераторы к турбинам и моторы к насосам. Впервые в СССР на ГЭС у Иваньковской плотины устанавливаются гидрогенераторы «зонтичного» типа, мощностью в 18 тыс. ква.

На ГЭС Карамышева и Перервы встанут генераторы меньшей мощности того же типа.

Самыми мощными машинами канала будут гидрогенераторы Сходненской ГЭС. Каждый из двух агрегатов — по 25 тыс. квт.

Из двадцати вертикальных моторов для насосных станций каждый будет иметь мощность в 3 000 квт.

Крупные моторы строются ХЭМЗ для насосов Сталинской станции. Мощность их выше 1 000 квт.

Для всех лебедок на плотинах и шлюзах завод «Динамо» поставляет около 300 крановых моторов.

Большой интерес представляет электроуправление механизмами шлюзов. Оно осуществляется с взаимной связью, и блокировкой последовательных операций.

Впервые в СССР осуществлен «электрический вал», т. е. синхронная — взаимно согласованная — работа моторов, вращающих лебедки, стоящие на разных устоях и не связанные механическим валом.

На канале устанавливается единый диспетчерский пункт с телеуправлением всеми насосными станциями.

Общее количество электромонтажных работ требует укладки свыше 1 000 км силовых и контрольно-измерительных кабелей.

Монтаж электрооборудования в значительной степени выполняется силами строительства.

До мельчайших деталей продумана автоматизация обслуживания сооружений и канала.

На просторах водохранилищ судовой ход отметят ночью светящиеся авто-бакены. Их не нужно будет ни зажигать, ни тушить. Светочувствительный элемент при наступлении темноты и рассвета зажжет и потушит осветительный прибор.

Электроэнергия подводится вдоль канала к насосным станциям стокиловольтной линией передачи общей длиной до 293 км. Она идет до Иваньковской ГЭС, электрифицируя попутно окрестные колхозы.

Конструкция линий — грозоупорная. На подходе к Москве линии подняты над Останкинским парком на высоких мачтах, чтобы сохранить деревья и зеленые насаждения.

В эксплоатации канала громадную роль будет играть связь. Виды этой связи: селекторная, местная, системы ЦБ и АТС, дальняя, промежуточные и оконечные трансляции, диспетчерские установки на шлюзах.

Длина столбовой линии — 420 км, подвеска магистральной цели — 3 850 проводов, подвеска абонентских цепей — 800 проводов, подземного кабеля около 200 километров, телефонных станций —17.

Грандиозны работы по монтажу металлических конструкций и механизмов канала. Общий вес их превышает 50 тысяч т.

Металлоконструкции состоят из железнодорожных и шоссейных мостов с опорными частями, затворов и механизмов управления ими для шлюзов, плотин, гидро- и насосных станци.

Сегментные затворы изготовляются Сталинским и Днепропетровским заводами Союзстальмоста, а механизмы для них — Кировским в Ленинграде.

Свыше 5 000 т металлических конструкций изготовляет механический завод строительства Москва — Волга.

Все оборудование и все конструкции канала должны быть смонтированы и опробованы к весне 1937 г.

Мост Ленинградского шоссе, пересекающий канал, весит 1 785 т.

Мост Савеловской железной дороги через канал у шлюза подле ст. Влахернская — 2 556 т.

Большой оригинальностью отмечены металлоконструкции сооружений канала.

Впервые в гидротехнической практике ворота верхних голов шлюзов исполнены в виде сегментного затвора — металлического каркаса, обшитого деревянными брусьями. Выпуклая его сторона обращена в сторону напора воды. Затвор опускается в расположенную ниже дна шлюза бетонную нишу электролебедками при помощи цепей Галя. Тогда суда могут войти в шлюз или выйти из него. Для впуска воды затвор поднимается на различных шлюзах канала от 80 до 160 см.

Такая конструкция позволила отказаться от водопроводных галлерей для наполнения шлюза, уменьшить объем бетона и вес металла в затворах, облегчила механизмы и уменьшила подъемные усилия.

Новостью в гидротехнике являются также и аварийные «откатные» ворота у аванпорта.

Кадры строительства

Строительство канала не имело вначале необходимых для возведения сложных технических сооружений кадров квалифицированных рабочих, оно само подготовило и обучило эти кадры.

