Статистика:

Search

ГОРОД – САД

Передышка приходила вместе с сумерками. Тишина нарушалась только изредка одиночными артиллерийскими выстрелами и редкой очередью пулемета где-то далеко за чертой города. К ночи становилось совсем тихо, и тогда Дмитрий Дроздовский и его товарищи могли помечтать. Мысли их уносились к тому далекому, что будет «потом», после победы, когда доведется переступить порог родного дома.

Дроздовский говорил о розах, о цветущей герани, о бегонии, о голубом и белом левкое, которые украсят город будущего – Большую Волгу. И казалось тогда, что тесная землянка наполняется ароматом цветов. Дроздовский мог часами рассказывать о цветниках.

Окончилась война. Бойцы разъезжались по родным местам, прощались, обещали переписываться. Дроздовский тоже назвал свой адрес. Он сказал своим товарищам, что если им когда-либо доведется путешествовать по каналу Москва-Волга, то они никак не минуют его город-сад Большую Волгу.

В 1946 году Дмитрий Дроздовский возвращается в любимый поселок.

…Воздух пахнет влажной землей. Сквозь стеклянную крышу теплицы пробиваются лучи солнца. Внутри ровными рядами рассада самых удивительных цветов. Старший садовод Дроздовский руководит цветобазой. Клумбы в самых разных уголках поселка Большая Волга украшены цветами из его теплиц. Липы, клены, тополя, рябина, канадская белая ель ровными рядами выстроились вдоль аллей. Подрастает красивейший Дроздовский парк. Город-сад не в мечтах, а наяву.

10 и 20 ЛЕТ СПУСТЯ

Январь 1947 года. Великая русская река Волга скована льдом. В чистых и светлых залах ГЭС слышен тихий шум двух работающих агрегатов. Вырабатывается электроэнергия сверх годового плана. Еще 15 декабря гидростанция на 100 процентов выполнила досрочно годовой план выработки электроэнергии для столицы.

В последние 15 дней декабря энергетики дали сверхгодового плана 3 миллиона киловатт-часов. Без аварии работали агрегаты в течение всего года. Новый лигнофолевый подшипник, установленный в августе на втором агрегате, с переходом на водяную смазку показал хорошие результаты. Успешно проходило телемеханическое управление агрегатами станции из Яхромы. В 1947 году проведена большая работа по замене деревянной обшивки щитов плотины на металлическую. Коллектив ВРГС входил в нормальный рабочий режим мирной жизни.

Вспоминая о 20-летнем юбилее канала бывший дмитровчанин, один из старейших работников ВРГС П.Качурин, в частности, отмечал, что его привело на Большую Волгу желание поработать на новом уникальном оборудовании и страсть к охоте и рыбалке. В прошлом ученик в электротехнической конторе «Сименс-Шукерт», специалист по электрике и сварке поступил на работу в ВРГС в 1937 году. Добирался тогда из Дмитрова до Большой Волги товарным поездом.

К 1957 году, по признанию П.Качурина, многое изменилось. 20 лет назад на участке электросетей работало 80 человек, хотя в то время ЛЭП была короче. Позднее к линии присоединили темповский участок протяженностью 25 километров, а число рабочих сократилось до семнадцати человек. Но за 20 первых лет эксплуатации, как отмечал старейший работник, почти ничего не изменилось в технике обслуживания. Деревянные опоры к месту установки, как и прежде, подвозили на лошадях. Там, где лошади не могли пройти, одиннадцатиметровые бревна приходилось таскать на руках. Опоры устанавливали по старинке – маленькими лебедками. В дни 20-летнего юбилея рабочие предложили руководству ВРГС приобрести хотя бы один на весь район трактор, который и подвезет куда нужно, и опору установит, и линию поможет натянуть.

Техника, конечно же, появилась, ведь канал всегда был в поле зрения руководителей страны. И не только их.

ПОДМОСКОВНАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

Летом 1947 года на ГЭС приехал Президент АН СССР С.И. Вавилов. Оказывается, он присматривал место для будущего ядерного института. Начальник ГЭС В.С. Горбачев показал академику место недалеко от переселенной во время строительства канала деревни Иваньково. Вавилову оно понравилось. «Через 2-3 месяца ожидайте строителей», – сказал он, прощаясь с начальником ГЭС.

