Статистика:

Search

Смоленское Областное Государственное Издательство — 1949

Редактор Д. Дворецкий. Техн. редактор Б. Валюлевич. Корректор А. Фодорова.

В мае 1946 года Совет Министров РСФСР утвердил генеральный проект планировки и восстановления города Смоленска, разработанный академиком архитектуры Георгием Павловичем Гольцем.

Согласно этого плана Смоленск не только восстанавливается в своем прежнем виде, но и реконструируется в соответствии с требованиями нашего времени и перспективами на будущее.

В результате осуществления генерального плана Смоленск превратится в один из крупных административно-хозяйственных, культурных и промышленных центров среди западных городов Российской Федерации, а его население за весьма короткий срок увеличится в два раза.

Генеральный план охватывает всю территорию города, включая ряд близлежащих пригородных земель. Это дает возможность представить полный объем восстановительного строительства. Кроме генерального плана, являющегося основным перспективным документом, разработан детальный проект планировки центра, а также проект первоочередного восстановления города. Оба эти документа, углубляя и детализируя положения генерального плана, устанавливают конкретные мероприятия по текущему городскому строительству, что обеспечивает жизненность самого генерального плана по восстановлению и развитию Смоленска.

Смоленск — один из старейших .городов России. Время его основания в точности неизвестно, но уже в IX. веке встречается упоминание о нем, как о богатом, обширном и хорошо укрепленном городе.

Находясь на пересечении торговых путей „из варяг в греки* и от готов к персам, Смоленск служил не только пунктом транзита товаров, но и самостоятельно вел торговлю с ганзою и хозарами. Варяжские князья Аскольд и Дир, встретив на своем пути Смоленск, не решились напасть на него, убоявшись городских укреплений. Город располагался в то время вокруг холма, на котором позднее был сооружен Успенский собор.

Таким образом, можно полагать, что соборный холм явился первоначальным пунктом, вокруг которого впоследствии стал разрастаться город.

С момента занятия Смоленска новгородским князем Олегом город усиливается, как политический центр земли кривичей.

К этому времени относится возникновение земляных укреплений с дубовым частоколом и рвами, опоясывавшими город на высоких приднепровских холмах по линии, на которой впоследствии была сооружена (с незначительными отступлениями) кирпичная городовая стена.

Внутри древней смоленской крепости разрастался средневековый город — улочки и переулки были узкие, кривые, кварталы имели случайную форму. Но основная уличная сеть уже сформировывалась: сбегая по пологим склонам холмов к древнейшему ядру города — Соборной горе, главные проезжие улицы образовывали полукольца и радиусы, сходящиеся у подножья этой горы.

Закрепление Соборной горы, как композиционного ядра города, произошло при Владимире Мономахе, который, получив в удельное княжество Смоленскую землю и желая возвеличить и укрепить свое княжество, в 1101 году строит на Соборной горе Успенский собор, явившийся в то время одним из крупнейших архитектурных сооружений.

Лучшее место для строительства собора едва ли можно было выбрать — высокий холм, господствующий над обширной долиной Днепра, явился грандиозным пьедесталом для храма.

Город продолжал сильно расти. Обновленные при великом князе Ростиславле Мстиславовиче городовые укрепления становятся тесными, городские посады выходят за пределы, образуя Рачевское, Смядынское и другие предместья.

800 лет тому назад, заботясь о славе своего княжества, Ростислав строит в Заднепровском предместьи церковку Петра и Павла, назначением которой было обслуживание зарубежных гостей и посадских людей, а в конце XII века сын Рости(у1ава Давид, известный своими воинскими походами за Русь, возводит на княжеском подворье у речки Смядыни Михаило-Архангёльскую (Свирскую) церковь, которая должна была затмить своим великолепием княжеские церкви других уделов, возвысить власть князя в ущерб вечевым укладам Смоленского посада и обеспечить ему славу среди иноземных государей и их гостей.

Таким образом, к концу XII века в Смоленске возникают три узловых планировочных точки, вокруг которых укрепляется и разрастается древний город. Мономахов собор был центром верхнего города.

Обнесенный впоследствии собственной кирпичной стеною, собор служил надежной цитаделью внутри смоленской городской крепости — древним смоленским кремлем.

