Статистика:

Search

ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА

Каждая эпоха запечатлевала себя в памятниках зодчества, которые отражали культуру своего времени, социальный строй, общественные отношения.

Свою архитектуру, свой стиль, свою застывшую музыку, выражающую революционный пафос, создала и эпоха социализма. Театры и стадионы, дворцы советов и дома пионеров, академии и библиотеки –сотни сооружений, воздвигнутых в то время в стране, несут черты культуры того времени. Величественным памятником этой эпохи вошел в историю архитектуры и канал Москва-Волга.

К пуску канала были доведены до своего логического завершения не только гидротехнические сооружения, скрытые в своем большинстве зеркалом воды, но и архитектурно и художественно оформленные надводные объекты. Проекты и чертежи воплотились в натуру – в железобетон, в камень, стекло и художественную отделку.

Последние дни были едва ли не самыми волнующими для коллектива архитекторов, когда одно за другим выходили из лесов сооружения, когда величественно и ярко вырисовывалась архитектурная панорама канала и возникали знакомые по проектам и фотоснимкам образы насосных станций, водоприемников, зданий распределительных устройств и трансформаторных мастерских.

Канал – единое сооружение, но это единое сооружение тянется на 128 километров. По трассе канала расположены сотни гидротехнических сооружений и эксплуатационных зданий. Каждое из них требовало индивидуального решения, но решения такого, которое логически вытекало бы из всего архитектурного комплекса.

Особо нужно остановиться на скульптуре и живописи канала. Скульпторы и художники в многочисленных скульптурах, барельефах, эмблемах и росписи отобразили лучших людей того времени: героических летчиков, ударников, чекистов и строителей. Завершающими и основными элементами в архитектуре канала являются монументы Ленина и Сталина.

8 августа 1935 года Генрих Ягода выбирает место для установки величественных скульптурных изображений Сталина и Ленина по берегам аванпорта, при входе из Волги в канал. Монументы вождей поручают создать скульптуру Меркурову. По эскизам Меркурова в разное время были созданы многие монументы вождей, в числе которых самые крупные на территории СССР. Первый по величине – монумент в Ереване (высота 49 метров с постаментом; 1951 год). Еще два возвышались на входе в Канал имени Москвы (высота 25 метров с постаментом; 1937 год).

Выполненные в граните монументы должны были представлять грандиозные по силе художественного влияния и смелые по строительной технике сооружения.

С.Д. Меркуров так говорил о своей работе: «Ленин взят в момент речи, в момент обращения к массам, так, как я видел его в 1919 году. Фигура его собрана в одном волевом порыве, голова в энергичном полуповороте. Распахнувшиеся полы пиджака, выдвинутая вперед левая нога подчеркивают физическую и духовную силу фигуры. Таким образом, монумент должен не только сохранить портретный облик Владимира Ильича для потомков, но и воплотить победоносные идеи социалистической революции. И.В. Сталин изображен стремительно шагающим вперед твердой, уверенной поступью. Правая рука его привычным жестом заложена за борт тужурки, левая сжимает свиток Конституции. В спокойном выражении лица переданы величие и стальная воля вождя трудящихся».

Основанием для гигантских фигур являются постаменты, высота которых над уровнем земли со стороны переднего фасада равна 10,5 метра.

Прилегающие к монументам площадки архитектурно оформлены. В планировке площадок у монументов Ленина и Сталина выделены верхние и нижние террасы, образованные целой системой подпорных стен, лестниц и уступов, облицованных гранитом. Постамент также облицован гранитом со всех сторон. Особое значение имела конструктивная часть монументов. Она призвана была обеспечить сооружению надлежащую устойчивость, прочность и долговечность.

Первой трудностью, с которой пришлось встретиться строителям, был выбор наиболее целесообразного и надежного фундамента. Глубокое залегание материкового грунта вызывало необходимость строить либо на сваях и опускных колодцах с минимальными земляными работами, либо вскрывать котлован на всю высоту и производить работы в открытую. Был разработан ряд вариантов фундаментов, вычислены сравнительные затраты. По первоначальным подсчетам, наименьшая стоимость была определена для варианта свайного основания. По этому варианту предполагалось пробурить грунт, а 120-150 образовавшихся отверстий залить бетоном по методу т.н. «свай Штрауса». Это решение было наиболее правильным, однако наблюдать за набивкой свай по их высоте не представлялось возможным, а наличие пустот и воды не давало полной уверенности в высококачественном выполнении работ. Неуверенность заставила вовсе отказаться от свайного варианта. Было принято решение пойти на открытый способ, который был несколько дороже, но давал полную уверенность в прочности и надежности фундамента.

Фундаменты монументов заложили на глубине 11 метров от поверхности земли на плотном грунте верхней морены. Для закладки каждого фундамента потребовалось вырыть котлованы объемом в 6-7 тысяч кубометров каждый. Фундаменты и постаменты выполнены в виде пустотелых железобетонных коробок с массивными стенками, толщиной до 2-х метров. Основанием фундаментов являются железобетонные плиты толщиной в 2 метра. Объем бетона фундамента и постамента для монумента Ленина равен 1050 кубометрам, для монумента Сталина – 1990 кубометрам.

Полный объем бетона по всему комплексу узла у монумента Ленина равен 1950 кубометрам, у монумента Сталина – 3120 кубометрам. Гранитной облицовки постамента и подпорных стенок пошло всего около 2400 квадратных метров. Необычайные размеры сооружения, весьма короткие сроки выполнения заставляли максимально напрягать все силы проектировщиков и строителей на достижение совместной цели – окончания строительства монументов в срок и с отличным качеством.

Высота фигур вождей равна 15 метрам. Фигуры разбиты горизонтальными швами на отдельные пояса высотой один метр. Каждый пояс состоит из нескольких камней весом 4-8 тонн. Головы фигур выполнены из целых камней. Внутри фигур между камнями – свободное пространство, армированное и залитое бетоном, благодаря чему образуется прочное ядро, к которому прикреплены отдельные камни фигур.