Осенью 1947 года действительно появились строители. Они начали монтаж кабельных линий для передачи электроэнергии на «консервную фабрику». В целях повышенной секретности так в то время называли одну из будущих лабораторий ОИЯИ.

А Иваньковское водохранилище, получившее второе название «Московское море», с конца 40-х годов стало излюбленным местом отдыха столичной интеллигенции и партийной элиты. Чистое водохранилище, множество островов, покрытых лесами, с песчаными пляжами, канал своеобычной архитектуры называли не иначе как «Подмосковная Швейцария». Сюда любила приезжать министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Здесь отдыхал солист Большого театра, народный артист СССР Г.М. Нэлепп, любил поохотиться и порыбачить Василий Сталин. Приезжал руководитель Монголии Цеденбал, здесь отдыхал Юрий Гагарин и другие космонавты, с удовольствием посещали эти места и другие знаменитости. Богатые дичью угодья, обилие рыбы, грибов, ягод, великолепные природные уголки, интересные туристские маршруты…

И сегодня Иваньковское водохранилище и канал остаются прекрасными природными уголками для любителей отдохнуть и попутешествовать. Причем охота, рыбалка, туристские маршруты, ягодные и грибные места – все это в одном месте.

Старое русло Волги превращено в водный стадион. Сюда из разных стран мира съезжаются на соревнования международного уровня воднолыжники, лучшие зарубежные спортсмены по водомоторным видам спорта. Просторы Московского моря бороздят моторные лодки, катера, яхты, грузовые и пассажирские суда. Острова рукотворного моря в летнее время густо заселяются туристами. Зима предоставляет рыбакам-любителям всю прелесть увлекательного подледного лова.

ДОСКА ПОЧЕТА ВРГС

Какой бы современной ни была техника, какими бы уникальными технологиями ни были оснащены объекты канала, за всем этим стоят люди. Вот они, заслуженные ветераны канала:

Ананичев А.С. – электромонтер. Награжден орденом Трудовой Славы, медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Никаноров С.И. – слесарь. Награжден орденом «Отечественной войны II степени», медалью «За победу над Германией».

Вутто Г.А. – старший энергетик. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «300 лет Российскому флоту».

Сверчков В.С. – дежурный инженер. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За трудовое отличие».

Писняченко А.В. – инженер. Награжден двумя орденами «Красной звезды», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Долгий А.В. – слесарь. Награжден орденом «Знак почета», медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Гошев А.А. – водолаз. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Шуравин Н.Ф. – инженер. Награжден медалями «За победу над Германией», «За трудовое отличие».

Гальцов А.А. – мастер. Награжден медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Колтаков Н.Ф. – инженер-гидротехник. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Москвы», «За доблестный труд», «В память 800-летия Москвы».

Андрианова А.С. – матрос. Награждена медалями «За победу над Германией», «За трудовую доблесть».

Камнев К.И. – капитан теплохода. Награжден медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Ерусалимцев П.М. – инженер. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалью «За победу над Германией».

Лустов М.А. – мастер. Награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд», «За трудовую доблесть».

Широкова К.И. – служащая. Награждена медалями «За доблестный труд», «300 лет Российскому флоту».

Куприн В.Ф. – бригадир.

Зайцев И.Е. – мастер. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть».

Корнилов Н.М. – старший энергетик.

Арефьев И.М. – мастер. Участник Великой Отечественной войны.

Никитин А.Я. – кузнец. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

Ветераны труда.

Горькова Н.В. – служащая. Награждена медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаками «Ветеран труда канала им. Москвы», «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота».

Гилязова С.Ф. – гл. бухгалтер. Награждена медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаками «Ветеран труда канала им. Москвы», «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота».

Рудченко А.В. – инженер. Награжден медалями «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаком «Отличник речного флота».

Силкин С.В. – водолаз. Награжден медалями «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаком «Отличник речного флота».

Смирнов Е.В. – электромонтер. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту».

Кринкин В.С. – электромонтер. Награжден медалью «300 лет Российскому флоту», знаком «Почетный работник речного флота».

Гамичев А.В. – мастер. Награжден медалью «300 лет Российскому флоту», знаком «Почетный работник речного флота».

Симонов Б.Ф. – капитан-механик. Награжден медалями «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаками «Отличник речного флота», «Ветеран труда канала им. Москвы».

Крылов Р.Н. – прораб. Награжден медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаками «Ветеран труда канала им. Москвы», «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота».

