Статистика:

Search

К содержанию: История русской архитектуры — Краткий курс

Во второй половине IX в. сложилось могущественное Киевское государство, охватившее восточно-славянские земли от среднего течения Днепра и Дона до Ладожского озера и от среднего течения Западной Двины до нижнего течения Оки. Основу общественного строя Киевского государства составляла крестьянская община, состоявшая из свободных членов, постепенно закабалявшихся князьями, дружинниками и другими знатными и богатыми людьми. Центрами экономического объединения были возникшие еще раньше города, среди которых особенно выделялись Новгород, Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск и др. Это был период созревания феодальных отношений.

В X в. была принята православная религия, прогрессивная роль которой в ту пору заключалась в том, что она способствовала дальнейшему развитию феодальных отношений, подъему культуры, всех видов искусства и в том числе архитектуры.

Киевское государство достигло зенита своего могущества и культурного расцвета в X и XI вв., при княжении великого князя Владимира (980— 1015 гг.) и его сына Ярослава Мудрого (1019— 1054 гг.). К этому времени относятся древнейшие памятники каменной архитектуры, сохранившиеся до нашего времени в крупнейших городах Киевской Руси. С образованием нового, мощного государства возникло и государственное строительство, крупные масштабы которого далеко превосходят известные нам сооружения предыдущего периода.

Появление частной собственности на землю и зарождение и развитие феодальных отношений сопровождались образованием поселков нового типа, в которых господская усадьба с жилым домом и службами была окружена хижинами смердов и рабов. Постепенно землевладельцы начали укреплять свои дворы, и с течением времени образовались укрепленные усадьбы и города.

С укреплением феодального строя богатое деревянное жилище стало все более увеличиваться в своих размерах, оно усложнялось и постепенно превратилось в богатые хоромы, представлявшие собой комплексы срубов. Наружные стены жилых домов, повидимому, украшались резными узорами и изображениями людей и животных, раскрашивавшимися яркими красками.

Жилые дома феодалов сложились из сочетания нескольких, часто двухэтажных, срубов, поставленных на подклети. К клетям стали прибавлять сени, соединявшие двухэтажные клети друг с другом, причем снизу на сени обычно вели наружные лестницы. В обширных сенях происходили приемы гостей. Особенно выделялись в княжеских дворцах гридницы — большие залы, потолки которых поддерживались свободно стоявшими столбами; гридницы, где стоял княжеский трон, вмещали множество народа, в них собирались дружинники князя.

По сторонам сеней находились жилая половина и неотапливаемая клеть. Так сложилась типичная трехчастная композиция средневекового русского дворца. Часто клеть имела надстройку и выглядела как башня, господствовавшая над дворцом. В таких случаях она называлась повалушей. Впоследствии в дворцовый комплекс стали включать церковь, соединенную с дворцом переходами. Рядом с дворцом находились хозяйственные постройки — погреба, медуши, братьяницы, скотницы, бани, а также конюшни, арсенал и караульное помещение, предназначенное для зависимых от крупного землевладельца мелких дружинников.

Укрепленные поселки-городища стали со временем средоточием ремесел, развитие которых в период, предшествовавший сложению Киевского государства, сыграло большую роль в общем развитии русской культуры. Ремесло и торговля были основными занятиями жителей городов; земледелие на пригородных пашнях, огородничество, разведение домашнего скота, охота, рыболовство представляли собой подсобные занятия. Прикладное искусство рано достигло очень высокого художественного уровня (стр. 2).

Г ород рос вокруг детинца — укрепленного «внутреннего города», в котором помещались княжеский дворец, городская администрация и впоследствии церковные власти.

-Во «внешнем городе», огражденном валом с деревянной стеной на нем и со рвом перед ним (ср. стр. 2), селилось ремесленно-торговое население. За стенами, вне города, образовывалось «предгородие», иногда, по мере дальнейшего роста населения, тоже укреплявшееся.

В крупных населенных пунктах внешний город разделялся на «концы», или отдельные районы; центром городской жизни была торговая площадь — «торг». Районы жилых домов горожан отличались, как показали, например, раскопки в Старой Ладоге, очень большой скученностью. Направление нерегулярных улиц шло радиально в сторону детинца или торга. Внутри города находились обширные дворы дружинников, бояр и богатых купцов, крепко огражденные и представлявшие собой замкнутые комплексы, состоявшие из жилого дома, хозяйственных построек, служб, жилья дворовых людей, челяди и дворов зависимых от феодала ремесленников. Такие дворы заметно выделялись на фоне рядовых построек горожан. Некоторое количество последних жило в деревянных, обмазанных глиной домах типа полуземлянок.