Вес фигуры Ленина равен 450 тонн, фигуры Сталина – 540 тонн. Самым ответственным моментом было поднять и закрепить 22-тонные головы вождей на 25-метровую высоту.

На Дмитровском механическом заводе НКВД для подъема головы был создан специальный механизм. Прежде чем поднять эти фрагменты скульптуры, решили попробовать поднять глыбу, которая была намного тяжелей головы. При испытании глыба упала на землю.

О происшедшем доложили начальнику строительства, руководителю ГУЛАГа Берману, который сказал коротко и ясно: «Если голова упадет, ваши полетят тоже!»

Забегая чуть вперед, отметим, что голова вождя при монтаже монумента удержалась, и все другие тоже, кроме головы Бермана, которую позже признали «вражеской». А голова с монумента Сталина упала значительно позже.

Для возведения фигур были построены деревянные леса высотой 30 метров. Для подъема отдельных камней и головы фигур были применены лебедки грузоподъемностью до 35 тонн, смонтированные на катках-тележках. С помощью этих тележек поднятые камни перемещались вдоль лесов к месту их установки. Перед подъемом камней и головы подъемные устройства были подвергнуты повторному, специальному испытанию увеличенной нагрузкой.

Возведение грандиозных монументов, особенно ввиду новизны этого дела, встретило значительные затруднения в процессе работы. Однако коллектив строителей стремился к устранению всех трудностей и добился выполнения задач в отведенные сроки.

Очевидцы тех событий, проходя вдоль трассы канала, могли увидеть, как огромное количество людей работало на этом объекте. Воды в канале тогда еще не было, и усердные, старательные зэки в котлованах канала и памятников напоминали муравьев. В 1937 году на жаре зубилом и молотком заключенные тесали гранит под монументы Ленина и Сталина. Руки и лица каменотесов были иссечены осколками, пот лил градом, но работали они напряженно и производительно. В то время они зарабатывали по 6-8 рублей в день.

Позже канал стал любимым местом отдыха жителей. Монументы вождей освещались прожекторами, кругом были проложены аккуратные скверы, дороги, а прилегающая территория благоустроена и озеленена. До сих пор застывшая музыка, как называют порой архитектуру, несет в себе отпечаток величавой монументальности того далекого романтично-трагичного времени.

РОЖДЕНИЕ «МОСКОВСКОГО МОРЯ»

Так называли период заполнения водохранилища водой в столичных газетах. С тревогой и нетерпением ждали строители 23 марта 1937 года. В этот день, в 10 часов 30 минут начался спуск последнего из четырех донных щитов колоссальной Волжской плотины. В 10 часов 37 минут 120-тонная железная заслонка закрылась наглухо. Великая русская река впервые за свое существование прекратила вековечное течение.

В 10 часов 40 минут щит приподнялся на 25 сантиметров, плотина стала пропускать лишь ту воду, которая необходима была для судоходства и водоснабжения Волги ниже деревни Ново-Иваньково. Остальная вода пошла на накопление Волжского водохранилища – самого большого на канале Москва-Волга.

26 марта строители канала Москва-Волга заканчивали последние взрывные работы на перемычке. Вешние волжские воды, перекрытые 23 марта плотиной, стали подниматься, чтобы заполнить огромный водоем, созданный строителями. Вода поднялась на 5 метров. До заполнения аванпорта ее уровень должен повыситься всего лишь на 1,12 метра. Аванпорт предполагалось затопить вечером 27 марта.

27 марта на всех участках гидротехнического сооружения был опубликован приказ начальника строительства Москва-Волга Бермана, который, в частности, подчеркивал: «Сооружения канала будут опробованы и проверены самым строгим приемщиком – волжской водой».

Последние несколько дней Волга пыталась свести счеты со строителями канала. Начиная с того момента, как в Волжской плотине были закрыты щиты, вода интенсивно прибывала. Она угрожала затопить аванпорт и ринуться в русло канала раньше, чем он будет полностью подготовлен к приему воды. Строители день и ночь готовили трассу канала и одновременно зорко следили за поведением вешних вод. Река заставляла людей работать быстрее. Вода шла по пятам строителей. Но ни на минуту не создавалось положение, при котором люди были бы вынуждены отступить перед стихией. Волга была в руках у строителей, и они хладнокровно управляли рекой. По мере подъема уровня воды мощные портальные краны поднимали щиты, закрывающие плотину. Волжская вода с огромной силой скатывалась в нижний бьеф реки и неслась к Кимрам и Рыбинску. Но упустить весь паводок было нельзя. Задача людей, построивших новый водный путь, состояла в том, чтобы наполнить вешней водой «Московское море» – этот питательный центр канала и аванпорт.

В «Московское море» вода поступала уже несколько дней. Предстояло наполнить аванпорт и часть канала до заградительных ворот. Наступил момент, когда аванпорт был полностью готов к приему воды. Теперь все напряженно ждали сообщения о готовности заградительных ворот.

Назначение ворот, расположенных в нескольких сотнях метров от аванпорта, – закрывать доступ воды в канал. Монтаж ворот велся уже несколько дней. Было ясно, что он будет закончен к сроку. Но будет ли закончена обивка ворот? Важно, чтобы через них не просачивалась вода. Обивкой руководил прораб Георгий Скрипкин. Четверо суток его бригада работала, ни на минуту не покидая своего ответственного поста. Бригада Скрипкина шла вслед за монтажниками. Обивка была закончена спустя пять часов после окончания монтажа ворот. Позже стало известно, что за ударную работу Скрипкин, бывший конокрад, представлен начальником строительства к досрочному освобождению.

В шесть часов утра 27 марта вода у плотины поднялась до отметки 116,60 (выше уровня «Московского моря»). Стоило горизонту воды увеличиться всего на 10 сантиметров – аванпорт начало бы заливать, что было пока преждевременно. Но из четырех щитов плотины закрытым остался лишь один. Два щита были подняты на 1 метр каждый, третий – на 1 метр 75 см. Такое положение щитов исключало возможность дальнейшего подъема воды. Пользуясь этим, на дно аванпорта в последний раз спустились люди.