Журавлев Н.Н. – мастер. Награжден медалями «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаком «Отличник речного флота».

Смирнов В.А. – начальник вахты. Награжден орденом «Знак почета», медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаками «Ветеран труда канала им. Москвы», «Отличник речного флота».

Лосева В.В. – инженер-гидротехник. Награждена медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», знаками «Ветеран труда канала им. Москвы», «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота».

Ершов В.М. – зам. начальника ВРГС, Сухомлинова Г.С. – начальник ГЭС, Павлюкевич Л.И. — инженер-гидротехник ГЭС, Седов А.П. – капитан плавучего крана, Саражина Т.А..

Начальниками района в разное время работали: Некрасов В.С., Оноприенко Н.И., Анисимов С.А., Лозников В.К., Куликов И.В., Радионов И.И., Гнучих В.И.

С 1999 года начальником района работает Киреев Вячеслав Владимирович. Путь нынешнего руководителя ВРГС подобен пути многих молодых специалистов советских времен. Диплом, распределение, служба в рядах вооруженных сил, комната в коммуналке, возможность проявить себя в выбранной профессии.

СОВЕРШЕНСТВУЯ МЕТОДЫ РАБОТЫ

Киреев Вячеслав Владимирович. Место рождения: село Макарьев Лысковского района Горьковской области. Детские и юношеские годы прошли в городе Чкаловск. Родители речники. Окончил механический факультет Горьковского института инженеров водного транспорта. В Дубну прибыл по распределению как молодой специалист в 1971 году и был назначен на должность старшего механика шлюза №1. В 1972 году призван в ряды вооруженных сил. После года службы в армии вернулся в Дубну и поступил на прежнее место работы старшим мастером гидростанции. Спустя 8 лет занял должность начальника шлюза №1. С 1985 года заместитель начальника ВРГС. С 1993 по 1999 годы занимал пост главного инженера, а в 1999 году стал начальником ВРГС Федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы». Отличник речного флота, Почетный работник речного флота, ветеран труда «Канала имени Москвы». Награжден медалями «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы».

В одном из многочисленных интервью В.В Киреев отмечал, что сегодня Канал имени Москвы – это 280 гидротехнических сооружений, объединенных в 10 филиалов. Волжский район гидросооружений – один из них. На балансе ВРГС – гидроэлектростанция, шлюзы в Дубне и в Угличе, две паромные переправы, ремонтно-строительный участок, гараж. За годы эксплуатации сооружений накопился ряд проблем, которые по мере возможности решаются трудовым коллективом предприятия. В ходе реконструкции на первом шлюзе были заменены все затворы. Это довольно сложные металлические конструкции. Достаточно сказать, что вес одного такого элемента – 250 тонн. Уникальной операцией можно назвать замену нижних двустворчатых ворот шлюза. Сложность замены заключалась в том, что подобные работы на канале производились впервые. Не менее важные и сложные работы, как подчеркивал начальник ВРГС, проведены на гидроэлектростанции. Установленные на ней два гидроагрегата с нормативным сроком эксплуатации 20-25 лет проработали более шести десятков лет. Замена этого оборудования по причинам финансовых соображений возможной не представлялась. Пришлось пойти иным путем. В 2002 году произвели реконструкцию одного из агрегатов. Следует отметить, что результат превзошел все ожидания. Первый и самый проблемный агрегат был введен в работу и начал давать полную мощность. Второй агрегат ввели в эксплуатацию весной 2003 года с таким же результатом. Сегодня оба генератора в нормальном режиме выдают около 30 мегаватт. Этой мощности, правда, недостаточно для работы насосных станций, которые перекачивают в Москву порядка 65% волжской воды. Кроме того, от уровня Иваньковского водохранилища до уровня Икшинского вода поднимается почти на 40 метров. Это требует больших энергозатрат, и часть недостающей мощности каналу приходится покупать у «Мосэнерго».

Все работы по реконструкции и модернизации хозяйства ВРГС сегодня ведутся на самом высоком техническом уровне. Это касается и электронной техники, которая монтируется на сооружениях и современных материалов, которые используются в работе. К примеру, корректировка профилей лопастей рабочих колес турбин произведена на уникальных импортных станках с программным управлением на турбиностроительном заводе в Сызрани. Тесная взаимосвязь с МКБ «Радуга» позволила внедрить методы компьютерного контроля за параметрами работы гидроагрегатов. В работе по реконструкции моста плотины также предполагается использование новейших технологий и материалов.

