Статистика:

Search

К содержанию: История русской архитектуры — Краткий курс

Всестороннее изучение архитектурного наследия русского народа имеет огромное значение для теории и практики советской архитектуры, ибо оно есть культурное наследие народа, который, по определению товарища И. В. Сталина, «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза».

В течение своей многовековой истории русский народ создал архитектуру мирового значения. Замечательные памятники русского зодчества служат глубоким, неисчерпаемым источником архитектурного опыта, научных достижений, художественного мастерства и практической мудрости. Из истории русской архитектуры советский зодчий извлекает ценнейшие уроки, помогающие ему создавать подлинно народные и высокохудожественные архитектурные произведения великой сталинской эпохи.

Русская архитектура, как архитектура глубоко прогрессивная, высоко развитая и передовая, никогда не чуждалась художественных и технических достижений других народов, с культурой которых она соприкасалась. Но, осваивая в условиях русской действительности те или иные приемы, русская архитектура ни на одном этапе своего развития не теряла своего национального лица, она творчески перерабатывала только приемлемое, передовое, жизнеспособное. В свою очередь, русская архитектура несла и передавала народам, с которыми находилась в общении, свои достижения, свои оригинальные черты.

Русская архитектура на всем протяжении своей истории была теснейшим образом связана с общим ходом развития русского государства. Поэтому в основу периодизации настоящего курса положена общепринятая периодизация русской истории.

Марксистско-ленинская методология учит, что исторический путь развития зодчества, как и всякого иного явления общественного развития, не может быть понят без связи с изменением экономического базиса, политического устройства и развитием культуры как господствующих, так и угнетенных классов общества. Исходя из этого, задача историка русской архитектуры заключается в первую очередь в том, чтобы уяснить, каким образом развивались ее художественные и конструктивно-технические особенности и как изменялось идейное содержание ее ведущих памятников в связи с общим историческим развитием русского государства.

Критическое изучение русского архитектурного наследства должно прежде всего вскрыть его прогрессивные, реалистические основы, показать и объяснить совершенство, высокую художественность его произведений. Такой подход к освещению истории русского зодчества содействует освоению положительных явлений русской архитектуры прошлых эпох в советской архитектурной практике.

Цель настоящего «Краткого курса истории русской архитектуры» заключается в том, чтобы показать величие русской архитектуры, объяснить ее. национальную самостоятельность, гениальность ее выдающихся зодчих и осветить тот огромный вклад, который внес великий русский народ своим архитектурным искусством в сокровищницу мировой культуры.

Развитие русского искусства в целом, в том числе и русской архитектуры, на всем своем протяжении, в противоположность имевшей место в Западной Европе резкой смене стилей, носило более последовательный и преемственный характер; поэтому этапы его развития не укладываются в схемы, принятые для истории западноевропейской архитектуры. В связи с указанными особенностями развития русского зодчества в настоящем курсе сделана попытка по возможности избегать распространенной стилевой терминологии, созданной западноевропейскими искусствоведами (в большинстве случаев формалистами) и не определяющей художественного содержания русской архитектуры.

В соответствии с требованиями советской науки при составлении настоящего курса необходимо было критически переоценить всю довольно обширную литературу по истории русской архитектуры. Необходимо было отказаться от точки зрения ряда историков, рассматривавших русскую архитектуру, как явление, полностью изолированное в пределах своей страны. Надо было отбросить и точку зрения тех, которые отрицали национальный характер и художественную самостоятельность русского зодчества и весь процесс развития русского искусства рассматривали лишь как постоянную смену различных внешних влияний и заимствований.

В соответствии с марксистско-ленинской наукой о законах развития общества процесс развития русского зодчества, рассматривается в данной работе как неотъемлемая часть общеисторического процесса в конкретных условиях времени, места и форм общественного развития.

Поставив своей задачей написать курс с учетом всех последних достижений советской науки, авторы принимали меры к тому, чтобы все относящиеся к теме открытия и выводы советских ученых, а также обнаруженные за последние годы в архивах новые материалы по истории русской архитектуры нашли в данном труде свое отражение.