Работа по сооружению аванпорта началась еще в июле 1934 года. Здесь было выбрано около 2,5 миллионов кубометров земли. В эти дни аванпорт представлял собой выемку с береговыми откосами, вымощенными камнем. Болотистое дно выемки было испещрено следами тысяч человеческих ног.

В восемь часов утра началось затопление аванпорта. В это время уровень воды у плотины был на 7 см выше уровня дна аванпорта. Вода медленно начинает поступать в аванпорт. Вот она уже добирается до двух катеров, стоящих на дне. В 9 часов30 минут утра один из щитов плотины опускается на 75 см. Вода начинает прибывать быстрее. Под звуки оркестра со дна аванпорта выезжают последние подводы. Местами лошади идут по брюхо в воде. 10 часов утра. Вода ясно очерчивает границу аванпорта. Течение становится более быстрым. Кое-где плывут бревна. Команда катеров готовится «выйти в плавание» и начать уборку водного зеркала. Постепенно волжские воды подходят к шлюзу №1 и заградительным воротам. Волга идет в канал. Скоро Волга будет соединена с Москва-рекой и по каналу пойдут в столицу первые теплоходы.

28 марта. Волжская вода, заполняя аванпорт, вплотную подошла к аварийным воротам и продолжает заполнять водохранилище «Московское море». Глубина воды в аванпорте и у ворот к вечеру достигла четырех метров.

В этот же день в районе Волжского узла произошел любопытный случай. Группа строителей, занимаясь очисткой зоны затопления, обнаружила, что на месте бывшего села Никольское остался один дом, в котором живет одинокая старушка. Не веря, что ее родное село и соседний город Корчева окажутся под водой, бабушка медлила с переселением в Кимры, где для нее был построен дом. Но вот вода начала усиленно прибывать, и последняя жительница села Никольского была благополучно спасена и доставлена в Кимры. А уже на другой день местность, где когда-то находился город Корчева, села Никольское, Бревново, Новоселье, Иваньково, деревни Малая Крева и Большая Крева, а также и 106 других поселений, оказалась под водой. Здесь отныне Волжское водохранилище и аванпорт канала Москва-Волга.

29 марта горизонт воды в верхнем бьефе Волжской плотины поднялся на 56 см. Быстрый подъем воды угрожал затоплением районов, еще не подготовленных к приему воды. По тревоге на трассу были вызваны все заключенные лагеря. Через несколько минут каналоармейцы были на местах и приготовились к борьбе со стихией. Но все обошлось как нельзя лучше. В течение нескольких часов строители при помощи щитов плотины непрерывно регулировали горизонт воды. И вот уровень воды в аванпорте и «Московском море» достиг почти проектной отметки. Как только уровень поднялся еще на 70 см, прием волжских вешних вод был закончен. В это время в нижний бьеф реки через водосливные отверстия плотины каждую секунду сбрасывалось 3.500 кубометров воды.

29 марта, в 6 часов вечера, глубина воды в аванпорте достигла 4 метров 80 см, что уже позволяло пройти трехпалубному пароходу. От шлюза №1, расположенного на правом берегу Волги, до аварийных ворот канал на протяжении 28 километров заполнен водой. Глубина канала здесь 5,6 метра. Аварийные ворота сдерживали волжские воды от поступления в канал до шлюза №2 и далее до заградительных ворот перед шлюзом №3. Этот участок канала протяженностью 39 километров, и пока сюда не приняли воду, строители заканчивали последние земляные работы.

От заградительных ворот перед шлюзом №3 и до шлюза №5 в канал на протяжении 28,3 километров были приняты вешние воды рек Яхромы, Скородайки и Пьявицы. Между шлюзом №5 и шлюзом №6 воды пока не было. Длина трассы канала здесь составляет 2,6 километра. Во всех пяти водохранилищах наполнение началось еще в прошлом году. Из 49,9 километров, отделяющих шлюз №6 от шлюза №7, под водой к тому времени находится 47,8 километров трассы. Вскоре будут соединены Клязьминское и Химкинское водохранилища и вода заполнит пустующий сейчас небольшой отрезок канала между ними. С Москва-рекой канал соединяется около подмосковного села Щукино. Здесь находится восьмой шлюз. Участок канала от шлюза №7 до шлюза №8 протяжением в 2,2 километра пока не был заполнен. За шлюзом №8 в канал уже были приняты воды Москвы-реки. Глубина здесь 6 метров. Таким образом, на всей трассе канала оставалось наполнить водой около 45 километров. Основную массу вешних вод канал уже принял. Перед строителями стояла задача в срок закончить монтаж насосных станций и распределительных устройств.

А волжская бетонная плотина, начиная с 23 марта, с успехом выдерживает колоссальный напор воды. Испытание водой это мощное гидротехническое сооружение выдержало блестяще.

30 марта сооружения Волжского узла осматривала высокая правительственная комиссия. Отзывы в адрес строителей были одобрительными.

17 апреля 1937 года Герой Советского Союза Валерий Чкалов совершает воздушный полет вдоль нового канала Москва-Волга.

Курс самолета лежит вдоль трассы рядом с железной дорогой. Мелькают станции «Соревнование», «Темпы», на горизонте показывается темно-синяя гладь Московского моря. Канал обрывается, и перед летчиком открывается колоссальная водная равнина. Направо уходит Волга. Ее путь прегражден железобетонной плотиной. Через ее пролеты каскадами низвергается вода и, пенясь, бежит по новому руслу. Тысячи бревен, принесенные вешними водами, теснятся у плотины. Маленький буксир отводит к берегу лесные материалы, расчищая Московское море. Весело снуют лодки и катера. Чкалов делает несколько кругов над Волжским узлом. Полет продолжался 2 часа 40 минут. Впечатления Чкалова от увиденного были самые восторженные.

КАНАЛ ОТКРЫТ!