Михаило-Архангельская церковь была своего рода маяком Смоленска. Она встречала иноземных гостей у подступов к городу и служила в то же время (вместе с соседним Борисо-Глебским монастырем) военно-оборонительным форпостом города, который первым останавливал продвижение врагов с запада. Петропавловская церковь выполняла роль приходской церкви Заднепровья, раскинувшегося. слободами вокруг этого небольшого древнего храма.

Сооружение по приказу Бориса Годунова на месте древних укреплений мощной крепостной стены (1596 — 1602 гг.) не изменило уже сложившийся к этому времени план уличной сети города. Смоленск, уплотняясь в своей застройке, продолжал оставаться беспорядочным средневековым городом, с неясно выраженной радиально-кольцевой системой.

Однако, общественная жизнь города уже не ограничивается соборным двором — она переносится на обширную площадь у юго-западного угла городовой стены, называвшуюся — Блонье. Здесь возникает ряд казенных и торговых зданий, окончательно закрепивших значение Блонье, как общественного центра города.

Петр I, посетив Смоленск, остался недоволен направлением главных улиц. По его указанию выпрямляется Большая Благовещенская (ныне Б. Советская) улица, являвшаяся основной магистралью города между Днепровскими и Моло-ховскими воротами. Для этого была пробита стена Троицкого монастыря между собором и колокольней.

Значительное улучшение всей уличной сети производится в порядке реализации генерального плана города, разработанного по указу Екатерины II. При ней закладывается квадрат сада Блонье, образуется плац-парадное место у Королевского бастиона (ныне парк культуры и отдыха), возводится здание городского училища, ряд казенных домов вокруг Блонье и резиденция генерал-губернатора (ныне здание Городского Совета).

В 1818 году вновь разработанный генеральный план Смоленска был утвержден Александром 1 и с тех пор, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, город застраивался по этому плану. В основу его была положена исторически сложившаяся сеть радиально-лолукольцевых улиц с решительным исправлением их около Блонье.

Городские окраины, располагавшиеся к югу и востоку от городовой стены и в Заднепровья, сохранились в прежнем виде. Только несколько новых кварталов в Солдатской и Офицерской слободах были распланированы по прямоугольной системе. Пять парадных улиц вмещали в себя богатую застройку местной буржуазии и несколько крупных казенных зданий, по соседству с которыми ютились мелкие деревянные домики обывателей (в пределах крепостных стен и в Запольи) и трущобные кварталы окраин Заднепровья, Зеленого ручья и Рачевки.

Во второй половине XIX века через северную часть города пролегли три железные дороги: Риго-Орловская (1856 г.), Московско-Брестская (1870 г.) и Рязано-Уральская (1899 г.).

Промышленность города до Великой Октябрьской социалистической революции была развита очень слабо, население составляло 63 тысячи человек.

В годы Советской власти и Сталинских пятилеток город значительно вырос. По переписи 1939 года его население составляло 156,8 тысяч человек.

Промышленность составила одну из важнейших отраслей народного хозяйства. Наиболее крупным предприятием явился льнокомбинат им. А. А. Андреева, а также предприятия деревообрабатывающей, швейной и пищевой» промышленности. Перспективы развития промышленности учитываются генеральным планом города, составленным академиком архитектуры А. В. Щусевым (1926 г.)

Если в дореволюционное время архитектурный силуэт города составляли церкви и буржуазные особняки, то за годы советской власти в нем появляются такие крупнейшие сооружения, как четырехэтажный Дом Советов, башня-коммуна, драматический театр, гостиница, многоквартирные жилые дома. Значительно благоустраиваются улицы, возникают новые сады и парки.

В предвоенные годы под руководством архитектора Н. Г. Кондратенко был составлен новый генеральный проект планировки и реконструкции города. В основе этого проекта было сохранение площади Карла Маркса с драматическим театром и вновь отстроенным Домом Советов в качестве административного центра города. Архитектурно-планировочным ядром, к которому стягивались бы основные магистрали города, должна была служить площадь Смирнова, проектируемая в виде круга. Во исполнение этого проекта были поставлены по кругу гостиница, жилой дом Министерства внутренних дел и кинотеатр.

Но дальнейшее строительство города было прервано Великой Отечественной войной.

В период немецкой оккупации город был превращен в руины. В Смоленске было разрушено и сожжено 6 550 жилых домов (93 процента всего жилого фонда), 26 зданий больниц и амбулаторий, 33 школы, 54 детских садов и яслей, 31 здание высших и средних учебных заведений, 107 промышленных предприятий, две коммунальные электростанции, водопровод, трамвай, бани, два моста через реку Днепр, весь железнодорожный узел.