Древнейшие крупные города возникли на речных торговых путях и особенно на главном из них, который соединял Балтийское море с Черным и назывался путем «из варяг в греки».

Города Киевской Руси по своим масштабам, укреплениям и благоустройству ни в чем не уступали и даже превосходили (как, например, в устройстве мостовых, водопровода и т. п.) многие современные им западноевропейские города. Древняя Русь в то время была известна как «страна городов», и иноземцы поражались их богатству, обширности и многолюдству.

Киевское государство складывалось и развивалось в обстановке непрерывной борьбы с окружающими враждебными племенами (хазары, печенеги, половцы и др.), и его города всегда находились под угрозой опустошительных разбойничьих набегов. Поэтому Владимир возвел целую систему укреплений на южной границе Киевского государства для защиты от кочевников.

Наличие развитой деревянной архитектуры, восходящей своими истоками к зодчеству эпохи доклассового общества, составляет характерную черту архитектуры не только восточных, но и западных и южных славян (например, болгар, чехов).

Жилая застройка городов была в основном деревянной, так как дерево не только было наиболее доступным строительным материалом, но и представляло известные преимущества для жилого строительства в связи с суровыми климатическими условиями нашей страны, в особенности в ее северных и центральных областях. Киевское государство располагало высококвалифицированными кадрами архитекторов-плотников и мастеров «градодельцев», т. е. строителей крепостных сооружений.

Величайшей потерей для истории русской архитектуры является полное исчезновение деревянной архитектуры древнейшего периода. Мы знаем о ней только на основании литературных источников. Сведения, которыми мы располагаем, дают основание думать, что у восточных славян деревянное зодчество стояло на высокой ступени развития.

С распространением христианства языческое капище было заменено городским собором, в большинстве случаев деревянным. Можно в общих чертах представить себе тринадцатиглавую дубовую Софию в Новгороде, построенную в 989 г. Она представляла собой группу -из двенадцати высоких деревянных срубов, окружавших центральный сруб.

По литературным источникам и археологическим данным вырисовывается облик типичного архитектурного ансамбля крупного города Киевского государства, окруженного земляными валами и деревянными крепостными стенами, с многочисленными утопавшими в зелени садов и огородов низкими деревянными постройками и полуземлянками горожан и ремесленников. Над жилыми кварталами возвышались деревянные церкви и хоромы знати, окружавшие главное сооружение города — каменный или деревянный собор, простая и величественная архитектура которого отражала идею мощи и величия молодого государства. При защите города от вражеских нападений каменный собор часто служил последним убежищем для жителей города. Так, когда городские укрепления Киева были взяты полчищами Батыя, киевляне заперлись в Десятинной церкви.

Город обычно располагался на возвышенном месте, чаще всего на мысе при впадении одной реки в другую, где обычно ставили его дети-цец. Эта градостроительная традиция, зародившаяся еще в период доклассового общества, развивалась впоследствии в русской архитектуре.

В X в. в городах Киевского государства появились каменные палаты большого размера и монументальной архитектуры, отвечавшие возросшим потребностям знати и князей. Остатков подобных сооружений сохранилось очень мало. Наиболее выдающиеся из известных нам памятников этого рода—несколько каменных дворцовых корпусов, фундаменты которых были откопаны около Десятинной церкви в Киеве, построенные, как предполагается, княгиней Ольгой (середина X в.). Фундаменты сложены на известковом растворе из красного кварцита, доставлявшегося с Волыни. Стены, начиная от уровня земли, были выложены из тонкого кирпича, с широкими слоями цемяночного раствора, чередующегося с рядами красного мелкозернистого песчаника. Эта система кладки была впоследствии принята в церковной архитектуре Киевского государства. Каменные палаты дворца были многокомнатные, двухэтажные, они были соединены друг с другом деревянными частями. Пролет сводов превышал размеры сводов известных нам церковных построек более позднего времени. О богатой внутренней отделке дворцовых корпусов свидетельствуют найденные при раскопках обломки мраморных и шиферных карнизов и дверных наличников, куски мозаик и фресковых росписей, а также целые и битые круглые оконные стекла.