После открытия канала Москва-Волга заместитель комиссара НКВД СССР, начальник строительства М.Д. Берман, вспоминая о пройденном пути, говорил, что пуск этого сооружения является воплощением в жизнь исторической мечты: на канале Москва-Волга открывается нормальное пассажирское и грузовое движение.

Он в частности отмечал, что первенец – Беломорско-Балтийский канал имени Сталина – дал возможность пароходам проходить по новому пути длиной в 228 километров из Ленинграда в Белое море, не огибая Скандинавский полуостров.

Касательно сроков строительства канала Москва-Волга подчеркивалось, что с момента начала работ до сдачи в эксплуатацию прошло всего четыре года и восемь месяцев. Действительно, срок для такого грандиозного сооружения исключительно короткий. Пуском канала Москва-Волга в эксплуатацию одновременно разрешались три важнейшие задачи: 1) обеспечивалось полное и бесперебойное снабжение волжской питьевой водой жителей Москвы и удовлетворялась растущая потребность в воде промышленных предприятий столицы; 2) был создан глубоководный, судоходный путь, соединяющий столицу с Волгой; 3) Москва-река и ее притоки получили для своего освежения и обводнения дополнительное количество воды.

Завершение строительства канала – одного из крупнейших гидротехнических сооружений в мире – явилось триумфом индустриализации, подтверждением технического могущества страны.

Что же дало возможность вести это грандиозное строительство ускоренными темпами, преодолевать трудности в ходе самого строительства, в срок и качественно завершить отличные сооружения, красиво их архитектурно оформить и выполнить всю работу в пределах утвержденной правительством сметы?

Первым и важнейшим условием успеха, по мнению Бермана, является то, что ЦК партии, Совнарком и лично Сталин проявляли исключительную заботу и внимание, оказывали помощь и поддержку коллективу строителей. Коллектив чувствовал в своей практической работе энергичную помощь и заботу о стройке со стороны Молотова, Кагановича, Ежова и Хрущева. Эта забота вдохновляла строителей, и они работали с максимальным подъемом и энергией.

Второе условие, обеспечившее победу строителям канала, как отмечается начальником строительства, заключалась в том, что за годы исторических пятилеток была создана могучая социалистическая индустрия, а советские заводы дали строительству сложнейшие механизмы. Берман отмечал, что на стройке работали 171 экскаватор, 191 гидромонитор, 1600 автомобилей, 225 паровозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов и других механизмов. Эти данные представятся в несколько ином свете, если учесть, что первые два года на этапе трудоемких земляных работ преобладал в основном ручной труд.

Третье условие победы, как отмечалось начальником стройки –создание нашей страной прекрасной технической интеллигенции. Молодые инженеры-энтузиасты, пришедшие на канал прямо со студенческой скамьи, действительно сумели эффективно организовать труднейшие технологические процессы, разумно сочетая труд тысяч людей с работой механизмов. Неоспорим тот факт, что канал Москва-Волга построен исключительно советскими инженерами, советскими механизмами, из советских материалов, а по всей 128-километровой трассе нового водного тракта – от Иваньково до столицы – стоит марка только отечественных заводов. Строители канала, и это факт, обошлись 6ез консультации и экспертизы зарубежных специалистов, а Волжская намывная плотина и Сестринские намывные дамбы могут служить неплохим образцом для иностранных коллег.

Необходимо отметить, что на стройке канала, наряду с инженерами, техниками, наркомвнудельцами, вольнонаемными рабочими и служащими, работали (преимущественно на массовых земляных и других работах) тысячи заключенных, осужденных за различные преступления. Правда и то, что многие из заключенных стахановским трудом искупили свою вину перед народом, заслужили льготы, многие бывшие преступники получили здесь путевки в жизнь. И это было бы недалеко от истины, если бы не слово «вина». Как предъявлялись обвинения в то время, говорилось выше.

Четвертое условие, обеспечившее успех работы, как отмечалось Берманом, состояло в том, что канал строила вся страна. Десятки фабрик и заводов с любовью и заботой изготовляли сложнейшие механизмы, агрегаты, затворы шлюзов, моторы и различные строительные материалы. Заказы для канала выполняли рабочие, инженеры и техники предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова, Краматорска, Днепропетровска, Коврова, Вольска, Урала, Новороссийска…

Пятым условием успешного завершения работ начальник строительства назвал огромную помощь со стороны железнодорожного транспорта, возглавляемого наркомом Л. М. Кагановичем. Достаточно напомнить, что на стройку было завезено огромное количество цемента, железа, горючего, камня, песка, гравия, леса и других грузов.

Но есть и другие цифры. Узниками Дмитлага были представители 46 национальностей, в большинстве своем русские, украинцы, белорусы. Были там евреи, цыгане, выходцы из кавказских, среднеазиатских и других республик Советского Союза и даже граждане иностранных государств. Были и мужчины, и женщины, как не достигшие 16 лет, так и пожилые, и без образования, и с образованием вплоть до академического.

На строительстве в разные годы работали от 10 тысяч человек и почти до 200 тысяч. С 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года в Дмитлаге, по официальным данным, умерло 22842 человека.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

По своему техническому решению канал Москва-Волга представляет собой сложный комплекс из двухсот восьмидесяти различных сооружений. Трасса его пролегает через Дмитровскую гряду, образуя как бы огромную водную лестницу. Волжская вода к Москве идет не самотеком, а перекачивается с одной ступени на другую мощными насосными станциями. Таких станций на канале пять. Они расположены у второго, третьего, четвертого, пятого и шестого шлюзов. Пять насосных станций канала, оборудованных пропеллерными насосами, должны подавать 8100 ведер воды в секунду. Это в 5-6 раз больше количества воды, которое Москва-Волга расходует за секунду в летнее время.

Со строительством гидроузлов у Рыбинска и Углича и прокладкой канала Волга-Дон, Москва через канал Москва-Волга соединяется с пятью морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным. Пропускная способность канала в одну сторону за год составляет 15 миллионов тонн. Преграждая долины рек плотинами, строители создали семь огромных водных бассейнов – водохранилищ. Для очищения зоны затопления водохранилищ и трассы канала строители перенесли на новые места 203 селения и город Корчеву, всего около 40000 строений.