Но не успели умолкнуть за городской стеной залпы отступающих гитлеровцев, не прекратились еще массовые налеты вражеской авиации, как возвратившиеся в город смоляне взялись за восстановление разрушенного хозяйства. Партия и правительство объявляют восстановление разрушенных городов одной из первоочередных хозяйственно-политических задач.

С первых же дней восстановления среди городских развалин можно было увидеть высокую фигуру академика архитектуры Г. П. Гольца, прибывшего в Смоленск по поручению правительства для составления генерального проекта восстановления и реконструкции города.

В результате почти трехлетнего упорного труда академик Гольц и его помощники создали генеральный план восстановления Смоленска, причем в разработке этого проекта принимали активное участие многие из руководящих и инженерно-технических работников города.

Утверждение генерального плана Смоленска правительством Российской Федерации (май 1946 г.) совпало с началом массового восстановительного строительства, предусмотренного в известном постановлении СНК СССР от J-го ноября 1945 года „О восстановлении пятнадцати старейших русских городов», в списке которых Смоленск по праву назван первым.

Развернувшееся восстановительное строительство 1945 — 48 гг, было проведено в соответствии с установленными генеральным планом правилами застройки города Смоленска.

Рассмотрим основные положения утвержденного генерального плана Смоленска и постараемся представить себе, каким он станет через 10-15 лет, когда генеральный план города будет полностью претворен в жизнь,
Основой развития Смоленска является промышленность и железнодорожный узел. Общий объем ее определяется значительно возрастающим числом занятых в ней трудящихся и увеличивающимся на всех предприятиях выпуском валовой продукции.

Основные промышленные предприятия области размещаются на трех промышленных площадках. На старых местах восстанавливаются и расширяются крупнейшие из существующих предприятий. Вместе с тем, предусматривается создание свободного доступа к берегам Днепра и освобождение подъездов к железнодорожной магистрали. В этих целях проектируется вынос за черту города предприятий, располагающихся среди жилой застройки.

В результате освободятся территории между Днепром и железной дорогой для размещения на них административных и жилых кварталов.

Кроме того создаются еще два новых ’промышленных района на восточной стороне города. В этих районах будут размещаться новые заводы.

Такое размещение промышленности обеспечивает нормальное развитие фабрично-заводского производства, а вынос ряда предприятий за город значительно улучшает санитарные условия города.

Смоленск издавна является местом скрещения нескольких важных железнодорожных путей: на Вязьму—Москву, на Оршу—Минск, на Витебск, на Рославль— Брянск, на Ельню—Сухиничи.

Обслуживание железнодорожного хозяйства будет распределяться между станциями Смоленск-Центральная, Смоленск—Сортировочная, Колодня и Красный Бор. Две последние станции располагаются за чертой города, а поэтому непосредственно на планировку города не влияют.

Пассажирская станция развивается в сторону Днепра. Вокзал будет выстроен западнее Петропавловской церкви, с южной стороны путей. Для транзитных же пассажиров сооружается островной павильон, располагающийся между северным и южным ходами железнодорожных линий. Между вокзалом и павильоном создается тоннельный переход.

Вокзал будет одним из лучших зданий города. Перед его южным фасадом раскинется обширная привокзальная площадь, уходящая к берегу Днепра.

На проектный период предусматривается значительное оживление малого судоходства по Днепру. Рядом мероприятий уровень воды на Днепре у Смоленска значительно повысится. Это позволит ввести в эксплоатацию более крупные суда. Пассажирская пристань создается у Привокзальной площади, замыкая ее пространство у берега.

Кроме того возрастает роль Смоленска, как крупного узла государственных авто-грузовых путей.

Значительно повышается роль Смоленска, как крупного научного й культурного центра. Проектируется дальнейшее развитие существующих и возникновение новых высших и средних учебных заведений. Среди них:

а)    Институты: медицинский, педагогический, учительский, сельскохозяйственный, иностранных языков, гражданского строительства, физкультуры, связи, институт марксизма-ленинизма.

б)    Техникумы: энергетический, связи, финансово-экономический, кооперативный, физкультурный, педагогический, строительный, автодорожный и железнодорожный.