Сегодняшнее состояние гидросооружений Волжского района позволяет уверенно говорить о том, что они находятся в технически исправном состоянии. Готовность их достаточно высокая и проблем с пропуском паводков нет. Руководство ВРГС, насколько это возможно, старается плотно работать с тверскими специалистами по водосбору Верхней Волги. К сожалению, от всего былого количества гидрометеопостов осталась разве что десятая часть, и информация поступает недостаточно полная. В таких условиях просто неоценим опыт и профессионализм сотрудников сооружений.

Рабочие и ИТР канала делают все необходимое для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации сооружений.

Канал Москва-Волга проектировался и строился с перспективой развития как водопотребления столицей, так и увеличения транспортного потока. В частности, насосные станции предусмотрительно построены с дополнительными ячейками для установки агрегатов. Еще в 80-х годах новые насосные агрегаты мощностью 34 кубометра в секунду были смонтированы на пяти станциях. Все они успешно прошли испытания, безотказно работают и по сей день. Эксплуатационными службами проводятся работы по укреплению берегов дамб и плотин. Размеры шлюзов канала позволяют пропускать все современные суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания без ограничения габаритов и грузоподъемности.

Коллектив ВРГС бережно относится к своим традициям. Сотрудники с удовольствием и, что главное, с желанием участвуют в различных мероприятиях. Из массовых мероприятий два – традиционные. В первое воскресенье июля – День речника – организуется массовый выезд коллектива на острова Московского моря. Еще один традиционный праздник – закрытие навигации. Его коллектив ВРГС совмещает с Днем энергетика и отмечает в декабре.

НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, но, к счастью, дает прекрасную возможность совершить путешествие в прошлое.

Итак, водный маршрут Большая Волга-Москва в первые десятилетия существования канала.

Первый шлюз на Большой Волге – своеобразные ворота, соединяющие Иваньковское водохранилище с Волгой и каналом. Архитектурно он связан со всем монументально оформленным Волжским узлом. Лишь только теплоход выходит из первого шлюза, взору путешественника предстают огромные водные просторы Иваньковского водохранилища – могучего преддверия канала. По берегам аванпорта канала – величественные монументы Ленину и Сталину, дебаркадер пристани Большая Волга. В аванпорте стоят, ожидая шлюзования, пассажирские и грузовые суда. Здесь начинается канал Москва-Волга. Сравнительно узкой кажется лента канала после широких просторов водохранилища. Откосы канала выложены камнем, по берегам ряды деревьев. Теплоход минует маяк, паромную переправу, оставляя за кормой ровные волны.

Очертания местности с каждым километром пройденного теплоходом пути меняются, становятся все более разнообразными и живописными.

Впереди ждут красоты искрящихся на солнце огромных водохранилищ. Это гигантские вместилища воды, питающие шлюзы канала, представляют собой своеобразные архитектурные паузы, ритмически повторяющиеся на протяжении всей трассы.

Оформленные архитекторами, скульпторами и мастерами садово-паркового искусства, эти водоемы превратились в места гуляний и отдыха людей.

Сооружения канала оказывают неизгладимое художественное воздействие на путешественника. Башни управления шлюзами играют яркими красками гранита, мрамора, диорита. Каждая из этих башен, повторяющих попарно архитектурный ритм, несет свой особый художественный образ.

Второй шлюз в Темпах, представляющий первое звено самого канала, тематически посвящен героям-чекистам. На оголовке – начале островка, отделяющего шлюз от отводящего канала с расположенной на нем насосной станцией – установлена скульптура Дзержинского. Две скульптурные группы украшают входные башни шлюза. Одна из них изображает чекистов на стройке, другая – защитников безопасности границ страны. Последняя составлена из трех фигур – летчицы, пограничника и чекиста. Скульптуру дополняют эмблемы в виде мечей, установленных по стенам башен.

Теплоход приближается к шлюзу №3. Нижнюю его голову образуют две башни из белого камня, которые служат постаментами для огромных скульптур кораблей. Они символизируют развитие водного транспорта. Верхняя голова шлюза оформлена на тему строительства самой магистрали Москва-Волга. Башни служат монументами героям этого строительства, украшены досками почета и увенчаны советскими гербами. Легкие, красочные, жизнерадостные сооружения не лишены вместе с тем монументальности. Белоснежная облицовка на фоне воды и земли, легкие колоннады, каменные кружева громадных оконных поверхностей гармонично сочетаются со скульптурой. Эти две пары башен шлюза являются основными в Яхромском узле сооружений. Ансамбль дополняют насосная станция и рабочий поселок, который живописно раскинулся на холмистом берегу реки Яхромы.

