Статистика:

Search

К содержанию: История русской архитектуры — Краткий курс

Наши познания об архитектуре восточно-славянских племен на древнейшем этапе их исторической жизни очень ограничены, так как из-за непрочности применявшихся в то время строительных материалов их сооружения до нас не дошли. Тем не менее, мы можем на основании данных археологических раскопок в самых общих чертах представить себе ход развития древнейшего строительства восточных славян.

На ранних ступенях развития зодчества на первый план выступает непосредственная связь строительства с материальными потребностями жизни и природными условиями. Первоначально постройки были результатом чисто практической деятельности человека, и только постепенно, со временем, они поднимаются до уровня произведений искусства.

Не сразу научились славяне использовать разнообразные местные строительные материалы. Строительная техника стояла на низком уровне, соответствовавшем состоянию производительных сил общества. Дерево, земля и глина были почти единственными строительными материалами. Только позднее научились обжигать глину, изготовлять кирпич и употреблять в дело естественный камень.

Наиболее ранним этапом развития зодчества было возникновение городищ — укрепленных поселков. Городища представляли собой маленькие крепости, защищавшие имущество рода от нападения врагов. Отличительным признаком их были опоясывавшие их рвы и земляные валы. Сохранившиеся до наших дней древние городища производят большое впечатление своими мощными валами. Валы были чисто утилитарными крепостными сооружениями, при возведении которых зарождалась монументальная архитектура.

В городищах восточных славян постепенно сложились некоторые особенности, получившие развитие в архитектуре последующих периодов. Необходимость защиты от нападения врагов заставляла восточных славян выбирать для поселения высокие места над реками, по преимуществу высокие берега, выступающие мысом и омываемые рекой и ее притоком. Большое внимание уделялось защите промежутка между рекой и притоком; иногда их соединяли рвом, наполненным водой, благодаря чему городище превращалось в остров. Такими были, повидимому, городище в Старой Ладоге и Гнездовское городище около Смоленска. Необходимость практической связи укреплений и других построек с характером местности обусловила в городищах связь с окружающей природой и свободное расположение построек внутри городищ.

Памятники культуры восточных славян древнейшего периода

Памятники культуры восточных славян древнейшего периода

Древнейшим видом строительства восточных славян, как и других народностей, было сооружение жилищ.

Городище Березняки (стр. 2), находившееся в устье р. Сонохты, около г. Щербакова (б. Рыбинск), относящееся к IV—V вв., с большой долей вероятности можно считать раннеславянским поселением. Археологам удалось восстановить назначение и характер бывших там сооружений. Помимо пяти жилых домов-срубов, там имелись: большое общественное здание с очагом, расположенное в центре города, постройка для хранения общинного хлеба, большой навес, служивший кузницей, специальная постройка для женских работ (прядение, шитье, ткачество) и погребальный домик, в котором складывались останки умерших, сжигавшихся где-то вне поселка. Постройки шли двумя рядами, с улицей посредине. Весь комплекс был огорожен бревенчатой стеной, а у ворот, ведших в поселок, находился общий для всего поселка загон для скота. Население поселка составляло одну большую патриархальную семью, которая вела коллективное хозяйство.

Распад родовых отношений у восточных славян начался приблизительно в IV—VI вв. Жилая архитектура отражает это развитие и процесс образования сельской общины.

Так, на одном из древнейших славянских городищ близ села Боршева на Дону (IX— X вв.) полуземлянки прямоугольной формы были тесно придвинуты одна к другой и соединены переходами, связывавшими жилища отдельных семей в одно общинное жилище. На более позднем этапе существования Боршевского городища (X в.) появились отдельные, не связанные друг с другом полуземлянки — жилища отдельных семей, которые внутри рода приобретали все большую хозяйственную .самостоятельность.