в)    Специальные школы: фельдшерская, зубоврачебная, медицинских сестер, ясельных сестер, музыкальная школа имени Глинки, юридическая, торговая, сельскохозяйственная и профтехническая.

Кроме того будет работать ряд научно-исследовательских институтов, в том числе филиал Всесоюзной Академии наук.

В числе крупных культурно-просветительных учреждений предусматриваются: театр оперы и балета, театр драмы, центральная библиотека, краеведческий музей, детский театр, музей Великой Отечественной войны, Дом пионеров, филармония, цирк, четыре кинотеатра, шесть клубов, дом физкультуры.

В городе будет пять больниц, шесть поликлиник, три родильных дома и станция скорой помощи,

Проектируется равномерное обслуживание населения по всей территории города сетью детских учреждений. Предполагается число школ довести до 50, детских садов до 40 и детских яслей до 35. Магазины, столовые и учреждения коммунального обслуживания (бани, прачечные, парикмахерские) распределяются по всей территории города. Предполагается устройство трех рынков, четырех универсальных магазинов и трех гостиниц.

В городе будет два больших стадиона. Реорганизуется городской парк культуры и отдыха. На территориях Красного Бора, Серебрянки и Вязовеньки создаются пригородные парки со всевозможными атракционами и помещениями для проведения культурно-массовой работы. Специальные места выделяются для строительства дач, санаториев и домов отдыха.
Согласно генерального плана городская территория Смоленска значительно расширяется: к северу город будет расти до района Королевки и речки Вязовеньки; к югу возникнут новые городские кварталы вдоль Рославльского и Киевского шоссе — до берега речки Ясенной; в юго-западном направлении городская черта пройдет по землям совхоза Кловка, а на юго-востоке крайние городские улицы пролягут по полям Поповки.

Общая площадь селитебных территорий составит 2145 гектаров, в том числе под жилыми кварталами—1110 гектаров, под городскими парками и садами — 382 гектара и под улицами и площадями—390 гектаров.

Протяжённость городских улиц по всем направлениям будет около 140 км. (58 гектаров).

Внеселитебные территории будут включать 166 гектаров промышленных площадок, 99 гектаров транспортных земель и 267 гектаров зеленых насаждений (защитные зоны, питомники и т. п.). Пригородные парки — Красный Бор, Серебрянка и Вязовенька — займут более 1500 гектаров.

Ведущая роль в архитектурном облике города сохраняется за трех-четырех этажной застройкой, которая займет около 120 гектаров или 10 процентов от всей селитебной территории города.

Исторический центр в пределах городовой стены, Киевское и Рославльское шоссе, главные улицы и набережные Днепра встанут из руин в виде трех-четырехэтажной застройки. Многоэтажное строительство (в пять-шесть этажей) оформит только наиболее важные ансамбли города: площадь им. Смирнова и обе стороны нового широкого проспекта, прокладываемого от центра города к югу до Киевского шоссе.

Двухэтажные деревянные и каменные дома, в которых будет жить около половины всего населения, плотным кольцом окружат многоэтажную застройку центра, а также расположатся по магистралям и площадям второстепенного значения. Под двухэтажным строительством будет занято около 250 гектаров или 23 процента от всей селитебной территории..

Индивидуальная (усадебная) застройка займет обширные периферийные районы города: Рачевку, Чернушки, Покровку, район Краснофлотской улицы, окраины Киевского, Краснинского и Рославльского шоссе. Каждый застройщик получит усадебный участок от 300 до 600 кв. метров, что вполне обеспечит разведение небольшого сада, огорода и устройство хозяйственного двора. Под индивидуальную застройку проектируется занять более 740 гектаров, что составит 67 процентов всей селитьбы.

Живописные склоны левого берега Днепра будут застроены одноэтажными жилыми домами типа коттеджей. Густая зелень фруктовых садов будет окружать эти особняки.

В связи с использованием некоторых новых территорий для жилья и промышленности, в проекте планировки предусматривается .проведение ряда инженерных мероприятий, направленных на улучшение неудобных земель (борьба с увеличением и возникновением оврагов, предупреждение оползней, осушение заболоченных участков, понижение уровня грунтовых вод и защита от наводнений).

Наиболее крупной проблемой по инженерной организации территории является создание более или менее устойчивого режима Днепра. Для этого в верховьях реки создается система водозаградительных плотин. В результате значительно повысится уровень днепровской воды у Смоленска, будет обеспечена судоходная эксплоатация реки и почти полностью устранится угроза наводнений.