Чтобы иметь представление об объемах строительства, надо вспомнить следующие цифры. Земляных работ по выемке выполнено 151 млн кубометров и по насыпке – 50 млн. Бетона уложено три миллиона кубометров.

Для стройки канала потребовалось 850.000 тонн цемента, 110.000.000 штук кирпича, около двух миллионов кубометров камня, свыше пяти миллионов кубометров гравия и т. д.

В качестве справки также следует отметить, что для строительства сооружений и архитектурного оформления канала необходимы были многие тысячи тонн металлопроката и цемента. И это не просто цемент, а пять его различных высококачественных марок.

Специальные гидротехнические нужды требовали подчас исключительно высокого качества даже таких обычных строительных материалов, как дерево.

Фермы Томаса, деревянные звенья разборных ремонтных плотин в опущенном состоянии находятся под водой. Их материал должен предельно противостоять гниению. Только один сорт, одна порода дерева подходила для этой цели – лиственница, опущенная в воду или погруженная в землю, обладающая большим удельным весом, громадной плотностью и смолистостью. Она почти неразрушима. Скиты сибирских старообрядцев, срубленные из нее, простояли века.

Великолепное 10-метровое бревно везли к железной дороге двумя парами лошадей часто за двадцать километров. 7000 кряжей отборной лиственницы получил канал для ферм Томаса с Урала и из Восточной Сибири. Для обшивки сегментных затворов и створок шлюзовых ворот 5000 кубометров высокосортного дуба дали заготовки под Киевом, из Техлермановского леспромхоза подле Борисоглебска, из районов Олевска в Винницкой области и леспромхозов Белоруссии. Для ответственных отделочных работ в эксплуатационных зданиях каналу потребовались столярные сосновые доски радиальной распиловки.

Шлюзы, плотины, насосные и гидроэлектростанции канала потребовали огромного количества металлоконструкций – 50478 тонн.

Рогожа – кажется, простая вещь. А на стройке во время штукатурных работ она стала целой проблемой. Ее требовалось до полумиллиона метров. Доставляли ее с Урала, из Татарии и Башкирии.

Или, скажем, соломенные маты, которыми для утепления при зимней кладке бетона укрывались сооружения. Их требовалось 300 тысяч квадратных метров ежегодно. И колхозники Московской области полностью обеспечили ими строительство.

На последнем этапе на трассу для облицовочных работ отовсюду прибывал естественный строительный камень. Общая площадь облицовочных работ достигает на сооружениях канала 50 тысяч квадратных метров. Одних только ступеней для лестниц – девять километров.

С Украины и Крыма везли гранит различных расцветок, лабрадор разных тонов, украинский диорит, отличающийся темно-зеленым цветом. С разработок из-под Тарусы доставляли белый камень.

ПЕРВОЕ ШЛЮЗОВАНИЕ

Для эксплуатации на канале Москва-Волга задолго до его пуска Наркомвод заложил большой пассажирский, буксирный и технический флот. Оперативно было построено 41 судно, в том числе 4 землесоса, 1 грузовой пароход «Алексей Стаханов», несколько барж, брандвахт, моторных лодок и глиссеров. Для пассажирского судоходства были построены комфортабельные теплоходы дальнего следования: «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин». Мощность двигателей каждого теплохода – 800 лошадиных сил. На судах этого типа были предусмотрены рестораны, звуковое кино, салоны для отдыха, комфортабельные каюты. Каждый теплоход был рассчитан на 210 спальных мест.

17 апреля состоялось первое шлюзование. В 18 часов 40 минут этого дня были открыты нижние ворота шлюза №1 на Волге. В камеру шлюза под звуки оркестра вошел пароход «Плеханов», встреченный продолжительными аплодисментами собравшихся каналоармейцев и вольнонаемных рабочих.

18 апреля. Произведено шлюзование 17 барж, прибывших из Рыбинска. Баржи вошли в аванпорт и вскоре будут использованы для перевозки строительных материалов.

24 апреля через Волжский шлюз №1 было пропущено несколько судов. Из Калинина в нижний бьеф Волги прошли пароход, 2 буксира и 6 барж. Днем в Волжском районе было получено сообщение о том, что к шлюзу приближается флотилия канала, вышедшая на днях из Сормово. Первым входит в шлюз флагман волжской флотилии – теплоход «Иосиф Сталин». Следом идет теплоход «Вячеслав Молотов». Нижние ворота шлюза гостеприимно открыты. Теплоходы направляются в камеру. В момент, когда теплоходы входят в шлюз, оркестр исполняет «Интернационал». Под аплодисменты и крики «Ура!» теплоходы пришвартовываются к стенкам шлюза. Нижние ворота шлюза закрываются. Поднимается сегментный затвор, и вода из верхнего бьефа начинает наполнять шлюз. Когда горизонт воды в шлюзе и в верхнем бьефе выравнивается, сегментный затвор опускается на дно. Теплоходы, провожаемые восторженными возгласами строителей канала, выходят в аванпорт. Вслед за этим начинается шлюзование остальных судов. А первые 5 судов флотилии уже находятся в аванпорте.

25 апреля через волжский шлюз №1 прошли буксирный пароход «Клара Цеткин» и 2 баржи.

27 апреля. Через волжский шлюз №1 было пропущено 6 пассажирских катеров, прибывших из Сормово.

С 28 апреля 1937 года волжский шлюз №1 ежедневно пропускает в верхний и нижний бьеф реки пароходы, катера и целые караваны.

30 апреля «Михаил Калинин» в сопровождении флотилии небольших катеров вышел в первый рейс по каналу Москва-Волга.

2 мая флотилия кораблей, прошедшая по каналу от шлюза №1, пришвартовалась у причала Химкинского речного вокзала.