Остатки дворца в Киеве свидетельствуют о замечательном расцвете восточно-славянской архитектуры в ранний период образования Киевского государства. Они дают также некоторое представление о той архитектуре, на основе которой развивалось замечательное каменное церковное зодчество Киевского государства.
Киев времен Ярослава (стр. 9) 1. примерно в шесть раз превосходил площадь города времени Владимира, что показывает необыкновенно быстрый рост столицы за полвека и наглядно отражает рост Киевского государства. Киев был одним из самых больших городов тогдашней Европы, в котором, по свидетельству современ-иика-иностранца, было «более четырехсот церквей и восемь рынков, а народу же неизвестное количество». Окружавшие город валы имели четверо ворот, выложенных из камня; до нас дошли в развалинах главные «Золотые ворота» (1037 г.) — монументальное крепостное сооружение, с шириной проезда, равной 7,5 м. Над воротами находилась церковь, призванная согласно верованиям того времени охранять город от врагов.

Введение в конце X в. принятого от Византии христианства — единой государственной религии, которая должна была заменить разнообразные языческие верования славянских племен, имело большое значение для укрепления идейного, политического и культурного единства вновь созданного государства. Учением о божественном происхождении княжеской власти, оправда нием классового характера общества — его деления на богатых и бедных, эксплоататоров и эксплоатируемых — христианская церковь оказывала идейную и моральную поддержку господствующим классам общества. С развитием церковного и монастырского землевладения сама церковь стала могучей экономической силой внутри складывавшегося феодального государства. В дальнейшем, в течение нескольких столетий, церковь играла значительную роль в развитии русской культуры и способствовала развитию русской монументальной архитектуры.

С принятием христианства началось строительство храмов, представляющих собой самостоятельную русскую переработку византийских
____

1 Перечень зданий, обозначенных на плане Киева X—XI вв. на стр. 9:
1. Город Владимира. /—3. Дворцовые корпуса. 4,. Десятинная церковь. 5. Церковь Василия, б. Церковь Федоровского монастыря. 7. Церковь Андреевскогон монастыря. 8. Церковь Крестовоэдвиженского монастыря. 9. Батыевы ворота. 10. Подольские ворота. 11. Ворота к Боричеву взвозу.
2. Город Ярослава. 12. Софийский собор. 13. Церковь Ирины. 14. Церковь Георгия. /5. Церковь, открытая Милеевым в 1911 г. 16. Дворец. 17. Золотые ворота. 18. Львовские ворота. 19. Лядские ворота. 20. Церковь Михайловская Златоверхая^ 21. Церковь Дмитриевского монастыря. 22. Остатки каменной стены.
3. Копы рев конец. 23. Церковь, раскопанная в 1947 г. 24. Церковь, раскопанная в 1938 г. 25. Церковь

 

прототипов. Связи с Византией осуществлялись через Херсонес и другие византийские города Крыма. Следует также отметить связи архитекторов Киевского государства с Кавказом: планы некоторых церквей Киева, Чернигова и Полоцка напоминают планы церквей в Абхазии. Внутри храмы украшались мозаикой и фресковой живописью, первые образцы которых были выполнены с участием греческих мастеров. Широко развивалась славянская письменность на основе книг, получаемых главным образом из Болгарии.

В древности церковные здания служили не только для совершения различных культовых обрядов, но одновременно были и своеобразными общественными и культурными центрами. При некоторых из них находились библиотеки, здесь переписывались книги и велось летописание, в обширных церковных помещениях выступали ораторы и политические деятели того времени. В церковных зданиях проводились и важнейшие светские, государственные церемонии, как, например, «посажение на стол», присяга новому князю, совещания по важным государственным и церковным делам.

Десятинная церковь. (989—996 гг.; стр. 9), названная так потому, что на ее содержание шла десятая доля княжеских доходов, стояла на центральной городской площади древнего Киева, возле каменных построек великокняжеского дворца. На этой площади были поставлены вывезенные Владимиром из взятого им Корсуня (Херсонеса) античные статуи и бронзовая четверка лошадей.

Раскопки последнего времени показали, что Десятинная церковь была трехнефной крестовокупольной постройкой, с шестью внутренними столбами, расположению которых соответствовало размещение лопаток на наружных стенах, и тремя апсидами алтаря. В XI в. к ней были пристроенй дополнительные нефы.