Смоленск имеет резко выраженный рельеф местности. Поэтому ряд новых и уже существующих улиц находится в неудобном для транспорта состоянии. В связи с этим будут проведены значительные работы по созданию нормальных уличных профилей, вполне доступных для эксплоатации любым механическим транспортом.

К таким мероприятиям следует отнести создание двух уровней в начале Б, Советской улицы. От пролома в городовой стене у днепровского моста существующая трасса улицы сохраняется на современном уровне, но немного не доходя до звонницы Троицкого монастыря, она свернет влево на Интернациональную улицу.

Вторая же трасса, начиная от пролома, направляется левее старой, плавно поднимается по склону Соборного холма, затем, выйдя в сторону Б. Советской улицы, пройдет по эстакаде над существующей трассой и у Троицкой звонницы сольется с основным направлением Б. Советской улицы, сохраняющейся без изменения и по генеральному плану.

Этим будет обеспечен плавный подъем любого транспорта с днепровского моста в верхнюю часть города с выходом сразу на две крупнейшие магистрали его — Интернациональную и Б. Советскую улицы.

Для полного обеспечения города электроэнергией и теплом мощность существующей электростанции будет недостаточна. Поэтому предполагается сооружение новой тепло-электростанции.

Архитектурный облик новой электростанции будет создан в соответствии с архитектурой города.

Водоснабжение города осуществляется от артезианских скважин. Водонапорные сети будут проложены равномерно по всей территории города. Средняя суточная норма водопотребления на проектный период принята в 150 литров на человека (в районах многоэтажного строительства), в 90 литров (в районах двухэтажной застройки) и в 50 литров (в районах усадебного строительства). В районах малоэтажного строительства водоснабжение осуществляется через систему водоразборных колонок, в остальных случаях путем квартирных вводов.

Система канализации принята полная и раздельная, т. е. хозяйственно-фекальные стоки обосабливаются от ливневодождевых. Канализованию подвергаются все районы города, за исключением кварталов усадебного строительства, где сохраняется выгребная система очистки. Выпуск очищенных сточных вод производится в р. Днепр в районе впадения речки Кловки, расположенной значительно ниже города.

Внутригородской транспорт осуществляется трамваем, автобусами и троллейбусами. Последние будут обслуживать главные магистрали города.

Все центральные городские улицы покрываются асфальтом, остальные замащиваются камнем. Несколько автострад свяжут Смоленск с важнейшими центрами Советского Союза.

Автор проекта академик архитектуры Г. П. Гольц бережно подходит к сохранению исторически сложившегося общегородского центра. Однако, автор проекта не ставит своей задачей консервацию архитектурно-планировочных приемов, установившихся в Смоленске, а наоборот, беря за основу архитектурные традиции города, принимает ряд планировочных мер, усиливающих эти традиции в сторону художественного обогащения и нового идейного содержания применительно к современным условиям.

Основою основ исторически сложившейся структуры города является умелое использование живописного ландшафта для создания выразительного, только одному Смоленску присущего, архитектурного силуэта.

Многие из славнейших сооружений русского зодчества (от скромных церквей XII столетия до грандиозных зданий советской предвоенной архитектуры) составляют величавую панораму Смоленска.

Даже сейчас, когда город еще далеко не полностью восстановлен, он не утратил художественной выразительности своего архитектурного облика. А пройдут годы — панорама Смоленска значительно обогатится новыми зданиями социалистической эпохи. В органическом сочетании древнейших памятников русской архитектуры с величавыми сооружениями §похн социализма будет заключаться художественная сила архитектуры города.

Против верхнего города, на правом берегу Днепра, раскинулось Заднепровье.

По склонам его холмов — на Шкляной горе, на Покровке, в Садках и на Ямщине уже сейчас видна малоэтажная индивидуальная застройка. Постепенно она обрастет фруктовыми садами и заднепровские холмы станут живописнейшим районом Смоленска.

Многоэтажная застройка сохраняется на Покровской горе, она выйдет к набережной Днепра. На восток вокруг льнокомбината расположатся жилые кварталы текстильщиков, среди них выделится мощной классической колоннадой обновленный фасад железнодорожного клуба им. Андреева. К западу отводятся места для общежитий железнодорожников. Ведущим типом жилых домов будет двух— трехэтажное строительство.