Насосная станция – белое здание на темном гранитном цоколе, расчлененное по высоте пилястрами. Между ними – огромные окна, переплетенные каменным кружевом.

Это не жилой дом, не дворец, а техническое сооружение, которое свободно сочетается с эстетическими требованиями и воздействует на путешественника пропорциональностью архитектурных форм, ритмов, гармонией линий.

Проектировщикам насосной станции шлюза №3 удалось показать легкость и прозрачность здания, которая удачно гармонирует с окружающей природой и оформлением других сооружений Яхромского узла.

Невдалеке от шлюза №3 видно здание Яхромского водосброса, назначение которого – выпускать воду из канала. Моторы, управляющие механизмами, заключены в трех башнях, соединенных легкой галереей и образующих одно целое. Широкие лестницы с массивными чугунными перилами сбегают от водосброса к насыпи. На изломах перил установлены художественные вазы.

Следующий, Влахернский (Турист) узел расположен в небольшой, но очень живописной долине. Высокие холмы закрывают горизонт, но с палубы теплохода открывается прекрасная панорама. В поле зрения пассажира попадают зеленеющие откосы и эксплуатационные сооружения канала, представляющие два объединенных между собой архитектурных ансамбля. Один – со стороны Дмитрова, другой – со стороны Москвы.

Теплоход плывет мимо торжественных монументальных башен, которые, подобно триумфальной арке, подчеркивают въезд в город.

Гранитный цоколь каждой башни поддерживает верхнюю, легкую часть здания. Белая стена расчленена пилястрами, над которыми тянется изящный карниз. На торцах, обращенных к входящему в шлюз пароходу, пассажир видит большие мемориальные доски. На них высечены слова о науке, технике и свободном труде.

Поднимающиеся из воды насосная станция и водоприемник образуют своеобразные арки, упирающиеся в массивные столбы. По своему архитектурному оформлению сооружения Влахернского узла напоминают образцы римского зодчества, знаменитые акведуки.

По обе стороны шлюза – изящные лестницы, искрящиеся на солнце фонтаны, уютные павильоны,

На мысу у входа в шлюз №5 установлена скульптура, посвященная теме «Водный путь». Сильная, жизнерадостная, красивая девушка держит на поднятых руках корабль, несущийся по волнам. Ворота шлюза обрамлены башенными устоями обтекаемой формы.

Интересно оформлена насосная станция. На мощном цоколе, облицованном темным гранитом, покоится машинное здание с большими арочными окнами.

Здание затворов представляет три аркады, спускающихся к самой воде. Отсюда идут мостики и боковые подходы, огражденные чугунной литой решеткой.

Шлюз №6 – последняя водная ступень подъема трассы. Здесь уровень воды почти на сорок метров выше, чем на водохранилище у Большой Волги. Отсюда начинается ряд искусственных озер. Далее – изящные и вместе с тем грандиозные мосты Белорусско-Балтийской и Октябрьской железных дорог, переброшенные над каналом. Вот навстречу идет караван барж. Суда обмениваются приветственными гудками. Теплоход продолжает свой путь.

С приближением к Москве архитектура рукотворной реки становится все более насыщенной, гармонично вписывается в ансамбль города.

Столица становится ощутимой, когда в отдалении возникает мощный металлический шпиль, поднявший к небу пятиконечную звезду. Она сверкает на солнце яркими красками уральских самоцветов. Теплоход входит в Северный порт, расположенный на берегу Химкинского водохранилища.

Будто рукою искусного декоратора вдоль стрелы Ленинградского шоссе протянута зеркальная полоса воды, которая повторяет голубое небо и белые облака. Она вытянулась на пять километров и раздалась вширь почти на километр. Строители создали огромный резервуар глубиною до тридцати метров и емкостью в тридцать миллионов кубических метров. С севера в это озеро вливаются волжские воды и по лестнице шлюзов устремляются на юго-запад к Москве-реке. Это вершина, основной узел всего канала.