Основу крестовокупольной архитектурной системы, перешедшей в Киев из Византии, составляет прямоугольник, образованный стенами здания, внутри которого находятся четыре свободно стоящих столба, соединенных друг с другом «и со стенами арками, несущими своды. Четыре столба в центре поддерживают круглый световой барабан с куполом, переходом к которому служат паруса. К центральному квадрату примыкают четыре прямоугольных конца креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, также перекрытые сводами. Вследствие этого выделяется центрическое крестообразное пространство, увенчанное куполом.

Крестовокупольная система распадается на трехнефный и пятинефный варианты; в последнем случае основная ячейка окружена рядом дополнительных помещений. Разновидности трех-нефного крестовокупольного здания составляют его шестистолпный и четырехстолпный варианты. Шестистолпный вариант образуется вследствие некоторого удлинения здания и увеличивает его вместимость. Четырехстолпный вариант отличается своей центричностью.

Устройство фундаментов Десятинной церкви характерно для киевских и черниговских зданий X и XI вв. и первой четверти XII в. Грунт под фундаментами уплотнен рядами часто вбитых свай, поверх которых положены дубовые лежни. На такой подготовке выложен фундамент из валунов, залитых цемяночным раствором, т. е. смесью извести и песка, с прибавлением толченого кирпича. Возможно, что такое устройство фундаментов объясняется тем, что здание строилось мастерами, привыкшими к деревянному строительству. Последние освоили византийскую строительную технику, наиболее передовую в Европе того времени, но внесли в нее существенные изменения, свидетельствующие об их творческой самостоятельности.

Стены Десятинной церкви были выложены кладкой из чередующихся рядов кирпича и камня, типичной для киевских и черниговских зданий X и XI вв. Плоский кирпич, называемый плинфой, в среднем размером 40 X 30 X 3,5 см, имеет форму, близкую к квадрату. Связующим веществом служил цемяночный раствор. Элементы ’этой кладки заимствованы из византийской архитектуры. Однако швы цемянки на поверхностях стен были втрое шире, чем ряды кирпича, один ряд были несколько углублены в стену и Это объясняется тем, что ряды кирпича через закрыты снаружи цемяночным раствором, в результате чего стены были полосатыми, красновато-розового тона. Такая система кладки характерна для киевских мастеров, уже с X в. перешедших на каменное строительство. В Византии кладка со скрытыми рядами кирпича появилась только в конце XI в., под влиянием архитектуры Киевского государства.

В архитектуре Десятинной церкви отчетливо выступает родство с последующими зданиями Киева и Чернигова, глубоко отличающее ее от современных ей произведений византийского зодчества. Компактность плана, прекрасно расчлененного внутренними столбами существенно отличается от сложных византийских планов X—XI вв. Своеобразная система кладки стен и простота очертаний плана Десятинной церкви  противоположны измельченности и вычурности византийских форм X—XI вв. Внутри Десятинная церковь была украшена мозаиками и фресками. Замечательны ее частично сохранившиеся полы, которые представляли собой мозаичный набор из разноцветных кусочков мрамора.

Древнейшим хорошо сохранившимся памятником архитектуры Киевского государства является собор Софии в Киеве (1037 г.; стр. 9, 11 и 309), который был центральным общественным зданием Киева, расширенного Ярославом. Здание, в настоящее время сильно перестроенное и утратившее свой первоначальный наружный вид, стояло в центре города Ярослава, на главной площади, возможно, на пересечении двух главных улиц столицы, соединявших четверо ее городских ворот.

Киевская София была в своем первоначальном виде пятинефным крестовокупольным зданием. Крестообразные столбы, толщина которых равна толщине стен, расчленяют здание на части, образующие в совокупности глубоко продуманную и гармонически уравновешенную композицию. Наиболее высокая центральная крестообразная часть здания, в которую большими арками открываются три главные алтарные апсиды, окружена с трех сторон двухъярусными частями с хорами. Вокруг центрального купола сгруппировано двенадцать малых куполов. Последние, а также цилиндрические своды концов креста ступенями поднимаются по направлению к главному куполу. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочная галерея на крестообразных столбах, верхняя открытая площадка которой расположена на уровне хор. Наружный архитектурный объем Софии в ее первоначальном виде имел расчлененную пирамидальную композицию.