Крупнейшим зданием Заднепровья явится новый пассажирский. вокзал. Около него, ближе к Днепру, раскинется привокзальная площадь с речным вокзалом на берегу. К западу от площади поднимется жилая застройка мясокомбината, к востоку — жилые дома транспортников.

Над обширной рыночной площадью, оставляемой на прежнем месте, будет построено второе крупное здание Заднепровья — Дом колхозника.

В нем — гостиница, театр, кинозал и обширный двор для машин и подвод., От Днепра, в сторону Дома колхозника, будет устроен небольшой канал, по которому груженые товаром суда смогут непосредственно приближаться к рынку, в нем же будут зимовать буксиры, барки, шаланды и лодки.

Расположенная между рынком и вокзалом Петропавловская церковь реставрируется в прежнем виде.

Вблизи церкви сохраняются корпуса электростанции, но их внешняя архитектура значительно обогащается, сливаясь в едином художественном ансамбле заднепровской застройки.

Так будет выглядеть Заднепровье к концу проектного периода, принятого генпланом города в 10—15 лет.

Перебросим взгляд на Б. Советскую, сохраняющую значение главной транспортной улицы города. Несмотря на то, что изменяется ее облик, среди новых зданий послевоенного строительства, можно легко узнать восстановленные дома. Их архитектурный образ по возможности сохранен. Таковы бывший дом Красной Армии, реконструированный под жилье и ряд других жилых зданий. Между ними выстроены новые многоэтажные дома. Среди них — дом с часами. От старой коробки остались только руины. На их месте будет выстроен новый четырехэтажный дом с башнею на углу. А на ее вершине, видимой со всех подъездов, снова засияют циферблаты часов.

Кварталом выше восстанавливается здание Государственного банка. Внешнее оформление его значительно изменяется, приобретая теплые и величавые формы русской классической архитектуры.

Ниже дома с часами, объединяя несколько выгоревших коробок, обновляется фасад нового жилого дома. Его внешний облик идет от возрождения характерных приемов смоленского направления старинной русской архитектуры.

Остальные дома Б. Советской улицы решаются в гармоническом подчинении указанных выше зданий. Архитектура улицы раскрывает идею постепенно нарастающего снизу вверх художественного эффекта. У пролома городовой стены сооружается триумфальная арка в честь Советской Армии — победительницы. От нее расходятся, перекрещиваясь выше собора в двух уровнях, два направления улицы. Новые и восстановленные дома непрерывной чередою поднимаются от Троицкого монастыря к площади Смирнова.

Здесь, у седых камней городовой стены, пространство Б. Советской растекается в переплете нескольких улиц. А уцелевший кусок крепости приобретает новое историческое значение—он превращается в памятник жертвам фашистского террора. От Маховой башни до места Молоховских ворот будет протянут широкий пояс барельефа, на котором изображаются эпизоды героической борьбы русских людей с немецко-фашистскими захватчиками. У конца стены барельеф обрывается — здесь опускаются в глубоком трауре боевые знамена Советской Армии, изваянные из мрамора.

К востоку от места Молоховских ворот протянется широкая лента зелени. С обеих сторон стены восстанавливается Сосновский садик. На вершине Шейновского бастиона будет сооружен легкий павильон-читальня. Дальше по ул. Герцена к Чертову рву, к Заполью уйдет широкая парковая аллея. Северная же сторона улицы обстроится трехэтажными жилыми домами.

У здания кинотеатра начнется детский парк. В его зелени сохраняется маленький домик-музей, в котором в годы гражданской войны останавливался И, В. Сталин. За ним в полной неприкосновенности остается здание историко-этнографического музея, построенное по проекту известных русских художников С. В. Малютина, В. М. Васнецова и смоленской меценатки М. К. Тенишевой. От музея детский парк повернет в сторону Никольских ворот и, проходя по обе стороны городовой стены, выйдет у башни Веселухи к Днепру. На всем протяжении парка сооружаются спортивные площадки и увеселительные аттракционы.

Площадь Смирнова значительно сокращается. От существующих ныне домов по ул. Крупской до здания редакции газеты „Красноармейская Правда» будут выстроены новые многоэтажные дома. Под аркою одного из этих зданий будет пропущена улица Смирнова, превращаемая в частный внутриквартальный проезд.