14 июля выходит постановление ЦИК и СНК СССР, в котором руководству НКВД предписывается наградить ценными подарками и денежными премиями отличившихся на строительстве вольнонаемных работников. С заключенных, добровольно оставшихся для работы на канале, снимается судимость. Этим же постановлением 55000 заключенных за ударную работу на строительстве канала досрочно освобождаются. Всем освобожденным выдается специальное удостоверение как участникам грандиозной стройки, проездные билеты и награды в размере от 100 до 500 рублей.

К 15 июля 1937 года закончился период пуска и пробной эксплуатации канала. В Постановлении СНК и ЦК ВКП(б), подписанном Молотовым и Сталиным, говорилось: «Выслушав доклад начальника строительства М.Д. Бермана и председателя комиссии по приемке канала Москва-Волга С.З. Гинзбурга, постановили: Одобрить доклад правительственной комиссии и признать строительство канала законченным, а канал готовым к эксплуатации. Открыть канал Москва-Волга для пассажирского и грузового движения с 15 июля 1937 года».

КАРЛ КРИПАЙТИС, ИГОРЬ ИЛЬИНСКИЙ И ДРУГИЕ

С началом эксплуатации канала управление Волжским районом от чекистов постепенно переходит к гражданским лицам. Передается и нехитрое, нажитое за время строительства имущество Волжского района. Первым ступивший в сентябре 1933 на землю будущего Волжского района чекист Карл Крипайтис актом передает хозяйство своему коллеге Вольдемару Димзе.

«1938 года января 19 дня. Мы, ниже подписавшиеся, Начальник отдельного Волжского участка лейтенант Государственной Безопасности Крипайтис К.К., лейтенант Государственной Безопасности Димза В.А. на основании приказа по Управлению эксплуатации канала Москва-Волга и Дмитлага НКВД за №12 от 16 января с.г. составили настоящий акт в том, что сего числа из нас первый сдал, а второй принял дела и должность начальника Волжского участка.

Дела и должность начальника Волжского участка сдал лейтенант Государственной Безопасности Крипайтис.

Дела и должность начальника Волжского участка принял лейтенант Государственной Безопасности Димза.

Дела и материально-имущественные ценности по состоянию на 1-е января 1938 года находятся в ведении и под ответственностью следующих должностных и подотчетных лиц:

Начальник работ участка – Якушин;

Нач. тех отделения – Шавалин;

Нач. ФПЧ – Звоник;

Гл. бухг. участка – Отолвин;

Кассир – Димлер;

Нач. ППЧ – Ярошевский;

Нач. хозчасти – заключенный Старков;

Зам начальника УРЧ – Нериго;

Нач. КВЧ – Деницкий;

Зав. материальным складом КВЧ – Лесовой;

Нач. ТРО заключенный – Дуарский;

Нач. гужевой части – Палкин;

Нач. отделения кадров – Рагулин;

Секретарь нач. участка – Шиканов;

Нач. санчасти – Волкова;

Нач. железнодорожной ветки – Павлов

Нач. ЧТС – Пшеничный;

Нач. КВЧ – Грибанов;

Заведующий базой ЧСС заключенный – Авенесков;

Заведующий базой ЧТС – Савук;

Старший инженер Бика — Гусаковский;

Начальник комендантского лагерного пункта – Лазаренко;

Нач. командировки «Техника» – Чмарин;

Уполномоченный – Шимко».

Лейтенант ГБ Вольдемар Димза через полгода актом передает хозяйство, заметим, уже товарищу Ф.С. Карпову. Причем заодно с материальными и имущественными ценностями — и лошадей с людьми.

«Июля 1938 года 7 дня. Мы, нижеподписавшиеся, начальник Волжского участка, лейтенант Государственной Безопасности, Димза В.А. и вновь назначенный начальником Волжского участка товарищ Карпов Ф.С. составили настоящий акт в нижеследующем:

На основании приказа №232 от 1 июля сего года по Отдельному Дмитровскому участку лейтенант Димза сдал, а вновь назначенный начальником Волжского участка товарищ Карпов принял дела и должность начальника Волжского участка.

Списочный состав заключенных, согласно данным Учетно-распределительной части (УРЧ) и его строевой записки по состоянию на 1.07 сего года, составляет:

Мужчин – 474 человека,

Женщин – 13 человек.

Всего – 487 человек (строевая записка УРЧ прилагается).

Материальные и имущественные ценности находятся на ответственном хранении должностных и подотчетных лиц и передаются по состоянию на 1.07 с. года, согласно бухгалтерских записей и актов передачи материально-имущественных ценностей лагерного снабжения, хозяйственного обихода, инвентаря и лошадей с гужевым инвентарем, согласно приказа №230 от 29.06 сего года.

Поголовье конного парка по состоянию на 1.07 сего года составляет:

422 лошади и 79 жеребят.

К акту прилагается строевая записка УРЧ.

Список должностных лиц, у коих находятся дела частей Волжского участка.

Список ответственных хранителей и подотчетных лиц, у коих находятся на ответственности материально-имущественные ценности, с их расписками.

Сдал начальник Волжского участка лейтенант Государственной Безопасности Димза, принял вновь назначенный начальник Волжского участка тов. Карпов».

Объекты Волжского района – конечно, дело государственной важности, но, возводя эти грандиозные сооружения, власть не забывала и о людях, которым придется обслуживать все это непростое хозяйство.

Одновременно со строительством головного узла на правом берегу Волги строится районный городок. На Большой Волге располагалось управление строительством Волжского района, в сжатые сроки были построены клуб, школа, столовая, почта, детсад и другие социально-бытовые и культурные учреждения. Рядом с величественными сооружениями Волжского гидроузла постепенно рос и благоустраивался поселок Большая Волга. Было построено 59 зданий, из которых 38 жилых домов для работников канала.

Постоянного пассажирского сообщения между Большой Волгой и Дмитровом тогда не было, но периодически паровоз подцеплял несколько вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров.