Кладка стен киевской Софии близка к кладке стен Десятинной церкви. Стены здания — кирпичные, полосатые, с прокладками, состоящими из нескольких рядов камня. Несохранившаяся древняя свинцовая кровля была положена прямо на своды, выложенные из кирпича. Переход от квадратного плана к круглому основанию барабана достигнут при помощи парусов, расположенных в углах между четырьмя подкупольными арками. В основании сводов и арок были помещены не дошедшие до нашего времени деревянные связи, поверхности которых были покрыты цветным живописным орнаментом.

Наружные стены были оживлены только живописным рисунком самой кладки, в который вплетались простые орнаментальные кирпичные фризы, а также уступчатыми нишками и отверстиями дверных и оконных проемов. Выступавшие на поверхности стен лопатки, угловые и промежуточные, строго соответствовали расположению внутренних столбов. Вверху лопатки непосредственно переходили в полукруглые обрамления закомар. В интерьере хоры ограждены укрепленными между лопатками столбов и стен крупными монолитными прямоугольными плитами из красного шифера, покрытыми плоским резным орнаментом. Мозаичные полы состояли из разноцветной смальты (стеклянной массы — зеленой, желтой и красной), кусочки которой укладывали на слое цемяночного раствора, так что они образовывали орнаментальные рисунки из треугольных и четырехугольных кусочков, вкомпонованных в круги и ромбы.

Характерный для складывающегося феодального общества рост землевладельческой аристократии нашел свое отражение в той большой роли, которую в интерьере Софии играют хоры (известные также в византийском и романском зодчестве) — обширные помещения второго яруса, предназначенные для князя и придворной знати. Высоко поднятые над полом, хоры занимают большую часть площади здания и открываются мощными, аркадами в центральное пространство храма, увенчанное куполом. Хоры составляли один из главных элементов интерьера общественно-культовых зданий Киевской Руси: они отделяли аристократию от народных низов и создавали парадное место для князя, его семьи и свиты, высоко поднимая их над землей.

Живопись покрывает внутренние стены и своды храма. Русской особенностью является выделение при помощи мозаики центрального купола и главной апсиды. В Софии особенно большую роль играет помещенное в своде главной апсиды, выполненное мозаикой на золотом фоне огромное изображение богоматери, как бы благословляющей людей. Большинство стен занято изображениями различных эпизодов священной легенды, выполненными техникой фресковой живописи. Подчинение живописных изображений архитектурной композиции выразилось в том, что живописные композиции расположены по основным осям здания. Многочисленные композиции чисто орнаментального характера подчеркивают архитектурные линии и плоскости в интерьере.

Сочетаясь с архитектурой в единое гармоническое целое, монументальная живопись Софии пропагандировала религиозные и политические идеи феодального общества, например учение о «божественном» происхождении княжеской власти, среди широких масс народа наиболее доступным и выразительным языком. Следует особенно отметить богатую гамму красок мозаичных изображений, сочетающихся с золотыми фонами.

Интерьер Софии, яркий и радостный благодаря многокрасочному убранству поражал крестьянина и горожанина XI в. своими грандиозными масштабами, роскошью и великолепием, подчеркивал неизменность христианских догматов и тем самым пропагандировал силу класса светской и церковной аристократии. Особой роскошью отличалось внутреннее убранство хор, которые выходили наружу открытой галереей, опоясывавшей здание с трех сторон. Над всем преобладает обширное центральное иодкупольное пространство, залитое светом, насыщенное многокрасочными мозаиками. Низкая мраморная алтарная преграда, состоявшая из колонн, увенчанных капителями, подчеркивала значение центральной апсиды.

Существенную роль играл наружный архитектурный объем киевской Софии, завершавший пирамидальной композицией холмы над Днепром, на которых была расположена центральная часть Киева времени Ярослава, и господствовавший над всей остальной застройкой столицы.

Можно предположить, что наружная композиция Софии сложилась под некоторым влиянием народной деревянной архитектуры. Об этом говорят ее многоглавие, пирамидальность, общее сходство наружного объема с группой деревянных срубов и наружные галереи.

.Зодчим Киевского государства удалось в этом грандиозном произведении в прекрасной художественной форме и с исключительной полнотой создать образ центрального общественного здания столицы «империи Рюриковичей». Собор Софии в Киеве относится к числу выдающихся произведений мирового зодчества.