Площадь боршевских полуземлянок составляет 12—18 м2; они были врыты в грунт’ на 0,75— 1 м. Стены делались из бревен, рубленных «в обло», т. е. с выпущенными на углах концами; однако иногда материалом для них служили расколотые тонкие плахи, укрепленные вертикальными стояками или забранные между ними. В углу жилища находилась печь-каменка; кровля была, возможно, двускатной. Около землянок были расположены продуктовые ямы, кладовые, навесы для скота.

На Украине известна группа городищ, подобных Боршевскому. На крупнейшем из них — Монастырище (VIII—IX вв.; стр. 2) — наземная часть полуземлянок была сделана из обмазанных глиной прутьев на каркасе из кольев. Покрытие было, вероятно, односкатным. В углу помещалась глинобитная куполообразная печь с верхним отверстием, топившаяся по-черному. Аналогичны жилые постройки Тимоновской стоянки под Брянском, городищ на Волыни и др.

Если для лесостепного юга характерны полу-земляночные жилища, то на севере уже с IV— V вв. преобладает срубное жилище.

В Старой Ладоге в IX—X вв. складывается тип жилища, по-существу мало отличающийся от обычной русской рубленой однокомнатной бревенчатой избы. Граница между северным и южным типами жилища проходила, вероятно, по средней полосе России — в районе Суздаля и Рязани, где позднее, в XII—XV вв., встречаются и наземные жилища и полуземлянки.

Выдающимися монументальными земляными сооружениями восточных славян были погребальные курганы, которые первоначально служили коллективными родовыми усыпальницами, а позднее, с образованием классового общества, стали местом погребения дружинников и князей. Обычай хоронить в небольших курганах сохранялся в русской деревне до XIV в., а в Новгороде даже до XVI в. Особенно выделяется курган «Черная могила» в Чернигове (стр. 2)    — погребение неизвестного князя,

относящееся к X в., высотой в 11 м; объем его превышал 6000 м3 земли. Такого рода мемориальные курганы представляют собой древнейшие произведения монументальной архитектуры.

Мы располагаем очень немногими данными для суждения о языческих храмах восточных славян, существование которых засвидетельствовано письменными источниками.

Недалеко от Десятинной церкви были откопаны остатки языческого храма, бывшего центральным зданием древнего Киева (стр. 2). Форма этого здания не установлена окончательно, но возможно, что оно было сходно с деревянным языческим храмом XII в. западных славян в Арконе, на одном из островов Балтийского моря (стр. 2). Храм в Арконе представлял собой в плане большой квадрат размером 18 X 18 м, с четырьмя столбами, свободно стоявшими внутри и поддерживавшими кровлю. Между столбами было найдено основание фигуры идола бога Святовита, (которому был посвящен этот храм. Древнее описание храма в Арконе говорит о том, что его наружные стены были покрыты многочисленными ярко раскрашенными резными изображениями. Сходство храма в Арконе с восточно-славянским строительством подтверждается и характерной планировкой городища Арконы, расположенного на высоком мысу и огражденного земляным валом, на котором стояла деревянная стена.

Можно предположить, что наиболее крупные языческие храмы состояли из нескольких деревянных срубов, соединенных между собой. Нередко статуи языческих божеств ставили под открытым небом (стр. 2) или защищали их навесом на четырех столбах.

Во второй половине первого тысячелетия н. э. у восточных славян появляется несколько государственных образований — по днепровское (Куявия), новгородское (Славия), а еще раньше — союз восточных славян под главенством дулебов (VI—VII вв.). Наиболее мощным государством было у восточных славян сложившееся после перечисленных государственных объединений Киевское государство — «империя Рюриковичей» (Маркс).

Архитектура Киевского государства была дальнейшим развитием архитектуры восточных славян предшествующего исторического периода на ноной социально-экономической базе и на
основе нового этапа развития их культуры. Вместе с тем было и существенное качественное различие между этими двумя этапами развития архитектуры восточных славян. Сложение могущественного Киевского государства обусловило качественный скачок в развитии архитектуры.

Только большая, накопленная веками культура восточных славян делает понятным блестящее развитие древнерусской каменной архитектуры X—XI вв. — времени расцвета Киевского государства.