Академик архитектуры Г. П. Гольц в своем проекте пытается неприкосновенно сохранить прежние направления важнейших магистралей города; Краснинского, Киевского, Рославльского и Московско-Витебского шоссе, Б. Советской, Дзержинской, имени Фрунзе, Ленинской и Магнитогорской улиц.

Административно-планировочный центр города сохраняется за площадью Карла Маркса. Главным зданием площади является восстанавливаемый Дом Советов. Вместо невыразительной. серой коробки будет возвышаться величественное пятиэтажное здание. Русская простота форм, нарядно-торжественный белокаменный портал, четко вырисовывающийся на бордовом фоне, и сдержанность архитектурных деталей ставят это здание в ряд лучших произведений советской архитектуры.

Рядом с ним в прежних формах сохраняется областной театр драмы. Только его грубоватый портик несколько изменяется, приобретая более мягкие формы русской классики. Бордовый фон Дома Советов удачно сочетается с розовыми тонами колоннады театра.

Вдоль выходящей на площадь стены театра, выступающего невстречу Блонье, расположатся гостевые трибуны, а перед ними будет установлен на высоком постаменте бюст Карла Маркса, имя которого носит площадь.

Три двухэтажных дома, расположенные вдоль Блонье, подлежат сносу. Пространство площади значительно расширится и приобретет размеры главной площади большого города. Выступающая при этом непосредственно на площадь зелень сада Блонье получает роль активного декоративного средства.

На месте, где сейчас глухой торец дома, в котором временно размещается Облисполком (в западной стороне площади) будет возведена высокая башня Советов. Эта башня должна создать могучую вертикаль—вершину Смоленска, принимающую на себя роль главенствующего сооружения города. Видимая отовсюду, башня Советов должна выразить в своих архитектурных формах национально-русский характер архитектуры Смоленска и, вместе с тем, ясно раскрыть общественно-демократическую сущность социалистического города.

Ансамбль площади Карла Маркса даст городу художественную выразительность и новую идейную завершенность всей архитектурной композиции Смоленска.

Наряду с бережным сохранением планировочных традиций города Г. П. Гольц принимает ряд решительных мер, благодаря которым создаются предпосылки перехода от прежней структуры города к большим комплексам социалистического Смоленска. Именно такой мерой является создание нового проспекта. Начинается он у центра города и широко расходящимся лучом проходит через садик имени Кутузова к Киевскому шоссе,

В центре города, у сада Блонье, на месте взорванной школы между улицами Малой Пролетарской и Маяковского будет сооружен памятник фельдмаршалу М. И. Кутузову, получившему за победоносные битвы на Смоленщине титул князя Смоленского.

На новом проспекте можно будет увидеть памятник с орлами, передвинутый из Кутузовского садика на центральную ось проспекта Отечественной войны. Этот монумент, сооруженный в день столетия победы над Наполеоном, символизирующий неприступность орлиного гнезда — России, вместе с памятником Кутузову явится лучшей иллюстрацией разыгравшихся на Смоленщине исторических событий Отечественной войны 1812 года.

По обе стороны нового лучевого проспекта будут возвышаться самые высокие дома города в четыре-пять этажей. В них будут размещаться как общественные учреждения, так и жилые кварталы. У места встречи нового проспекта с Краснянским и Киевским шоссе образуется обширная площадь имени Сталина.

На открытом пространстве этой площади сооружается монумент Победы и величественная статуя генералиссимуса Сталина, прозорливая гениальность которого обеспечила в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов победу над немецко-фашистскими захватчиками. С западной и восточной стороны площади симметрично располагаются два больших общественных здания. Судя по эскизам, представленным Г. П. Гольцем, это должны быть очень интересные по архитектуре дома, сочетающие в оформлении фасадов скульптуру и живопись.

От площади имени Сталина проспект Отечественной войны направляется по Киевскому шоссе. Западная застройка шоссе сохраняется в существующем габарите, восточная же сторона значительно расширяется.

Идущий по оси проспекта широкий бульвар должен стать лучшим местом гуляний.

Завершается проспект Отечественной войны ансамблем городского стадиона.

Осуществление обширного лучевого проспекта является весьма долговременным мероприятием, выполняемым постепенно.

Ряд попадающих в пространство луча коробок сохранились после войны в довольно хорошем состоянии. Поэтому Облисполком решил допустить, как временную меру, восстановление некоторых из подлежащих к сносу домов, в том числе коробки здания Городского совета (с каланчей).