Особенно красив был поселок летом. Пышно распускались деревья, перед жилыми корпусами и конторами были разбиты клумбы и газоны. Успешно работали в поселке почта и телеграф. Ежедневно жители получали 850 газет, 365 журналов, 250 писем, десятки посылок, телеграмм. Почти такое же количество корреспонденции отправляется отсюда в разные уголки страны. Большой популярностью пользовалась библиотека, которую посещали до 500 читателей. Книжный фонд составлял до 3700 экземпляров. Ежедневно библиотеку посещали 20-30 человек. На литературные вечера в библиотеку собирались до 200 человек. Детсад принимал 48 детей, и 57 малышей ходили в ясли. Работали различные кружки, были созданы коллективы художественной самодеятельности.

Вверх и вниз по каналу шли грузовые и пассажирские пароходы. Аванпорт Волжского района с двумя величественными монументами, над которыми совсем недавно трудились заключенные, и пристань «Большая Волга» в 1937 году стали местом съемки знаменитой кинокомедии Александрова «Волга-Волга», в которой блестяще сыграли Игорь Ильинский, Любовь Орлова, Мария Миронова и другие замечательные артисты.

Мирная жизнь тех лет почти не отличалась от сегодняшней. Люди учились, работали, влюблялись, воспитывали детей, отмечали праздники…

Встречу Нового 1941 года молодежь поселка Большая Волга организовала в клубе «Маяк». К 9 часам вечера там собралось около 300 человек. Новогодний бал проходил весело, играл духовой оркестр. Среди костюмов особенно отличались «турчанка» и «снегурочка». В перерывах между танцами участники самодеятельности выступали с юморесками. С художественными и балетными номерами выступили Прохоров, Широкова, Кирсанова. Под управлением Лозникова играл струнно-шумовой оркестр. Новогодний бал закончился далеко за полночь. Все желали друг другу счастья в наступившем году. У всех были планы на учебу, работу, летний отдых. Но летом грянула война…

ПРИФРОНТОВОЙ ПОСЕЛОК

Многие факторы, в числе которых и внезапность нападения, обеспечили немецким войскам в начале Великой Отечественной войны стремительность продвижения в глубь территории Советского Союза. Через несколько месяцев после начала военных действий поселок Большая Волга стал практически прифронтовым. Враг занял Калинин, Клин, шли бои под Конаково, немецкие мотоциклисты были замечены даже возле деревни Домкино. Вероятность прорыва немецких войск в зону стратегически важных объектов ВРГС вызвала необходимость принятия самых серьезных мер для надежной защиты сооружений. Со стороны Калинина (Твери) гидросооружения были прикрыты противоторпедной сетью, часть объектов была заминирована. На дамбе и берегу канала были срочно построены дзоты. Небо поселка от налетов вражеской авиации охранял зенитно-артиллерийский дивизион. Зенитчиков, среди которых было много девушек, то и дело поднимали по тревоге. Плотный огонь зениток не позволял немецким штурмовикам приблизиться к объектам Волжского узла и прорваться в сторону Москвы. На сборный пункт Большой Волги прибывали эшелоны сибиряков, тут же направлялись в сторону Конаково, Дмитрова и прямо с марша вступали в жесточайшие бои. В поселок ввели танки. Из школьников старших классов и женщин формировались истребительные батальоны, которые прочесывали лесной массив в поисках вражеских лазутчиков.

С первых же дней начала войны большинство кадровых сотрудников ВРГС были мобилизованы на фронт. Для тех, кто остался в поселке, наступили трудные военные времена. Женщины срочно осваивали новые профессии и занимали рабочие места ушедших на фронт мужчин. О тяжелом положении в октябре 1941 года говорит постановление Главного Комитета Обороны (ГКО), которое предписывало незамедлительно демонтировать Иваньковскую ГЭС и эвакуировать оборудование в глубь страны. Эвакуационные работы на станции велись круглосуточно, усилиями всех оставшихся в поселке специалистов.

В кратчайшие сроки узлы одного из агрегатов и часть электросетей демонтировали и погрузили на баржи. При взгляде на голые опоры в души людей закрадывалась тоска. В такие минуты в памяти людей всплывали фрагменты налаженной мирной жизни, вспоминались родные и близкие, ушедшие воевать с фашистами.

Баржи с оборудованием ушли вниз по Волге в сторону Казани. Там эвакуированным сотрудникам предстояло пережить тяжелый период зимовки и дождаться возвращения в родной поселок.

А поселок Большая Волга в те дни перестраивал свою жизнь на военный лад. После выхода постановления ГКО на Большой Волге организуется Всевобуч. На сборный пункт поселка приходили не только те, кто должен был по закону пройти обучение, но и люди младших и старших возрастов. Рабочие, инженеры, служащие, учащиеся школ записывались на курсы. Командовали отрядами и взводами бойцы военизированной охраны. Командирами отделений назначались работники канала, имеющие военный опыт и организационный стаж. Среди командиров отделений были слесарь-стахановец Мокринов, машинист кранов Скорняков, механик-стахановец, участник боев с белофиннами Долгий, начальник обстановки пути 1 дистанции Рубанов. Первые же дни учебы показали, как велико желание бойцов овладеть военным искусством и в нужный момент с оружием в руках отстоять свободу страны, добиться скорейшей победы над фашистами.

Большинство жителей поселка активно обучались методам противовоздушной и противохимической обороны. Все звенья команд и групп самозащиты МПВО – противохимическое звено, аварийно-восстановительное, противопожарное, медико-санитарное и другие, были полностью укомплектованы, а учеба в них проходила на постоянной основе. Люди изучали на практике, что собой представляют боевые отравляющие вещества, способы их распознавания и методы дегазации. Командиры Всевобуча отмечали в тот период, что занятия по военному обучению проходят на Большой Волге образцово.