В Дмитрове и в районах стройки были созданы курсы, подготовляющие специалистов сорока трех основных строительных специальностей. На них с трассы были взяты лучшие производственники. Так стройка получила: прорабов, младших и старших техников, десятников различных специальностей, лаборантов по бетону и грунтам, машинистов и кочегаров для экскаваторов, слесарей, электромонтеров, монтажников и мотористов, шоферов и электросварщиков.

Значительная часть этих людей до прихода на стройку Москва’— Волга не только не имела какой-либо специальности, но и вообще не знала, что такое труд.

В числе строителей канала, получивших на стройке технические знания, специальность, — 3 512 женщин и 7 569 строителей различных национальностей Союза.

Помимо кадров, подготовленных на курсах и в порядке бригадного ученичества, большое число строителей канала окончили к ноябрю 1936 г. кружки технического минимума семидесяти пяти специальностей.

Производственные рекорды

В работе строительства канала Москва — Волга имеется ряд производственных достижений.

В стахановский трехсуточник в мае 1936 г. экскаватор Ковров-ского завода — Ковровец-30, под управлением машинистов Рыбалко и Афонина в песчаном забое на Кухоловской дамбе Оревского района, работая с автотранспортом, поставил всесоюзный рекорд выработки, дав 6 153 м3 вынутого грунта при норме в 2 500 м3.

В эти же дни на гравийном карьере «Табор» советский полноповоротный гусеничный экскаватор «ППГ-80», управляемый машинистами Алексеевым и Суздальцевым, работая ковшом-лопатой при норме в

1    700 м3, также поставил всесоюзный рекорд — 5 328 м3 Вынутая гравийная масса отвозилась от снаряда автомашинами.

Тогда же в Восточном районе машинисты Федченко и Дмитриенко на американском экскаваторе «Рустон-4» с малым ковшом емкостью 0,38 куба, работая на глино-песчаном грунте лопатой при автоотвозке, дали выработку в 1 727 Это был мировой рекорд.

Лучшие экскаваторы трассы не только удержали свои рекордные показатели. Машинист Рыбалко в паре с машинистом Бриль на Ков-ровце-30 перекрыл свой майский рекорд. Высшая выработка, которой он достиг 17 июня 1936 г. — 7 672 м3 — в три с лишним раза больше июньской нормы Ковровца в 2 500 м3.

В сентябре в Центральном районе каменщик Рассказов с двумя подручными укладывает вместо 1 900 — 8 272 штуки кирпича, Кучеров с одним подручным, при задании в 2 080 штук—10 032, Орлов с одним подручным — 10 573, а братья Белоглазовы на Икше дают по 8 000 штук кирпича за смену при норме в 1 380.

29 августа механизированный бетонный завод на Икше, при пяти бетономешалках в 2 000 л каждая, установил союзный рекорд, выдав шлюзу 3 140 м3 бетона за сутки при проектной мощности завода в 2    600 кубов. Бетон подавался ленточными транспортерами.

Научная мысль на строительстве

Применение на практике новых гидротехнических конструкций, производство бетонных и других работ при необычных объемах строительства невозможны без солидной организации научно-исследовательской базы.

Строительство имеет специальные производственно-исследовательские лаборатории по гидротехнике и грунтам и Центральную бетонную лабораторию с химическим отделением.

На зеркальном гидравлическом лотке производственной лаборатории производятся разнообразные исследования плотин, гасителей энергии, сифонов, водосбросов и других гидросооружений. В двух огромных шлюзных лотках изучаются условия шлюзования судов различных типов, всевозможные водопроводные галлереи, гасители скоростей затворов шлюзов; на дамбовом лотке исследуется фильтрация и различные конструкции экранов и понуров земляных дамб и плотин.

На строительстве широко развернулась научная мысль.

Так, сконструирован для насосных станций мощный пропеллерный насос с поворотными лопастями, с рабочим колесом в два с половиной метра в поперечнике. Испытания его модели дали результаты, превышающие показатели заграничных моделей.

Бетонной лабораторией успешно разработаны вопросы примеси трепела к цементу, предохраняющей бетон от выщелачивания и уменьшающей расход цемента. Сконструированы различные типы вибраторов для уплотнения бетона. Разработана математическая теория их применения.