Изумительная картина раскрывается с шоссе, проходящего по гребню Химкинской плотины. На северо-восток расстилается зеркальная гладь водохранилища. Четким силуэтом вырисовывается вдалеке башня Центрального речного вокзала, а еще дальше белеют сооружения Северной гавани.

Гребень плотины, скованный со стороны воды массивными бетонными плитами, огражден с той и другой стороны чугунной решеткой. Там, где плотина упирается в берега, высятся стройные павильоны. У подножия плотины – небольшой гранитный грот с арками, из которых вытекает и вьется по живописной долине ручеек. Это не что иное, как речушка Химка, долина которой явилась ложем полноводного канала.

Вдоль ручейка, сохраненного строителями канала как память о грандиозной победе над водной стихией, раскинулся парк с фонтанами, каскадами, павильонами и тенистыми аллеями.

Если проехать по гребню плотины к дамбе, окаймленной соснами, – откроется головное сооружение шлюзов, спускающихся от Химкинского водохранилища к Москве-реке.

На обоих берегах канала видно легкие башенки. А вдоль берега тянется причал для судов. Слева – эстакада. Она ограждает устье сбросового деривационного канала, питающего Сходненскую гидростанцию.

На противоположном, западном берегу водохранилища протянулся почти на три километра Северный порт.

Он состоит из двух самостоятельных частей – грузовой гавани и пассажирского причала с речным вокзалом, которые связаны в одно целое.

Северная грузовая гавань занимает широкую береговую полосу. От Ленинградского шоссе гавань отделена защитным зеленым поясом, имеющим ровные проезды для автомобилей.

Территория грузовой гавани окружена монументальной оградой с несколькими воротами. Все бытовые и административные здания вынесены на особую площадку, украшенную фонтаном и зеленым партером. Территория, сооружения грузовой гавани со стороны Ленинградского шоссе заслонены зеленой зоной и обращены целиком к воде. На шоссе открывается лишь один широкий проезд со стороны административной площади. Такое расположение гавани очень выигрышно.

Перед глазами пассажиров, плывущих по каналу, развертывается интересная панорама. Сначала возникают небольшие объемы сооружений. Маяк. Станция перекачки. Затем все более нарастает архитектурный ритм зданий, портовых механизмов, зеленых насаждений. И наконец – мощный аккорд Центрального речного вокзала.

Широкая гранитная набережная, украшенная светильниками художественной работы, ведет от причала к центральному входу в вокзал. Три арочных портала его облицованы зеленым полированным диоритом. Направо и налево от них разбежались ряды колонн: полтораста квадратных белокаменных колонн окружают сплошной галереей здание вокзала. Над этой первой террасой расположена вторая, состоящая сплошь из колонн и арок. Еще выше – четырехгранная башня. Она окружена аркадой, повторяющей ритмически мотив нижних террас.

У подножия башни – по четырем ее углам – мощные бронзовые фигуры краснофлотца, красноармейца, рабочего-северянина и колхозницы-южанки.

Фигура рабочего в северном углу башни олицетворяет богатства нашего севера – лес, пушнину и героическую работу по освоению Арктики нашими летчиками и моряками. В южном углу башни – образ колхозницы, означающей сельскохозяйственное изобилие юга. В двух других углах –фигуры защитников сухопутных и морских границ.

Из этой башни, украшенной скульптурой, в каждую навигацию выдвигается и опускается при помощи электрической лебедки двадцатисемиметровый шпиль со звездой.

Двадцать четыре фресковых цветных диска, каждый в полтора метра, вделаны между арками и диоритовыми столбами нижней террасы вокзала. Диски изображают лучшие корабли страны. По торцам ее – огромные фонтаны. Первый – “Полярный” оформлен мраморной группой белых медведей, над которыми парят птицы дальнего Севера. Другой – “Черноморский” – изображает стаю дельфинов, упругие, сильные тела которых выбрасывают струи воды. В скульптуре фонтана изображена плавная дуга, которую, выпрыгивая из воды, образуют дельфины. Ритмически повторенные ряды фигур, сделанных из чеканной меди, перекликаются со строгим рядом колонн, окружающим фонтан.

Три верхних больших дельфина связаны с литыми стеклянными шарами, придающими особую легкость сооружению.

Художественной росписью оформлены помещения вокзала: зал ожидания, свод ресторана, потолки вестибюлей.