Следует отметить, что выполнение поставленных задач встретило значительные затруднения, которые заключались в недостаточной изученности отдельных периодов истории русской архитектуры, в слабой разработке многих теоретических проблем этой области науки. Не вполне изучен вопрос о взаимосвязях русской архитектуры с архитектурой других народов Советского Союза и братских славянских народов. Слабо разработаны вопросы, связанные со значением русского зодчества в общем процессе развития мировой архитектуры, несмотря на несомненную огромную роль русской культуры в развитии культуры мировой. Глубокое изучение этих вопросов является неотложной задачей советских исследователей истории русской архитектуры.

Настоящий курс составлен в первую очередь для студентов архитектурных вузов и факультетов, впервые знакомящихся с историей русской архитектуры. Учебная программа и отводимое учебными планами время для прохождения курса определили объем книги, отбор материала и характер изложения. Составители стремились на основе марксистско-ленинской методологии дать краткое, простое, последовательное и приспособленное к учебной программе изложение сложного исторического процесса развития русской архитектуры от древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Непосредственным продолжением настоящего курса будет служить подготовляемый Академией архитектуры СССР краткий курс истории советской архитектуры, составившей новую эру в развитии архитектуры русского народа.

Включенный в книгу иллюстративный материал содержит фотографии и архитектурные обмеры важнейших памятников и ансамблей русской архитектуры, что делает курс пригодным не только для учебных целей, но и для более профессионального изучения и практического использования в творческой архитектурной практике.

К обсуждению настоящего курса в процессе его подготовки привлекались широкие круги научной и архитектурной общественности, и авторский коллектив приложил все усилия к тому, чтобы в полной мере использовать эту неоценимую помощь. Критические замечания, поправки и пожелания продолжали поступать и тогда, когда книга уже печаталась, поэтому некоторые замечания и исправления не могли быть отражены в тексте по техническим причинам. Наиболее существенные из них указаны в списке исправлений, приложенном к книге, для того чтобы читатели могли внести соответствующие поправки до чтения книги.

Авторский коллектив горячо благодарит всех товарищей, приславших свои критические замечания и пожелания, которые помогли значительно улучшить книгу, и просит преподавателей, студентов и архитекторов после выхода книги сообщать свои замечания и пожелания, которые должны быть учтены в работе над вторым изданием учебника. Авторы рассчитывают на дальнейшую строгую, принципиальную научную критику курса как со стороны специалистов, так и со стороны широкой советской общественности, что в еще большей степени будет способствовать развитию науки об истории архитектуры великого русского народа.

* * *

В работе по написанию Краткого курса истории русской архитектуры принимали участие научные сотрудники Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР, ее Ленинградского филиала и Института истории архитектуры Академии архитектуры УССР.

Научное редактирование текста выполнено Редакционной коллегией в составе действительного члена Академии архитектуры УССР, члена-
корреспондента Академии архитектуры СССР С. В. Безсонова (главный редактор), члена-корреспондента Академии архитектуры СССР А. И. Михайлова, действительного члена Академии архитектуры СССР И. В. Рыльского, члена-корреспондента Академии архитектуры СССР Д. П. Сухова, кандидата искусствоведческих наук М. П. Цапенко и члена-корреспондента Академии архитектуры СССР Е. Г. Чернова.

Глава I «Архитектура восточных славян древнейшего периода», глава II «Архитектура Киевского государства» и глава III «Архитектура периода феодальной раздробленности» написаны членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР Н. И. Бруновым.

Глава IV «Архитектура Московского государства» написана архитектором А. Г. Чиняковым, за исключением разделов, посвященных деревянному зодчеству, написанных доцентом П. Н. Максимовым.

Глава V «Архитектура времени образования Российской империи» написана кандидатом искусствоведческих наук А. А. Кипарисовой.

Глава VI «Архитектура дворянской империи второй половины XVIII и первой половины XIX вв.» написана кандидатом архитектуры А. И. Власюком (XVIII в.) и кандидатом архитектуры А. И. Каплуном (XIX в.).

В научном редактировании V и VI глав принимали участие В. А. Виноград и кандидат искусствоведческих наук А. Г. Цирес.

Глава VII «Русская архитектура второй половины XIX и начала XX вв.» написана доцентом П. Н. Максимовым.