Во второй половине XI в. древнейшая часть киевской Софии была укреплена с трех сторон полуарками и обстроена обширными дополнительными помещениями, окружившими основное здание, а первоначальная одноярусная открытая галерея получила закрытый второй ярус. Тогда же были построены две лестничные башни, по которым в настоящее время поднимаются на хоры. Интерьеры лестничных башен были расписаны фресками светского содержания, изображающими конские состязания и различные игры около великокняжеского дворца. Живописные изображения были помещены также и на некоторых частях киевской Софии.

Другие постройки Киева, существовавшие в XI в., как, например, церкви Ирины, Георгия и др., фундаменты которых были раскопаны, были пятинефными крестовокупольными зданиями. Это говорит о том, что киевская София не составляет исключения и что уже в XI в. в Киевском государстве существовала высокая самостоятельная архитектурная культура, имеющая всемирно-историческое значение.

После постройки киевской Софии пятинефные храмы были возведены в Новгороде и Полоцке.

София в Новгороде (стр. 13 и 310), была построена в 1045—1052 гг. Расположенный на севере, Новгород был вторым по значению и величине городом Киевского государства (стр. 39) *. София была не первым каменным зданием Новгорода. Возможно, что к XI в. уже сложилась местная архитектурная традиция, получившая свое дальнейшее развитие в последующей новгородской архитектуре.

Как киевская София, новгородская София представляет собой, в своей основной части, пятинефное крестовокупольное здание. Однако она имеет только три апсиды и пять _куполов.

Основное пятикупольное здание было, возможно, вскоре после постройки окружено двухъярусными крытыми галереями, нижние ярусы которых служили усыпальницами. В процессе постройки к храму также была добавлена башня с лестницей на хоры, имевшая крепостное значение, так как она служила дозорной и сигнальной башней новгородского детинца.

Новгородская София отличается от киевской по строительному материалу: в основном она выстроена из камня, и только арки порталов и оконных проемов выложены из кирпича, в то время как своды — частично каменные, частично кирпичные.

К своеобразным конструктивным особенностям новгородской Софии относятся полуарки, подпирающие центральный куб и составляющие, как и в киевской Софии, конструктивную основу двухъярусных наружных галерей, двускатные перекрытия, чередующиеся с цилиндрическими сводами и выступающие на фасадах в виде фронтончиков (прием, перешедший из деревянной архитектуры), и своды в виде

____

1 Перечень зданий, обозначенных на плане Новгорода на стр. 39: 1. Собор Софии. 2. Владычный двор. 3, Церковь 12 апостолов. 4. Зверин монастырь. 5. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 6. Антониев монастырь. 7. Церковь Бориса и Глеба. 8. Церковь Федора Стратялага на Торговой стороне. 9, Ярославово дворище. 10, Церковь Ильи пророка на Славне. 11, Церковь Петра и Павла на Славне. 12. Спасопреображенский собор. 13. Церковь Рождества на поле. 14, Церковь Петра и Павла на Синичьей горе.

 

четвертей цилиндра, выходящие на восточном фасаде в форме полузакомар.

Фрески в интерьере новгородской Софии дошли до нас лишь в немногочисленных фрагментах. Хоры были отделены от центральной части двойными двухъярусными аркадами, отличными от тройных аркад хор Софии киевской.

Центральная пятинефная часть Софии отличается от центральной части киевской Софии своей вертикальностью. Характерную черту новгородского собора составляет большая компактность интерьера и наружного объема, увенчанного прекрасной группой пяти барабанов, что делает здание стройным, собранным и строгим.

Выдающийся своей законченностью и лаконичностью архитек!урный образ новгородской Софии существенно отличается от архитектурного образа Софии киевской. Новгородский собор почти не имеет декоративных деталей, выразительность его архитектуры основана на больших поверхностях стен, расчлененных лишь темными пятнами простых, ничем не обрамленных оконных проемов. Эти особенности новгородской архитектуры сохраняются во всем последующем ее развитии.

Прекрасная архитектура Софии в Новгороде наглядно показывает, что художественное творчество било ключом в Киевской Руси и что уже в это время сложились выдающиеся кадры русских мастеров, искусство которых по глубине своего идейного содержания, по масштабу и величию своих архитектурных образов стояло на более высоком уровне, чем современная им романская архитектура Западной Европы или клонившаяся к упадку архитектура Византии. Собор Софии в Новгороде относится к числу наиболее выдающихся архитектурных сооружений Европы.