О минеральных богатствах нашей страны наглядно говорят каменные одежды вокзала. Все здания установлено на сером граните цоколя, опоясанном красным полированным гранитом. Белым тарусским камнем облицованы колонны нижней террасы, зеленым диоритом – порталы. В оформлении вокзала мастерство каменотесов, мраморщиков, облицовщиков, лепщиков, монтажников, специалистов по мозаике сочеталось с искусством архитекторов, живописцев и скульпторов.

Образ вокзала раскрывает силуэт здания, заканчивающийся башней и мощным шпилем со звездой. Связь его с водой отражает аркада, окружающая все здание и повторяющаяся вверху. Отражаясь в воде, она образует замкнутый силуэт.

Особенно эффектен вокзал ночью. На ярко освещенной стене вырисовываются темные контуры арок

Необыкновенно эффектны ночью фонтаны, рассыпающиеся огненными каскадами. Достигается это благодаря особенным образом направленным скользящим световым лучам.

В планировке оформления зданий Северного порта строители стремились проявить заботу о работниках порта. Для них устроены удобные, уютные столовые, комнаты отдыха, душевые, тенистые аллеи со скамьями. Внутренняя архитектура бытовых зданий также разительно отличается от мрачных закоулков, обычно отводимых для портовых рабочих.

Не только главные сооружения порта, но даже самые незначительные служебные технические здания архитектурно оформлены. По всей территории гавани разбросаны фонтаны, зеленые насаждения – газоны, цветники, деревья.

В двух километрах от вокзала, на Химкинском водохранилище, разместилось замечательное сооружение столицы – водная станция “Динамо”. Это целый спортивный комбинат. Огромное зеркало водохранилища позволило сосредоточить тут все виды водного спорта. Здесь стоят парусники, режут водную гладь гребные лодки, снуют байдарки. На запад от водной станции к самому озеру спускается парк Покровского-Стрешнева. В прозрачной воде отражаются вековые сосны. Тут же на изогнутой дуге берега – чудесный песчаный пляж, окаймленный зеленой аллеей.

Водная станция – прекрасная арена для физкультурных состязаний.

Трибуны на три с половиной тысячи зрителей напоминают античные классические сооружения. С трибун открываются огромные водные пространства, где будут проводиться соревнования по прыжкам в воду и водному поло.

Вдали за главным корпусом видна бухта. Там причаливают различные спортивные суда. Еще дальше – ремонтные мастерские для их обслуживания.

Далее канал входит в сложную систему магистралей, зеленых зон столицы. По мере приближения к Москве в поле зрения попадают заводские трубы, массивы огромных зданий. Над каналом по мосту пролетают с грохотом поезда. Смутно предчувствуется индустриальный городской пейзаж.

Южный район канала – мощный гидротехнический узел. Тут находятся крупнейшие шлюзы №7 и №8, мост Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги и тоннель под каналом. Обычно железобетонные мосты выглядят тяжелыми, давящими сооружениями. Эту особенность удалось устранить инженерам. Техническая и конструктивная мысль сочетается здесь с искусством художника, а благодаря тщательно проработанной изящной форме, мост приобрел изумительную легкость, с которой гармонирует красивая чугунная решетка – ограда проезжей части моста.

Прямая трехкилометровая магистраль, создаваемая 7-м и 8-м шлюзами, представляет собой своеобразную водную аллею, соединяющую Химкинское водохранилище с Москвой-рекой.

В облике каждой из шести башен управления механизмами шлюза нет ничего беспокойного, асимметричного, неустойчивого, вычурного. Головы шлюзов — это монументальные сооружения с четкими пропорциями. На цоколе возвышается стена, расчлененная колоннами и пилястрами, которые завершаются строгими капителями и карнизом. Еще выше – ажурный портик, повторяющий ритм и элементы стены – цоколь колонны и карниз. Таким образом, вертикальные линии лишь подчеркивают высотность, движение башен вверх.

Через прозрачные портики сквозит небо. Пьедесталы с якорями делают более выразительными силуэты башен. Этим стирается однообразие прямоугольника шлюза.

И вот уже теплоход подходит к шлюзам. Каждый двухкамерный шлюз имеет длину в шестьсот метров. Каждая пара башен отстоит одна от другой на триста метров. Размеры и высота каждой пары не одинаковы их определили, прежде всего, габариты механизмов управления.

Торцы башен управления, обращенных к Химкинскому водохранилищу, украшены большими барельефами, которые запечатлели исторические даты и героический труд строителей канала. На торцах устоев башен управления укреплены мемориальные доски. Они повествуют о славных делах и днях стройки.