Неоценимую помощь тылу и фронту в годы войны оказывало ведущее предприятие Верхне-Волжского пароходства – пристань Большая Волга. В предприятие входили лесной участок, ремонтные мастерские и речной флот до 50 судов. Мальчишки и женщины вместо ушедших на фронт мужчин стали матросами, грузчиками и шкиперами. Через пристань проходило большое количество грузов, что помогало поддерживать жизнь людей, обеспечивало работу промышленных предприятий столицы и Подмосковья. Работа на пристани велась днем и ночью.

В то время по рабочей карточке выдавали 400 граммов хлеба. Люди сидели в основном на том, что вырастили на своих огородах и собрали в лесу. Отказывая себе во всем, жители поселка Большая Волга старались, как могли, приблизить день победы над врагом.

Только за два дня августа 1941 года сберегательной кассой поселка Большая Волга было принято от населения в фонд обороны страны 1.700 рублей наличными и на 1.800 рублей облигаций госзаймов. В клубе поселка в те дни стояли большие ящики. В них были упакованы одеяла, джемперы, свитера, полушубки, шинели, башлыки, валенки, шапки, перчатки и другие теплые вещи. 5-го октября 1941 года была отправлена в районный центр большая партия теплых вещей и разных подарков для фронта.

Большеволжская больница в суровое военное время работала в усиленном режиме. В один из воскресных дней медработники с помощью бойцов первого отряда военизированной охраны, построили противопожарный водоем и оборудовали щель для укрытия на случай воздушного нападения. Коллектив больницы включился в учебу по программе МПВО, а также активизировал работу по привлечению населения к донорству.

Особенно остро в донорской крови нуждались раненые 101-го передвижного хирургического полевого госпиталя, который с ноября 1941 года по март 1942 располагался в здании школы №2 на Большой Волге. Туда поступали бойцы 30-й армии генерала Лелюшенко, воевавшей на Рогачевско-Клинском направлении, т.е. плацдарме южнее Иваньковского водохранилища: Конаково – Большие Ручьи – Иваньково.

Медики ухаживали за ранеными, писали их родным письма, приносили из дома грибы, капусту, ягоды, огурцы.

О продуктах для жителей поселка в меру своих сил заботились и работники садоводческого хозяйства Волжского района, которое накануне войны было одним из крупнейших на канале. Осенью 41-го, впервые за все годы эксплуатации канала, в магазине поселка большая Волга появились овощи из этого хозяйства. Овощеводы ВРГС отправили на базу Торгречтранса несколько тонн свеклы, моркови, лука, помидоров, огурцов, капусты. Довоенное цветочное хозяйство срочно перестраивалось на выращивание овощей, поставив своей целью увеличение объема продукции. Один участок, выделенный под овощное хозяйство, садоводам пришлось раскорчевывать от пней, а другой – очистить от строительного мусора и подготовить целину к огородному хозяйству, чтобы в будущем году увеличить выход урожая в два раза. Отмечалась работа мастера на все руки Н.Маклачкова, который, несмотря на пожилой возраст, оставался бодрым, энергичным, и всегда придумывал что-нибудь полезное для хозяйства. Двух своих сыновей старый садовод проводил на фронт.

Несмотря на все старания овощеводов, в то время с продуктами было все-таки туго, жители поселка старались выкроить время для охоты и рыбалки. Дичь и рыба очень выручали людей.

После разгрома немцев под Москвой в декабре 1941 года начались восстановительные работы на ГЭС. Уже в январе 1942 года первый генератор дал ток, а в марте из эвакуации было возвращено остальное оборудование. День и ночь на ГЭС шли монтажные работы. 1 мая 1942 года, в 22 часа, второй генератор дал ток. Страна получила дополнительную энергию.

В годы войны в процессе эксплуатации велись работы по автоматизации управления ГЭС, предпринимались меры по стабильной выработке электроэнергии, так необходимой для населения и промышленности воюющей страны. За этот период во Всесоюзном соцсоревновании коллективу ГЭС дважды присуждалось переходящее Красное Знамя ГК Обороны с денежной премией.

Следует отметить, что в дни войны задачи сооружения еще больше усложнились. В тяжелых условиях требовалось проведение ряда технических мероприятий и усиление дополнительного контроля за работой оборудования. Для этого коллектив провел полную ревизию двух агрегатов. Подразделение, где начальником был Заворуев, с отличным качеством выполнило задание на ревизии машин. Хорошо потрудилась бригада слесарей Фокина. Кроме плановых работ, люди выполняли сверхплановые задания, вносили рационализаторские предложения по модернизации оборудования.

В процессе ревизии агрегатов было проведено обследование состояния подводного бетона, и специалисты выявили несколько очагов фильтрации. Для ликвидации дефектов были приняты меры дополнительного цементирования и бетонировки. Если в мирных условиях на это уходило 10-12 дней, то в военное время работники выполнили работу за четыре дня. Устранением фильтрации руководили инженер Метелица и мастер Федосеев. Бригадой Гальцова в эти дни была проведена большая работа по реконструкции путей для кранового хозяйства. Коллектив сооружения ГЭС активно включился в сбор металлолома. За короткий срок было собрано 170 тонн, из них сдано государству 115. Кроме того, сдали 150 килограммов цветного металлолома.

В выходные дни коллектив ВРГС провел воскресник на колхозных полях. В воскреснике приняли участие до 300 человек. Силами сотрудников была оказана помощь четырем хозяйствам. Участники воскресника теребили лен, жали рожь, косили и убирали траву. Все заработанные на воскреснике средства были переданы в фонд обороны.

Самоотверженная работа коллектива ВРГС в период Великой Отечественной войны была высоко оценена в Москве. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 6 сентября 1943 года за образцовое выполнение задания Правительства по восстановлению сооружений канала Москва-Волга наградил лучших работников канала.

Кончилась война. Бережно хранится память и о тех, кто не вернулся в родной поселок с фронтов Великой Отечественной. На здании ГЭС в 2006 году установлена мемориальная доска в память о павших во время войны работниках ВРГС.

О чем думали солдаты в окопах, защищая страну от врага? Возможно, о том же, о чем и садовод Дмитрий Дроздовский.

 

Архив КАНАЛ 1937 – 2007