Между 1044 и 1066 гг. был построен большой пятинефный Софийский собор в Полоцке, увенчанный семью куполами. Сооружение трех однотипных Софийских соборов в центрах будущих Украины (Киев), Белоруссии (Полоцк) и Великороссии (Новгород) знаменательно как показатель политического и культурного единства этих частей древней Руси.

К этому же времени относится постройка Спасского собора в Чернигове (стр. 15 и 309). Его строителем был черниговский князь Мстислав Удалой, родной брат и соперник киевского князя Ярослава Мудрого, построивший также каменный собор в Тмутаракани (на Таманском полуострове). Точные даты основания и окончания Спасопреображенского собора в Чернигове остаются неустановленными, однако из летописи известно, что в год смерти Мстислава, т. е. в 1036 г., собор был уже воздвигнут на высоту, до которой может достать рукой человек, стоящий на коне.

В XI в. в черниговской архитектуре складывались и развивались свои, местные особенности в общих рамках архитектуры Киевского государства.

Чернигов был в XI в. одним из центров Киевского государства, живописно расположенным на берегу р. Десны. Черниговский собор был представителем типа центрального здания небольшого города. В его простом и компактном плане шестистолпной (пятиглавой) крестовокупольной церкви получила дальнейшее развитие система Десятинной церкви.

Хоры занимали в черниговском соборе не только западную часть здания, но и боковые нефы. Их отделяли величественные двухъярусные тройные аркады, арки нижнего яруса которых с северной и южной сторон покоятся на четырех мраморных колоннах, ныне скрытых под кирпичной обкладкой.

В архитектуре черниговского собора, в настоящее время искаженной позднейшими перестройками, мы наблюдаем массивность наружного объема, уменьшение величины оконных проемов, пристройку к западному членению северного фасада круглой лестничной башни, выполнявшей также функции дозорной и сигнальной вышки (вторая, симметричная ей башня была пристроена в позднейшее время, на ее месте находилась в XI в. крещальня).

В середине XI в. начинается распад Киевского государства, хотя Владимиру Мономаху (1113—1125 гг.) удавалось еще при помощи решительных и крутых мер сохранять единство Киевской Руси. Тем не менее, все это время идет непрерывный процесс развития феодального хозяйства и процесс экономического и политического роста городов, ставший новыми центрами отдельных земель Киевского государства и боровшихся за свое самостоятельное и независимое от Киева существование. Однако киевская культура остается общим источником, на основе которого развиваются местные особенности культуры отдельных земель. Этот процесс дальнейшего развития и обогащения единой в своей основе культуры может быть отчетливо прослежен по сохранившимся памятникам Киева и Новгорода.

Важной вехой в развитии киевского зодчества и общерусской архитектуры была Великая Успенская церковь Киево-Печерского монастыря (1073—1089 гг.; стр. 15), оказавшая большое влияние на дальнейшее строительство в различных русских землях. Это сооружение, взорванное фашистскими варварами в 1941 г., по своему архитектурному типу довольно тесно примыкало к Десятинной церкви. Оно стало родоначальником типа русского храма периода феодальной раздробленности. Его размеры, более скромные, чем размеры рассмотренных нами Софийских соборов, оказались более подходящими для культового строительства в княжеских вотчинах, в городских и монастырских центрах различных земель Киевского государства. Но шестистолпный план здания был слишком велик для небольших городов и монастырей, почему в XII в. перешли на четырехстолпную систему. Над украшением церкви Печерского монастыря живописью работал вместе с другими мастерами знаменитый русский живописец Алимпий.

Над воротами Печерского монастыря, построенными около 1106 г., поставлена квадратная четырехстолпная церковь — наиболее ранний пример применения этой системы. Она представляет собой простой и очень компактный массив без апсид, который первоначально был связан с монастырской крепостной стеной.

От церкви Спаса на Берестове (стр. 309), расположенной около Печерской лавры, сохранилась только ее западная реставрированная часть. Последняя выложена типичной киевской кладкой начала XII в., в которой почти отсутствует камень и господствует кирпичная кладка со скрытыми рядами. В этой трехнефной шести-столпной крестовокупольной церкви был впоследствии похоронен основатель Москвы — Юрий Долгорукий.