Интереснейшим сооружением канала, расположенном в южном районе, является туннель на пересечении трассы с Волоколамским шоссе. Это дорога в Тушино, к прославленному советскому аэродрому, где постигают летное мастерство пилоты.

Путешествуя по каналу, пассажиры видят мчащиеся внизу автомобили. Машины свободно влетают в тоннель, находящийся под ложем водной трассы, и, выйдя с другой стороны, продолжают свой маршрут по шоссе, ведущему в город.

Тоннель двух полосный, а ширина каждой полосы 8,2 метра. Высота туннеля около четырех метров, а длина его достигает 180 метров.

Своеобразны формы этого оригинального сооружения. Внутри его стены из белого камня расчленены по горизонтали и вертикали и обработаны разными породами мрамора – красно-коричневым с прожилками, серо-палевым. По верху стены тянутся ряды шестигранных иллюминаторов молочного стекла, заключенных в металлическую оправу.

Входы в туннель облицованы полированным лабрадором и гранитом.

Въезд в туннель со стороны Тушино открывает мощная фигура летчика. У выхода к Москве – фигура парашютистки.

Привлекает внимание скульптура «Право на труд» насосной станции в Водопроводном районе.

Сквозь колоннаду со стороны ковша видны величественные фонтаны, играющие на солнце радостными переливами.

На пересечении водопроводного канала с рекой Клязьмой расположен объект №139. Это – живописнейший узел канала. К берегу реки ниспадают цветущие террасы. По бокам – ряд фонтанов. На другой стороне реки ось канала – замыкается обелиском. Неподалеку отсюда расположен другой объект – №255. Его служебное здание, решено в художественных формах, увенчано ажурной башенкой со скульптурой. Кругом водная гладь. Над волнами кружат чайки, стайки мелких рыбешек суетятся у берега Чистая волжская вода в Москве.

Подошло к концу путешествие по каналу Москва-Волга. Пассажиры сходят на берег. А у причала трехпалубный красавец теплоход поджидает своих новых пассажиров.

ЭПИЛОГ

По мере приближения 70-летнего юбилея окончания грандиозной стройки второй сталинской пятилетки – канала Москва-Волга – невольно сравниваешь то, что было построено, с тем, что мы имеем сегодня.

На берегу Московского моря все, как и прежде: волны, несущиеся к берегу, разросшиеся за годы деревья, памятник Ленину и остатки постамента на противоположном берегу.

Век статуи Сталина оказался недолгим – не дотянула года до четверти века и была демонтирована в начале 1962 года по решению ХХII съезда КПСС. Монумент «вождя всех времен и народов» первоначально решено было свалить тракторами, однако мощная подушка под десятиметровым постаментом не позволила этого сделать и вождь прочно стоял с тросом на шее. Только после того как взрывники малыми зарядами оторвали фигуру вождя от постамента, трактора смогли уронить монумент. Затем понадобился более мощный заряд взрывчатки, чтобы разрушить фигуру вождя. До сих пор гранитные фрагменты головы Сталина покоятся на дне канала – символа второй сталинской пятилетки. Несмотря на то, что монумент Сталина был демонтирован, чем была нарушена целостность архитектурного ансамбля, жизнь на Большой Волге продолжалась.

А что же строители канала? Помним ли мы тех, кто в любую погоду катали тачки с грунтом, укладывали вручную на откосы набережных камни, месили бетон, боролись с паводками и плывуном? Они не удостоились даже маленькой мемориальной таблички в районе строительства головного Волжского узла.

Более половины питьевой воды из кранов в своих квартирах москвичи получают благодаря труду этих людей. Архитектурные элементы уникального по своим техническим параметрам сооружения сделаны их руками.

Благодаря мощному заделу первостроителей и грамотной последующей эксплуатации работниками канала сегодня безотказно работает все, что возведено семь десятков лет назад.

Политические бури перемен жестоки к тем или иным историческим событиям, но даже они бессильны покрыть пылью забвения труд этих людей. В память о тех, кто строил, и тех, кто своим трудом все прошедшие годы бережно сохранял эти уникальные сооружения, написана эта книга. Низкий им поклон!

30 января 2007 года. Дубна

СЕРГЕЙ  ГОР

 

Архив КАНАЛ 1937 – 2007