В текст учебника включены доработанные статьи, специально написанные для настоящего курса:

по архитектуре Петербурга — кандидатом архитектуры В. Ф. Шилковым «Архитектура Петербурга петровского времени», А. Н. Петровым «Архитектура Петербурга середины XVIII в.» и «Творчество И. Е. Старова»; доктором архитектуры проф. Г. Г. Г риммом «Архитектура Петербурга второй половины XVIII в.»; кандидатом архитектуры В. И. Пи-лявскнм «Архитектура Петербурга первой половины XIX в.»; кандидатом архитектуры Н. Ф. Хомутецким «Архитектура Петербурга второй половины XIX и начала XX вв.»;

по архитектуре Москвы — В. А. Виноградом «Архитектура Москвы петровского времени»; членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР Е. Г. Черновым «Творчество В. И. Баженова»; архитектором Н. Л. Крашенинниковой «Рядовая жилая застройка Москвы XVIII в.»; кандидатом искусствоведческих наук М. В. Будылиной «Комиссия строения Москвы», «Творчество О. И. Бове», «Творчество Е. Д. Тюрина» (с использованием материалов Т. В. Юровой-Белухиной), а также материалы об архитекторе Легране; Е. А. Белецкой «Творчество Д. И. Жилярди» и «Творчество А. Г. Григорьева»;

по архитектуре провинции — членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР В А. Лавровым «Планировка провинциальных городов XVIII и начала XIX вв.»; архитектором С. Л. Агафоновым «Архитектура провинциальных городов XVIII и начала XIX вв.».

Кроме того при составлении текста V и VI глав использованы некоторые неопубликованные материалы А. И. Михайлова по русской архитектуре XVIII в.

Графические таблицы для учебника разработаны и выполнены под руководством члена-корреспондента Академии архитектуры СССР Д. П. Сухова и кандидата архитектуры Д. В. Ра-зова коллективом научных сотрудников Академии архитектуры СССР, Ленинградского филиала Академии архитектуры СССР и Академии архитектуры УССР в составе; арх. И. В. Эрн, арх. А. М. Харламовой, арх. Н. Л. Крашенинниковой, арх. О. И. Брайцевой, В. Е. Свинарского, арх. С. Л. Агафонова, арх. О. Е. Синдаровского, арх. Г. В. Алферовой, арх. М. В. Першина, А. П. Сосиной, арх. Б. Н. Рахманинова, канд. арх. П. Г. Юрченко, канд. арх. Ю. С. Асеева, канд. арх. В. Ф. Шилкова, арх. Н. Я. Лей-
бошиц, арх. Б. Л. Васильева, арх. А. И. Белорусова и др. В изготовлении таблиц принимали участие студенты Московского архитектурного института и Ленинградского института им. Репина.

Подбор и композиция фотоиллюстраций произведены художником В. Е. Свинарским с участием Е. А. Белецкой.

Научный аппарат книги составлен кандидатом искусствоведческих наук М. В, Будылиной при участии младшего научн. сотрудника В. В. Аховой (список графических таблиц) и арх.

A. Г. Чинякова (краткий словарь специальных терминов и критический обзор литературы в разделе библиографии).

В словаре архитектурных терминов дано объяснение некоторых слов, которых учащийся не встречает в изучаемом им ранее курсе всеобщей истории архитектуры и характерных только для русского зодчества. Все указания на источники, авторство отдельных исследований, обмеров и реконструкций даны в научном аппарате.

Авторский коллектив приносит глубокую благодарность за ценную помощь, оказанную в работе над книгой; академику Б. Д. Грекову, доктору искусствоведческих наук проф. М. В. Алпатову, члену-корреспонденту Академии архитектуры СССР Е. А. Ащепкову, члену-корреспонденту Академии архитектуры СССР Н. Б. Бакланову, архитектору П. Д. Барановскому, доктору исторических наук проф. Н. Н. Воронину, профессору М. К. Каргеру, архитектору Л. А. Петрову, архитектору В. П. Синякову, доктору архитектуры проф. С. А. Торопову, члену-корреспонденту Академии архитектуры СССР А. А. Федорову-Давыдову, члену-корреспонденту Академии архитектуры СССР

B. А. Шкварикову, члену-корреспонденту Академии архитектуры СССР П. В. Щусеву, коллективу научных работников Центральных реставрационных мастерских, а также всем лицам, оказавшим содействие своими советами и указаниями.