Заключительный этап развития архитектуры Киевского государства представлен величественной и своеобразной архитектурой Новгорода первой четверти XII в. Новгород играл важнейшую роль северо-западного форпоста в обороне Киевского государства от немецко-шведских соседей, в связи с чем в начале XII в. была предпринята коренная реорганизация всей оборонительной системы города. Около 1116 г. был значительно расширен новгородский детинец, а Старая Ладога первым из русских городов получила каменные стены (стр. 39). Тогда же был сооружен Николо-Дворищенский собор (1113 г.; стр. 311) в качестве центрального здания Торговой стороны города. В 1117 г. была начата постройка собора в Антоньевом монастыре — укрепленном форпосте Новгорода с севера (стр. 311), а в 1119 г. — собора в Юрьевом монастыре (стр. 13 и 311), таком же форпосте с юга.

Архитектура этих выдающихся памятников древнерусского зодчества все еще отражает идею величия Киевского государства, несмотря на то, что они были созданы накануне его распада. По своей архитектуре эти три новгородских собора тесно связаны друг с другом. Это породило предположение, что все они построены крупнейшим новгородским зодчим этого времени — мастером Петром, гениальным создателем собора Юрьева монастыря, самого выдающегося из этих зданий.

Все три здания являются шестистолпными в плане, развивающими известный уже нам киевский тип, представленный собором Печерского монастыря. Бывший превоначально пятиглавым, Николо-Дворищенский собор (названный так потому, что он выстроен на «Ярославовом дворище», где находился княжеский дворец) противостоит Софии на противоположном берегу Волхова.

В монастырских соборах развивается очень своеобразная и эффектная трехглавая композиция, связанная с пристройкой к основному кубу здания башни, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Наиболее проста, величественна и монументальна архитектура собора Юрьева монастыря, представляющая собой второе по величине после Софии здание Новгорода. Он имеет квадратную в плане башню, фасад которой продолжает западный фасад собора, значительно его увеличивая. Уступчатые нишки наружных стен (свидетельствующие, так же как и включение кирпича в кладку каменных стен, о связи с киевским зодчеством) зрительно увеличивают масштаб сооружения. Строгость и простота архитектурных объемов удачно сочетаются с элементом живописности, который вносится башней, связанной с главным объемом здания при помощи асимметрично размещенных трех глав. Широкий, просторный новгородский пейзаж служит прекрасным фоном для простой и суровой архитектуры собора, расположенного на берегу многоводного Волхова.

Зодчие Киевского государства заложили, основы русской монументальной каменной архитектуры и создали ее первые замечательные произведения. Развивая древнеславянские градостроительные принципы, они разработали архитектурный тип русского города, сложившегося вокруг детинца, и центрального общественнокультового сооружения. Они не только быстро освоили передовую для того времени византийскую строительную технику, но и значительно строительного искусства. То же самое можно обогатили ее новыми и своеобразными приемами отметить и в отношении выработки самостоятельных архитектурных приемов в композиции и плановом построении крупных общественнокультовых зданий. Первоначальный византийский тип крестовокупольного здания получил в архитектуре Киевского государства глубокую и своеобразную творческую переработку, свидетельствующую о большой художественной культуре мастеров Киевской Руси.

Киевское государство окончательно сплотило разрозненные славянские племена восточной Европы и создало благоприятные условия для их творческого и культурного развития. Блестящий экономический и политический расцвет Киевского государства в IX—XI вв. сделал возможным быстрый расцвет каменного зодчества и обеспечил те выдающиеся достижения, которыми отмечена творческая деятельность архитекторов этого времени.

Архитектура господствующего класса в Киевской Руси, тесно связанная с государственными задачами, создавалась артелями мастеров, вышедшими из народных низов, и выражала прогрессивные идеи единства восточно-славянских земель. Этим объясняется то выдающееся место, которое лучшие архитектурные памятники Киевского государства занимают не только в архитектуре средневековой Европы, но и в сокровищнице мировой архитектуры.

Следует особенно подчеркнуть основные прогрессивные черты архитектуры Киевской Руси, получившие дальнейшее развитие в архитектуре Московского государства. К ним в первую очередь относятся сложение города на основе радиально-кольцевой системы плана, переход к обширному строительству каменных зданий и появление монументальной архитектуры большого масштаба. Все это стало возможным только после объединения восточных славян в мощном государстве.

Памятники архитектуры Киевского государства величественны и значительны потому, что они выражают передовые народные идеи.