Таким образом, в течение ряда ближайших лет уголок около Блонье будет представлен в его довоенном виде. Только памятник Кутузову внесет новое содержание в этот сложившийся строительный комплекс.

Вдумываясь в разработанную Гольцем структуру города, нетрудно раскрыть ее идейно-политическое содержание; у Днепра на месте неуклюжей громады башни—коммуны — статуя Ленина, создателя нового типа государственной власти Советов, организатора партии большевиков; в центре города, на проспекте Отечественной войны, смотря вперед в сторону Ленина, будет возвышаться статуя его великого продолжателя — Сталина, а между ними несколько монументов, поставленных в честь событий двух Отечественных войн (памятник летчикам у входа в Кутузовский садик, памятник с орлами, символизирующий защиту России от наглого галла-Наполеона, памятник Кутузову и другие мелкие монументы).

Переустройство города с проспектом Отечественной войны — это смелая планировочная идея, воплощающая в генеральном плане Смоленска память о величайших событиях истории, в которых роль Смоленска была далеко не второстепенной: в первую Отечественную войну на дорогах Смоленщины решилась судьба Наполеона, а во вторую Отечественную войну у стен Смоленска была развеяна в прах бредовая мысль Гитлера о молниеносной войне.
Смоленск всегда славился своими садами. Генеральный план предусматривает большие работы по озеленению города. Кроме детского парка, идущего вдоль городовой стены от Никольских ворот к Днепру, будут созданы новые парки, сады, бульвары.

На базе Блонье и бывшего Лопатинского сада создается городской парк культуры и отдыха. В каждом районе города будут устроены районные парки, а вдоль городской стены и на Соборной горе, вокруг Успенского собора, возникнет заповедная зеленая зона.

Как в довоенные годы, Смоленск будет утопать в зелени, общая площадь которой в местах общественного пользования достигнет 400 гектаров.
Архитектурно-транспортная выразительность плана достигается проложением концентрических полу кольцевых магистралей, объединяющих в единый городской организм все районы Смоленска.

Одна из них будет опоясывать городские окраины, другая (улицы Дзержинского, Краснознаменная. Студенческая, Соболева, Красногвардейская) пройдет вокруг центральных районов города.

Значительно укрепляется транспортная связь верхней части города с Заднепровьем. Кроме двух существующих мостов через Днепр будет создано еще два: один в районе Рачевки—Крестовоздвиженский путепровод, второй в районе устья реки Дубровники. Последний соединит прямою связью пригородный парк Красный Бор с Краснинским шоссе.

Жизненность генерального плана подчеркивается разработкою конкретных мероприятий по первоочередному восстановлению города.

Прежде всего будут восстановлены поврежденные жилые и общественные здания в центре города. Начнется возведение трех-четырехэтажных домов на пустырях по главным улицам и площадям. Застраиваются районы двухэтажных и индивидуальных домов. Будут полностью благоустроены городской «парк культуры и отдыха, Кутузовский и Сосновский садики, благоустраиваются все городские улицы, на полную мощность восстанавливаются трамвай, водопровод и канализация, реставрируются в своем первоначальном виде памятники и мемориальные доски Отечественной войны 1812 года.

Самыми ближайшими мероприятиями должны явиться восстановительные работы по центральным улицам города: Б. Советской, Б. Пролетарской, Дзержинского, Ленинской и Социалистической.

1946 — 1948 годы явились первыми годами осуществления мероприятий, установленных генеральным планом Смоленска. Многие из жилых домов по Дзержинской, Ленинской, Социалистической и Б. Советской улицам уже восстановлены. Развернуты работы по восстановлению здания Государственного банка и Дома Советов. Широкий размах приняло строительство одно-двухэтажных стандартных домов, усиленным темпом проходит индивидуальная застройка.
На протяжении многовековой истории Смоленску не раз пришлось лежать в руинах, но, сбросив с себя ярмо иноземных захватчиков, он всякий раз возрождался из пепла, становясь еще величественнее и краше.

Послевоенный пятилетний план обеспечивает Смоленску бурное восстановительное строительство. Уже сейчас, в первые годы восстановления, многое сделано по его обновлению. Пройдут немногие годы, и он снова займет одно из почетных мёст в ряду многих русских социалистических городов.

Утвержденный правительством РСФСР генеральный проект восстановления и развития Смоленска—ясная программа, по которой социалистический Смоленск твердой поступью направляется к светлому времени коммунизма.