Отделения бетонной лаборатории имеются в районах стройки. На механическом заводе строительства работает конструкторское бюро.

Все техническое оснащение канала Москва — Волга — механизмы, моторы, металлоконструкции, электрооборудование — целиком советского производства. Многие конструкции на канале применяются впервые в Союзе я в мировой гидротехнической практике.

Изобретательство и рационализация

Громадные объемы земляных работ и тяжелые грунты, наряду с оснащением стройки мощными механизмами, вызвали необходимость применить существующие и изобрести новые различного рода простейшие приспособления, облегчающие труд землекопов и повышающие выработку.

Строительство прибегло к выявлению творческой технической мысли строителей.

1934 г. дал 3 104 рационализаторских предложения от 1 744 строителей канала—рационализаторов и изобретателей; 950 из них были приняты и 650 внедрены на производстве.

Темы и характер предложенных конструкций, изобретений и усовершенствований крайне разнообразны: от улучшения простой лопаты до сложнейших механизмов.

Основной задачей первого периода стройки была механизация подъема грунта из котлованов и отвозка его в места свалки — на кавальеры. Она была разрешена применением различных землетасок и подъемников.

Стахановское движение на канале и освоение трассой новейшей техники механизированных строительных работ вызвали новую волну изобретательства и рационализаторских предложений.

Темы их: авторазгрузка транспорта, отвозящего грунт; обогащение инертных материалов.— отсев гравия, промывка его, транспортирование; способы ускорения кладки бетона — применение вибраторов, усовершенствование опалубок и армирования. Создание конструкций и приспособлений по холодной и горячей обработке металла.

Наибольшего развития рационализаторская работа строителей достигла к лету 1936 г. За первую половину его от 1 848 авторов получено 3 011 рационализаторских предложений. Из них принято 1 562 и внедрено 1 239. Общее количество рационализаторских предложений с конца 1933 г. по осень 1936 г. достигает 10 000. Стройка применила и освоила из них 3 067. Получены они от 6 372 строителей.

Печать на стройке

Москваволгострой НКВД, строительство канала, имеет свою широко разветвленную печать.

Она разнообразна по формам — от массовой газеты для лагерников-строителей, издаваемой культурно-воспитательным отделом Дмитлага НКВД, до узко-специального технического журнала, распространяемого по всему Союзу.

В Дмитрове издается газета строителей «Москва-Волгострон» и ежемесячный гидротехнический журнал.

В Дмитрове же сосредоточены все издания лагерной печати. На Белморстрое выходила лагерная газета «Перековка». Газета культурно-воспитательного отдела — КВО Дмитлага НКВД выходит под тем же наименованием. «Перековка» имеет 6 000 лагкоров по всей трассе, своих уполномоченных в каждом уголке строительства.

Темпы и условия стройки сообщили ее печати большую оперативность. В месяцы особо напряженных работ на ответственных участках строительства выходили специальные издания — «Перековка» на Икше при полевом штабе строительства, «Перековка» в Центральном районе и т. п.

В стахановский семидневник августа 1936 г. тысячи листовок сбрасывались на трассу с самолетов, и строители канала отвечали на них сотнями производственных обязательств, миллионами кубометров вынутого грунта, тысячами кубометров уложенного бетона.

Кроме «Перековки», КВО Дмитлага периодически издаются: газета «Канал Зарбдары», специальная газета для рецидивистов, осужденных по 35-й статье, — «Перековка тридцатипятника», газета для неграмотных — «Долой неграмотность» с ежемесячным приложением методического листка, и женская газета «Каналоармейка».

На канале два года выходит ежемесячный лагерный литературно-художественный журнал «На штурм трассы» и серийная «Библиотека Перековки».

Оба эти издания выросли при личном участии Алексея Максимовича Горького, уделявшего исключительное внимание каналоармейской литературе.

И журнал, и библиотека делаются силами самих лагерников — поэтов и прозаиков, и печатаются в Дмитрове в лагерной типографии. Они богато иллюстрированы художниками-каналоармейцами Центральной художественной мастерской Дмитлага и тщательно оформлены полиграфически.

Двадцать восемь номеров журнала и более пятидесяти выпусков «Библиотеки Перековки» уже теперь представляют собой своеобразную историю строительства, запечатленную в художественных формах.

 

Канал Москва — Волга